- Преподавателю
- Классному руководителю
- Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи
Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Голованова Е.Н. |
Дата | 31.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Г. Владимира
«Детский образовательно-оздоровительный (социально-психологический) центр»
Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи
Голованова Е.Н.
Социальный педагог
г. Владимир, 2014
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ
Содержание
-
Пояснительная записка
-
Содержание
-
Тематическое планирование
-
Литература
Данная программа посвящена конкретным вопросам воспитания и обучения детей, проживающих в замещающих семьях. Программа составлена с учетом тех проблем, с которыми сталкивается семья, приняв ребенка.
Граждане, решившие создать замещающую семью, проходят поэтапную подготовку. Если ранее это ограничивалось обращением в органы опеки и попечительства с просьбой подготовки заключения, то сейчас граждане, желающие создать замещающую семью, проходят социально-психолого-педагогическую подготовку в службе по устройству детей в семью. В данной службе с кандидатами работают специалисты, деятельность которых направлена на психологическую подготовку каждой семьи и её членов. Но как показывает практика, это остаётся недостаточным, так как замещающие семья сталкиваются с вопросами воспитания и обучения детей после принятия их в семью, т.е. семья нуждается в дальнейшем сопровождении специалистов: психологов, соц. педагогов, которые находят индивидуальный подход к решению конкретных вопросов, волнующих семью. Эти вопросы и проблемы решаются в индивидуальной форме с каждой семьёй.
Данная работа достигла того этапа, когда возникла необходимость решать эти проблемы в определённой системе т.е. возникла необходимость создания программы, в которую будут включены все темы, волнующие замещающие семьи. И каждая семья, независимо от того, нуждается ли она в данный момент в помощи по решению определённой проблемы, предварительно сможет пройти по пути её решения.
Программа составлена с учётом тех вопросов, решением которых занимается социально-психологическая служба после того, как ребенок попадает в приемную семью, обучаясь в данной школе, или принимается в данную школу.
Программа включает рассмотрение некоторых тем из возрастной психологии, которые познакомят родителей с особенностями психического развития детей. Что сможет объяснить причины возможных проблем в воспитании и развитии приемных детей.
Программа рассматривает проблемы социализации детей в обществе. Темы социализации даются замещающим родителям в помощь при подготовке приемных детей к самостоятельной жизни.
Программа разработана в соответствии с международными документами: Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Декларацией о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях; в соответствии с Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, с законом Об образовании.
Тематическое планирование учитывает все виды работ по сопровождению:
- изучение и исследование замещающей семьи
-консультирование
-коррекционная работа
-психолого-педагогическое просвещение и образование
Данные направления работы являются основными разделами программы.
Цель программы:
Обеспечение условий, способствующих социально-психолого-педагогическому сопровождению замещающих родителей.
Оказание помощи семьям в воспитании приёмных детей.
Задачи программы:
- социально-психолого-педагогическое исследование замещающих семей;
- формирование у родителей мотивации получения знаний в области воспитания и обучения приёмных детей;
- повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей;
- психолого-педагогическое, социальное сопровождение учебно-воспитательного процесса детей, воспитывающихся в замещающих семьях;
- помощь замещающим родителям в корректировке развития, воспитания, обучения приёмных детей
Направления деятельности
Программа включает в себя следующие направления работы:
Изучение и исследование замещающей семьи
- выявление и изучение причин возникновения проблем в воспитании приёмных детей; изучение внутрисемейного статуса и социальной роли замещающих родителей в семье, внутрисемейных отношений, принципов воспитания.
Просветительская работа
- повышение компетентности замещающих родителей; популяризация психолого-педагогических знаний среди замещающих семей, правовое просвещение.
Досуговые мероприятия
- вовлечение в жизнь класса и школы, участие в конкурсах городских и областных;
Коррекционная работа
- оказание социально-педагогической, психологической помощи и поддержка замещающих родителей в решении внутрисемейных и личностных проблем приёмных детей;
Консультативная работа
- адаптация ребенка в новых условиях, формирование привязанности, коррекция поведения, межличностных отношений, правовое консультирование.
Этапы:
Психодиагностическое взаимодействие
Непосредственная работа над темами программы
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы, замещающие родители должны:
- эффективно сотрудничать со специалистами служб по работе с замещающими семьями, с организациями дополнительного образования, с правоохранительными органами;
- формировать благоприятный социально-психологический климат семьи;
- содействовать развитию и социальной зрелости приёмных детей;
- стремиться повышать свою собственную компетентность.
