Авторская разработка программы по Краеведению

. Цели и задачи программы.    Цели: -формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае; - изучение истории города Калининграда, Калининградской области, его искусства через судьбы знаменитостей города: писателей, художников, архитекторов и т. д.; создание условий для духовно – ценностной и практической ориентации ученика в городе; содействие в развитии ребёнка и в достижении им определённого уровня образованности; способствовать формир...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Рабочая программа


«Краеведение»

2»В» класс. Учитель: Рахманова И. Е.







Пояснительная записка к программе краеведение

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны.

В ходе этого курса учащиеся познакомятся с историей Калининградской области, растительным и животным миром, водными ресурсами региона. Узнают так же о полезных ископаемых, экологическом здоровье края, о памятниках истории и культуры, а так же совершат заочные путешествия по основным городам Калининградской области.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

2. Цели и задачи программы.

Цели:

- формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае;

- изучение истории города Калининграда, Калининградской области, его искусства через судьбы знаменитостей города: писателей, художников, архитекторов и т. д.; создание условий для духовно - ценностной и практической ориентации ученика в городе; содействие в развитии ребёнка и в достижении им определённого уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры находящихся под охраной Юнеско.

- пробудить познавательный интерес к городу и его природной среде;

- привлечь внимание учащихся к экологической проблеме края.


Задачи:

Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему;

Формирование представлений о специфике города и необходимости грамотного взаимодействия человека с городом, об уникальности и неповторимости города; о важной роли горожан в создании, развитии сохранении города и его культурного наследия;

Развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа);

Формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.

Организация достижения целей:

Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;

Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).

При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:

События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;

Представлять учащимся возможность совершать маленькие "открытия", привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;

Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.

3. Методы и формы работы.

Для облегчения понимания материала детьми в процессе обучения предлагаются игровые формы.

На занятиях применяются различные формы деятельности: викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра, конференция и т.д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять, делать свои выводы.

Занятия предусматривают получение знаний не только на специальных занятиях внеурочной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий и нацелено на общее развитие ребят, на развитие наблюдательности, внимания.

4. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.

На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы


Личностные универсальные учебные действия:

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.


Что должны знать учащиеся к концу курса:

- где расположена наша область, какие полезные ископаемые, растении, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю области, названия городов области, их местонахождение, историю родного города, его достопримечательности, основные экологические проблемы края и способы их решения, что такое заповедные зоны региона, на примере Куршской косы.


Список используемых источников:



  1. Амозова Е.Е. Перспективы развития Виштынецкого рекреационного района. - Калининград, 2001.

  2. Баринова Г.М Эколого-географический предпосылки создания Виштынецко-Сувалской охраняемой территории. // Экологические проблемы Калининградской области и Юго-Восточной Балтики: Сб. науч. тр./ Калинингр. ун-т.- Калининград, 1999. - С.25-30.

  3. Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А., Охраняемые природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваторы: Справочник. - М.: Агропромиздат, 1985.

  4. Вуаулина В.Д. Наш край: Калининградская область.: Пособие по краеведению для среднего школьного возраста. - Калининград: Янтарный сказ, 1998.

  5. Виштынецкое озеро: природа, история, экология.: научное издание/ В.В. Орленок; Калининградский государственный университет., - Калининград, Издательство КГУ, 2001.

  6. Государственный Комитет по охране окружающей среды Калининградской области 1988-1998: Научное издание/ Госкомэкология РФ. - Ольштын: Варминска, 1998.

  7. Заповедники и национальные парки России. - М.:ЛОГАТА, 1998.

  8. История западной России: Рабочая тетрадь для школьников. 6-7 классы / Сост. Г,В, Кретинин, Под ред. Клемешева. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.


  1. Краснов Е.В. Экология Калининградской области: Учебное пособие.- Калининград: Янтарный сказ, 1998.

  2. Кретинин Г.В. История западной России : Учебник. 6-7 классы/ Под редакцией А,П, Клемешева. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

  3. Куршская коса - Государственный природный национальный парк. / Дарьялов А.П., Справочное издание, Калининград: Калининградская правда, 1994.

