- Преподавателю
- Классному руководителю
- Авторская разработка программы по Краеведению
Авторская разработка программы по Краеведению
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рахманова И.Е. |
Дата | 28.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
«Краеведение»
2»В» класс. Учитель: Рахманова И. Е.
Пояснительная записка к программе краеведение
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны.
В ходе этого курса учащиеся познакомятся с историей Калининградской области, растительным и животным миром, водными ресурсами региона. Узнают так же о полезных ископаемых, экологическом здоровье края, о памятниках истории и культуры, а так же совершат заочные путешествия по основным городам Калининградской области.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
2. Цели и задачи программы.
Цели:
- формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае;
- изучение истории города Калининграда, Калининградской области, его искусства через судьбы знаменитостей города: писателей, художников, архитекторов и т. д.; создание условий для духовно - ценностной и практической ориентации ученика в городе; содействие в развитии ребёнка и в достижении им определённого уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры находящихся под охраной Юнеско.
- пробудить познавательный интерес к городу и его природной среде;
- привлечь внимание учащихся к экологической проблеме края.
Задачи:
Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему;
Формирование представлений о специфике города и необходимости грамотного взаимодействия человека с городом, об уникальности и неповторимости города; о важной роли горожан в создании, развитии сохранении города и его культурного наследия;
Развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа);
Формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.
Организация достижения целей:
Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;
Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).
При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:
События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
Представлять учащимся возможность совершать маленькие "открытия", привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.
3. Методы и формы работы.
Для облегчения понимания материала детьми в процессе обучения предлагаются игровые формы.
На занятиях применяются различные формы деятельности: викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра, конференция и т.д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять, делать свои выводы.
Занятия предусматривают получение знаний не только на специальных занятиях внеурочной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий и нацелено на общее развитие ребят, на развитие наблюдательности, внимания.
4. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы
Личностные универсальные учебные действия:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.
Что должны знать учащиеся к концу курса:
- где расположена наша область, какие полезные ископаемые, растении, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю области, названия городов области, их местонахождение, историю родного города, его достопримечательности, основные экологические проблемы края и способы их решения, что такое заповедные зоны региона, на примере Куршской косы.
Список используемых источников:
-
Амозова Е.Е. Перспективы развития Виштынецкого рекреационного района. - Калининград, 2001.
-
Баринова Г.М Эколого-географический предпосылки создания Виштынецко-Сувалской охраняемой территории. // Экологические проблемы Калининградской области и Юго-Восточной Балтики: Сб. науч. тр./ Калинингр. ун-т.- Калининград, 1999. - С.25-30.
-
Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А., Охраняемые природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваторы: Справочник. - М.: Агропромиздат, 1985.
-
Вуаулина В.Д. Наш край: Калининградская область.: Пособие по краеведению для среднего школьного возраста. - Калининград: Янтарный сказ, 1998.
-
Виштынецкое озеро: природа, история, экология.: научное издание/ В.В. Орленок; Калининградский государственный университет., - Калининград, Издательство КГУ, 2001.
-
Государственный Комитет по охране окружающей среды Калининградской области 1988-1998: Научное издание/ Госкомэкология РФ. - Ольштын: Варминска, 1998.
-
Заповедники и национальные парки России. - М.:ЛОГАТА, 1998.
-
История западной России: Рабочая тетрадь для школьников. 6-7 классы / Сост. Г,В, Кретинин, Под ред. Клемешева. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
-
Краснов Е.В. Экология Калининградской области: Учебное пособие.- Калининград: Янтарный сказ, 1998.
-
Кретинин Г.В. История западной России : Учебник. 6-7 классы/ Под редакцией А,П, Клемешева. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
-
Куршская коса - Государственный природный национальный парк. / Дарьялов А.П., Справочное издание, Калининград: Калининградская правда, 1994.
