- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Тагильские умельцы
Классный час Тагильские умельцы
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Малетина М.Ю. |
Дата | 29.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КЛЕМЕНТИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ УШКОВ
(1783-1859 гг.)
Как выдающийся гидротехник вошел в историю демидовский крепостной К. К. Ушков.
Еще в конце XVIII в. семья Ушковых «мелочною торговлей» приобрела небольшое состояние. Клементий Константинович значительно приумножил его. Он был владельцем двух мануфактур, изготовлявших повозки и конскую сбрую, ряда мельниц и табуна в 300 лошадей. Многие годы он был подрядчиком по перевозкам сырья и готовой продукции на демидовских заводах. «Гениальный техник, предприниматель, богач, ■- так пишет о нем М. С. Шагинян. - Такое крестьянское богатство не показывает ли «кулака»? Но заводской крестьянин Ушков - плод совсем своеобразных условий... Он несомненно богат от ума и таланта... прекрасно знает технику провешивания, начатки геометрии, геодезии, строительное дело, основные принципы механики, даже гидрометрии... Всего этого он, по-видимому, достиг самоучкой».
Талант помог К. К. Ушкову добиться и независимости для своей семьи. Почти каждую зиму, когда уровень воды в Тагильском пруду падал, вододействующие механизмы металлургического завода останавливались. В 1841 г. Ушков договорился с демидовским управлением о строительстве «своим коштом» деривационного канала, который позволил бы круглый год поддерживать необходимый уровень воды в пруду. Мастер ставил перед администрацией лишь одно условие: «...За такое исправление для заводов, не говоря о себе, только детям моим... прошу от заводов дать свободу... иначе я не согласен взяться сие исправить... и за 50 тыс. рублей». В 1848 г. канал был построен. На реке Черной, отведенной с его помощью" по новому руслу в Черноисточинский пруд, Ушковым была создана система резервных прудков. При строительстве дамб и шлюзов крепостной гидротехник учел особенности рельефа и добился предельного использования всех водных ресурсов местности.
«Ушковская канава» сохранилась до нашего времени. Расположенная в 25 километрах от Нижнего Тагила, она до сих пор является регулятором его водной системы, удивляя современных специалистов остроумным решением гидротехнических задач.
В 1849 г. К. К. Ушков с сыновьями получил «вольную» и приписался в купеческое сословие. В 50-е годы XIX в. Клементий Константинович предложил заводской конторе проекты проведения вод рек Сулемы в Шайтанку и Туры в реку Кушву.
Способности отца унаследовал его сын Савва. В 1855 г. он предложил на рассмотрение Нижнетагильской заводской конторе
Проекты трех созданных им машин. Это паровая машина для выкачивания воды из шахт, «береговая паровая машина» и «машина, обугливающая дерево водяным паром». Но в условиях крепостного права новаторские идеи, особенно если они исходили от людей из народа, редко находили поддержку. Проекты Ушковых отклонены.
К. К. Ушков (Скульптор Ю. П. Клешевников)
Традиции изобретательства с давних пор сильны в Нижнем Тагиле. Имена наших земляков вписаны в историю многих отраслей науки и техники.
Уже в XVIII - 1-й трети XIX века из среды крепостных демидовских заводов вышло немало талантливых мастеров, поборников новой техники, чье творчество способствовало ходу промышленного переворота в горнозаводском округе.
ЕГОР ГРИГОРЬЕВИЧ КУЗНЕЦОВ
(1725-1805 гг.)
В 1985 г. исполняется 260 лет со дня рождения старейшего тагильского изобретателя Е. Г. Кузнецова (Жепинского). Родился он в семье крепостного кузнеца Выйского завода (отсюда и фамилия мастера).
Подростком вместе с отцом и братьями трудился в небольшой кузнице. Затем, освоив слесарное ремесло, стал по указанию Нижнетагильской заводской конторы обучать подмастерьев в «слесарной фабрике» и одновременно выполнял заказы железоделательного завода.
