Устный журнал

Необходимо обучить детей и  их родителей правилам здорового образа жизни. В первую очередь, это пропаганда доступных мер профилактики, которые, будучи  совсем простыми, могут существенно снизить заболеваемость в школьном коллективе. Речь идет о соблюдении санитарно – гигиенических норм и правил. К ним добавляются мероприятия, направленные на формирование правильного образа жизни: уроки, дни и месячники здоровья, соревнования, динамические паузы и физкультминутки. Важную  роль играет и организаци...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Подойниковская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Светского Союза М.И.Рогачёва»

Алтайский край, Панкрушихинский район,

с. Подойниково, ул. Алтайская, 2.

тел.: 8 (385)80 - 26 - 3 - 68

[email protected]











Устный журнал

4 класс

(В рамках проекта « Профилактика ОРЗ и гриппа»)











Классный руководитель: Борчанинова Ольга Семёновна,

учитель начальных классов

МКОУ «Подойниковская сош имени

Героя Советского Союза М.И.Рогачёва»








Пояснительная записка.

Осень - это не только начало учебного года, но ещё и простуды, и гриппа. Как следствие - пропущенные уроки, пробелы в знаниях. Что, конечно, досадно, но не неизбежно. Ведь истина гласит: болезнь легче предупредить, чем потом лечить. Ради профилактики детских заболеваний объединяют свои силы родители, медики и учителя.

Необходимо обучить детей и их родителей правилам здорового образа жизни. В первую очередь, это пропаганда доступных мер профилактики, которые, будучи совсем простыми, могут существенно снизить заболеваемость в школьном коллективе. Речь идет о соблюдении санитарно - гигиенических норм и правил. К ним добавляются мероприятия, направленные на формирование правильного образа жизни: уроки, дни и месячники здоровья, соревнования, динамические паузы и физкультминутки. Важную роль играет и организация сбалансированного питания учеников.

Родители должны способствовать профилактике ОРЗ, поскольку эти заболевания негативно сказываются на здоровье ребенка в целом и почти всегда затрагивают других детей, обучающихся в том же коллективе. Необходимо укрепление организма в течение всего года за счет рационального режима дня и сбалансированного пищевого рациона с учетом состояния здоровья и индивидуальных способностей ребенка. Не надо забывать и о профилактической эффективности спортивных занятий на свежем воздухе. Лечебная физкультура, которая, кажется, утратила свою популярность, имеет сегодня множество актуальных альтернатив: велосипед, скейтборд, сноуборд, роликовые коньки и т. д. Кроме того, осенью и зимой можно проводить с ребенком витаминные курсы, серии ингаляций с применением фитопрепаратов. Основная цель - научить детей заботиться о своем здоровье, а в дальнейшем управлять им и полностью использовать свои личностные ресурсы.

Однако, если не задей­ствованы внутренние факторы, по­ложительные изменения внешних особой пользы не принесут. Прежде всего, сам ученик должен осознать, что здоровье необходимо беречь, что здоро­вый образ жизни является престиж­ным, а во-вторых, он должен знать, что человечество уже накопило опре­деленный опыт, к которому всегда можно обратиться в случае необходи­мости.

Как сформировать у детей представ­ление о том, что здоровье - это одна из высших ценностей?

Среди учащихся класса было проведено анкетирование «Профилактика ОРЗ и гриппа»

  1. Как часто Вы болеете гриппом и ОРЗ?

- часто;

- редко;

- никогда.

2. Кто чаще болеет в Вашей семье гриппом и ОРЗ?

- мама;

- папа;

- дети;

- никто.

3. В чем вы видите причину Вашего заболевания?

- общее переохлаждение;

- выпил холодной воды или сока;

- заразился от соседа по парте.

4.Что вы считаете нужно делать, чтобы предотвратить болезнь?

- заниматься спортом;

- закаляться;

- правильно питаться.

- ничего.

