Классный час на тему Конфликты в жизни школьников: плюсы и минусы. (9 класс)

Классный час посвящён способам налаживания личных контактных бесконфликтных взаимоотношений между школьниками- подростками. Сегодняшние дети - подростки, широко используя мобильные приложения телефонов, персональные компьютеры,невольно лишают себя "живого" общения, а, значит, и необходимого тренинга, позволяющего легко и бесконфликтно взаимодействовать друг с другом. Это не может не сказываться и на качественной стороне учебно-воспитательного процесса. Многие дети в школьном возрасте просто не ...
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час в 9 классе.

Тема: «Конфликты в жизни школьников: плюсы и минусы".

Краткое описание:

​ ​Классный час посвящён способам налаживания личных контактных бесконфликтных взаимоотношений между школьниками- подростками. ​Сегодняшние дети - подростки, широко используя мобильные приложения телефонов, персональные компьютеры, невольно лишают себя "живого" общения, а, значит, и необходимого тренинга, позволяющего легко и бесконфликтно взаимодействовать друг с другом. Это не может не сказываться и на качественной стороне учебно-воспитательного процесса. Многие дети в школьном возрасте просто не научены справляться с конфликтами. Причинами конфликтов между учащимися становится нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии. В содержании классного часа предполагается уточнение понятий "инцидент", "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов ​(с использованием тренинговых упражнений), выявление роли конфликта в становлении и совершенствовании микроклимата в детском коллективе.

Цели:

  • познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;

  • способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

  • побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Форма проведения: час общения с элементами тренинга (включает в себя этап предварительной диагностики - тест по теме «Конфликтны ли вы?», а также диагностику «обратной связи»- анкету по теме, на вопросы которой дети ответят после проведения классного часа)

Оформление: эпиграф на доске.

"Если кто-то хочет тебя сильно обидеть, значит, ему ещё хуже, а если умело перечеркнуть минус - получится плюс…»(Конфуцийζ Лариса Ренар)

Задачи:

  1. Определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация».

  2. Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.

  3. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.

  4. Самоанализ уч-ся «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Возрастная группа: 14-15 лет

Ход классного часа:

1.Приветствие.

2.Актуализация знаний и постановка целей и задач.

Одной из важных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук - философия, социология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.

Однако конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.

Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы. Наша цель - показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а также основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.

  1. Основная часть.

Учащиеся садятся по группам.

- Прошу вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт (краткое обсуждение результатов теста предварительной диагностики «Конфликтны ли вы?» (см. Приложение1)

Положительно не знаю отрицательно

-Ребята, давайте немного поиграем. Нужны двое желающих для выполнения моего задания, прошу выйти к доске. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша - современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

- Вам понравилась такая игра?

Уч-ся после выполнения задания расстроены.

- Почему?

- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)

- Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д)

- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)

- Можно было избежать конфликта? (можно)

- Как? (ответы уч-ся)

-Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, что собой представляет конфликт, каковы могут быть его причины, как умело выйти из конфликтной ситуации, улучшив микроклимат в коллективе.

Тема классного часа: «Конфликты в жизни школьников: плюсы и минусы».

-Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

(Дети:

-Тот, кто обижает, сам испытывает проблемы и нуждается в помощи.

-Кто не может ладить с людьми, тот постоянно создаёт трудности для себя и других.

Если в коллективе не могут работать дружно, это неизбежно разрушит добрые взаимоотношения.)

-Да, ребята, если коллектив не может работать дружно, то в нём постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

Как их избежать? Как прекратить конфликты, как научится минусы во взаимоотношениях трансформировать в плюсы? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.

- А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?

-Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?

-Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"

(Ответы детей…)

-Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

-А что же такое конфликт?

Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация- это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели , интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент- это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.

И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Последний этап- это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.

-В чем же вред конфликтов?

- Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

-Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук.

-В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

-Как вы думаете, чем обусловлено возникновение конфликта? ( Для возникновения конфликта достаточно присутствия двух человек, наличия двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмета спора.)

- Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Общение - основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно.

-И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях. Проведём небольшой тренинг.

Каждому из вас достаётся для обдумывания потенциально конфликтная ситуация, продумайте выход из неё.

На основании анализа услышанного присутствующие должны выявить причины конфликтов со стороны взрослых и со стороны детей. Классный руководитель записывает варианты на доске в виде текста, таблицы, схемы.