Первым крупным изобретением Кузнецова стала водоотливная и рудоподъемная машина для шахт Медного рудника, страдавшего от избытка грунтовых вод. Здесь мастер впервые использовал идею непрерывных ковшей, нашедшую сейчас широкое применение в землечерпалках, экскаваторах, многоковшовых погрузчиках. Создал Егор Григорьевич и механические ножницы для резки листового железа.
Но основное внимание он сосредоточил на «плющильном деле». Впервые в России Кузнецов сделал попытку механизировать чрезвычайно трудоемкую и мучительную операцию по получению листового железа, которое прежде мастера «дощатой фабрики» выковывали и разглаживали молотом вручную. Создавая один за другим прокатные станы, замечательный механик все более совершенствовал их конструкцию и усложнял задачи. Вершиной его творчества явился стан непрерывного действия.
Очень долго оставались безрезультатными попытки Кузнецова освободиться от крепостной зависимости. Заводчиков, остававшихся равнодушными к его изобретениям, он пытался заинтересовать созданными им раритетами (редкостями). В течение 20 лет трудился мастер над созданием уникальных «астрономических часов,», ежедневно отмечавших восход и заход солнца, фазы луны, год, месяц, число. В часы (экспонируемые ныне в Нижнетагильском историко-революционном музее) искусный механик вмонтировал календарик-святцы, органчик, наигрывавший 6 мелодий, и действующую модель «кричного цеха», в котором под музыку работал маленький бронзовый мастер.
Вторым шедевром Кузнецова явились музыкальные дрожки, находящиеся сейчас в Государственном Эрмитаже. Дрожки имели систему верстомеров - прообразов современных спидометров. Звон колокольчика отмечал каждую версту, что позволяло вычислить скорость движения. Вмонтированный органчик, состоящий из 15 труб, воздуходувных мехов и автоматического распределительного устройства, услаждал слух пассажиров 22 мелодиями. Крепостной художник С. Дубасников, расписав дрожки, изобразил и их создателя. Вот как описан этот портрет М. С. Шагинян: «Старик держится прямо и молодо, в умном, породистом кержацком лице -■ ни тени самоунижения, нос с горбинской, глаза пытливы...». В 1803 г. 76-летний изобретатель отправился на своих дрожках в Москву, где в день коронации подарил их новой императрице, жене Александра I. В благодарность «по высочайшей воле» он в 1804 г. вместе со всей семьей был освобожден от крепостной зависимости.
Астрономические часы (механизм)
Музыкальные дрожки Е. Г. Кузнецова
Е. Г. Кузнецов (Жепинский)
(Деталь росписи музыкальных дрожек. Художник С. В. Дубасников)
Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы
Вершиной технического творчества уральцев в I половине XIX в. является деятельность Е. А. и М. Е. Черепановых - пионеров паровой техники.
Черепановы происходили из приписных крестьян Выйского завода. Ефим Алексеевич, как и большинство «заводских малолетков», рано ознакомился с различными производственными процессами. Позднее, став плотинным мастером Выйского завода, он создал «механическое заведение», не уступавшее в техническом отношении передовым машиностроительным предприятиям Европы.
В 1820 г. «искусством и усердием природного механика Ефима Черепанова» здесь была построена первая паровая машина, приводившая в движение токарный станок и заменявшая труд двух че- ловек. Уже в создании этой паровой машины отцу помогал 17-летний Мирон.
Замечательные тагильские механики с самого начала рассматривали паровой двигатель как универсальный. Примерно среди двадцати пяти паровых машин, созданных ими, были рудоподъемные и водоотливные, гвоздарные, винторезные, строгальные и зо-лотопромывочные-■ мощностью от 5 до 60 лошадиных сил.
По словам самих Черепановых, они всю жизнь старались «неослабно заводить машины... для пользы заводов и облегчения сил трудящихся».
