- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассная мероприятия «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ»
Внеклассная мероприятия «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лутфуллин Р.М. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАШКИРСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
c. Аскино РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ»
Преподаватель: Лутфуллин Расуль Минимухаматович
с.Аскино-2016
СЕКРЕТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Цель: обмен опытом по использованию здоровье-
сберегающих технологий на уроках.
Задачи:
обсудить с учителями влияние традиционных техно-
логий проведения урока на здоровье школьников;
раскрыть значение и обозначить виды здоровьесбе-
регающих технологий;
познакомить педагогов с интерактивными методами
проведения занятий;
поделиться личным опытом работы по сохранению
здоровья обучающихся и узнать об аналогичном опы-
те в других школах.
Оборудование: электронная презентация, листы
формата А4, ручки, листы ватмана, маркеры, мячик.
Методы работы с аудиторией: беседа, мозговой
штурм, энергизатор, работа в группе кооперативного
обучения.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
1 Вступление
Ведущий. В последние годы заметно ухудши-
лось состояние здоровья детей и подростков. Здоро-
выми можно считать только 7-10 % школьников.
70 % детей имеют хронические патологии. Посто-
янно растущее неблагоприятное влияние экологи-
ческой ситуации, стрессы, учебные нагрузки при-
водят к истощению и даже срыву адаптационных
механизмов ребёнка. Поэтому в таких условиях
очень важно использовать любые формы оздоров-
ления детей.
Главное - понимать значимость проблемы, сле-
довать выбранному направлению на пути к её устра-
нению, уметь применять на практике здоровьесбе-
регающие технологии.
Что такое здоровьесберегающие техно-
логии? Охарактеризуйте их.
Вопрос к педагогам
Ответы педагогов:
Здоровьесберегающие технологии - это техно-
логии, направленные на сохранение здоровья.
Нужно стремиться к тому, чтобы деятельность
педагога не наносили ущерба здоровью детей.
Качественная оценка педагогических техноло-
гий по критерию их воздействия на здоровье
учащихся и педагогов.
Системно организованная совокупность про-
грамм, приёмов, методов организации образо-
вательного процесса, не наносящая ущерба здо-
ровью его участников.
В случае использования на уроках здоровьесбе-
регающих технологий достигается важный ре-
зультат - получение учащимися образования
без ущерба для здоровья.
Как вы думаете, какова цель применения
здоровьесберегающих технологий?
Вопрос к педагогам
Ответы педагогов:
Главная цель в воспитании и образовании
школь ников - это сохранение здоровья.
Достижению этой цели подчинены многие за-
дачи, которые решает учитель в процессе своей
деятельности.
Педагоги учат детей культуре здоровья, то есть
осознанному отношению к своему здоровью,
безопасному поведению.
2 Основная часть
Ведущий. А сейчас мы попробуем определить
важность здоровья для каждого из вас.
Упражнение «Воздушный шар»
Нарисуйте воздушный шар, который летит над
землёй. Дорисуйте человечка в корзине воздушного
шара. Это Вы. Вокруг Вас голубое небо, ярко светит
солнце.
Напишите девять важных ценностей, которые
Вы возьмёте с собой в путешествие (например, день-
ги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь
представьте, что ваш воздушный шар начал сни-
жаться и может упасть. Вам нужно избавиться от
балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт,
то есть вычеркните три (а потом ещё три) слова из
списка. Что у вас осталось?
Все участники по кругу зачитывают свои ответы.
Ведущий записывает их на доске. Если слова повто-
ряются, то он ставит плюсы. Затем по количеству__
плюсов определяется рейтинг жизненных ценно-
стей. Например, первое место - здоровье, второе
место - образование и т. д.
Мозговой штурм
Как влияют авторитарные традиционные тех-
нологии на здоровье школьника?
Вопрос к педагогам
Ответы педагогов:
Сковывается инициатива учащихся.
Снижается уровень развития.
Понижается уровень самооценки.
Формируется чувство страха, вины, стыда, со-
стояние хронического стресса.
