- Преподавателю
- Классному руководителю
- Родительское собрание: «За» и «Против» подросткового возраста
Родительское собрание: «За» и «Против» подросткового возраста
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Игошина Н.Н. |
Дата | 01.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБ ОУ Починковская СОШ
Родительское собрание по теме:
«За» и «против» подросткового возраста.
Составитель:
Игошина Надежда Николаевна,
Учитель истории и обществознания
МБ РУ Починковской СОШ
Структура личности подростка…
В ней ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет.
Л. С. Выготский
Цель: ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития.
Материалы:
-
Запись эпиграфа на доске.
-
Правила для родителей.
Место проведения: классная комната
Ход собрания:
-
Вводная часть. (слова учителя)
Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
После 12 лет наступает возраст, когда авторитет взрослых падает почти до нуля, а авторитет сверстников резко поднимается, и этим обеспечена сама самостоятельность. Если не будет падения такого авторитета взрослых, то ребенок не сможет действовать самостоятельно. Вместо этого он будет постоянно сомневаться в себе. Будет обращаться внутренне к взрослым, как было до 12 лет. Для дальнейшего развития тинэйджер должен внутренне подвергнуть сомнению авторитет взрослого.
Дух противоречия - это естественный этап развития человека. Ни игнорировать эту ступень, ни бороться с ее «симптомами» не имеет смысла.
В уравновешенном виде этот дух позволяет ребенку быть самостоятельным и отстаивать это свое право думать своей головой, говорить «нет», делать свой выбор. Впрочем, гармоничные проявления духа противоречия - большая редкость. Обычно эти проявления «зашкаливают», и ребенок отчаянно сопротивляется давлению со стороны взрослых. Чем сильнее давят авторитетом взрослые, тем сильнее сопротивляется подросток.
Эпиграфом собрания стали слова Л.С.Выготского - одного из ведущих психологов ХХ столетия, которого называют Моцартом в психологии. Они удивительно точны. Развитие подростка - это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Как часто родители делают ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все». В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Многие считают, что задача родителей в этот период - сдерживать половой инстинкт ребенка. Это мнение ошибочно, и оно приводит к новым проблемам.
2. Постановка проблемы.
Что же является самым главным для ребенка в этот период?
Вот какую логическую цепочку мы должны с вами сохранить (запись на доске):
Любовь - Доверие - Понимание - Поддержка
За что и против чего ведет борьбу подросток в переходном возрасте?
Прежде всего:
-
за то, чтобы перестать быть ребенком;
-
за прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность;
-
за утверждение среди сверстников;
-
против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури». Поиск и становление своего «я» - это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками. В семьях, где сеть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности, реакции эмансипации проходят мягче и порождают меньше конфликтов.
В переживаниях подростков огромное место занимаю дружба и влюбленность. Девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют свое желание. Девочкам нужны понимание, сочувствие, уход от одиночества, мальчикам - взаимопомощь, понимание.
В 4-7 % случаев первая влюбленность ведет впоследствии к браку. Почему возникает влюбленность, это глубочайшая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Запрещать в этой сфере - значит сделать подростка несчастным. Говорить о предмете влюбленности плохо - значит расстроить взаимоотношения с ним. Любовь и сексуальность для подростка - вещи взаимоисключающие.
3. Поиск решения.
Что же должны сделать родители, чтобы сохранить любовь своих детей?
Эти правила (на отдельном листочке) предлагаются родителям для ознакомления (см. Приложения):
-
В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его.
-
Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
-
Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам этого захотел
-
Не перегружайте ребенка опекой и контролем.
-
Не создавайте «революционную ситуацию», а если создали, разрешайте ее мирным путем.
-
Помните слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках.»
4. Заключение.
В конце собрания родители получают стихотворение на память.
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Ем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны
Пример же - никогда.
Тот лучший проповедник -
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии -
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать -
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я не правильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
Приложения:
Правила для родителей.
-
В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его.
-
Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
-
Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам этого захотел
-
Не перегружайте ребенка опекой и контролем.
-
Не создавайте «революционную ситуацию», а если создали, разрешайте ее мирным путем.
-
Помните слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках».
Стихотворение.
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Ем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны
Пример же - никогда.
Тот лучший проповедник -
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии -
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать -
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я не правильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.