Ситуация 1. Подросток обманул родителей: сказал, что идет в библиотеку писать сочинение, а сам отправился в кино. В семье узнали об этом случайно. Типичная реакция на эту ситуацию - конфликт.

Ситуация 2. В семье очень болезненно относятся к потенциальной опасности возникновения алкоголизма у ребенка (есть печальный опыт у одного членов семьи). И вдруг, встретив подростка с дискотеки, родители замечают, что он «навеселе». Буря эмоций. Конфликт.

Ситуация 3. Дочь встречается с пареньком из «неблагополучной» (по мнению родителей) семьи. Они всячески ограничивают ее обещание с предметом юношеских грез«. Однажды, когда парень, решившись, пришел прямо к ним домой, чтобы увидеть девушку, родители выказали ему все, что думали по поводу «так называемой любви». Результат - море слез, конфликт, отчуждение.

Ситуация 4. Дочь «вбила» себе в голову, что слишком (как она считает) толстая и не может поэтому никому понравиться. Перестала есть, раздражается по пустякам и однажды в сердцах, обвинила в «изъяне» родителей («это из-за вас я такая»). Ситуация 5. Юноша входит в состав группировки, представляющей одну из молодежных субкультур. Он обрил голову, носит (даже в школу) перчатки без пальцев, куртку с заклепками. От педагогов - масса претензий, так как стиль одежды «дополняется» и соответствующими манерами. Родителей в очередной раз пригласили в школу. По возращении они ультимативно заявили сыну свои требования, краткая суть которых: «Или мы - или заклепки!» Сын же говорит, что не будет предателем и не изменит имидж. А если родители не согласны, он уйдет из дома и будет жить у товарища, он согласен.

Далее группам раздаются листочки с описанием конфликтной ситуации.

Упражнение «Виновник-пострадавший».

- В данном упражнении вы разобьетесь на пары. Один будет играть роль виновника конфликта, а другой роль пострадавшего.

1. Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете пирожок продавцу и говорите… (Высказывания детей.)

2. Друг рассказал кому-то вашу тайну… (Высказывания детей.)

3. Подруга взяла у вас на вечер вашу любимую блузку, а наутро возвращает её испачканной. Вы говорите… (Высказывания детей.)

4. К вам подходит знакомая и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то наговорили про неё общим приятелям... (Высказывания детей.)

-Ребята, всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов - умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

Игра «Комплимент» .

Вызываются 2 ученика - парень и девушка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты.

- В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения.

- Давайте поиграем в «Речевой этикет». Играют две команды (группы).

Игра «Речевой этикет»

1. Назовите слова приветствия. («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Приветствую вас», «Привет», «Салют».)

2. Выскажите просьбу. («Вы можете мне сказать...», «Не могли бы вы мне...», «Скажите, пожалуйста…», «Разрешите попросить вас…», «Не могли бы вы...», «Будьте добры...».)

3. Какими словами лучше всего начать знакомство? («Разрешите представить вам…», «Разрешите познакомить вас…», «Познакомьтесь…», «Как тебя зовут?», «Вы знакомы?», «Позвольте познакомиться».)

4. Как принято извиняться в культурном обществе? («Приношу вам свои глубокие извинения», «Позвольте мне извиниться», «Не могу не принести вам свои глубокие извинения», «Простите за…».)

5. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? («Не огорчайтесь», «Нет повода для беспокойства», «Нет ничего плохого в том, что…», «Все будет хорошо», «Успокойтесь».)

6. Слова благодарности. («Благодарю вас», «Спасибо», «Разрешите поблагодарить вас», «Заранее благодарен», «Признателен вам», «Примите мою благодарность».)

7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? («До свидания», «Надеюсь видеть вас еще», «Доброго пути», «До завтра», «Всего хорошего», «Всегда рады вас видеть», «Приятно было познакомиться».)

-Вы, наверное, со мной согласитесь, что конфликт, как правило, не приносит ни удовлетворения, ни истины. Не зря говорят: «Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее, а тому, кто обижает, гораздо хуже, чем тебе…». Конечно, лучше всего ссору погасить в самом начале. Для этого можно пойти на компромисс, то есть или уступить, или уговорить уступить того, с кем ссоришься. Первое, как правило, проще. Попробуйте во время ссоры попытаться представить себя на месте вашего соперника - и вы поймете, что у него тоже есть причины для защиты своих аргументов.

