Дети: связь родов и преемственность традиции

У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Обычай – это общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общечеловеческого поведения. Традиции – исторически сложившиеся, передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, идеи, ценности, нормы поведения. Мудрость гласит: «Всему свое время. Всему свой срок!» Были времена зарождения народных обычаев, обрядов, ритуалов. Были времена, когда они укоренялись, укреплялись и постепенно превращались в традицию. Мы помним, чтим и никогда не з...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кандаурова Е. В

учитель начальных

классов МБОУ СОШ № 15

с углубленным изучением

отдельных предметов

г. Заринска Алтайского края


Дети: связь родов и преемственность традиции

Читая книгу Василия Акимовича Никифорова - Волгина «Алтарь затворенный» восхищаюсь, насколько прочными и нерушимыми были семейные традиции в недалекие времена. Как воспитывали детей, с каким трепетом ходили в церковь, соблюдали посты, ждали праздников, трудились, как относились к святыням, к священнослужителям. Восхищаюсь и тем, как исполняли заповеди закона Божьего: «Чти отца твоего и матерь твою, не убий, не прилюбы сотвори, не укради, не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна, не пожелай чужого». Задаю себе вопрос: как сохранилась связь родов и преемственность традиций православия в настоящее время? Какую роль несет семья в наше время? Какую работу могу проводить я в укреплении связи родов и преемственности традиции?

У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Обычай - это общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общечеловеческого поведения. Традиции - исторически сложившиеся, передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, идеи, ценности, нормы поведения. Мудрость гласит: «Всему свое время. Всему свой срок!» Были времена зарождения народных обычаев, обрядов, ритуалов. Были времена, когда они укоренялись, укреплялись и постепенно превращались в традицию. Мы помним, чтим и никогда не забываем традиции нашего народа. Защита Родины и уважительное отношение к заслугам своих предков, милосердие и обычаи взаимопомощи, взаимовыручки, уважительное отношение к старшему поколению. Можно еще много говорить о традициях нашего народа, которые утверждаются в жизни, потому что они отвечают потребностям людей. В каждой семье также есть свои традиции, которые передаются от старшего поколения к младшему. Семейные традиции способствуют воспитанию уважения к старшим, укреплению дружбы между членами семьи. Благодаря этим традициям семья становится не только дружнее, но и счастливее, потому что чаще проводит вместе свое свободное время, потому что каждый заботится и беспокоится друг о друге. Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.
Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых - его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем - учат первым словам, затем - передают свое ко всему этому отношение. Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше любви в семье, заботы друг о друге, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

«Семья - это среда, вынуждающая человека обнаруживать свои чувства. И хорошее и плохое выходит наружу. Благодаря этому происходит ежедневное развитие нравственного чувства. Сама среда семьи спасительна для нас. Всякая победа над грехом внутри себя дает радость, сообщает силу, ослабляет зло» - говорил владыка Сергий, епископ Пражский в эмиграции, а после войны епископ Казанский. Не могут родители создать личность своего ребенка, определить его таланты, вкусы, вложить в его характер желанные им черты. Мы не «творим» наших детей. Но нашими усилиями, нашей собственной жизнью и тем, что мы сами восприняли от наших родителей, создается определенное миросозерцание и отношение к жизни, под влиянием которого будут расти и по- своему развиваться личности каждого из наших детей. Выросший в определенной семейной атмосфере, станет он взрослым, семьянином, пожилым человеком, всю жизнь неся на себе ее отпечаток. Воспитание начинается с колыбели. Супруги Никитины, родители семерых детей, известные оригинальной системой семейного воспитания, рассказывают в одной из своих книг, что в Дагестане о плохом человеке говорят: «Ему мать не пела колыбельных песен». В этом изречении названы 2 фактора, которые, по мнению народа, влияют в детстве на воспитание человека: мать и ее колыбельная. Мама не только усыпляет младенца колыбельной, но ещё и воспитывает, знакомит с миром зверюшек (гуленьки, заиньки, галоньки), с миром самых близких людей (матушка, батюшка). Слушая колыбельные песни, ребенок как бы купается в ласке, песни внушают чувство уверенность, защищенности от бед. Колыбельные проникнуты любовью к ребенку, в них выражается забота о нем, высказываются добрые пожелания, предостережения. В этом так нуждается современный человек. Ребенок чувствует похвалы и радость родителей, когда он пытается делать первые шаги, говорит первое слово, делает первый шаг, и это одобрение взрослых становится важным элементом его жизни. Он испытывает удовольствие и чувство безопасности в родительском уходе за ним. Младенческое открытие окружающего мира играет большую роль в нравственном развитии: все надо тронуть, все попробовать. Между тем, дети начинают осознавать, что возможности их ограничены, что нельзя до всего дотянуться, все попробовать. В 4-5 лет дети эгоцентричны и очень сильно ощущают только свои чувства, желания, свой гнев. В это время полезны хорошие сказки о добре, сочувствии, сострадании; полезна забота о любимом животном, приготовление своим руками подарков для родных. К 6-7 годам у детей проявляется способность к дружбе, личным отношениям с другими детьми. Очень важно в этот момент учиться пониманию, сочувствию, умению прощать, уступать, радоваться за успехи товарища. Родителям нужно заботиться, чтобы у детей были друзья, чтобы развивались дружеские отношения к другим детям. К 8-9 годам дети должны хорошо понимать, что есть правила поведения, законы семейные и школьные, которые они должны соблюдать и которые они иногда сознательно нарушают. Понимают они и смысл справедливых наказаний за нарушение правил и довольно легко их переносят, но у них должно быть ясное сознание справедливости. Если одного наказали за проступок, а другого за это же нет, у ребенка развивается чувство несправедливости, озлобленности и желание делать «на зло». Родители должны научить ребенка искреннему раскаянию, когда он причиняет боль, ранит чувства другого.

