Статья Начнем с себя или ортобиоз - разумный образ жизни

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Начнем с себя или ортобиоз - разумный образ жизни.


Гвоздева Ирина Борисовна


Кто не ценит собственного здоровья,
тот меньше заботится и о других людях.
В.М.Шепель

О технологиях здоровьесбережения в образовательном процессе говорят давно и много. Но мало кто задумывался над тем, что одним из главных направлений в этой работе является ортобиотика. Еще в древние времена существовало понятие ортобиоз, что в переводе с латинского языка означает разумный образ жизни. Выдающийся российский ученый И.И. Мечников назвал ортобиоз системообразующим условием долголетней работоспособности человека. Обобщая достижения зарубежных исследователей, озабоченных проблемой выживания людей в условиях современной цивилизации, появляется новое направление под названием ортобиотика. Под ним понимается наука о технологии сбережения человеческого здоровья и оптимистического настроя. Ортобиотика рассматривает здоровье человека в трехвидовом измерении: физическое, психическое и нравственное состояние. По многочисленным международным данным, в структуре выживаемости современных людей 70 % составляет их образ жизни и только 20 % - экология, затем медицина и другие обстоятельства. Поэтому ортобиотика ориентируется на возбуждение в человеке жизненного оптимизма, благодаря собственным усилиям эффективного задействования внутренних ресурсов организма и ресурсов внешней среды.

Работа педагога - это прежде всего постоянная активная умственная деятельность, постоянное напряжение всех систем человеческого организма. Основная тяжесть в ней приходится на головной мозг, который, находясь в напряжении, подчиняет себе все ресурсы организма. На учителя постоянно давит груз персональной ответственности, им часто приходится решать нештатные задачи, находясь практически в экстремальных ситуациях. Педагогическая деятельность сама по себе является источником постоянного «покушения» на здоровье тех, кто ею занимается. В первую очередь, конечно, страдает их высшая нервная деятельность. Она подвергается воздействию трех основных факторов: большого объема аналитико-синтетической деятельности мозга, хронического дефицита времени, отведенного на эту работу, и высокого уровня личной ответственности.

Такое состояние человеческого организма вызывает некоторые субъективные механизмы защиты такие, как психическое переутомление, нежелание заниматься некоторыми видами деятельности, стереотипное отношение к некоторым проблемам. Данные защитные механизмы вырабатывают способность проще реагировать на служебные неприятности, равнодушно воспринимать успехи своих коллег, не мучиться угрызениями совести, индифферентно воспринимать чужое страдание. Как итог, возможное появление профессионально-личностной деформации и «синдрома профессионального выгорания педагога».

В 90-е годы ХХ столетия благодаря работам Виктора Максимовича Шепеля, доктора философских наук, профессор, заслуженный деятель науки, началось обоснование ортобиотики как теоретико-прикладной области знания. В это же время в Институте повышения квалификации учителей Московской области под руководством Виктора Максимовича были открыты курсы. Ведь только грамотные педагоги в вопросах сбережения и укрепления своего здоровья способны обучить учащихся бережному отношению к собственному здоровью и здоровью окружающих, воспитать в них ответственность за свою жизнедеятельность, сформировать позитивное мышление, вооружить здоровьесберегающими принципами учебной работы, как в школе, так и вне ее, выработать умения профилактики и преодоления стрессов.

Проектируя стратегию профессионального роста, педагогу необходимо продумывать усилия по сохранности и поддержанию собственного здоровья, особенно психического, дружить с ортобиотикой. Вот несколько простых способов поддержания собственного психо-эмоционального состояния.

1. Умение радоваться - яркий показатель состояния здоровья. Все психологи и врачи, когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья в наше психогенно-напряженное время, дают единодушный ответ - «радоваться»!
Радость - одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они, как правило, не падают духом при каких-либо поражениях, а потому у них не формируется «гормон страха», наличие которого разрушающе действует на здоровье человека.

2. Разнообразие впечатлений. Они основа наших эмоций и чувств. Очень часто круг впечатлений и общения учителей ограничивается школой и всем, что с ней связано. Но необходимы другие яркие и эстетические впечатления: обращение к музыке, общение с природой. Ищите вдохновение в природе, она абсолютно точно знает, что нам нужно для поднятия настроения и ощущения гармонии и полного комфорта! Хотя бы один день уик-энда нужно проводить в парке или лесу. Прогулки на свежем воздухе не только позволяют поддерживать хорошую физическую форму, но и укрепляют защитные силы организма, они - лучшие союзники иммунитета и позитивного настроения. Желательно иметь интересное хобби.

3. Самоконтроль, саморегуляция и самоободрение - это бесценные инструменты, с помощью которых осуществляется отладка образа жизни. Разнообразен круг полезных привычек. Прежде всего, они связаны с соблюдением личной гигиены, гигиены труда и отдыха. Например, в одно и то же время ложиться спать и вставать, соблюдать режим питания в течение дня, сложные профессиональные задачи решать на «свежую голову».

4. В ортобиозе осознание самоценности собственной жизни - исходная предпосылка его успешного построения. Трудовая деятельность имеет огромное значение для каждого человека, но не должна вытеснять все другие. Человек не имеет права обкрадывать свою личную жизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать свои способности.

Скажете, прописные истины. Но это работает. Поэтому начинать необходимо с нас, уважаемые коллеги.


© 2010-2022