Отец и сын не были изобретателями-одиночками, чей кругозор ограничивался масштабами демидовских заводов. Они были хорошо знакомы с техническими новшествами, внедрявшимися на крупных предприятиях России, Англии, Швеции; находились в постоянном общении с другими мастерами-новаторами своего времени.
Вершиной творчества Черепановых стал первый русский паровоз, построенный в 1834 г. В 5-м номере «Горного журнала» за 1835 г. сообщалось: «Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажен колесопроводам и возит более 200 пудов тяжести со скоростью от 12 до 15 верст в час». В 1835 г. Черепановы построили второй паровоз грузоподъемностью до 1000 пудов, а в 1836 г. -• чугунную дорогу от Выйского завода к Медному руднику, самостоятельно решив при этом ряд сложных конструктивных и технических проблем (многотрубчатый котел парораспределения, реверсивность хода, более удобная и экономичная широкая колея).
У Черепановых было немало сподвижников, преемников и продолжателей среди рабочих, мастеров и инженеров уральских заводов. Однако их изобретательская деятельность протекала в обстановке стойкого предубеждения и равнодушия со стороны заводовладельцев, козней и интриг со стороны зачастую бездарных управляющих или служащих демидовских контор. Мастера переживали подлинную трагедию людей, лишенных свободы творчества, поставленных в узкие рамки всевозможными мелочными запретами и ограничениями. Облегчить ее не могли ни сравнительное материальное благополучие, ни награды заводчиков и правительства (в 1833 г. Ефим Алексеевич был награжден серебряной медалью на Аннинской ленте), ни «вольные», которые не принесли, однако, свободы семьям талантливых механиков.
Тяжелый удар получили Черепановы, получив известие о строительстве под Петербургом железной дороги иностранными специалистами, о закупке паровозов в Англии и Бельгии. Их создание - «пароходка» - никого не интересовало, их имен никто не вспомнил.
Изнуренный непосильной работой, Ефим Алексеевич скончался в 1842 г. В течение семи лет после смерти отца продолжал трудиться на заводах Мирон Ефимович, проявляя свойственные ему энергию и настойчивость. В 1849 г. жизнь его оборвалась внезапно, в самом расцвете сил и таланта.
Работу по созданию паровых машин на заводах Тагильского» округа продолжил Амос Алексеевич Черепанов, племянник Ефима Алексеевича. Он построил «парового слона» - самоход, который в течение многих лет перевозил грузы на Салдинских заводах.
Творения механиков Черепановых и их имена составляют национальную славу России.
Иван Фёдорович Макаров
И.Ф.Макаров, талантливый механик и металлург, родился в 1793 г. В 1799 г. отец Ивана Федоровича с семьей был переведён из Москвы на Нижнетагильские заводы. И.Ф.Макаров учился в местном училище живописи, а с 1811 г. начал службу на демидовских заводах.
Одним из первых обратил внимание на талантливого юношу Е.А.Черепанов. По его рекомендации Н.Н. Демидов отправил «молодого человека, который был природой одарен к механической части», совершенствоваться на предприятия Петербурга, а затем - за границу.
По возвращении Иван Федорович работал на Тагильском заводе надзирателем косного производства и значительно усовершенствовал его, за что в 1840 г. был освобожден от крепостной зависимости. Впоследствии Макаров получил должность надзирателя катального производства. Он проводил опыты по получению литой стали, изобрел подъемник (напоминающий современный скиповый) для транспортировки руды и угля на доменные печи, а также сконструировал и установил прибор «духомер» для измерения температуры в сопле доменной печи.
Вместе с Черепановыми И. Ф. Макаров участвовал в реконструкции Тагильского завода, механического и других производств.
Однако в то время его опыт и практические навыки, к сожалению, не нашли широкого применения.
А. 3. КОМАРОВ
Александр Зиновьевич Комаров родился 27 августа 1793 года в Петебурге, в семье художника фарфорового завода. С 1804 по 1817 год учился в Академии художеств и окончил ее с аттестатом первой степени. Вскоре по окончании Академии Комаров получил назначение на должность архитектора Гороблагодатских казенных заводов. С 1829 года ему поручено было по совместительству руководство строительством на Богословских казенных заводах.