- Давайте попробуем разыграть сценку, в которой ссорятся две подруги.

Выходят две ученицы. 1-й вариант разговора. - Ой, привет, а что это на тебе за юбка? - А что, тебе не нравится? - Такие вообще давно уже никто не носит, моя бабушка в молодости на фото в такой! - Ты на себя в зеркало посмотри!..

( Учитель отмечает, что обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.)

2-й вариант разговора. - Тебе просто не идет эта форма, мне кажется, юбка - карандаш будет сидеть гораздо лучше. - Ты на самом деле так считаешь? - Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет? - А что мне делать? - Пойдем ко мне, попробуешь примерить мою и увидишь, что я права- Пойдем…

-В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.

Копилка добрых советов.

-Ребята, послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.

Совет первый. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам. Как вы это понимаете? (Ответы учеников.)

Совет второй. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям - так и они к вам. Что необходимо сделать, чтобы «отзеркаливать» лучшее? (Ответы учеников.) Совет третий. Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения. Как вы понимаете этот совет? (Ответы учеников.)

Совет четвертый. Не обижайтесь. В чем смысл этого совета? Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон». (Ответы учеников.)

Совет пятый. «Но, отходя ко сну, спроси себя, / Кого и чем порадовал ты за день?» Как вы понимаете эти стихотворные строки? (Ответы учеников.)

- Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли: избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды. Помните,человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя. Это не значит, что он хуже тебя: он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.

Упражнение «Давайте улыбнемся» .

- А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера, затем встать и выйти в середину класса. Вам необходимо стать в два круга - внутренний и внешний - так, чтобы вы разбились по парам. Во внутренний круг пусть станут те ребята, у кого номера четные, а во внешний - у кого нечетные. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Я думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу. Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущей внешний круг передвигается по часовой стрелке, и у вас есть возможность сказать хорошие слова вашим товарищам.

Итоговое упражнение «Подарок».

Здесь, в комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок, открытка на память о нашем занятии. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначено именно тебе.

Каждый находит в комнате оригинальную открытку со своим номером, на ней написано пожелание.

Пожелания:

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

10. Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь.

11. Будь обаятелен и добр.

12. Извинись, если ты не прав.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

В заключение предлагаю вам выполнить совместный коллаж, определив те правила, соблюдение которых, на ваш взгляд, позволит избегать конфликтов, ну, а если избежать всё же не удалось, будет способствовать трансформации негатива ситуации в позитив. Дети выполняют заключительное упражнение «Коллаж примирения» (определённые для себя правила предотвращения конфликтов оформляют на отдельных листочках, по желанию добавляют иллюстрации, оформляют коллаж), получают для домашнего заполнения анкеты «Твоё поведение в конфликтной ситуации» (см. Приложение 2)

Заключительное слово.

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Наш классный час мне хочется закончить такими словами:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям…

(Материал данного классного часа можно оформить как видеопрезентацию с целью более глубокого понимания и запоминания основных психологических понятий и правил, используемых в рамках занятия).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по теме: «Конфликтны ли вы?»

Конфликтность - это, по мнению психологов, всегда проявления наших внутренних качеств, и не всегда самых лучших. Оцените то, насколько ученик конфликтен, предложив ему данный психологический тест.

Предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в карте опроса в соответствующем квадратике поставьте знак «+» («Да»), при несогласии - знак «-» («Нет»).

Тестовый материал

  1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

  2. В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.

  3. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.

  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.

  5. Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.

  6. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.

  7. Я часто злюсь, когда мне возражают.

  8. Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.

  9. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

  10. Мнение, что нападение - лучшая защита, правильное.

  11. Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.

  12. Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.

  13. Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.

  14. Я считаю, что добро эффективнее мести.

  15. Каждый человек имеет право на свое мнение.

  16. Я верю в честность намерений большинства людей.

  17. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

  18. В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему мою точку зрения.

  19. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.

  20. Если кто-то корчит из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.

  21. Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.

  22. Я считаю, что лозунг из мультфильма «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.

  23. Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.

  24. С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.

  25. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.

  26. Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.

  27. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.

  28. Я не люблю поддаваться в игре даже с маленькими детьми.

  29. В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.

