Классный час Добро или зло? (5 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7


Классный час по теме «Добро или зло?». 5 а класс.

Цели классного часа:

Формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, милосердии, хороших и плохих поступках.

Задачи:

1. Раскрыть понятия: доброта, добро и зло, милосердие.

2. Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру общения.

3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, стремление к лучшему, учить совершать благие дела.

1.Вступительное слово.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.

2. Эмоциональная зарядка.

Ребята, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце и согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. В каждом из вас есть маленькое солнце. А значит, здесь собрались добрые люди.

3. Определение темы через беседу с учащимися.

- На наш классный час я пришла не одна (слайд 1 с изображением кота Леопольда).

Узнали? Кто же это?

- Посмотрите внимательно на лицо Леопольда, опишите выражение его лица (ДОБРЫЕ глаза, ДОБРАЯ улыбка).

- А почему он, по-вашему, часто улыбается?

- Расскажите, что вы знаете о нём, какой он? (Вежливый, аккуратный, добрый, он не отвечает на зло злом.)

- Вспомните, сколько пришлось пережить Леопольду от мышей, но тем не менее он оставался всегда добрым и человечным.

- А мыши, какие они? (Злые.)

-Так о чём мы с вами будем сегодня говорить на классном часе? (О добре и зле.)

Тема классного часа - «Добро или зло?» (слайд 2). Может быть, мы изменим её к концу нашей встречи.

Ученица:

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор:

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на Земле?

"Сильнее Я! - сказало Зло. -

Кто служит мне, тем повезло.

Я щедро отблагодарю,

Земные блага подарю:

Машины, деньги, мощь и власть,

Пусть насладятся жизнью всласть!"

Добро сказало: "Может быть,

Но только я могу любить,

Хоть за душою ни гроша.

Для всех людей важна душа.

Я виллы, яхты не дарю,

Зато я душу сохраню,

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том.

Не знаю, что ещё сказать…

Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

4. Ход мероприятия:

Учитель берет лучик и говорит:

- Этот лучик - символ своего внимания, теплоты и заботы я дарю …(учитель называет имя ученика), потому что у тебя добрые глаза, солнечная улыбка, теплый взгляд. А ты кому хочешь подарить этот лучик? (Ученики передают друг другу лучик и произносят слова с добрыми пожеланиями).

- Ребята, скажите, пожалуйста, вам было приятно получить или подарить лучик?

Что вы почувствовали? (Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение.)

- А теперь вспомните случай из жизни, когда вас кто-то обидел. Что вы почувствовали? (Ответы детей.)

- Что же лучше? Делать добро или зло? (Ответы детей.)

Определение понятий «добро» и «зло».

- А вы знаете, что такое «добро» и «зло»? Вы приготовили рисунки, объясните их: что же для вас добро и зло? (Ответы детей.)

- Сформулируйте определение понятий «добро», «зло».

Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…

«Добро - это…»
«Доброта - это ...»
«Добрый человек - это ... »
«Милосердие - это…»

«Зло -это …»

- Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»
Выступление группы «исследователей».

Первая ученица: Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.


Вторая ученица: У слова «доброта» есть много родственных слов:
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.


Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (Доброта должна быть в душе.)
Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
Сейчас мы будем изображать портрет доброты. «Точка, точка, запятая...» (на доске изображение злого лица).

- Можно сказать, что этот человечек приятный для окружающих? Почему? Какой он? (Он злой, грубый, грустный.)

- Давайте сделаем его добрым - нарисуем доброе лицо и на лучики прикрепим качества доброго человека.

(Дети у доски рисуют доброе лицо, прикрепляем слова: ДОБРЫЙ, ВЕСЁЛЫЙ, РАДОСТНЫЙ, ЛАСКОВЫЙ, ЩЕДРЫЙ, ЛЮБЯЩИЙ.)

- Вот теперь замечательно получилось. А теперь я попрошу вас ответить на мои вопросы, Можно назвать добрым такого человека, и, если ваш ответ будет «да», вы аплодируете, а если ответ будет «нет», то молчите:

  • делает что-то полезное для людей;

  • делает домашнее задание за кого-то;

  • ждёт, когда его позовут на помощь;

  • переводит старушку через дорогу;

  • накормит бездомного котёнка;

  • заберёт обратно подаренную вещь;

  • любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь;

  • не любит природу и ломает деревья;

  • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим;

  • любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Учитель: Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.

Ситуация 1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Мальчик предложил донести груз, хотя ему было не по пути.

В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрёстке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошёл к нему, взял за руку и перевёл на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

Ситуация 2. Когда старушка - соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

Учитель: Какого мальчика вы назовёте добрым? А может быть обоих? Какой бы совет дали второму мальчику? (Задуматься и творить добро ради добра, и всегда быть в этом бескорыстным.)

Ученица:
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые - щедро больным помогают,
Добрые - дарят тепло и уют,
Добрые - в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.


Учитель: Доброта издавна ценилась на Руси. Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Немало русский народ сложил пословиц о доброте. Но они у меня все перепутались. Давайте попробуем их сложить правильно.

