- Преподавателю
- Классному руководителю
- План воспитательной работы в 5 классе
План воспитательной работы в 5 классе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Басова Л.Ю. |
Дата | 19.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Согласовано: Утверждаю:
с ЗДВР: Директор МБОУ СОШ
_________ Григорьевой Н.Х. с/п Ивано-Казанка
_________А.К.Иванов
План воспитательной работы в 5 классе
(ЗПР седьмого вида)
на 2011-2012 учебный год
Составлен:
классным руководителем
Басовой Л.Ю
Оглавление
Цель воспитательной работы с классом на год, стратегические и тактические задачи 3
Результаты изучения классного коллектива и отдельных учащихся 4
Характеристика класса 4
Темы классных часов на учебный год 5
Работа с родителями 6
Организация жизнедеятельности детей 6
Организация коллективной творческой деятельности детей 6
Стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания 7
Выполнение обязательных функциональных обязанностей воспитателя, классного руководителя 7
Циклограмма для классного руководителя 7
Анализ воспитательной работы за учебный год 9
Цель воспитательной работы с классом на год, стратегические и тактические задачи
«Истинным стимулом человеческой жизни
является завтрашняя радость»
А.С. Макаренко
Следует выделять два уровня целей воспитания: социальная цель воспитания (общественно ценная) и цель личностная (самовоспитания; познания, освоения окружающего мира и самореализации в нем. Эта цель самобытна, так как зависит от особенностей личности).
Мы рассматриваем цель воспитания как создание в процессе воспитания условий для разностороннего, гармоничного развития личности школьника, возможно более полную его самореализацию в этом качестве, т.е. «способного строить жизнь, достойную человека... основанную на ДОБРЕ, ИСТИНЕ, КРАСОТЕ»1:).
Разностороннее развитие предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую, вне формальную деятельность свободного общения. Это и интерес школьника, и его активная позиция, и удовлетворяющее положение в различных социальных группах: в семье, в ученических коллективах, в отношениях со взрослыми, в неформальных объединениях сверстников, в интимно-личностном общении с разными людьми... Это и разнообразие территориальное, временное... Это и разнообразие душевных состояний человека в зависимости от сложившейся социальной, педагогической, психологической ситуации: состояние глубокой интеллектуальной сосредоточенности и веселой, жизнерадостной расслабленности; радости и счастья, переполняющих душу, и грусти, печали, скорби, если на то есть причины; высокие творческие порывы в любом виде деятельности, чувство усталости и отдохновения на лоне природы или в кругу друзей; это высокое чувство любви и его антипода - ненависти...
Гармоничное развитие предполагает гармоничное сочетание в организуемой педагогической деятельности общечеловеческих, социальных, национальных и личностных ценностей (Истины, Добра, Красоты), гармонию в развитии и стимулировании здорового образа жизни (триединство «интеллект + тело + душа»); это гармоничное развитие в едином воспитательном воздействии всех сфер (сторон) формирующегося отношения к миру - сознания, эмоций, поведения. Это, наконец, гармония всех воспитательных воздействий на личность. В этом сложность, ибо процесс воспитания - процесс многофакторный, поэтому гармонизация среды обитания ребенка, придание ей воспитывающего характера - важнейшее условие, предмет особой заботы каждого воспитателя, педагогического коллектива в целом. Это и гармония цели и задач воспитания. Это и гармония постоянно (по мере взросления человека) возрастающей свободы и ответственности личности, уважения и требовательности, руководства и самостоятельности, средств самовыражения личности и требований окружающих людей, условий, общества...
Такое проявление всесторонности и гармоничности применительно к каждой личности школьника современной школы должно находить свой конечный итог в самоактуализации личности, что означает (в интерпретации известного современного психолога А. Масдоу) «непрерывное стремление к возможно более полному выявлению своих личностных возможностей. Самоактуализирующейся личности свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям; при этом они легко переносят одиночество, проявляют независимость, отстаивают свою точку зрения, свои принципы. Это личности, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию».2
Целью воспитательной работы с классом является: создание в школе благоприятных условий для развития личности ребенка и его адаптации к миру.