Планирование
Направления
Формы
Содержание
Сроки
Периодичность
Исполнители
Изучение и исисследование замещающей семьи
Посещение семьи
Обследование условий жизни и воспитания
2 раза в год
По необходимости
Соц. педагог
Кл.руководитель
Мониторинг успеваемости
Ведение табеля успеваемости
1 раз в четверть
Соц. педагог
Кл.руководитель
Мониторинг посещаемости
Ведение табеля посещаемости
1 раз в четверть
Зам. по безопасности
Соц. педагог
Кл.руководитель
Мониторинг занятости
Знакомство с досуговой инфраструктурой школы и микрорайона
Привлечение к участию во внеклассной жизни
Организация досуга и отдыха в период каникул
По полугодиям
Зам. по ВР
Соц. педагог
Кл.руководитель
Мониторинг здоровья
Группа здоровья
Диспансеризация
2 раза в год
Фельдшер школы
Соц. педагог
Кл.руководитель
Социальная и психологическая диагностика
Индивидуальные беседы и занятия с психологом (адаптация, мотивационная сфера, способности, индивидуальные и возрастные особенности)
Анкетирование, тестирование (ЗОЖ, отношение к ПАВ, психолого-педагогические аспекты отношений в приемной семье, удовлетворенность, «родительское выгорание» и др.
По необходимости
Соц. педагог
Психолог
Просветительская работа
Индивидуальные беседы с ребенком
Беседы по вопросам проблем в обучении
Межличностные отношения
Правовое просвещение
1 раз в месяц
Соц. педагог
Психолог
Кл.руководитель
Индивидуальные беседы с замещающими родителями
Организационно-правовые аспекты деятельности замещающей семьи
Адаптация детей в замещающей семье
Индивидуальные беседы в кризисные возрастные периоды
Индивидуальные беседы по вопросам проблем в обучении, воспитании, охраны личных и имущественных прав детей-сирот
Оценка развития приёмного ребёнка замещающими родителями. Особенности общения и взаимодействия в приемной семье
1 раз в месяц
Соц. педагог
Психолог
Кл.руководитель
Оформление информационных буклетов и памяток
Вопросы и проблемы, особенности замещающих семей
По необходимости
Соц. педагог
Психолог
Информационные собрания опекунов
Лекции специалистов отдела опеки УО
Занятия «Школы успешного родительства» ДООспЦ
Не реже 4 раз в год
Соц. педагог
Сотрудники УО, ДООспЦ
Досуговая деятельглсть
Работа в классе
Классные часы
Организация и участие во внеклассной работе
В течение года
Соц. педагог
Кл.руководитель
Общешкольные мероприятия
Привлечение учащихся и родителей из замещающих семей к работе (по плану школы).
В течение года
Соц. педагог
Кл.руководитель
Зам. директора по ВР
Привлечение к участию в городских мероприятиях
Мероприятия на базе ДООспЦ для опекунов и опекаемых: выставки семейных фотографий, результатов совместной деятельности, праздники, концерты
В течение года
Соц. педагог
Кл.руководитель
Психолог
Сотрудники ДООспЦ
Коррекционная работа
Психологическая коррекция
Принятие и усвоение семейных правил, традиций.
Включенность в социально-бытовую жизнь семьи.
Психологическое благополучие
Не реже 1 раза в квартал
Психолог
Социальная коррекция:
беседы,
лекции специалистов,
индивидуальные и групповые занятия,
деловые игры
Профилактика конфликтных ситуаций
Профилактика безнадзорности и правонарушений
1 раз в месяц
Соц. педагог
Кл.руководитель
Специалисты УО, правоохранительных органов, системы доп. образования
Консультативная работа
Индивидуальные консультации с детьми
По правовым вопросам, проблемам межличностных отношений в семье и школе
1 раз в месяц
По запросу
Соц. педагог
Психолог
Кл.руководитель
Индивидуальные консультации с опекунами
Правовая тематика,
Возрастные особенности
Пути преодоления дезадаптации ребёнка
Компенсаторные возможности семейной заботы
Приёмы формирования привязанности
Нарушения в поведении ребёнка
1 раз в месяц
По запросу
Соц. педагог
Психолог
Кл.руководитель
Групповое консультирование:
собрания опекунов,
родительские собрания
Родительские собрания
Совещания опекунов на базе отдела опеки и ДООспЦ
4 раза в год
Администрация
Соц. педагог
Психолог
Специалисты УО, доп. образования
Заочное консультирование
Буклеты, памятки, сменные стенды
В течение года
Зам. по ВР
Соц. педагог
Психолог
Литература
Антоненко Н. Школа приемных родителей. Вопросы социального обеспечения 2008
Арефьева Л. Замещающая семья от А до Я. Сургут 2013
Гринберг С.Н., Савельева Е.В. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. С-Пт, Речь, 2007
Иванова Н.П. Замещающая семья как социальное явление. Социальная педагогика. 2008
Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье. Педагогика. 2011