5. Как вы считаете болезнь это -…

- результат не правильного образа жизни;

- повод не пойти в школу.

Затем учащимися были поставлены следующие проблемные вопросы:

  • Как режим дня влияет на наше здоровье?

  • Почему закаливание укрепляет организм?

  • Почему считают спорт лекарством от всех болезней?

  • Как нужно правильно питаться?

  • Какие лекарственные растения помогают при различных заболеваниях?

Мы все поняли, что для ответа на эти вопросы нам необходимы дополнительные знания и решили заняться поиском нужной информации. Таким образом, идея проекта возникла у самих учащихся .

Учитывая возрастные особенности младших школьников, я пришла к выводу, что одним из лучших средств будет пропаганда здорового образа жизни в форме презентации проекта « Мы и наше здоровье» и предложила «издать» устный журнал « Здоровье» В его содержание должны быть вклю­чены не только сведения общего характера, но и очень конкретные сообщения о том, каким образом одноклассники и известные учащим­ся взрослые люди стремятся сохра­нять свое здоровье. Получается инте­ресно и живо как на этапе подготовки мероприятия, поскольку все дети в классе активно включаются в поиск нужного материала, так и на этапе его проведения.

Цели проекта:

1.Пропаганда значимости профилактики и изучение разнообразных методов профилактики заболеваний ОРЗ и гриппа, формирование понятий о здоровом образе жизни, развитие желания у детей и подростков к здоровому образу жизни.

2.Расширять, уточнять и пополнять знания детей о здоровом образе жизни.

3.Развивать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, творческие способности, расширять кругозор учащихся.

4.Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы, бережное отношение к своему здоровью.

Основные задачи проекта: показ значимости профилактики ОРЗ и гриппа, воспитание положительного отношения к здоровому образу жизни. Способствовать формированию интереса к занятию спортом и физической культуры, закаливанию организма. Ознакомление с ситуацией заболеваний ОРЗ и гриппа в школе.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта: обращение внимания учащихся школы, учителей и родителей к профилактике ОРЗ и гриппа.

Ход проекта:


Первый этап - образование групп, определение подтем.

Второй этап - самостоятельное исследование.

Третий этап - выстраивание общей логической схемы презентации.

Четвёртый этап - презентация.

Оборудование:


  1. Плакат « Пословицы и поговорки о здоровье»

  2. Слайды на тему « Спорт нам поможет силы умножить»

  3. Костюмы для инсценировки.

  4. Слайды на тему « Зелёная аптека»

Презентация устного журнала «Здоровье»

Устный журнал


Учитель:

• Ребята, на уроках чтения, мы зна­комились с периодическими издания­ми, т.е. такими, которые выходят че­рез некоторый промежуток времени: каждый день, раз в неделю или раз в месяц... Какие это издания? (Ответы учеников.)

• Верно, это разнообразные газеты и журналы. Сегодня мы собрались для того, чтобы выпустить один из номеров журнала «Здоровье». Это будет устный журнал. В каждом периодическом из­дании есть свои постоянные рубрики, в которых из номера в номер помещает­ся материал по определенной теме. Ка­кие рубрики мы выберем для нашего журнала «Здоровье»? (Ответы учени­ков.)

Группы ребят подготовили рубрики журнала:

Твоя рабочая неделя

Закаливание

Спорт нам поможет силы умно­жить (наше интервью)

Правильное питание

Зеленая аптека

Учитель:

• Итак, наш журнал открывается рубрикой «Твоя рабочая неделя». Как спланировать свое время, чтобы успеть приготовить уроки, уделить больше внимания интересующему тебя пред­мету? Как найти время для отдыха? Как сохранить высокую работоспособность в учебном году? На эти вопросы есть ответы.

Выступления учеников первой группы.

1. Многие исследования ученых и врачей показали, что успеваемость школьников во многом зависит от со­стояния их здоровья. О нашем здо­ровье заботится государство, родите­ли, врачи, учителя. Но все заботы можно свести на нет, если небрежно относится к себе, к своему здоровью.

