- Преподавателю
- Классному руководителю
- Тренинг толерантности Гармония в многообразии
Тренинг толерантности Гармония в многообразии
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | АГАФОНОВА О.Г. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
III-IV видов»
ТРЕНИНГ ТОЛЕРАНТНОСТИ
«ГАРМОНИЯ В МНОГООБРАЗИИ».
Составила: Агафонова О.Г., воспитатель высшей квалификационной категории.
Артемовский городской округ.
2015
ТРЕНИНГ ТОЛЕРАНТНОСТИ
«ГАРМОНИЯ В МНОГООБРАЗИИ».
Цель тренинга: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.
Задачи:
Воспитательные:
1) Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
2) Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.
Развивающие:
3) Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
4) Развитие творческого потенциала учащихся.
Обучающие:
5) Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;
6) Диагностика различий среди участников тренинга.
Структура занятия:
1) Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе.
2) Второй этап - теоретическо-практический: знакомство с темой тренинга, игровые и творческие задания;
3) Третий этап - заключительный: рефлексия занятия.
«Толерантность - это способность человека терпимо относиться к тем, кто думает и поступает не так, как ты».
Ход занятия.
I ЭТАП.
Упражнение «Линейка»
Цель: осознание характеристик толерантного и интолерантного человека.
Ход упражнения:
Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:
«Я хороший - ты плохой»;
«Я плохой - ты хороший»;
«Я плохой - ты плохой»;
«Я хороший - ты хороший».
Выберите свой вариант из предложенных и займите место около него. Объясните, почему.
Последний вариант отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности - уважение к себе, своей стране, своим традициям.
Упражнение на невербальную поддержку «SOS».
Цель: развитие лучших качеств детей - желания помочь ближнему, видеть нуждающихся в помощи.
Ход упражнения:
Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из участников, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».
Затем проводится интервью с «терпящим бедствие» - что ты почувствовал, когда по твоему сигналу к тебе подошли «спасатели»?
II ЭТАП.
Упражнение «Составляющие толерантности»
(написаны на доске, а учащимся предлагается объяснить их значение):
-
Сотрудничество, партнерство.
-
Готовность мириться с мнением другого человека.
-
Уважение чувства человеческого достоинства.
-
Уважение прав других.
-
Принятие другого таким, какой он есть.
-
Способность поставить себя на место другого.
-
Уважение права быть другим.
-
Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д..
-
Признание равенства других.
-
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
-
Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.
Упражнение «Фисташки».
Цель: подготовить участников к дальнейшей работе, поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.
Ход упражнения:
Раздать учащимся по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу.
Попросить участников упражнения ответить на вопросы (групповое обсуждение):
Какие фисташки на ощупь?
А КАКИЕ ЛЮДИ НА ОЩУПЬ?
Как бы вы описали скорлупу?
КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО?
У фисташек одинаковый размер и форма?
А У ЛЮДЕЙ ОДИНАКОВЫЙ РАЗМЕР И ФОРМА?
Фисташки одинакового цвета?
А ЛЮДИ - ОДНОГО ЦВЕТА?
Есть ли на фисташках трещины или они чуть-чуть расколоты?
А ЛЮДИ МОГУТ ЛОМАТЬСЯ И ТРЕСКАТЬСЯ?
Потрясите фисташки. Вы чувствуете звук?
12. А КАКИК ЗВУКИ ИЗДАЮТ ЛЮДИ?
13. Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия?
14. А ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ?
15. Съешь фисташки. Какие они на вкус?
16. МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ВКУС?
17. Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие?
18. А МОЖНО ЛИ ТАК ПОСТУПАТЬ С ЛЮДЬМИ?
Упражнение «Предрассудки».
Предрассудки - Негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит.
Предрассудки могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к религии, уровнем дохода, сексуальной ориентацией и т.п.
Цель: познакомить группу с различными видами предрассудков.
Ход упражнения:
Разделить участников на группы (2-4 чел.). Раздать сценарии.
Сценарии.
-
Маша и Катя пришли во двор. Там они увидели, как мальчишки играют в стрит-бол. Они тоже захотели поиграть. Но мальчишки стали смеяться над ними и говорить, что девочки не могут играть в такую игру. Маша и катя обиделись и передумали играть.
-
Саша любит рок-музыку. Недавно он проколол себе ухо, потому что многие рок-звезды носят серьги. Он пришел в школу, и одноклассники стали смеяться над ним. Один мальчик даже крикнул ему «ты не мужчина».
-
Армен недавно приехал в наш город Он говорит по-русски с акцентом. После школы ребята окружили его и стали передразнивать.