В учебнике «Основы православной культуры» под редакцией протодиакона Андрея Кураева сказано: «Семья - это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от бед». И с первых слов во едино соединились слова семья - дети. Дети это наше будущее. Успешные дети - наша радостная старость. В противоположном случае тревоги, печали, горести. Как воспитать ребенка достойным человеком? Где путь к совершенству? Каким должен стать ребенок чтобы жить в этом мире с миром? Любимый мною и почитаемый праведный Иоанн Кронштадтский писал так: «Невелика заслуга человека перед Богом родить подобного себе или самому родиться. Это дело Божье, дело естества или природы, свойственное и всем животным. Есть много таких родившихся, коим бы лучше не родиться, - таковы все злодеи, нераскаянные богоотступники, еретики, убийцы, самоубийцы, пьяницы, прелюбодеи, каковым был царь Ирод, сребролюбцы, лихоимцы, изменники правой вере, цареубийцы, ненавистники и ругатели своих родителей и прочие. Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться. А заслуга перед Богом - воспитать ребенка и соделать его или самому человеку стать добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином». Жизнь родителей нелегка. Она часто связана с утомительным трудом, с беспокойством за детей и других членов семьи, с болезнями, материальными трудностями, конфликтами внутри семьи. И только огромная любовь спасает семью от невзгод, дарит моменты радости, оставляет в детской памяти светлые образы. Эти моменты - праздники в нашей жизни. Без них было бы трудно жить. Это то, что передается от поколения к поколению, выполняя миссию связи родов и поколений.

Семейные праздники - это прекрасная традиция. Это надо передавать по наследству, это надо развивать, этому надо учить, особенно молодых родителей. Ребёнок должен жить в счастливой семье и чувствовать любовь родных. Школа даёт знания, а воспитание идёт от семьи, поэтому очень важно учить ребёнка тем принципам и той морали, которая в этой семье. От воспитания в семье зависит, кем и каким будет ребёнок, став взрослым, какая будет его семья. Не надо жалеть на воспитание ребёнка сил, времени, денег. Это всё только для блага ребёнка, а в этом состоит счастье родителей. Праздник в семье приготовить не сложно, нужно только пофантазировать. Через праздники и традиции можно привить ребёнку хорошие манеры, выработать привычки, научить вести себя за столом. Попадая в другое общество, ребёнок не будет чувствовать неловко себя от того, что он не может вести беседу, участвовать в играх, пользоваться приборами. Если его этому не научили, в том нет его вины, он может всё это освоить сам в более