2. Слабость, усталость, головокру­жение, головная боль - эти признаки переутомления хорошо знакомы каж­дому. Они обычно появляются в конце учебного года, четверти и быстро исче­зают с началом каникул. Но если эти симптомы ты отмечаешь у себя уже в начале недели, четверти, года, обра­тись к врачу. Чем раньше ты это сдела­ешь, тем быстрее и легче удастся выявить и устранить начинающееся заболевание. А чтобы тебе не приш­лось обращаться к врачам уже с юных лет, необходимо выполнять следу­ющие правила и рекомендации.

3. Раннее утро. Начало напряженно­го рабочего дня. Утро начинай с заряд­ки. Но бесполезно делать ее раз в неде­лю. Ее действенность в регулярности. Собери силу воли, делай зарядку еже­дневно в течение нескольких недель, и ты обнаружишь, что тебе легче стало собираться в школу и сидеть на заня­тиях, ты успеваешь вовремя пригото­вить уроки и ложишься спать вовремя.

4. Включай в утреннюю зарядку упражнения, которые ты с удоволь­ствием выполняешь на уроках физ­культуры, только не забывай, что в за­рядке должны участвовать все группы мышц. 10 минут достаточно, чтобы по­лучить заряд бодрости на весь день.

5.Занятия в школе - ежедневный напряженный труд! Старайся активно работать на уроках. Это дает возмож­ность получить большой объем инфор­мации по изучаемому предмету уже на уроке. Неясное всегда объяснит учи­тель, и не нужно будет часами сидеть дома над страницей учебника, пытаясь что-либо понять. Не нужно использовать перемены для спешной подготовки домашнего задания, не выученного дома! Лучше это время использовать для активного отдыха. Не избегай уроков физкультуры, если ты не болен. Эти уроки специально включены в расписание для снятия утомления, укрепления здоровья. Итак, занятия в школе закончились....

* Постарайся пройти обратный путь из школы домой пешком. А после обеда - обязательно на улицу! Удо­вольствие от прогулки можно полу­чить при любой погоде, если соответ­ственно одеться и найти подходящее занятие. Весной и осенью - подвиж­ные игры. Зимой - лыжи, коньки, сан­ки. А уж летом!..

* У каждого школьника своя такти­ка выполнения домашних заданий. Но лучше начать с одного из более «лег­ких» предметов. Это поможет войти в ритм учебных занятий. После этого, когда работоспособность находится на достаточно высоком уровне, при­нимайся за «сложные» предметы. Заканчивай приготовление домашнего задания «самым легким» предметом, который требует от тебя наименьшего напряжения внимания.

* Не пытайся оставлять самые труд­ные предметы напоследок, так как к концу дня работоспособность падает, внимание рассеивается.

* Не забывай при подготовке уро­ков через каждые 15-20 минут делать перерывы в 5-10 минут, чтобы поддер­жать работоспособность организма.

* После занятий выйди на 20-30 ми­нут на улицу (или хотя бы на балкон), не спеши сесть к телевизору. Кратко­временная прогулка вечером снимает усталость после напряженного дня.

*Комната, в которой ты спишь, должна быть хорошо проветрена. Привыкай спать при открытой фор­точке! Итак, 9 часов вечера, спокой­ной ночи!

Учитель:

- Работоспособность колеблется не только в течение рабочего дня, но и в течение недели. Поэтому выходной день рекомендуется провести на свежем возду­хе. Если ты весь день просидишь в помещении, то не отдохнешь по-насто­ящему, и тебе трудно будет начинать новую рабочую неделю.

Например, вот так: ( показ слайдов)

Устный журналУстный журнал

Устный журнал

Устный журнал

Устный журнал



Учитель:

- Следующая наша рубрика - «За­каливание».

ВУстный журналыступления учеников второй группы.

1. Витя болен, он в постели -

Кашель сильный, насморк, хрип.

Сколько маме канители!

