Тренинг толерантности Гармония в многообразии

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

III-IV видов»









ТРЕНИНГ ТОЛЕРАНТНОСТИ

«ГАРМОНИЯ В МНОГООБРАЗИИ».

Тренинг толерантности Гармония в многообразии







Составила: Агафонова О.Г., воспитатель высшей квалификационной категории.





Артемовский городской округ.

2015

ТРЕНИНГ ТОЛЕРАНТНОСТИ

«ГАРМОНИЯ В МНОГООБРАЗИИ».

Цель тренинга: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.

Задачи:

Воспитательные:

1) Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;

2) Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

Развивающие:

3) Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

4) Развитие творческого потенциала учащихся.

Обучающие:

5) Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;

6) Диагностика различий среди участников тренинга.

Структура занятия:

1) Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе.

2) Второй этап - теоретическо-практический: знакомство с темой тренинга, игровые и творческие задания;

3) Третий этап - заключительный: рефлексия занятия.

«Толерантность - это способность человека терпимо относиться к тем, кто думает и поступает не так, как ты».

Ход занятия.

I ЭТАП.

Упражнение «Линейка»

Цель: осознание характеристик толерантного и интолерантного человека.

Ход упражнения:

Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:

«Я хороший - ты плохой»;

«Я плохой - ты хороший»;

«Я плохой - ты плохой»;

«Я хороший - ты хороший».

Выберите свой вариант из предложенных и займите место около него. Объясните, почему.

Последний вариант отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности - уважение к себе, своей стране, своим традициям.

Упражнение на невербальную поддержку «SOS».

Цель: развитие лучших качеств детей - желания помочь ближнему, видеть нуждающихся в помощи.

Ход упражнения:

Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из участников, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».

Затем проводится интервью с «терпящим бедствие» - что ты почувствовал, когда по твоему сигналу к тебе подошли «спасатели»?

II ЭТАП.

Упражнение «Составляющие толерантности»

(написаны на доске, а учащимся предлагается объяснить их значение):

  • Сотрудничество, партнерство.

  • Готовность мириться с мнением другого человека.

  • Уважение чувства человеческого достоинства.

  • Уважение прав других.

  • Принятие другого таким, какой он есть.

  • Способность поставить себя на место другого.

  • Уважение права быть другим.

  • Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д..

  • Признание равенства других.

  • Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

  • Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.

Упражнение «Фисташки».

Цель: подготовить участников к дальнейшей работе, поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.

Ход упражнения:

Раздать учащимся по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу.

Попросить участников упражнения ответить на вопросы (групповое обсуждение):

Какие фисташки на ощупь?

А КАКИЕ ЛЮДИ НА ОЩУПЬ?

Как бы вы описали скорлупу?

КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО?

У фисташек одинаковый размер и форма?

А У ЛЮДЕЙ ОДИНАКОВЫЙ РАЗМЕР И ФОРМА?

Фисташки одинакового цвета?

А ЛЮДИ - ОДНОГО ЦВЕТА?

Есть ли на фисташках трещины или они чуть-чуть расколоты?

А ЛЮДИ МОГУТ ЛОМАТЬСЯ И ТРЕСКАТЬСЯ?

Потрясите фисташки. Вы чувствуете звук?

12. А КАКИК ЗВУКИ ИЗДАЮТ ЛЮДИ?

13. Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия?

14. А ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ?

15. Съешь фисташки. Какие они на вкус?

16. МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ВКУС?

17. Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие?

18. А МОЖНО ЛИ ТАК ПОСТУПАТЬ С ЛЮДЬМИ?

Упражнение «Предрассудки».

Предрассудки - Негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит.

Предрассудки могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к религии, уровнем дохода, сексуальной ориентацией и т.п.

Цель: познакомить группу с различными видами предрассудков.

Ход упражнения:

Разделить участников на группы (2-4 чел.). Раздать сценарии.

Сценарии.

  1. Маша и Катя пришли во двор. Там они увидели, как мальчишки играют в стрит-бол. Они тоже захотели поиграть. Но мальчишки стали смеяться над ними и говорить, что девочки не могут играть в такую игру. Маша и катя обиделись и передумали играть.

  2. Саша любит рок-музыку. Недавно он проколол себе ухо, потому что многие рок-звезды носят серьги. Он пришел в школу, и одноклассники стали смеяться над ним. Один мальчик даже крикнул ему «ты не мужчина».

  3. Армен недавно приехал в наш город Он говорит по-русски с акцентом. После школы ребята окружили его и стали передразнивать.

  4. Амина -мусульманка. Она всегда носит длинные юбки и не ест в столовой. Девочки смеются над ее одеждой, а один мальчик пытался заставить ее есть свинину.