Ухудшается психическое, физическое, соци-
альное здоровье.
Развивается невротизация у школьников.
Деформация характера.
Снижается уровень адаптационных возмож-
ностей.
Повышается риск хронических и инфекцион-
ных заболеваний.
Формируется беспечное отношение к своему
здоровью.
Снижается иммунитет.
Ведущий. Мы с вами немного устали, поэтому
сейчас выполним небольшое упражнение, которое
позволит нам восстановить энергию.
Упражнение (метод «энергизаторы»)
Участники становятся в круг. Бросая друг другу
мяч, каждый должен повернуться на 360 градусов
и назвать слово, связанное со здоровьем или ЗОЖ.
Ведущий. Упражнение, которое мы с вами вы-
полнили, позволяет восстановить энергию группы,
помогает снять физическое и психическое напря-
жение, получить удовольствие от учёбы, сплотить
в игре коллектив. Это упражнение можно исполь-
зовать на уроках вместо физических пауз.
Метод «Работа в группах кооперативного
обучения
Обмен опытом по теме « Каким должен быть со-
временный здоровьесберегающий урок?»
Ведущий делит аудиторию на 2 группы и распре-
деляет темы. Тема для первой группы - «Условия
здоровьесбережения на уроке». Тема для второй груп-
пы - «Структура современного здоровьесберегающе-
го урока». Каждая группа обсуждает тему, пишет на
своём плакате тезисы. Время выполнения - 5 мин.
Ведущий группы представляет свой проект.
Ответы педагогов первой группы:
соблюдение этапов урока;
использование методов групповой работы;
использование интерактивных методов;
создание положительной психологической ат-
мосферы;
активность каждого участника;
физкультурные занятия, физкультурные минут-
ки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем
воздухе;
выполнение требований СанПиН;
создание благоприятной эмоциональной обста-
новки в группе;
личностно-ориентированный подход к детям;
упражнения для глаз;
дозировка объёма учебного материала.
Ответы педагогов второй группы:
начинать урок рекомендуется с ритуала привет-
ствия, выполняющего роль «разогревающего»
упражнения;
проверка домашнего задания должна быть по-
строена не как проверка (правильно/неправиль-
но), а как рефлексия (что было трудно/легко,
интересно/неинтересно, что удалось узнать от
родителей);
в вводной части урока организуется актуализа-
ция знаний по теме урока;
в основной части формулируются новые пред-
ставления (это наиболее информативная часть
урока);
заключительная часть используется для закреп-
ления убеждений и отработки на их основе лич-
ной стратегии поведения;
итог урока предполагает обобщение и осмысле-
ние полученного опыта. Важное условие урока -
это создание положительной психологической
атмосферы, активность каждого участника, ис-
пользование методов групповой работы.
Ведущий. Методы здоровьесбережения всё
чаще используются учителями в учебном процессе.
Воспитание культуры здоровья и использование
здоровьесберегающих технологий как основного ин-
струмента педагогической работы преследуют еди-
ную цель - сохранность здоровья.
3 Рефлексия
Ведущий. Сегодня на занятии мы с вами вы-
яснили, насколько остро стоит проблема здоровья
школьников на современном этапе.
1. Упражнение «Воздушный шар» помогло опре-
делить ценность здоровья для каждого из вас.
2. Метод «мозговой штурм» позволил определить
разрушительное действие на здоровье школьни-
ков традиционных технологий обучения.
3. Метод «энергизаторы» помог нам восстановить
энергию, улучшить настроение, сплотить наш
коллектив.
4. Метод «Работа в группе кооперативного обу-
чения» способствовал тому, что педагоги по-
делились опытом работы в использовании__
здоровьесберегающих технологий в своей прак-
тической деятельности.
Ведущий. Что вы узнали нового для себя?