Врач сказал: «У Вити грипп».

2. Вите грустно, Вите скучно.

Там, на улице, - друзья,

А ему гулять нельзя!

Он больной - лечиться нужно.

3. Чтобы Вите не болеть,

Чтоб простуды не бояться,

Надо Вите здороветь,

Вите надо... (закаляться!)

А что значит «закаляться»? (Отве­ты учеников.)

* Верно. Закаляться - значит ста­раться сделать организм устойчивым к простуде, приучать его к холоду. Помните сказку «Морозко»? «Тепло ль тебе, девица?» - спрашивал Мороз Иванович. «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!» - отвечала Настенька. По­чему она не замерзла? (Ответы учени­ков.)

* Наши предки очень любили баню. В зимнюю пору, хорошо попарившись, они ныряли в снег на несколько се­кунд, растирались им, а затем снова спешили в баню. А что они делали в теплое время года? (Ответы детей.)

* Как же можно закаляться? (Воз­духом, водой.) Чередуя холод с теплом, можно тренировать сосуды, по кото­рым бежит кровь. Закаленному человеку никакие перемены погоды не страшны. С чего начинать закалива­ние?

Вот правила воздушного закаливания

1. Утром умывайся и 5-10 минут де­лай зарядку при температуре воздуха 18-20° в одних трусиках.

2. Делай это ежедневно в течение 2-3 недель, доводя время закаливания до 15-20 минут.

3. Следи, чтобы на коже не появи­лись «пупырышки». Это признак пере­охлаждения. Нужно быстро одеться.

4. Принимай контрастный душ: 1) купаясь в ванне в теплой воде, привстань и полей себя чуть прохлад­ной водой, затем опять теплой и снова прохладной; 2) хорошенько разотрись полотенцем; 3) повторяй обливания ежедневно, постепенно снижая темпе­ратуру воды на 1-2'С.

Признаки закаленного человека

• Он редко болеет и быстро выздо­равливает (на 2-3-й день).

• Он всегда активен, на уроках соб­ран и внимателен.

• Он носит легкую одежду, излишне не утепляется.

• Кожа у него розовая, глаза ясные, волосы блестящие.

• У него хорошее, «солнечное» наст­роение, спокойный сон.

Учитель:

- Следующая рубрика «Спорт нам поможет силы умножить».

Выступления учеников третьей группы.

Сегодня в разделе журнала «Наше интервью» мы познакомимся с настоящим спорт­сменом - учителем физкультуры А.В. Налесниковым (выступление А.В. Налесникова).

- Спортсменам стать отнюдь не просто. Достижения спортивные дело эффективное только тогда, когда приложится много труда. Мы сможем убедиться в этом на примере наших одноклассников Лапина Вовы и Ковалёва Владика (они рассказывают о соревнованиях по лыжам).

Ученица:

Я согласна с тем, друзья,

Что лениться нам нельзя.

Надо закаляться,

Спортом заниматься

И правильно питаться!

Учитель:

- Открываем рубрику «Правильное питание». Как правильно питаться, если у каждого человека организм имеет свои особенности? Что хорошо для одного, может не подойти другому. Но все же есть постулаты правиль­ного питания. Они определяют время, место, количество и качество пищи. Об этом нам расскажут ребята четвёртой группы .

* Итак, начнем с завтрака. Доброе утро! Надеюсь, вы уже проснулись, сделали зарядку, умылись, почистили зубы. Пора... (завтракать.)Каким же должен быть завтрак? (Ответы детей.)
Верно. Завтрак должен быть плотным, калорийным. Самая подходящая пища - каша. Это исконно русское блюдо. Самые древние каши - пшенная, перловая, овсяная геркулесовая»). Каши - очень полезное блюдо, недаром про хилых людей народе говорят: «Мало каши ел». В старину у русских князей существовал обычай - в знак примирения бывших врагов варить кашу. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним кашу не сваришь».

