- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Экологическая ответственность-основа формирования культуры подрастающего поколения
Статья Экологическая ответственность-основа формирования культуры подрастающего поколения
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хамидуллина И.А. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Экологическая ответственность-основа
культурной безопасности подрастающего поколения.
Аннотация.
В современной школе возникло очевидное противоречие между потребностью современного общества в высоком уровне экологической культуры у выпускников общеобразовательных школ и ее реально низким уровнем. Средствами оптимизации являются способы организации учебно-воспитательного процесса, а так же средства и методы обучения и воспитания, ориентированные на формирование экологической культуры старшеклассников, способность к гражданской активности и деятельности. В педагогике существуют показатели наличия экологических знаний у старшеклассников в соответствии с уровнем сформированности экологической ответственности. При создании условий для развития экологической культуры, а также самостоятельного приобретения экологических знаний обучающимися, содействующих формированию исследовательской культуры подростков возникает модель выпускника с сформированной экологической ответственностью и, соответственно, активной формой экологической безопасности.
Ключевые слова: экологическая культура, воспитание, обучение, мировоззрение, методы, принципы, знания, ответственность, гражданин.
В рамках реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование», призванного решать важные задачи современных общественных проблем, была разработана Татарстанская модель «Человека экологического» как прообраза новой стратегии развития региона в XXI веке. Актуальность обращения к проблеме формирования экологической ответственности обучающихся связана с противоречиями, проявляющимися на социальном и личностном уровнях.
В современной школе возникло очевидное противоречие между потребностью современного общества в высоком уровне экологической культуры у выпускников общеобразовательных школ и ее реально низким уровнем. Это делает актуальной задачу поиска путей ее повышения и соответственно оптимизации процесса формирования экологической культуры обучающихся в школе. Средствами оптимизации являются способы организации учебно-воспитательного процесса, а так же средства и методы обучения и воспитания, ориентированные на формирование экологической культуры старшеклассников. Таким образом складывается проблема: какие педагогические условия и средства наилучшим образом способствуют оптимизации процесса формирования экологической культуры обучающихся [1,с.127].
При создании условий для развития экологической культуры в урочной и внеурочной деятельности, для самостоятельного приобретения экологических знаний и, содействуя формированию исследовательской культуры подростков, можно добиться:
-
положительной динамики достижений обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
-
положительной мотивации подростков к предметам естественно-научного цикла (биологии, экологии, химии).
Образовательный процесс в условиях проектной деятельности строится не на логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой культурный уровень развития [2,с.201].
Применение методики проектирования деятельности обеспечивает повышение качества воспитательного процесса, если:
-
использование метода проектов, как способа организации поэтапной практической деятельности детей по выявлению и достижению экологических целей, будет ориентировано на гармонизацию их взаимоотношений с окружающим миром, формирование экологически развитых эмоционально-чувственной, интеллектуальной и деятельностной сфер личности подростка;
-
содержание экологической проектной деятельности обучающихся будет заключаться в создании и реализации различных видов экологических проектов (исследовательских, практических, познавательных, игровых, творческих и других), направленных на взаимодействие с объектами окружающей среды;
-
педагог поможет овладеть собственной ориентировочной основой поведения и деятельности, посредством которой достигается саморегуляция, самоуправление и саморазвитие личности, что является необходимым условием успешной социализации подростков современного общества [3, с.49].
Таблица 1:Модель эколого-нравственного воспитания обучающихся
Цель
Формирование личности подростка, обладающего экологическим мышлением, культурой, сознанием и самосознанием.
Задачи
- Формирование экологического мышления и ответственности;
- Способность к гражданской активности и деятельности.
Принципы
Демократизм, гуманизм, духовность, патриотизм, толерантность, индивидуализация, вариативность.
Содержание
- предметно-научные знания о природе, человеке, обществе;
- система знаний о нравственных нормах по отношению к природе, обществу, самому себе;
- способы деятельности, направленные на реализацию природоохранных дел.
Методы, приемы и средства
Проблемные ситуации, анализ, диалог, ролевые игры, проектирование, творческие дела.
Формы
Школьное научное общество учащихся, выпуск экологических газет и листовок, конкурсы и научно-практические конференции, природоохранная деятельность, летний школьный экологический отряд, экскурсии и т.д.
Условия
Научно-теоретическое обеспечение;
Методическое обеспечение;
Информационно-коммуникационное обеспечение.
Результат
Повышение уровня экологической ответственности обучающихся.
Таблица 2: Показатели наличия экологических знаний у старшеклассников в соответствии с уровнем сформированности экологической ответственности [4, с.175].
Показатели
Уровни проявления экологических знаний.
Желаемый
Допустимый
Недопустимый
1.Полнота экологических знаний.
Знает и умеет раскрыть экологические термины; основные экологические проблемы; принципы охраны природы; правила поведения в природе; разделы международной Красной книги; законы, связанные с охраной природы; направления и формы экологической деятельности; культивируемые пищевые и лекарственные растения; экологическую литературу.
В основном знает, но не всегда четко умеет раскрыть экологические термины, основные экологические проблемы, принципы охраны природы, правила поведения в природе, законы, связанные с охраной природы; направления и формы экологической деятельности. Недостаточно информирован о культивируемых пищевых и лекарственных растениях, международных природоохранных организациях. Недостаточно знаком с экологической литературой.
Не знает экологических терминов. Слабо ориентируется в экологических проблемах. Мало осведомлен в знании принципов охраны природы, направлений и форм экологической деятельности, культивируемых пищевых и лекарственных растениях, международных природоохранных организаций. Не знает правила поведения в природе. Редко читает экологическую литературу.
2.Осознанность экологических знаний.
Умеет излагать знания своими словами. Умеет перестроить изложение в зависимости от поставленного вопроса. Умеет самостоятельно и творчески применять всю совокупность знаний при анализе экологических ситуаций. Умеет найти способ применения знаниям.
В основном излагает знания своими словами, перестраивает изложение в зависимости от его цели, группирует и систематизирует знания в зависимости от поставленного вопроса. Не всегда самостоятельно и творчески применяет всю совокупность знаний при анализе экологических ситуаций. Не всегда умеет найти способ применения знаниям.
Затрудняется излагать знания своими словами. Слабо владеет умением перестраивать изложение в зависимости от его цели, группировать и систематизировать знания в зависимости от поставленного вопроса. Не умеет самостоятельно и творчески применять всю совокупность знаний при анализе экологических ситуаций. Затрудняется в нахождении способа применения знаниям.
3.Прочность экологических знаний.
Способен безошибочно воспроизводить почти весь объем предъявляемых знаний (90%) после изучения.
Способен производить не весь объем предъявляемых знаний (70%). В процессе воспроизведения знаний встречаются неточности.
Способен воспроизводить малый объем знаний (20%). Излагаемый материал изобилует неточностями или интерпретируется ошибочно.
В результате, при создании педагогических условий для развития экологической культуры, а также самостоятельного приобретения экологических знаний обучающимися, содействующие формированию исследовательской культуры подростков возникает модель выпускника с сформированной экологической ответственностью и, соответственно, активной формой экологической безопасности (рисунок 1).
Литература:
-
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся./-М.: педагогический поиск,1999, 174 с.;
-
Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: управленческий аспект: 2007, 270 с.;
-
Кон И.С. Психология старшеклассника. Москва: Просвещение,2007, 124 с.;
-
Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании/ А.И.Савенков//Исследовательская работа школьников.-2004-№1, 200 с.