К задачам воспитательного процесса относятся:
-
Создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, самовоспитанию.
-
Поддержка и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного творческого коллектива.
-
Совершенствование познавательной активности школьников, расширение кругозора, развитие любознательности, формирование потребности в образовании.
-
Воспитание у школьников гражданской и социальной ответственности, создание условий для формирования человека и гражданина.
-
Воспитание и развитие у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
-
Эстетическое воспитание учащихся.
-
Организация самоуправления в школе.
-
Воспитание уважения к закону, к общественным ценностям (природа, духовные и материальные ценности).
Результаты изучения классного коллектива и отдельных учащихся
К этому разделу относятся: обработанные анкеты, тесты, ролевые игры, фиксация участия детей в делах класса и школы, интересы и склонности, занятия вне школы, предположения по плану работы и т.д.
Характеристика класса
В классе трое мальчиков:
-
Дворянкин Артём
-
Иванов Пётр
-
Кудряшов Владислав
Все мальчики проконсультированы РПМПК г. Уфы. Артем и Петя проходят по седьмой категории, Владик - по восьмой. Рекомендации, данные комиссией в школе выполняются.
Артём и Петя дружат вместе. Владислав раньше был на домашнем обучении, наверное, поэтому мальчики к нему пока присматриваются, хотя на уроках совместно могут играть. Я думаю, что к концу этого учебного года они станут единым и дружным коллективом. Петя охотно помогает на уроке своим одноклассникам, если он уже выполнил своё задание. Вообще Петя добрый, старательный и хороший мальчик. Все мальчики охотно и хорошо воспринимают информацию (урок английского языка) в виде игр.
Владислав мало усидчивый, очень подвижный ребенок. Для него урок в 45 минут очень длинный, ему постоянно нужна смена деятельности. Писать под диктовку (по - слогам) на русском языке ему трудно, хотя когда старается - может. Списывать с учебника - умеет.
Артема надо заинтересовать, поймать его хорошее настроение, тогда у него выполнение задания происходит быстро и хорошо.
Темы классных часов на учебный год
№
Дата
Тема
Вид
1.
6.09
Первая встреча с классным руководителем
2.
13.09
Мой сосед по парте
3.
20.09
Что я жду от пятого класса
4.
27.09
Дневник - мой друг!
5.
4.10
Учитель и ты
6.
18.10
Важность самостоятельной работы
7.
25.10
Техника безопасности
8.
1.11
Учиться - всегда пригодится
9.
8.11
Будь аккуратным и чистым
10.
15.11
Чистый дом- залог здоровья
11.
22.11
Школа вежливых наук
12.
29.11
Учимся взаимопониманию
13.
6.12
Настоящий друг
14.
13.12
Техника по безопасности
15.
20.12
Каникулы и я
16.
27.12
Новый год
17.
17.01
Крещение- обновление
18.
24.01
Мой распорядок дня
19.
31.01
Здоровый образ жизни
20.
7.02
Я и мои способности.
21.
14.02
Кого ты любишь?
22.
21.02
Честь имею (ко дню защитников Отечества)
23.
28.02
Масленица
24.
6.03
Наши замечательные мамы и эти прекрасные девочки!
25.
13.03
Символика Российского Государства
26.
20.03
Чайная церемония
27.
27.03
Мир энциклопедий
28.
3.04
Вселенная
29.
10.04
Валерий Чкалов - легендарный лётчик-испытатель
30.
17.04
Ты и мир
31.
24.04
Труд - залог успеха
32.
8.05
Этот День Победы
33.
15.05
Как я рад, что ты пришла!
34.
22.05
Техника безопасности
35.
29.05
До свидания, 5 класс
Классный руководитель____________________
Работа с родителями
Работа с родителями включает в себя:
-
Изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.
-
Индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование.
