Внеклассная мероприятия «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БАШКИРСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

c. Аскино РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ»








Преподаватель: Лутфуллин Расуль Минимухаматович



с.Аскино-2016

СЕКРЕТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Цель: обмен опытом по использованию здоровье-

сберегающих технологий на уроках.

Задачи:

 обсудить с учителями влияние традиционных техно-

логий проведения урока на здоровье школьников;

 раскрыть значение и обозначить виды здоровьесбе-

регающих технологий;

 познакомить педагогов с интерактивными методами

проведения занятий;

 поделиться личным опытом работы по сохранению

здоровья обучающихся и узнать об аналогичном опы-

те в других школах.

Оборудование: электронная презентация, листы

формата А4, ручки, листы ватмана, маркеры, мячик.

Методы работы с аудиторией: беседа, мозговой

штурм, энергизатор, работа в группе кооперативного

обучения.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

1 Вступление

Ведущий. В последние годы заметно ухудши-

лось состояние здоровья детей и подростков. Здоро-

выми можно считать только 7-10 % школьников.

70 % детей имеют хронические патологии. Посто-

янно растущее неблагоприятное влияние экологи-

ческой ситуации, стрессы, учебные нагрузки при-

водят к истощению и даже срыву адаптационных

механизмов ребёнка. Поэтому в таких условиях

очень важно использовать любые формы оздоров-

ления детей.

Главное - понимать значимость проблемы, сле-

довать выбранному направлению на пути к её устра-

нению, уметь применять на практике здоровьесбе-

регающие технологии.

Что такое здоровьесберегающие техно-

логии? Охарактеризуйте их.

Вопрос к педагогам

Ответы педагогов:

 Здоровьесберегающие технологии - это техно-

логии, направленные на сохранение здоровья.

 Нужно стремиться к тому, чтобы деятельность

педагога не наносили ущерба здоровью детей.

 Качественная оценка педагогических техноло-

гий по критерию их воздействия на здоровье

учащихся и педагогов.

 Системно организованная совокупность про-

грамм, приёмов, методов организации образо-

вательного процесса, не наносящая ущерба здо-

ровью его участников.

 В случае использования на уроках здоровьесбе-

регающих технологий достигается важный ре-

зультат - получение учащимися образования

без ущерба для здоровья.

Как вы думаете, какова цель применения

здоровьесберегающих технологий?

Вопрос к педагогам

Ответы педагогов:

 Главная цель в воспитании и образовании

школь ников - это сохранение здоровья.

 Достижению этой цели подчинены многие за-

дачи, которые решает учитель в процессе своей

деятельности.

 Педагоги учат детей культуре здоровья, то есть

осознанному отношению к своему здоровью,

безопасному поведению.

2 Основная часть

Ведущий. А сейчас мы попробуем определить

важность здоровья для каждого из вас.

Упражнение «Воздушный шар»

Нарисуйте воздушный шар, который летит над

землёй. Дорисуйте человечка в корзине воздушного

шара. Это Вы. Вокруг Вас голубое небо, ярко светит

солнце.

Напишите девять важных ценностей, которые

Вы возьмёте с собой в путешествие (например, день-

ги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь

представьте, что ваш воздушный шар начал сни-

жаться и может упасть. Вам нужно избавиться от

балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт,

то есть вычеркните три (а потом ещё три) слова из

списка. Что у вас осталось?

Все участники по кругу зачитывают свои ответы.

Ведущий записывает их на доске. Если слова повто-

ряются, то он ставит плюсы. Затем по количеству__

плюсов определяется рейтинг жизненных ценно-

стей. Например, первое место - здоровье, второе

место - образование и т. д.

Мозговой штурм

Как влияют авторитарные традиционные тех-

нологии на здоровье школьника?

Вопрос к педагогам

Ответы педагогов:

 Сковывается инициатива учащихся.

 Снижается уровень развития.

 Понижается уровень самооценки.

 Формируется чувство страха, вины, стыда, со-

стояние хронического стресса.

