- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методические рекомендации для организации внеурочной деятельности
Методические рекомендации для организации внеурочной деятельности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Калягина Т.Н. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Организация внеурочной деятельности обучающихся
В нашей стране основу образования составляет классно-урочная система, при которой обязательно единство класса ( как группы людей) и урока ( как временного отрезка). Следовательно, внеурочную деятельность можно считать и внеклассной.
Внеклассную работу можно разделить на два типа
-
Внеклассная работа с учащимися, отстающими то других в изучении программного материала (дополнительные занятия после уроков)
Цель: своевременная ликвидация (предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу. Данная работа должна носить ярко выраженный индивидуальный характер.
Рекомендации:
-
-
Занятия целесообразно проводить с небольшими группами отстающих (3-4 человека). Группы должны быть достаточно однородны как с точки зрения пробелов в знаниях, так и с точки зрения обучаемости
-
Следует максимально индивидуализировать занятия. Например, заранее приготовить каждому индивидуальные задания, оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому.
-
Занятия целесообразно проводить не чаще 1 раза в неделю, сочетая эту форму с домашней работой по индивидуальному плану.
-
После повторного изучения того или иного раздела на дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль с выставлением отметки по теме.
-
Дополнительные занятия, как правило, должны иметь обучающий характер. При проведении занятий полезно использовать варианты самостоятельных или контрольных работ, тесты.
-
Учителю необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся, изучать типичные ошибки, допускаемые при изучении той или иной темы.
-
-
Вторым типом внеклассной работы является работа с учащимися, проявляющими к изучению информатики повышенный интерес и способности.
Данный тип является внеклассной работой в традиционном понимании. Внеурочная деятельность является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.
Задачи внеклассной работы на современном этапе развития школы:
-
Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к информатике и её приложениям
-
Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу
-
Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой
-
Расширение и углубление представлений учащихся р культурно-исторической ценности информатики, о роли ведущих ученых в развитии мировой науки
-
Осуществление индивидуализации
-
Разностороннее развитие личности
Условно можно выделить следующие виды внеклассной работы:
-
Индивидуальная работа - работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением, подготовкой докладов, рефератов, подготовка к олимпиадам
-
Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом. Это - факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы
-
Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. Это - научно-практические конференции, недели информатики, олимпиады, конкурсы, соревнования…
На практике все эти три вида внеурочной работы тесно связаны друг с другом
Необходимо отметить, что внеклассная работа должна организовываться не только в информатико - математическом профиле. Например, в гуманитарном профиле внеклассная работа по информатике рекомендуется для тех учащихся, которые ещё не совсем определились кому информатика интересна, для тех кто будет поступать в ВУЗы, где требуется элементарная подготовка по информатике.
Рассмотрим некоторые распространённые виды внеклассной деятельности.
Слово «факультативный» означает «необязательный» , предоставленный собственному выбору. Условно факультативы можно разделить на 3 вида:
-
Предназначенные для повышения уровня по предмету, они тесно связаны с основным курсом информатики
Главная задача - углубить знания, полученные на уроке. На таких факультативах уделяется большое внимание вопросам школьной программы.
-
Факультативы, которые дополняют знания, получаемые на уроках.
Основная цель - расширение знаний. На таких факультативах особое внимание уделяется темам, которые обычно не входят в школьную программу, в том числе рассматриваются методы решения олимпиадных задач.
-
Спецкурсы.
Основная цель - рассмотрение некоторых важных тем, отсутствующих в основном курсе. Задачи спецкурсов те же, что и факультативов, но они имеют и некоторые отличия.
-
Продолжаются они триместр или семестр
-
Тема предлагается для рассмотрения одна
-
Темы спецкурсов постоянно меняются
Кружки по информатике.
Кружок - основная форма внеклассной работы с учащимися 5-6 классов. С 7 класса их заменяют факультативы. Основные задачи проведения кружковых занятий:
-
Привитие интереса учащихся к информатике
-
Углубление знаний
-
Развитие кругозора, мышления, исследовательских умений
-
Воспитание настойчивости, инициативы
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Кружки могут быть организованы как для хорошо успевающих, так и для всех желающих. Они могут быть с секциями, уровнями. В кружок могут объединяться учащиеся одного класса, параллели. Занятия могут проводиться при любом числе учащихся, лучше, если учащихся не менее 5, но и не более 15. На первых занятиях надо выработать своеобразный Устав (права и обязанности членов кружка), выбрать старосту, также кружок может иметь своё название, эмблему, девиз ( если пожелают члены).
Занятия проводятся 1 раз в 1-2 недели. Продолжительность занятия для 5-6 классов 45 минут. Начинать работу кружка лучше с середины сентября или с 1 октября, а завершить в конце апреля. В течении года кружковые занятия должны увязываться с другими формами внеклассной работы. В каникулы предметные кружки проводить не рекомендуется.