-
Проведение тематических родительских собраний, изучение рейтинга собраний среди родителей.
-
Проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе «ученик - учитель».
-
Диагностика результативности работы с родительским коллективом учащихся класса.
Формы работы:
-
Родительские собрания.
-
Индивидуальные и групповые тематические консультации.
-
Рейды (выходы) в семьи.
-
Детско-родительские собрания, праздники, тренинги, походы, экскурсии, викторины - КТД.
-
Открытые уроки и мероприятия.
-
Помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса
ежемесячно: - участие родителей в совместных делах класса.
- организация выставок «Жизнь ребенка и его успехи в школе»: результаты
тестирования, лучшие тетради, выставка работ, поделок, газет.
раз в четверть: - проведение родительских собраний.
в течение года: - проведение открытых уроков для родителей «День открытых дверей».
- проведение индивидуальных консультаций родителей.
- проведение групповых консультаций родителей - «Школа родителей».
- проведение рейдов «Жизнь ученика в семье» (с целью изучения соблюдения
школьниками режима дня).
Тематика родительских собраний:
-
Трудности адаптации.
-
О значении домашнего задания и контроля над его выполнением.
-
Виртуальный мир и наш ребёнок.
-
Правильная организация отдыха - залог будущих успехов.
Организация жизнедеятельности детей
Организация коллективной творческой деятельности детей
В практике школ накоплен интересный опыт использования ролевых, деятельностных игр при планировании воспитательной работы и анализе хода выполнения плана. Например, игры: «Лидер» (Л.Н. Григорьева), «Мы -коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!» (М.Г. Казакина), «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин).3
К организации коллективной творческой деятельности относится:
-
Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности.
-
Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся.
-
Изучение индивидуальных интересов и потребностей, учащихся во внеурочной деятельности.
-
Просвещение и консультирование учащихся в выборе кружков, клубов, секций, обществ.
-
Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам.
-
Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
-
Использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных особенностей учащихся.
Стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания
Темы занятий по ЗОЖ:
-
Что такое здоровье?
-
Мой режим дня.
-
Самые полезные продукты.
-
Как правильно есть?
-
Плох обед - если хлеба нет.
-
Если хочется пить…
-
Здоровье и спорт.
-
Моя красивая осанка.
Выполнение обязательных функциональных обязанностей воспитателя, классного руководителя
В этот раздел входит: ведение личных дел учащихся, классного журнала, ученических дневников, написание характеристик, справок и т.д.
Циклограмма для классного руководителя
-
Ежедневно:
-
Работа с опоздавшими и выяснение причин отсутствия учащихся в школе;
-
Организация питания;
-
Организация дежурства в классном коллективе;
-
Индивидуальная работа с учащимися;
-
Заполнение классного журнала.
-
Еженедельно:
-
Проверка дневников учащихся;
-
Проведение мероприятий в классе (по плану);
-
Работа с родителями (ситуации);
-
Встреча со школьным врачом по справкам о болезни учащихся.
-
Каждый месяц:
-
Совещания по планированию работы (по графику);
-
Встреча с родительским комитетом;
-
Поведение родительского собрания.
-
Один раз в четверть:
-
Оформление классного журнала по итогам четверти;
-
Семинар классных руководителей;
-
Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть;
-
Списки отличившихся в какой-либо деятельности учащихся.
-
Один раз в год:
-
Проведение открытого мероприятия;
-
Оформление личных дел учащихся;
-
Анализ и составление плана воспитательной работы класса;
-
Статистические данные класса (1 сентября, ОШ);
-
Список класса с полной контактной информацией о родителях;
-
Информация о посещении учащимися кружков.
Анализ воспитательной работы за учебный год
«Жизнь перестает привязывать к себе, когда исчезает цель»
И.П.Павлов:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 Щуркова Н.Е. Воспитание как педагогическое явление// Кн. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995. С. 372
2 Маслоу Л. Самоактуализация; Психология личности. М., 1982
3 Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000. Гл. 3