 Ухудшается психическое, физическое, соци-

альное здоровье.

 Развивается невротизация у школьников.

 Деформация характера.

 Снижается уровень адаптационных возмож-

ностей.

 Повышается риск хронических и инфекцион-

ных заболеваний.

 Формируется беспечное отношение к своему

здоровью.

 Снижается иммунитет.

Ведущий. Мы с вами немного устали, поэтому

сейчас выполним небольшое упражнение, которое

позволит нам восстановить энергию.

Упражнение (метод «энергизаторы»)

Участники становятся в круг. Бросая друг другу

мяч, каждый должен повернуться на 360 градусов

и назвать слово, связанное со здоровьем или ЗОЖ.

Ведущий. Упражнение, которое мы с вами вы-

полнили, позволяет восстановить энергию группы,

помогает снять физическое и психическое напря-

жение, получить удовольствие от учёбы, сплотить

в игре коллектив. Это упражнение можно исполь-

зовать на уроках вместо физических пауз.

Метод «Работа в группах кооперативного

обучения

Обмен опытом по теме « Каким должен быть со-

временный здоровьесберегающий урок?»

Ведущий делит аудиторию на 2 группы и распре-

деляет темы. Тема для первой группы - «Условия

здоровьесбережения на уроке». Тема для второй груп-

пы - «Структура современного здоровьесберегающе-

го урока». Каждая группа обсуждает тему, пишет на

своём плакате тезисы. Время выполнения - 5 мин.

Ведущий группы представляет свой проект.

Ответы педагогов первой группы:

 соблюдение этапов урока;

 использование методов групповой работы;

 использование интерактивных методов;

 создание положительной психологической ат-

мосферы;

 активность каждого участника;

 физкультурные занятия, физкультурные минут-

ки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем

воздухе;

 выполнение требований СанПиН;

 создание благоприятной эмоциональной обста-

новки в группе;

 личностно-ориентированный подход к детям;

 упражнения для глаз;

 дозировка объёма учебного материала.

Ответы педагогов второй группы:

 начинать урок рекомендуется с ритуала привет-

ствия, выполняющего роль «разогревающего»

упражнения;

 проверка домашнего задания должна быть по-

строена не как проверка (правильно/неправиль-

но), а как рефлексия (что было трудно/легко,

интересно/неинтересно, что удалось узнать от

родителей);

 в вводной части урока организуется актуализа-

ция знаний по теме урока;

 в основной части формулируются новые пред-

ставления (это наиболее информативная часть

урока);

 заключительная часть используется для закреп-

ления убеждений и отработки на их основе лич-

ной стратегии поведения;

 итог урока предполагает обобщение и осмысле-

ние полученного опыта. Важное условие урока -

это создание положительной психологической

атмосферы, активность каждого участника, ис-

пользование методов групповой работы.

Ведущий. Методы здоровьесбережения всё

чаще используются учителями в учебном процессе.

Воспитание культуры здоровья и использование

здоровьесберегающих технологий как основного ин-

струмента педагогической работы преследуют еди-

ную цель - сохранность здоровья.

3 Рефлексия

Ведущий. Сегодня на занятии мы с вами вы-

яснили, насколько остро стоит проблема здоровья

школьников на современном этапе.

1. Упражнение «Воздушный шар» помогло опре-

делить ценность здоровья для каждого из вас.

2. Метод «мозговой штурм» позволил определить

разрушительное действие на здоровье школьни-

ков традиционных технологий обучения.

3. Метод «энергизаторы» помог нам восстановить

энергию, улучшить настроение, сплотить наш

коллектив.

4. Метод «Работа в группе кооперативного обу-

чения» способствовал тому, что педагоги по-

делились опытом работы в использовании__

здоровьесберегающих технологий в своей прак-

тической деятельности.

Ведущий. Что вы узнали нового для себя?

