Классный час о толерантности

Классный час в форме беседы с сюжетно-ролевыми заданиями, проблемными вопросами в виде круглого стола. Целью данного мероприятия является познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Формирование у учащихся  толерантного  и уважительного  отношения к окружающим их людям. Учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций между одноклассниками и сверстниками Ра...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя школа № 19















Учимся быть терпимыми (толерантность)



Конспект классного часа,

проведенного в 7 «А» классе СШ № 19 г. Актобе





Подготовила и провела:

Неталина Э.Б.

















2015 г.

Классный руководитель 7 «А» класса

Неталина Э.Б.



Тема классного часа: «УЧИМСЯ БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ»

Цель классного часа: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей, формирование у учащихся толерантного и уважительного отношения к окружающим их людям; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций между одноклассниками и сверстниками; развивать навыки разрешения конфликтов.

Ход беседы

1. Вступительное слово учителя.

Учитель: - Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет... Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвёртую - Печаль, пятую - Доброта. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать... - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки): Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

- Каким должен быть человек, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь. (Далее ведущий обращается к участникам мероприятия). Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.

- Почему нужно быть терпимыми?

- Что вы понимаете под словом терпимость?

Терпимость - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

- Как поступает терпимый человек?

Терпимость - это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

- Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.

- Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

На доске написано:

tolerancia (испанский) - Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) - Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) - Готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) - Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul' ( арабский) - Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):

Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

2. Работа в группе.

Учитель: Придумайте и нарисуйте символ толерантности.

- Можно ли жить мирно и не ссориться?

- Как это сделать?

- Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?

- Какие нормы поведения в классе считают толерантными?

Верно. А теперь давайте их прочитаем вслух:

· Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.

· Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

· Не делай другому того, от чего больно тебе.

· В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.

· Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.

· Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

· Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

· Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.

3. Проведение круглого стола на тему «Толерантность»

1. Группы берут по одному из вышеприведённых высказываний в качестве заголовка и составляют речь объёмом 7 предложений.

2. Для своих одноклассников группы готовят 3 вопроса на тему: «Толерантность в классе».

Учитель: Итак, мы выяснили, что толерантность - это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность - это поддержка и понимание различий.

Но у толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.

- Какая это сторона?

- Какие её формы проявления вы знаете?( Предрассудки, войны, конфликты).

Конфликты стары, как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». - «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он - слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», - воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею». - «Нет, на веревку!» - «Змея!» - «Стена!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

- О чём эта сказка?

- Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

- Были ли мудрецы действительно мудрыми?

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

- Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?

Перепишите конец сказки.

У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.

4. Ток шоу «Точка зрения».

Учитель выбирает из класса 7 добровольцев, которые выходят к доске. Остальные учащиеся - зрители. На доске написана тема дискуссии: «Мобильный телефон в школе».

Каждому добровольцу вручается карточка с описанием его роли:

1. Я полностью против наличия мобильного телефона у школьников.

2. Я полностью одобряю использование телефона в школе и думаю, что им можно было бы пользоваться не только во время перемен, но и на уроках.

3. Я не могу пока ещё составить своего мнения по этому вопросу.

4. Я хотел бы изменить тему разговора и обсудить более важные проблемы учащихся.

5. Я очень эмоционален и хочу обсудить все чувства, связанные с предметом разговора.

6. Я очень умный и серьёзный человек и хотел бы получить научные факты и статистические данные о предмете разговора.

7. Я не люблю выступать перед всеми, стесняюсь, не хочу говорить громко и быть замеченным.

Задача учителя состоит в том, чтобы «дирижировать» группой. Когда он показывает на какого-то ученика, тот должен начать говорить. Сначала дирижер проходит вдоль всей шеренги, давая возможность каждому коротко изложить свою позицию. После этого он по своему желанию указывает на любого игрока, который должен продолжать беседу с того места, где закончил предыдущий. Цель группы - поддерживать беседу, даже когда ораторы меняют точки зрения. Учитель может переключать беседу с одного участника на другого с целью создать комический эффект или заставить говорящего «подхватить» предложение. Зрители и участник в конце игры делают выводы о том, что они увидели.

- Из-за чего разгораются конфликты?

Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.

- Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины.

- К каким результатам приводят конфликты?

На доске написано:

Три результата конфликта

1. Победа - поражение - одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.

2. Поражение - поражение - обе стороны не удовлетворены результатом.

3. Победа - победа - обе стороны приходят к согласию.

Правила управления конфликтом:

1.Не прерывайте. Слушайте.

2. Не делайте предположений.

3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

5. Закончите на позитивной ноте.

План разрешения споров:

1. «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?»

2. Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко.

3. Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.

5. Проведение инсценировок. Работа в группе.

Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом.

Группа 1 - в школьной библиотеке:

Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.

Группа 2 - в раздевалке спортзала:

Подруга одолжила у вас форму и не вернула.

Группа 4 - в классе:

Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.

Группа 4 - на перемене:

Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.

Группа 5 - в школьном дворе:

Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась.

А теперь, давайте с вами запишем, как можно эффективнее достигнуть соглашения.

Кто бы хотел зачитать свои примеры?

Что должно включать в себя письменное соглашение?

6. Работа в группе. Проведение выставки рисунков «Простим друг друга».

- Подумайте и расскажите, когда вы обижаетесь друг на друга?

- Пусть каждая группа на большом листе ватмана нарисует добрую улыбку и напишет о том, что одноклассники могут сделать для своих друзей, чтобы они их простили.

- Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?

Все учащиеся встают в круг и берутся за руки.

- Закройте глаза и вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить.

Рефлексия.

Самоанализ классного часа на тему: «Учимся быть терпимыми»

Форма проведения: классный час был проведен в форме беседы с сюжетно-ролевыми заданиями, проблемными вопросами в виде круглого стола.

Цель мероприятия: познакомить учащихся с понятием «толерантность», учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций между одноклассниками и сверстниками; развивать навыки разрешения конфликтов.

Задачи: дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся; воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Количество участников: 28

1.Оценка содержания воспитательного мероприятия

Данное мероприятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.

2. Оценка способов деятельности учителя и учеников.

Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и целями воспитательной работы с учащимися класса. Учитывая возрастные особенности учащихся, в мероприятие были включены задания, посильные для восприятия, игровые ситуации, групповые задания.

3. Оценка основных характеристик и поведения учеников и учителя

Мероприятие прошло содержательно, интересно и организованно. Оно было направлено на формирование коммуникативных навыков, чувства товарищества, дружбы, коллективизма и сплоченности. Проведенное мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей. Дети стали добрее и терпимее друг к другу.


© 2010-2022