Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи

         Граждане, решившие создать замещающую семью, проходят поэтапную подготовку. Если ранее это ограничивалось обращением в органы опеки и попечительства с просьбой подготовки заключения, то сейчас граждане, желающие создать замещающую семью, проходят социально–психолого-педагогическую подготовку в службе по устройству детей в семью. В данной службе с кандидатами работают специалисты, деятельность которых направлена на психологическую подготовку каждой семьи и её членов. Но как показывает пр...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Г. Владимира

«Детский образовательно-оздоровительный (социально-психологический) центр»











Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи







Голованова Е.Н.

Социальный педагог



















г. Владимир, 2014



ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ



Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Содержание

  3. Тематическое планирование

  4. Литература

Данная программа посвящена конкретным вопросам воспитания и обучения детей, проживающих в замещающих семьях. Программа составлена с учетом тех проблем, с которыми сталкивается семья, приняв ребенка.

Граждане, решившие создать замещающую семью, проходят поэтапную подготовку. Если ранее это ограничивалось обращением в органы опеки и попечительства с просьбой подготовки заключения, то сейчас граждане, желающие создать замещающую семью, проходят социально-психолого-педагогическую подготовку в службе по устройству детей в семью. В данной службе с кандидатами работают специалисты, деятельность которых направлена на психологическую подготовку каждой семьи и её членов. Но как показывает практика, это остаётся недостаточным, так как замещающие семья сталкиваются с вопросами воспитания и обучения детей после принятия их в семью, т.е. семья нуждается в дальнейшем сопровождении специалистов: психологов, соц. педагогов, которые находят индивидуальный подход к решению конкретных вопросов, волнующих семью. Эти вопросы и проблемы решаются в индивидуальной форме с каждой семьёй.

Данная работа достигла того этапа, когда возникла необходимость решать эти проблемы в определённой системе т.е. возникла необходимость создания программы, в которую будут включены все темы, волнующие замещающие семьи. И каждая семья, независимо от того, нуждается ли она в данный момент в помощи по решению определённой проблемы, предварительно сможет пройти по пути её решения.

Программа составлена с учётом тех вопросов, решением которых занимается социально-психологическая служба после того, как ребенок попадает в приемную семью, обучаясь в данной школе, или принимается в данную школу.

Программа включает рассмотрение некоторых тем из возрастной психологии, которые познакомят родителей с особенностями психического развития детей. Что сможет объяснить причины возможных проблем в воспитании и развитии приемных детей.

Программа рассматривает проблемы социализации детей в обществе. Темы социализации даются замещающим родителям в помощь при подготовке приемных детей к самостоятельной жизни.

Программа разработана в соответствии с международными документами: Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Декларацией о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях; в соответствии с Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, с законом Об образовании.

Тематическое планирование учитывает все виды работ по сопровождению:

- изучение и исследование замещающей семьи

-консультирование

-коррекционная работа

-психолого-педагогическое просвещение и образование

Данные направления работы являются основными разделами программы.

Цель программы:

Обеспечение условий, способствующих социально-психолого-педагогическому сопровождению замещающих родителей.

Оказание помощи семьям в воспитании приёмных детей.

Задачи программы:

- социально-психолого-педагогическое исследование замещающих семей;

- формирование у родителей мотивации получения знаний в области воспитания и обучения приёмных детей;

- повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей;

- психолого-педагогическое, социальное сопровождение учебно-воспитательного процесса детей, воспитывающихся в замещающих семьях;

- помощь замещающим родителям в корректировке развития, воспитания, обучения приёмных детей

Направления деятельности

Программа включает в себя следующие направления работы:

Изучение и исследование замещающей семьи

- выявление и изучение причин возникновения проблем в воспитании приёмных детей; изучение внутрисемейного статуса и социальной роли замещающих родителей в семье, внутрисемейных отношений, принципов воспитания.

Просветительская работа

- повышение компетентности замещающих родителей; популяризация психолого-педагогических знаний среди замещающих семей, правовое просвещение.

Досуговые мероприятия

- вовлечение в жизнь класса и школы, участие в конкурсах городских и областных;

Коррекционная работа

- оказание социально-педагогической, психологической помощи и поддержка замещающих родителей в решении внутрисемейных и личностных проблем приёмных детей;

Консультативная работа

- адаптация ребенка в новых условиях, формирование привязанности, коррекция поведения, межличностных отношений, правовое консультирование.

Этапы:

Психодиагностическое взаимодействие

Непосредственная работа над темами программы

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы, замещающие родители должны:

- эффективно сотрудничать со специалистами служб по работе с замещающими семьями, с организациями дополнительного образования, с правоохранительными органами;

- формировать благоприятный социально-психологический климат семьи;

- содействовать развитию и социальной зрелости приёмных детей;

- стремиться повышать свою собственную компетентность.