Наступило время обеда. Проголодались? Тогда мойте руки - и за стол, что у нас на столе? В каком порядке лучше начать обед? С овощного салата - от него в организме начинается выделение желудочного сока, поэтому и другие блюда лучше усваиваются. После сытного обеда прошло более трёх часов. Можно пойти на полдник «заморить червячка». Что же мы можем есть на полдник? (Ответы учеников.) Всякому нужен и обед, и... (ужин).
Ужинать нужно не позднее, чем за два часа до сна. Это должна быть лёгкая пища, которую желудок усвоит очень быстро. Ведь ему нужен перерыв в работе. Для деятельности организма нужна энергия, источником которой является пища. С пищей поступают в организм необходимые питательные вещества.

Дети показывают сценку «Здоровое питание».

Ведущий.

Юля плохо кушает,

Никого не слушает.

Мама. Съешь яичко, Юлечка!

Ю л я. Не хочу, мамулечка!

Мама. Съешь с колбаской бутерброд.

Юля прикрывает рот.

Супик?

Ю л я. Нет.

Мама. Котлетку?

Юля. Нет.

Ведущий. Стынет Юлечкин обед.

Мама. Что с тобою Юлечка?

Юля. Ничего, мамулечка!

Бабушка. Сделай, внученька, глоточек,

Проглоти еще кусочек.

Пожалей нас, Юлечка!

Ю л я. Не могу, бабулечка!

Ведущий.

Мама с бабушкой в слезах -

Тает Юля на глазах.

Мама берет градусник.

Выбегает Неболейкин и отнимает градусник.

Неболейкин.

Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она,

Безусловно, не больна.

А тебе скажу, девица:

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать,

кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь!

Юля. Что же есть в пище такого, без чего не­возможно жить?

Ведущий. Об этом вам расскажет Цветной человечек.

Дети с удивлением рассматривают его.

Ю л я. А почему человечек разноцветный?

Звучит музыка. На сцену выходят витамины.

Цветной человечек (представляет гостей).

Белый цвет - белки, они - строители.

Чтобы вырасти ребёнок мог,

В пище должен быть белок.

Белки.

Он в яйце, конечно, есть,

В твороге его не счесть,

В молоке и в мясе тоже

Есть он.

И тебе поможет.

Цветной человечек.

Оранжевый цвет - углеводы.

Фрукты, овощи и крупы -

Удивительная группа.

Углеводы.

Нам тепло и в непогоду

Поставляют углеводы.

Нам клетчатку посылают,

Витамины добавляют

И энергией питают.

Цветной человечек.

Желтый цвет - жиры.

Жир, что в пище мы едим,

Очень нам необходим.

Жиры.

Сохраняет температуру

И влияет на фигуру.

Защищает от мороза.

Цветной человечек.

Зеленый цвет - витамины. Их двадцать.

Витамины.

Мы столько радости несем,

От болезни и простуды

Всех детей мы бережем.

Цветной человечек.

Голубой цвет - вода - источник жизни.

В организме путешествует вода.

Она не исчезает никогда!

Ведущий. Подведем теперь итог.

Цветной человечек:

Чтоб расти, нужен белок.

Для защиты и тепла

Жир природа создала.

Как будильник без завода

Не пойдет ни так, ни так.

Так и мы без углеводов

Не обходимся никак.

Витамины - просто чудо!

От болезней и простуды

Каждый день нас берегут.

Скажем вам без хвастовства

Истину простую -

Минеральные вещества

Играют роль большую.

Дети (хором).

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда -

Важнейшее условье.

Юля. Спасибо.

Я здоровье сберегу,

Сама себе я помогу.

Дети (хором). И сказала громко Юля:

Юля. Накорми меня, мамуля!

Устный журнал

Учитель:

- Следующая рубрика нашего жур­нала - «Зеленая аптека». Её нам представит следующая группа ребят.

Выступления учеников пятой группы.