Каждый учитель высказывает своё мнение по

кругу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1 Работа в группах

В начале работы группа принимает правила-

законы, по которым она будет работать. Правила

нужны для создания положительной психологиче-

ской атмосферы в группе. Дети сидят в кругу и хо-

рошо видят глаза своих одноклассников. Здесь не

спрячешься, не займёшься своим делом. Здесь идёт

активное общение и взаимодействие. Работа в такой

группе помогает сформировать навыки позитивно-

го общения и самостоятельного принятия решения,

формирует адекватную самооценку.

Основные требования:

 конфиденциальность;

 взаимоуважение;

 пунктуальность;

 «не давать оценок, не критиковать».

2 Работа в группах кооперативного обучения

Кооперативное обучение - это метод решения

общих задач посредством взаимодействия неболь-

шой группы участников (2-8 человек). Организация

работы в группах предполагает выполнение следую-

щих действий:

 усадить участников лицом друг к другу;

 поставить перед ними общую задачу;

 наделить каждого участника определённой

ролью. Например, ведущий (руководит работой

в группе), секретарь (ведёт запись предложений

участников группы), лаборант (обеспечивает

группу всеми необходимыми для работы мате-

риалами), хронометрист (следит за временем),

докладчик (сообщает результаты работы).

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Интерактивное обучение - это сложный про-

цесс взаимодействия учителя и учащихся, основан-

ный на диалоге.

1 Мозговой штурм

Это хороший метод включения в работу всех

членов группы, который позволяет выслушать мне-

ние каждого, быстро генерировать множество идей.

Каждый участник имеет возможность высказать

своё мнение, что повышает самооценку. В группе

действуют правила работы «Не оценивай! Не кри-

тикуй! Не выноси информацию из группы! Здесь

и сегодня!»

Задаётся тема, формируется вопрос, даётся вре-

мя для обсуждения, и каждый участник высказы-

вает своё мнение по кругу.

2 Метод «Групповая дискуссия»

Это форма беседы, организуемая ведущим, когда

у участников на основании своих знаний и опыта

имеются различные мнения по какой-либо пробле-

ме. Этот метод позволяет увидеть проблему со всех

сторон, услышать различные точки зрения участни-

ков, повысить интерес к проблеме.

Техника дискуссии

1. Деление участников на группы.

2. Выбор представителя от каждой группы, кото-

рый будет отстаивать точку зрения группы.

3. Обсуждение проблемы группой (мозговой штурм)

в течение указанного ведущим времени.

4. Решение проблемы.

3 Ролевая игра

Это ситуация, в которой участник берёт неха-

рактерную для него роль. Ребёнок в процессе ро-

левой игры разыгрывает определённую модель по-

ведения, при этом запоминание модели поведения

и информации составляет 70 %. Цель - выработать

оптимальное, основанное на уверенности в себе по-

ведение в той или иной жизненной ситуации.

Этапы ролевой игры

 Постановка задачи - определение поведения,

которое нуждается в коррекции или тренаже.

 Инструктаж и обучение участников исполнения

роли запланированной ситуации.

 Разыгрывание ситуации.

 Моделирование желательного поведения.

 Отработка оптимального поведения.

 Получение обратной связи.

4 Метод «Энергизаторы»

На протяжении любой совместной деятельности

группа испытывает снижение энергии, дети устают.

Поэтому необходимы такие короткие упражнения,

которые позволят восстановить и мобилизовать

энергию группы. Их можно использовать и вместо

физпауз. Они снимают физическое и психическое

напряжение, помогают получить удовольствие от

учёбы, сплачивают в игре коллектив.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова Н. В., Шатохина Л. Ф. Технологические

подходы и интерактивные методы. - М., 2005.

2. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги

и уроки здоровья. - М.: ВАКО, 2007.

3. Павлова М. А., Гришанова О. С., Гусева Е. В. Сопро-

вождение здоровья учащихся в образовательном

учреждении. - Волгоград: Учитель, 2010.

4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образователь-

ные технологии в современной школе. - М.: АПК

и ПРО, 2002.

5. Цабыбин С. А. Здоровьесберегающие технологии

в образовательном процессе. - Волгоград: Учитель,

2009.

8


© 2010-2022