-
Амина -мусульманка. Она всегда носит длинные юбки и не ест в столовой. Девочки смеются над ее одеждой, а один мальчик пытался заставить ее есть свинину.
-
Катя собирается привести домой своего молодого человека. Она сообщает родителям, что он - негр. Какова реакция родителей?
-
Недавно в классе узнали, что Расул - мусульманин. Теперь дети боятся его и думают, что он и его брат - террористы.
Обсуждение:
-
Что общего во вех проигранных сценариях?
-
Почему в сценках люди ведут себя именно таким образом?
-
Как чувствуют себя жертвы предрассудков?
-
Заслуживают ли они такого обращения?
-
Становились ли вы когда-нибудь жертвами предрассудков?
-
Как вы себя вели, кто вам помог?
-
Как можно предотвратить подобные ситуации?
Упражнение «Российский экспресс».
Цель: Осознать неизбежность наличия предрассудков и научиться жить с ними.
Ход упражнения:
Каждому участнику будет представлен список. Вопрос: «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели бы оказаться в купе?».
Участники должны определить три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора.
Затем участники делятся на группы по три человека. Каждая группа- купе. Цель: проранжировать список с тем, чтобы выбрать четвертого попутчика.
Обсуждение выбора групп.
Обсуждение:
-
Трудно ли было прийти к единому мнению?
-
Почему у разных групп ответы оказались разными?
-
Почему иногда ответы всех групп совпадали?
-
Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда - брезгливость, когда - неприязнь? Насколько они обоснованы?
-
Можем ли что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях? А нужно ли с ними что-то делать?
-
Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе вместе с вами? А если дело происходит в другой стране?
-
Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком? Случались ли ситуации, когда в (или кто-то при вас) вели себя плохо с людьми, которые вам не нравятся?
-
Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?
-
Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?
-
Как лучше всего поступать в таких случаях?
Список:
-
Цыганка
-
Явный гомосексуалист
-
Кавказец-мусульманин
-
Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком.
-
Африканский студент
-
Подросток, похожий на наркомана
-
Бывший заключенный
-
Полицейский
-
Инвалид-колясочник
-
Кришнаит
-
Китаец. Который ест странно пахнущую еду
-
Человек. Говорящий на непонятном языке.
«Цепная реакция» зла.
Пример «цепной реакции» зла и проявления нетерпимости, которые порождают еще большее зло и насилие.
Одноклассники обидели Оксану. Оксана - девочка из бедной семьи. Оксана стала смеяться над Димой. Дима - не очень сильный мальчик.
Дима стал качаться и избил Олега. Олег носит очки.
Олег пошел работать в полицию. Однажды он без причины арестовал Сашу.
Саша не взял на работу Гию. Гия - грузин. Гия с друзьями напугали Наташу. Наташа - блондинка.
Парень Наташи издевается над Толиком. Толик - гомосексуалист. Толик не хочет помогать Славе. Слава - инвалид.
Брату Славы обидно за Славу. Он вымещает злость на Али из общежития. Али - палестинец.
Али воюет против Мойши. Мойша - израильтянин. Анекдоты Мойши обижают Алену. Алена - русская.
Петя - друг Алены, он служит в Российской армии и часто бьет Володю. Володя из деревни.
Володя убивает мать Расула. Расул - чеченец.
Расул берет одноклассников Оксаны в заложники…
«ВСЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ТАК!»
Сюжет о цепной реакции зла, которая разрастается с молниеносной скоростью и губит десятки душ.
Какой выход?! Быть собой, оставаться верным своим убеждениям и принципам. Делать мир лучше! Уметь прощать!
Но здесь есть и другая сторона медали. Зло должно быть наказано. Насильники, убийцы, воры, - это же страшные люди и они должны нести наказание.
Зло, как реакция цепная,
Оно от одного к другому
Несётся, как собака злая
И рушит всё от дома к дому.
И если ты в ту цепь попался -
Остановись хоть на мгновенье,
Прервать её ты постарайся,
Пусть на тебе замкнёт движенье.
Зло от улыбок задохнётся,
Умрёт от добрых начинаний.
И цепь тем дольше не сомкнётся,
Чем больше будет в нас стараний.
III ЭТАП.
Упражнение «Синквейн "Толерантность"».
Задача упражнения: способность обобщить информацию после определенной вдумчивой рефлексии.
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза полученной информации. Происходит от французского слова "5". Таким образом, синквейн - это 5 строк:
1 - тема существительное,
2 - два прилагательных, которые подходит к теме существительного,
3 - три глагола по теме,
4 - осмысленная фраза на данную тему,
5 - резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).
Индивидуально или в парах участники пишут синквейны, потом проводится анализ и составляется общий синквейн.