1. До чего интересно, ребята,

С котелком и мешком за спиной

Нам шагать от зари до заката

По дорогам Отчизны родной.

2. Словно книга открыта большая,

Перед нами родная страна.

И читать эту книгу, мечтая,

До чего интересно, друзья!

  1. - Наши предки были тесно связаны с природой. Они хорошо знали приме­ты погоды, повадки животных и це­лебные свойства окружающих их... (растений). И сегодня, когда вы забо­леваете, мамы лечат вас отварами и настоями из трав, которые мы называ­ем... (лекарственными). Эти травы называют «зеленой аптекой». Почему? (Ответы учеников.) Познакомимся с некоторыми лекарственными

растени­ями поближе.( Слайды)

1.Мать - и - мачеха ( Слайд 1)

Мать-и-мачеха известна со времен Древнего Рима. Это растение широко применяли Диоскорид, Плиний, Гиппократ. В "Травнике" Г.Соболевского, изданного более 200 лет назад, отмечалось, что мать-и-мачеха широко применялась в народной и официальной медицине. Считалось, что растение имеет силу "смягчительную, разводительную и открывательную". Причем использовались не только листья, но и корни мать-и-мачехи. Из листьев и корней готовили отвары и принимали от разных "грудных болезней, от кашля, насморка, простуды, от чахотки, хрипоты, удушья, лихорадки. В традиционной медицине настой листьев мать-имачехи применяют как отхаркивающее, дезинфицирующее и противовоспалительное при заболеваниях верхних дыхательных путей.

Устный журнал

- Никто не любит лечиться горьки­ми таблетками. Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую тарелку! Это... (ягоды).( Слайд 2)

2. На прогалинке лесной

Земляничка под сосной.

Земляничка-невеличка

Хорошо цвела весной.

Солнце грело много дней

Пышный кустик у камней,

Становилась земляничка

Все пригожей да крупней.

Покраснела каждым боком,

Налилась душистым соком.

Устный журнал

- Что вы знаете о лечебных свойст­вах земляники? (Она применяется при простуде, малокровии.) Вот еще рецепт. ( Слайд 3)

3. Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Аптечной ромашки душистый отвар.

Устный журнал

- Конечно же, есть еще немало ле­карственных растений, помогающих при различных недугах и заболевани­ях. Их нужно знать.

Подведение итогов.

Учитель:

- Вот мы и закончили чтение наше­го необычного устного журнала! По­нравился ли он вам? Что нового вы узнали из его рубрик? (Высказывания учеников и вручение Памяток «Запомни 5 шагов профилактики ОРЗ и гриппа»)

Устный журнал

Шаг 1: Соблюдай правила гигиены! Регулярно и тщательно мой руки, принимай душ, следи за чистотой одежды.

Шаг 2: Полезные привычки - залог здоровья! Соки. Свежие овощи и фрукты, богатые витаминами, защитят организм от вирусов. Утренняя зарядка и правильный распорядок дня помогут оставаться бодрым весь день.

Шаг 3: Здоровье нужно укреплять! Регулярные занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и закаливание научат организм сопротивляться простуде и гриппу.

Шаг 4: Профилактика необходима! В случае угрозы эпидемии следуй советам врача и не бойся делать прививки - они защитят от опасных микробов.

Шаг 5: Осторожно грипп! Соблюдай постельный режим, если ты заболел. Не приглашай друзей в гости - они могут заразиться. А если болен кто-то из твоей семьи, надень медицинскую маску. Она защитит от вирусов.

Учитель:

Вам были представлены разные виды профилактики заболеваний ОРЗ и гриппа для поддержания здоровья организма. И я надеюсь каждый, сделает свой выбор и не ошибётся в нем.

Русский литературный критик, писатель В.Г. Белинский го­ворил: «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм - это целостная, очень сложная система». Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки сточных вод». Как вы понимаете это изречение? (Ответы детей.) Вывод: «Давайте же беречь это уникальное создание - человека!»


Устный журнал






© 2010-2022