Доброе слово и кошке приятно.

На добрый привет добрый ответ.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

Жизнь дана на добрые дела.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе слово - половина счастья.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Учитель: А откуда берётся зло? Ответ на этот вопрос искала вторая группа.

Первая ученица: От злости, от гордости, от плохих черт характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.
Вторая ученица:

Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.


Третья ученица:

Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не верши, чтоб и тебя
Не погубило зло.

Четвёртая ученица:

Словами, мыслями, делами
Твори добро, борись со злом.
Всегда, везде, где только сможешь,
А главное - в себе самом.

Первая ученица: Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должны
научиться выращивать «сады доброты». Каждый раз, когда совершается доброе дело, на деревьях появляется одно сердечко. В этом саду есть одно дерево, на котором еще нет сердечек. Это дерево для нас. Выступающие дарят классу «Дерево доброты».

Учитель: Доброта бывает разная. Я предоставляю слово третьей творческой группе. Тема их выступления - «Добро вокруг нас».

Первый ученик: Самая маленькая доброта - пассивная, когда человек не ударит слабого, не обидит никого. Но он пройдёт мимо зла. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже пройдёт мимо зла. И бывает доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Человек, обладающий такой добротой, всегда будет бороться со злом, защитит слабого, поможет в беде.

Второй ученик: Мы подвели итоги анкетирования «Добрый ли вы человек?» И вот что у нас получилось. Оказывается, в нашем классе нет ребят недружелюбных, недоброжелательных, с которыми неинтересно общаться. Но зато есть ребята, которые добры далеко не со всеми, а только с теми, кто им нравится. Это неправильно, потому, что надо стараться быть добрыми со всеми. А ещё у нас есть ребята, которые любезны, нравятся окружающим, умеют общаться с людьми. У них много друзей. Пожелаем им всегда быть такими же добрыми.

Третий ученик: Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым:

Помогать людям.

Защищать слабого.

Делиться последним с другом.

Не завидовать.

Прощать ошибки другим.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятаться, а поделиться.
Не кричать, а выслушивать.

Учитель: Я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу. "Эта история произошла давным - давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит; а если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее".Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: "Какая у меня бабочка - живая или мертвая?" Но мудрец ответил: "Все в твоих руках…"

- Выскажите своё мнение. (Ответы детей.)

- Действительно, все в наших руках.

Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
На свете живешь ты не зря.

- Давайте подумаем, а что мы могли бы доброе сотворить? (Помочь бабушке перейти дорогу, соседке поднести сумку, придержать дверь в подъезде, помочь малышу на детской площадке сесть на качели, уступить место в транспорте, накормить кошку или собаку косточкой из супа, накормить птичек, сделать кормушку, помочь дома маме, папе, бабушке, дедушке.)

- Знаете, ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: Л - "Люди", З - "Земля", М - "Мыслить", а буква Д обозначалась словом "Добро". Даже сама азбука как бы призывала: "Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!"

Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека - творить добро.

- Вот сегодня, 23 января, в нашем классе стартует акция «Спеши делать добро». В течение недели мы будем стараться делать как можно больше добрых дел. Эти дела мы будем обсуждать в классе, и, если они действительно окажутся важными, нужными, добрыми, на нашем дереве доброты появится сердечко. И я надеюсь, что к концу акции дерево будет усыпано нашими добрыми делами. Согласны? Сейчас я и предлагаю рассказать о том, какие добрые дела в школе, дома, на улице или на природе вы совершили СЕГОДНЯ. И уже сегодня вы сможете украсить наше деревце сердечками. (Слово учащихся.)


- 17 февраля отмечается всемирный День Доброты. Он отмечается ежегодно по инициативе международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически неизвестен.В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично. А ещё в этот день надо дарить подарки и герберы.

- Ребята, я вас попрошу написанные на сердечках добрые пожелания вручить нашим гостям. А в качестве подарка мы все вместе создадим аппликацию «Как прекрасен этот мир!»

- Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какому выводу, к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств.) Тема нашего классного часа могла бы звучать так: «Всех на свете дороже доброта».

Учитель: Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с занятия. Перед вами на партах лежат картинки с солнышками и тучами. Если вам было интересно, если у вас хорошее настроение - поднимите солнышко. А если было скучно и неинтересно - поднимите тучку.

- В конце занятия я хочу подарить вам добрые слова. Ребята, я желаю вам всем быть еще добрее, делать только хорошее людям и природе. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными детьми. Уважайте старших, не обижайте младших. Чтобы наш класс был дружным, чтобы наша школа была доброй. И чтобы вы помнили нашу встречу, я вам хочу подарить солнышки. Всего вам самого-самого доброго! Закончить наше занятие я предлагаю песенкой кота Леопольда «Если добрый ты», споем ее вместе:

Дождик по земле босиком прошёл,
Клёны по плечам хлопал...
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись песенкой своей,
Рассыпая смех звучно...
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно!


© 2010-2022