Каждый учитель высказывает своё мнение по
кругу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1 Работа в группах
В начале работы группа принимает правила-
законы, по которым она будет работать. Правила
нужны для создания положительной психологиче-
ской атмосферы в группе. Дети сидят в кругу и хо-
рошо видят глаза своих одноклассников. Здесь не
спрячешься, не займёшься своим делом. Здесь идёт
активное общение и взаимодействие. Работа в такой
группе помогает сформировать навыки позитивно-
го общения и самостоятельного принятия решения,
формирует адекватную самооценку.
Основные требования:
конфиденциальность;
взаимоуважение;
пунктуальность;
«не давать оценок, не критиковать».
2 Работа в группах кооперативного обучения
Кооперативное обучение - это метод решения
общих задач посредством взаимодействия неболь-
шой группы участников (2-8 человек). Организация
работы в группах предполагает выполнение следую-
щих действий:
усадить участников лицом друг к другу;
поставить перед ними общую задачу;
наделить каждого участника определённой
ролью. Например, ведущий (руководит работой
в группе), секретарь (ведёт запись предложений
участников группы), лаборант (обеспечивает
группу всеми необходимыми для работы мате-
риалами), хронометрист (следит за временем),
докладчик (сообщает результаты работы).
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Интерактивное обучение - это сложный про-
цесс взаимодействия учителя и учащихся, основан-
ный на диалоге.
1 Мозговой штурм
Это хороший метод включения в работу всех
членов группы, который позволяет выслушать мне-
ние каждого, быстро генерировать множество идей.
Каждый участник имеет возможность высказать
своё мнение, что повышает самооценку. В группе
действуют правила работы «Не оценивай! Не кри-
тикуй! Не выноси информацию из группы! Здесь
и сегодня!»
Задаётся тема, формируется вопрос, даётся вре-
мя для обсуждения, и каждый участник высказы-
вает своё мнение по кругу.
2 Метод «Групповая дискуссия»
Это форма беседы, организуемая ведущим, когда
у участников на основании своих знаний и опыта
имеются различные мнения по какой-либо пробле-
ме. Этот метод позволяет увидеть проблему со всех
сторон, услышать различные точки зрения участни-
ков, повысить интерес к проблеме.
Техника дискуссии
1. Деление участников на группы.
2. Выбор представителя от каждой группы, кото-
рый будет отстаивать точку зрения группы.
3. Обсуждение проблемы группой (мозговой штурм)
в течение указанного ведущим времени.
4. Решение проблемы.
3 Ролевая игра
Это ситуация, в которой участник берёт неха-
рактерную для него роль. Ребёнок в процессе ро-
левой игры разыгрывает определённую модель по-
ведения, при этом запоминание модели поведения
и информации составляет 70 %. Цель - выработать
оптимальное, основанное на уверенности в себе по-
ведение в той или иной жизненной ситуации.
Этапы ролевой игры
Постановка задачи - определение поведения,
которое нуждается в коррекции или тренаже.
Инструктаж и обучение участников исполнения
роли запланированной ситуации.
Разыгрывание ситуации.
Моделирование желательного поведения.
Отработка оптимального поведения.
Получение обратной связи.
4 Метод «Энергизаторы»
На протяжении любой совместной деятельности
группа испытывает снижение энергии, дети устают.
Поэтому необходимы такие короткие упражнения,
которые позволят восстановить и мобилизовать
энергию группы. Их можно использовать и вместо
физпауз. Они снимают физическое и психическое
напряжение, помогают получить удовольствие от
учёбы, сплачивают в игре коллектив.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисова Н. В., Шатохина Л. Ф. Технологические
подходы и интерактивные методы. - М., 2005.
2. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги
и уроки здоровья. - М.: ВАКО, 2007.
3. Павлова М. А., Гришанова О. С., Гусева Е. В. Сопро-
вождение здоровья учащихся в образовательном
учреждении. - Волгоград: Учитель, 2010.
4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образователь-
ные технологии в современной школе. - М.: АПК
и ПРО, 2002.
5. Цабыбин С. А. Здоровьесберегающие технологии
в образовательном процессе. - Волгоград: Учитель,
2009.
8