  30. Я уважаю людей, которые не помнят зла.

  31. Утверждение: «Ум - хорошо, а два - лучше» - справедливо.

  32. Утверждение: «Не обманешь - не проживешь» тоже справедливо.

  33. У меня никогда не бывает вспышек гнева.

  34. Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.

  35. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.

  36. Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.

  37. Я стараюсь избегать обострения отношений.

  38. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.

  39. Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.

  40. Я осуждаю недоверчивых людей.

  41. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.

  42. Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.

  43. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.

  44. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение важного для всех вопроса.

  45. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

  46. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.

  47. Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.

  48. Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.

  49. В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.

  50. Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им рта не даю раскрыть.

  51. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.

  52. Ведя переговоры со старшим по возрасту, я стараюсь ему не возражать.

  53. В решении любой проблемы я предпочитаю золотую середину.

  54. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.

  55. Я не думаю, что учитель должен считаться с мнением учеников, ведь отвечать за все ему.

  56. Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.

  57. Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.

  58. Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.

  59. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

  60. Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.

  61. Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.

  62. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.

  63. Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.

  64. Я подозреваю, что многие поддерживают со мной дружбу из корысти.

  65. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.

  66. При игре в шахматы или настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.

  67. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.

  68. Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре окажется правильной - моя или чужая.

  69. Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.

  70. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.

  71. Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.

Ключ к тесту

Вспыльчивость

  • Ответы «Да» по позициям: 1, 9, 17, 65;

  • Ответы «Нет» по позициям: 25, 33, 41, 49, 57, 73.

Напористость, наступательность

  • Ответы «Да» по позициям: 2, 10, 18, 42, 50, 58, 66, 74;

  • Ответы «Нет» по позициям: 26, 34.

Обидчивость

  • Ответы «Да» по позициям: 3, 11, 19, 27, 35, 59;

  • Ответы «Нет» по позициям: 43, 51, 67, 75.

Неуступчивость

  • Ответы «Да» по позициям: 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76;

  • Ответы «Нет» по позициям: 44, 52, 68.

Бескомпромиссность

  • Ответы «Да» по позициям: 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53;

  • Ответы «Нет» по позициям: 61, 69, 77

Мстительность

  • Ответы «Да» по позициям: 6, 22, 38, 62, 70;

  • Ответы «Нет» по позициям: 14, 30, 46, 54, 78.

Нетерпимость к мнению других

  • Ответы «Да» по позициям: 7, 23, 39, 55, 63;

  • Ответы «Нет» по позициям: 15, 31, 47, 71, 79.

Подозрительность

  • Ответы «Да» по позициям: 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72;

  • Ответы «Нет» по позициям: 16, 40, 80.

Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.

Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта.

Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.

Обработка результатов теста

За каждый ответ «Да» или «Нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для учащихся «Твое поведение в конфликтной ситуации»

Дорогой друг! Ответь, по возможности, честно на поставленные вопросы:

  • Ты конфликтный человек?

  • Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?

  • Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?

  • Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя выводы?

  • С кем чаще всего конфликтуешь?

  • Что может стать поводом к конфликтной ситуации?

  • Кто первым пытается разрешить конфликт - ты или другая сторона?

  • Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?

  • Меняешь ли ты твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал?

  • Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации, или понимание конфликта придет само, с опытом?

Список использованных материалов:

  1. А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский «Конфликтология в схемах и комментариях» - Учебное пособие. 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.: ил. - (Серия Учебное пособие)

  2. С.М. Емельянов «Практикум по конфликтологии», 2-е издание, дополненное и переработанное. - СПб.: Питер, 2009 г. - 384 с.

  3. Завалишина Д. Н., Поликанов С. Г. Проблемные ситуации в практической деятельности // Практическое мышление: функционирование и развитие. - М., 1990. - С. 75-85.

  4. Леонов Н. И. Конфликтология: Учеб. пособие / Н. И. Леонов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 232 с.

  5. Личко А. Е., Иванов М. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения. - Л. - 1976. - 57 с.; М.: «Фолиум», 1995, 64 с., 2-е изд.

  6. Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития.  М., 2004.

  7. Материалы сайтов nsportal.ru/

reg-school.ru/



Классный час разработала: учитель математики и музыки МБОУ Семячковская сош Трубчевского района Брянской области, классный руководитель 10 класса Амелькина Анна Фёдоровна.

2015 год.







© 2010-2022