  5. Катя собирается привести домой своего молодого человека. Она сообщает родителям, что он - негр. Какова реакция родителей?

  6. Недавно в классе узнали, что Расул - мусульманин. Теперь дети боятся его и думают, что он и его брат - террористы.

Обсуждение:

  1. Что общего во вех проигранных сценариях?

  2. Почему в сценках люди ведут себя именно таким образом?

  3. Как чувствуют себя жертвы предрассудков?

  4. Заслуживают ли они такого обращения?

  5. Становились ли вы когда-нибудь жертвами предрассудков?

  6. Как вы себя вели, кто вам помог?

  7. Как можно предотвратить подобные ситуации?

Упражнение «Российский экспресс».

Цель: Осознать неизбежность наличия предрассудков и научиться жить с ними.

Ход упражнения:

Каждому участнику будет представлен список. Вопрос: «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели бы оказаться в купе?».

Участники должны определить три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора.

Затем участники делятся на группы по три человека. Каждая группа- купе. Цель: проранжировать список с тем, чтобы выбрать четвертого попутчика.

Обсуждение выбора групп.

Обсуждение:

  1. Трудно ли было прийти к единому мнению?

  2. Почему у разных групп ответы оказались разными?

  3. Почему иногда ответы всех групп совпадали?

  4. Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда - брезгливость, когда - неприязнь? Насколько они обоснованы?

  5. Можем ли что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях? А нужно ли с ними что-то делать?

  6. Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе вместе с вами? А если дело происходит в другой стране?

  7. Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком? Случались ли ситуации, когда в (или кто-то при вас) вели себя плохо с людьми, которые вам не нравятся?

  8. Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?

  9. Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?

  10. Как лучше всего поступать в таких случаях?

Список:

  1. Цыганка

  2. Явный гомосексуалист

  3. Кавказец-мусульманин

  4. Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком.

  5. Африканский студент

  6. Подросток, похожий на наркомана

  7. Бывший заключенный

  8. Полицейский

  9. Инвалид-колясочник

  10. Кришнаит

  11. Китаец. Который ест странно пахнущую еду

  12. Человек. Говорящий на непонятном языке.

«Цепная реакция» зла.

Пример «цепной реакции» зла и проявления нетерпимости, которые порождают еще большее зло и насилие.

Одноклассники обидели Оксану. Оксана - девочка из бедной семьи. Оксана стала смеяться над Димой. Дима - не очень сильный мальчик.

Дима стал качаться и избил Олега. Олег носит очки.

Олег пошел работать в полицию. Однажды он без причины арестовал Сашу.

Саша не взял на работу Гию. Гия - грузин. Гия с друзьями напугали Наташу. Наташа - блондинка.

Парень Наташи издевается над Толиком. Толик - гомосексуалист. Толик не хочет помогать Славе. Слава - инвалид.

Брату Славы обидно за Славу. Он вымещает злость на Али из общежития. Али - палестинец.

Али воюет против Мойши. Мойша - израильтянин. Анекдоты Мойши обижают Алену. Алена - русская.

Петя - друг Алены, он служит в Российской армии и часто бьет Володю. Володя из деревни.

Володя убивает мать Расула. Расул - чеченец.

Расул берет одноклассников Оксаны в заложники…

«ВСЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ТАК!»

Сюжет о цепной реакции зла, которая разрастается с молниеносной скоростью и губит десятки душ.

Какой выход?! Быть собой, оставаться верным своим убеждениям и принципам. Делать мир лучше! Уметь прощать!

Но здесь есть и другая сторона медали. Зло должно быть наказано. Насильники, убийцы, воры, - это же страшные люди и они должны нести наказание.

Зло, как реакция цепная,

Оно от одного к другому

Несётся, как собака злая

И рушит всё от дома к дому.

И если ты в ту цепь попался -

Остановись хоть на мгновенье,

Прервать её ты постарайся,

Пусть на тебе замкнёт движенье.

Зло от улыбок задохнётся,

Умрёт от добрых начинаний.

И цепь тем дольше не сомкнётся,

Чем больше будет в нас стараний.

III ЭТАП.

Упражнение «Синквейн "Толерантность"».

Задача упражнения: способность обобщить информацию после определенной вдумчивой рефлексии.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза полученной информации. Происходит от французского слова "5". Таким образом, синквейн - это 5 строк:

1 - тема существительное,

2 - два прилагательных, которые подходит к теме существительного,

3 - три глагола по теме,

4 - осмысленная фраза на данную тему,

5 - резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

Индивидуально или в парах участники пишут синквейны, потом проводится анализ и составляется общий синквейн.

© 2010-2022