  4. Куршская коса: растения на песке / Алянскене С., Справочное издание. - Клайпеда: Спаудос практика, 2001.

  5. Литвин В.М., Дедков В.П. Природные ресурсы Калининградской области. - Калининград: Янтарный сказ, 1999.

  6. Памятники природы и другие особо охраняемые территории Калининградской области.: очерки природы/ В.М. Литвин, Справочное издание. - Калининград: Калининградская правда, 2003.

  7. Потемкина Т.А., Тамбовкина Т.Ю. Немецкий язык: от простого к сложному: учебное пособие кн. 1. - Калининград: Янтарный сказ, 1998.

  8. Схема охраны природы Калининградской области./ Цыбин Ю.А.- Калининград: Издательство TENAX MEDIA, 2004.

  9. Хупфер П. Балтика - маленькое море, большие проблемы / Перевод с нем. - М,, Гидрометеоиздат, 1982.




Календарно-тематическое планирование по курсу краеведения



№ урока

Тема урока( дата)

Кол-во уроков

Оборудование

Домашнее задание

Программное содержание


1

Где расположена наша область? Как найти ее на карте?

2

Карта запада России, карта калининградской области, дополнительная литература, доска.

Уметь найти и показать область на карте,

Познакомить учащихся с особенностями Калининградской области, научить находить ее на карте

2

Немного истории.

2

Презентация мультимедиа, дополнительная литература.

Составить историческую справку - схему.

Предоставить учащимся краткую историческую справку края.

3

«Таинственная жизнь крепостей». (библиотека)

2

Презентация мультимедиа, фотографии, дополнительная литература.

Дать сравнительную характеристику замков области и Польши.

4

Балтийское море - наше сокровище.

2

Изображения балтийского моря, фотографии, карта-схема побережья, дополнительная литература, доска. Презентация мультимедиа.

Нарисовать море, написать о своем отношение к морю.

Познакомить учащихся с особенностями и значением Балтийского моря

5

Почвы области, какие они?

2

Презентация мультимедиа. Карта области, дополнительная литература.

Информация.

Дать представление о почвах области, рассказать, что на них растет.

6

Куршская коса(экскурсия)

2

Изображения балтийского моря, фотографии, карта-схема побережья, дополнительная литература.

Информация о животных и растениях косы (индивидуальные задания).

Совершить экскурсию на косу, познакомить с ее особенностями.

7

Флора и фауна Куршской косы.

2

Презентация мультимедиа, фотографии, дополнительная литература.

Дать представление о животных и растениях косы.


8

Видео викторина. «Что мы узнали о нашем крае?»

2

Иллюстрации,

Презентация мультимедиа.

Проверить уровень усвоения знаний.


10

Животный мир.

2

Презентация мультимедиа. иллюстрации леса, фотографии животных, доклады.

Интересная информация

Дать представление о животных области. .

11

Растительный мир области.

2

Карточки дополнительная литература, иллюстрации, Презентация мультимедиа

Интересная информация

Познакомить с растениями края.

12

Реки нашего края. Река

2

Презентация мультимедиа. Карта области, дополнительная литература.

Нанести на карту реки. Индивид. Зад.

Дать представление о реках региона и их значении, учить работать с картой.

13

Озера области. Озеро Виштынец

2

Презентация мультимедиа. Карта области, фотографии озер, иллюстрации Виштынецкого озера.

Индивидуальные задания

Познакомить учащихся с видами озер, с особенностями оз. Виштынец, учить работать с картой.

14

Практическое занятие. Работаем с картой.

2

Карты, дополнительная литература.

Продолжать учить работать с картой.

15

Что еще мы знаем? Урок - обобщение.

2

Презентация мультимедиа .Дополнительная литература, фотографии, иллюстрации.

Повторение

Закрепить изученный материал.

16

Урок - игра. «Брей - ринг».

2

Презентация мультимедиа. Раздаточный материал: карточки, кроссворд

Проверить уровень усвоения знаний.


© 2010-2022