Классный час Человек и профессия

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «О культуре речи».

Форма проведения: беседа с игровыми моментами.

Цель:показать учащимся важность и значение культуры речи в жизни человека;

установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

воспитывать любовь и уважение к родному языку;

формировать и развивать навыки речевого общения.

Оборудование: высказывания великих людей, рисунки учащихся , афоризмы о речи.

Содержание классного часа

Обороты речи - это своего рода

одежда, в которую облачены мысли.

И. Энгель

1. Слово учителя

Учитель: Язык - это наша история, наше богатство и культура. Это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.

В речи человека, как в зеркале, отражаются его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений, в ясности, эмоциональности и доступности. В чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена».

Каждое молодое поколение использует в своей речи так называемые сленговые выражения. В разговорном обиходе некоторые из них живо, эмоционально и даже органично вплетаются в речь. Однако существуют слова-паразиты, которые свидетельствуют о крайне ограниченном словарном запасе их пользователя, а также о его мыслительных способностях.

«Речь - удивительно сильное средство, да нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», - говорил Гегель.

Наверное, каждый из вас, ребята использует в своей речи какие-нибудь молодежные слова вроде «в натуре», «чмо», «лох» или такие распространенные и общепринятые, как «пацан», «прикол», «тусовка». Однако надо помнить, что этот стиль языка принято называть уголовным, или криминальным, жаргоном, так как основное хождение он имеет, прежде всего, в криминальной среде. Подобный сленг распространен в «крутых» американских детективах и среди нашей «братвы» - представителей уголовного мира. Словарный запас крайне ограничен, состоит из нецензурных выражений и двух десятков фраз, составляющих профессиональный сленг, при этом речь сопровождается обильной жестикуляцией («пальцовкой»).

Однако некоторые ребята могут не иметь к такой «братве» никакого отношения, но считают «высшим шиком» подражать бандитам, употребляя нецензурную брань, иметь «приблатненный» вид, разговаривать на блатном жаргоне. Это происходит из желания выделиться, продемонстрировать свою индивидуальность, правда, в худшем ее выражении.

К сожалению, такая речь очень заразительна и приводит к неутешительным результатам на экзаменах, при написании школьных сочинений.

2. Чтение «интересных» высказываний из сочинений учащихся.

Вот какие бывают перлы у неграмотных учеников:

Через свои лишь только трупы они пройдут к нашим телам…

Это - один из поэтов, который полностью оголился перед читателем.

Друзья Пушкина были казнены и сосланы в Сибирь.

Сама Изергиль рассказывает о себе ночью. Небо в это время было освещено лучами зашедшего солнца.

Заспанная физиономия бесцеремонно произносит.

Раскольников стал нервным: при стуке ног о лестницу он вздрагивал.

Декабристы разбудили спавших глубоким сном революционеров-демократов.

Они патрулем проходят через всю поэму.

Маяковский писал сам и других призывал писать так, чтобы брюки трещали в шагу.

Теперь повернем колесо истории вперед.

Мы терзаем науки.

Надо оставить для потомства свой след, свою тень.

Учитель: Ребята не надо оставлять в своих сочинениях такие следы, хотя они и очень забавляют.

3. Афоризмы о речи

Не говори ничего дурного о ком-либо, если точно не знаешь этого, а если знаешь, то спроси себя: почему я это говорю? Ж. Санд

Говорить кстати лучше, нежели говорить красноречиво. Б. Грасиан

Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь. Клавдий

Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями. П. Буаст

Разговаривая, редко выказывают качества, которыми обладают, скорее выдают те, которых недостает. Г. Лессинг

Люди предпочитают говорить о себе дурное, чем совсем не говорить о себе. Ф. Ларошфуко

Изрекать могут многие - понимают не все. Г. Богослов.

Краткость - сестра таланта. А. Чехов

4. Игровые моменты.

«Правильно ли мы говорим?»

1). Подберите синонимы к словам

Смелый - храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый.

Победитель - одержать победу, одолеть, побороть, осилить, справиться, сладить.

Холодный день - промозглый, ледяной, морозный, студеный, стылый, мерзлый.

Холодный человек - неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.

2). Объясните фразеологические обороты

Иголку негде воткнуть - о большом скоплении людей.

Крокодиловы слезы - притворное сожаление.

Краем уха - невнимательно слушать.

Рукой подать - близко.

Как на духу - откровенно, чистосердечно.

Святым духом - неизвестно как, как бы само собой.

Душа в душу - полное согласие.

Во весь дух - очень быстро бежать или ехать.

В чем только душа держится - хилый, слабый.

Не верить своим глазам - удивляться чему-либо увиденному.

3). Поставьте правильно ударение в словах:

кварта?л

катало?г

груже?ный

сли?вовый

на?чал, начала?

звони?т

в я?слях

сре?дства

столя?р

нача?в

начался?

догово?р

балу?ю, балу?ешь

дефи?с

све?кла

предложи?ть

мышле?ние

августо?вский.

4). Образуйте повелительное наклонение от глаголов

Ехать - поезжай, одеть - одень, надеть - надень, класть - положи.

5). Просклоняйте:

Хочу - я хочу, ты хочешь, он хочет, она хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят.

6). Родительный падеж множественного числа:

Столы (нет чего?) - столов;

Носки - носков;

Чулки - чулок;

Шарфы - шарфов;

Груши - груш;

Яблоки - яблок;

Полотенца - полотенец;

Помидоры - помидоров;

Килограммы - килограммов;

Лимоны - лимонов;

Туфли - туфель.

4. Заключение

Учитель: Ребята, в заключении нашего классного часа мне бы хотелось зачитать вам

Советы Дейла Карнеги

У нас лишь четыре метода контакта с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся!

Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию. Проводите вечера, читая Шекспира и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и ваш ум неизбежно обогатится.

На просмотр газет тратьте в два раза меньше времени, а сэкономленное время тратьте на чтение серьезных книг.

Читайте со словарем, лежащим на вашем письменном столе. Ищете незнакомые слова. Пытайтесь найти применение этим словам с тем, чтобы вы могли запечатлеть их в своей памяти.

Изучайте происхождение слов, которые вы употребляете. История этих слов совсем не скучная, и не сухая, и очень часто полна романтики.

Будьте точными при выражении своих мыслей. Не называйте одним только словом (красивый) все, что ласкает ваш глаз. Вы можете выразить свою мысль более точно и более свежо, если вы примените какие-либо синонимы к слову (красивый), например: элегантный, необычный, приятный, симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный, роскошный, замечательный и т.д.

Стремитесь к свежести в речи, создавайте свои собственные сравнения.




О культуре

речи

© 2010-2022