Планирование


Направления

Формы

Содержание

Сроки

Периодичность

Исполнители

Изучение и исисследование замещающей семьи

Посещение семьи

Обследование условий жизни и воспитания

2 раза в год

По необходимости

Соц. педагог

Кл.руководитель

Мониторинг успеваемости

Ведение табеля успеваемости

1 раз в четверть

Соц. педагог

Кл.руководитель

Мониторинг посещаемости

Ведение табеля посещаемости

1 раз в четверть

Зам. по безопасности

Соц. педагог

Кл.руководитель

Мониторинг занятости

Знакомство с досуговой инфраструктурой школы и микрорайона

Привлечение к участию во внеклассной жизни

Организация досуга и отдыха в период каникул

По полугодиям

Зам. по ВР

Соц. педагог

Кл.руководитель

Мониторинг здоровья

Группа здоровья

Диспансеризация

2 раза в год

Фельдшер школы

Соц. педагог

Кл.руководитель

Социальная и психологическая диагностика

Индивидуальные беседы и занятия с психологом (адаптация, мотивационная сфера, способности, индивидуальные и возрастные особенности)

Анкетирование, тестирование (ЗОЖ, отношение к ПАВ, психолого-педагогические аспекты отношений в приемной семье, удовлетворенность, «родительское выгорание» и др.

По необходимости

Соц. педагог

Психолог

Просветительская работа

Индивидуальные беседы с ребенком

Беседы по вопросам проблем в обучении

Межличностные отношения

Правовое просвещение

1 раз в месяц

Соц. педагог

Психолог

Кл.руководитель

Индивидуальные беседы с замещающими родителями

Организационно-правовые аспекты деятельности замещающей семьи

Адаптация детей в замещающей семье

Индивидуальные беседы в кризисные возрастные периоды

Индивидуальные беседы по вопросам проблем в обучении, воспитании, охраны личных и имущественных прав детей-сирот

Оценка развития приёмного ребёнка замещающими родителями. Особенности общения и взаимодействия в приемной семье

1 раз в месяц

Соц. педагог

Психолог

Кл.руководитель

Оформление информационных буклетов и памяток

Вопросы и проблемы, особенности замещающих семей

По необходимости

Соц. педагог

Психолог

Информационные собрания опекунов

Лекции специалистов отдела опеки УО

Занятия «Школы успешного родительства» ДООспЦ

Не реже 4 раз в год

Соц. педагог

Сотрудники УО, ДООспЦ

Досуговая деятельглсть

Работа в классе

Классные часы

Организация и участие во внеклассной работе

В течение года

Соц. педагог

Кл.руководитель

Общешкольные мероприятия

Привлечение учащихся и родителей из замещающих семей к работе (по плану школы).

В течение года

Соц. педагог

Кл.руководитель

Зам. директора по ВР

Привлечение к участию в городских мероприятиях

Мероприятия на базе ДООспЦ для опекунов и опекаемых: выставки семейных фотографий, результатов совместной деятельности, праздники, концерты

В течение года

Соц. педагог

Кл.руководитель

Психолог

Сотрудники ДООспЦ

Коррекционная работа

Психологическая коррекция

Принятие и усвоение семейных правил, традиций.

Включенность в социально-бытовую жизнь семьи.

Психологическое благополучие

Не реже 1 раза в квартал

Психолог

Социальная коррекция:

беседы,

лекции специалистов,

индивидуальные и групповые занятия,

деловые игры

Профилактика конфликтных ситуаций

Профилактика безнадзорности и правонарушений

1 раз в месяц

Соц. педагог

Кл.руководитель

Специалисты УО, правоохранительных органов, системы доп. образования

Консультативная работа

Индивидуальные консультации с детьми

По правовым вопросам, проблемам межличностных отношений в семье и школе

1 раз в месяц

По запросу

Соц. педагог

Психолог

Кл.руководитель

Индивидуальные консультации с опекунами

Правовая тематика,

Возрастные особенности

Пути преодоления дезадаптации ребёнка

Компенсаторные возможности семейной заботы

Приёмы формирования привязанности

Нарушения в поведении ребёнка

1 раз в месяц

По запросу

Соц. педагог

Психолог

Кл.руководитель

Групповое консультирование:

собрания опекунов,

родительские собрания

Родительские собрания

Совещания опекунов на базе отдела опеки и ДООспЦ

4 раза в год

Администрация

Соц. педагог

Психолог

Специалисты УО, доп. образования

Заочное консультирование

Буклеты, памятки, сменные стенды

В течение года

Зам. по ВР

Соц. педагог

Психолог



Литература

Антоненко Н. Школа приемных родителей. Вопросы социального обеспечения 2008

Арефьева Л. Замещающая семья от А до Я. Сургут 2013

Гринберг С.Н., Савельева Е.В. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. С-Пт, Речь, 2007

Иванова Н.П. Замещающая семья как социальное явление. Социальная педагогика. 2008

Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье. Педагогика. 2011




© 2010-2022