-
Куршская коса: растения на песке / Алянскене С., Справочное издание. - Клайпеда: Спаудос практика, 2001.
-
Литвин В.М., Дедков В.П. Природные ресурсы Калининградской области. - Калининград: Янтарный сказ, 1999.
-
Памятники природы и другие особо охраняемые территории Калининградской области.: очерки природы/ В.М. Литвин, Справочное издание. - Калининград: Калининградская правда, 2003.
-
Потемкина Т.А., Тамбовкина Т.Ю. Немецкий язык: от простого к сложному: учебное пособие кн. 1. - Калининград: Янтарный сказ, 1998.
-
Схема охраны природы Калининградской области./ Цыбин Ю.А.- Калининград: Издательство TENAX MEDIA, 2004.
-
Хупфер П. Балтика - маленькое море, большие проблемы / Перевод с нем. - М,, Гидрометеоиздат, 1982.
Календарно-тематическое планирование по курсу краеведения
№ урока
Тема урока( дата)
Кол-во уроков
Оборудование
Домашнее задание
Программное содержание
1
Где расположена наша область? Как найти ее на карте?
2
Карта запада России, карта калининградской области, дополнительная литература, доска.
Уметь найти и показать область на карте,
Познакомить учащихся с особенностями Калининградской области, научить находить ее на карте
2
Немного истории.
2
Презентация мультимедиа, дополнительная литература.
Составить историческую справку - схему.
Предоставить учащимся краткую историческую справку края.
3
«Таинственная жизнь крепостей». (библиотека)
2
Презентация мультимедиа, фотографии, дополнительная литература.
Дать сравнительную характеристику замков области и Польши.
4
Балтийское море - наше сокровище.
2
Изображения балтийского моря, фотографии, карта-схема побережья, дополнительная литература, доска. Презентация мультимедиа.
Нарисовать море, написать о своем отношение к морю.
Познакомить учащихся с особенностями и значением Балтийского моря
5
Почвы области, какие они?
2
Презентация мультимедиа. Карта области, дополнительная литература.
Информация.
Дать представление о почвах области, рассказать, что на них растет.
6
Куршская коса(экскурсия)
2
Изображения балтийского моря, фотографии, карта-схема побережья, дополнительная литература.
Информация о животных и растениях косы (индивидуальные задания).
Совершить экскурсию на косу, познакомить с ее особенностями.
7
Флора и фауна Куршской косы.
2
Презентация мультимедиа, фотографии, дополнительная литература.
Дать представление о животных и растениях косы.
8
Видео викторина. «Что мы узнали о нашем крае?»
2
Иллюстрации,
Презентация мультимедиа.
Проверить уровень усвоения знаний.
10
Животный мир.
2
Презентация мультимедиа. иллюстрации леса, фотографии животных, доклады.
Интересная информация
Дать представление о животных области. .
11
Растительный мир области.
2
Карточки дополнительная литература, иллюстрации, Презентация мультимедиа
Интересная информация
Познакомить с растениями края.
12
Реки нашего края. Река
2
Презентация мультимедиа. Карта области, дополнительная литература.
Нанести на карту реки. Индивид. Зад.
Дать представление о реках региона и их значении, учить работать с картой.
13
Озера области. Озеро Виштынец
2
Презентация мультимедиа. Карта области, фотографии озер, иллюстрации Виштынецкого озера.
Индивидуальные задания
Познакомить учащихся с видами озер, с особенностями оз. Виштынец, учить работать с картой.
14
Практическое занятие. Работаем с картой.
2
Карты, дополнительная литература.
Продолжать учить работать с картой.
15
Что еще мы знаем? Урок - обобщение.
2
Презентация мультимедиа .Дополнительная литература, фотографии, иллюстрации.
Повторение
Закрепить изученный материал.
16
Урок - игра. «Брей - ринг».
2
Презентация мультимедиа. Раздаточный материал: карточки, кроссворд
Проверить уровень усвоения знаний.