На этих предприятиях Комаров построил много различных зданий и сооружений, среди них такие выдающиеся произведения, как здания доменных печей Баранчинского и Верхне-Туринского заводов, жилых домов, контор, госпиталей и другие.
Построенный в 1831 году под руководством Комарова корпус доменных печей Баранчинского завода (рис.) можно считать выдающимся образцом промышленной архитектуры того времени. Плановое и объемное решение комплекса исходит из его производственного назначения, отличается кон- структивной целесообразностью и архитектурной композицией большой художественной силы.
Здание предусматривало возможность четкой организации производственного процесса. Две доменные печи, разделенные помещением воздуходувных машин, являлись центром всей композиции. Эти печи были для своего времени новым словом доменной техники, имели высоту около 15 м. К доменным печам примыкал литейный двор для выпуска чугуна длиной 21 м и шириной 10,5 м. По обеим сторонам литейного двора и доменных печей симметрично располагаются помещения для литья чугунных изделий. Такой план здания обеспечивал непрерывность производственного процесса, в нем максимально сокращены пути движения продукции, созданы определенные удобства для работы.
В 1840 году Комаров перешел на работу архитектора Нижне-Тагильских посессионных заводов Демидова и с 1842 года, по совместительству, служил архитектором заводов и соляных, промыслов вотчинника Строганова. Таким образом, в 40-х годах Комаров объединил под своим руководством строительство в двух крупнейших на Среднем и Северном Урале заводских округах. Здесь с новой силой проявилось его дарование. Он строит целые комплексы заводских зданий в Нижнем Тагиле, Выйском, Верхне-Салдинском, Очерском заводах, Усольских и Ленвенских соляных промыслах. Помощник и ученик Комарова, крепостной архитектор К. А. Луценко писал, что Комаров мало бывал в Нижнем Тагиле 3, а это свидетельствует о том, что он часто ездил на стройки по всей территории заводов Демидовых и Строгановых.
Наиболее характерными работами Комарова во второй период его дея- I тельности являются комплексы цехов Нижне-Тагильского и Очерского заводов. В них тщательно продуман производственный процесс, в сооружении зданий применено минимальное количество конструктивных элементов. Заводы решены как единые архитектурные комплексы, хорошо увязаны с окружающей застройкой площадей и улиц. Комаровым в этот период построено много зданий в заводских поселениях, но главным его делом по-прежнему остается промышленное строительство.
Воспитанный в Академии художеств выдающимися русскими архитекторами на лучших ансамблях и отдельных зданиях Петербурга, А. 3. Комаров не только стал продолжателем лучших традиций русской архитектуры, но и создавал произведения совершенно нового типа. В архитектуре промышленных зданий он находил и применял новые композиции и формы. Лучшим его произведениям присущи уравновешенность композиции, гармоничная ясность и четкость построения, предельная простота и выразительность.
А. 3. Комаров - один из наиболее деятельных архитекторов Урала, он, как и Малахов, построил, пожалуй, наибольшее количество зданий и сооружений более чем за 35 лет службы, которую не покидал до самой смерти (1857 г.).
Вопросы:
-
Кем была построена первая паровая машина? ( Е. Черепановым)
-
Кто изобрёл первый русский паровоз? Когда? ( Е. и М. Черепановы в 1834 г.)
-
Кто из тагильских изобретателей был награждён серебряной медалью на Аннинской ленте в 1833 году? ( Ефим Алексеевич Черепанов)
-
Кто построил канал, который позволяет круглый год поддерживать необходимый уровень воды в пруду? ( К.К.Ушков)
-
Назовите фамилию умельца, который изобрёл подъёмник для транспортировки руды и угля на доменные печи? (И.Ф.Макаров)
-
Архитектор, в сооружении зданий которого, тщательно продуман производственный процесс. (А.З.Комаров)