зрелом возрасте. Но лучше, если все хорошие привычки ребёнок закрепляет с детства. Теоретические знания не дают возможности превратится в привычку, если они не закреплялись практически. Праздник - это своеобразный итог тому, что получил в своём воспитании ребёнок. Проведя опрос среди родителей класса, выяснила, что во многих семьях почитают такие праздники как Новый год, Дни рождения, даты свадеб, Рождество Христово, Крещение, Пасху, день поминовения усопших или Радоницу, Троицу, Вербное воскресение. К семейным традициям относят совместный труд, распределение семейных обязанностей и их исполнение, совместное прочтение книг, семейные выезды на природу, совместный вечерний ужин, приветствие в течение дня добрыми словами «доброе утро», «добрый вечер», «спокойной ночи». Самый любимый детский праздник (по опросу учащихся) - Новый год. Это праздник радости, подарков, детского счастья и бесконечной любви. Совместные дела особым образом сплачивают в это время членов семьи. Нарядить елку, придумать наряды, веселые конкурсы, накрыть стол, приготовить подарки и вручить их - вот сухой перечень событий, предшествующих празднику. Но сколько в нем эмоций и жизни! На втором месте по опросу это совместное празднование Дня рождения. Здесь у каждой семьи свои традиции. Кто-то в семейном кругу накрывает стол и поздравляет именинника. Кто-то приглашает детей и придумывает развлекательную программу. Кто- то, по традиции, заказывает стол для детей в кафе. Но все единодушны в одном: День рождения - праздник любви и радости, возможности еще раз высказать особые чувства друг другу. На Рождество накрывают стол, дарят подарки. В некоторых семьях традиция ходить в гости к бабушкам и дедушкам, проведывать их и вручать подарки. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «о почтении к старшим сказано в Писании: «Старцу пакости не твори». Тем более дети обязаны всячески почитать своих родителей, стараясь успокоить их всем, что не противно заповедям Божиим». На Крещение семьями едут к Иордани и погружаются в купель. Набирают воду из крана и дети знают, что такая вода может храниться целый год. Освещенную в храме воду приносят домой и окропляют ею квартиру. Особенно любят и почитают в семьях праздник Пасхи. В рассказе В. А. Никифорова - Волгина «Детство. Светлая заутреня» автор повествует о традициях празднования Светлого Воскресения Христова. Отворяли дверцы икон, в знак того, что на Пасху двери райские отворяются, готовили разные Пасхальные яства, красили яйца, ходили в храм на особую службу, шли крестным ходом вокруг храма. Лишь единицы соблюдают по частице эти традиции в наше время, но дети с удовольствием изобразили свои впечатления на рисунках. Кроме того ребята знают, что в Пасхальную неделю можно сходить в храм и позвонить в колокола. Самое главное - нужно загадать заветное желание, очень верить в то, что оно сбудется, и оно на самом деле сбудется. На Радоницу родители вместе с детьми посещают могилы своих ближних родных, зажигают там свечи, подают милостыню, научая милосердию. Перед этим праздником наводят порядок на могилах, тем самым передают подрастающему поколению бережную память об усопших, необходимость заботы и поминания тех людей, которые были и будут дороги. На праздник Троицы в квартиры приносят освещенные веточки берёзы, кто-то едет купаться в Святом источнике, а главное - всей семьей отдыхают, общаются, радуются возможности семейного отдыха. В Вербное воскресение в домах ставят веточки вербы. Хотя не все освящают их в храме, все же чтут эту традицию, а значит, и юное поколение будет знать этот обычай. Есть семьи, в которых традиция из поколения в поколение выбирать имена деток по Святцам. В таких семьях празднуют День Ангела. Святитель Филарет Московский сказал: «Наречение имен не такое маловажное дело, как думают люди, которые лучше помнят имена, нежели знают существо и отношения предметов. Мудрость первозданного человека испытана и проявлена была наречением имен всякой душе живой….Святая церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собой благословение, учредили прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собой благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому».

На уроках Окружающего мира выполняли с ребятами проект «Моя малая Родина». В работе помогали родители. Ребята рассказывали о любимом городе, его достопримечательностях, о людях, которые прославили наш город. А эти люди - наши бабушки и дедушки, мамы и папы. Это гордость детей. Следующая работа это проект «Моя семья». Дети проводили настоящие исследования в семьях. В результате появились родословные, генеалогические древа, рассказы о семейном отдыхе, любимых членах семьи. Первой экскурсией класса была экскурсия в Вознесенскую церковь. С увлечением слушали дети рассказ О. Г. Алешиной. А когда пришла пора поставить свечи почти все дети пошли к кануну, чтобы почтить память тех, кого нет рядом. Впереди много планов, так как мы стоим в начале пути: совместные семейные праздники, поездки и походы, родительские собрания, способствующие духовному продвижению родителей, классные часы, уроки и внеурочная деятельность.

Хорошо воспитанные сын или дочь - это высшее достижение родителей. Ради этого стоит потрудиться и приложить максимум любви, терпения, времени. «Дети - драгоценный дар Божий. Любите детей» - так писал Ян Амос Каменский. Любовь - это труд, и за умение любить надо бороться. В семейной жизни мы должны каждый день реагировать так или иначе на все, что происходит, и открываться такими, как есть, а не только такими, как мы показываем себя. Чтобы научить наших детей любви, мы должны сами научиться любить по - настоящему. Описание настоящей любви дает апостол Павел в своем послании к Коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая…. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» Апостол Павел говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». И важно трудиться над тем, чтобы прилагать эти определения, эти свойства любви к каждой мелочи нашей будничной семейной жизни, к тому, как мы учим, как воспитываем, наказываем, прощаем наших детей и как мы относимся друг к другу.

Пусть в семьях будет больше любви! Пусть в своей памяти дети сохранят всё лучшее, что было в их семьях и, в свое время, привнесут эти традиции в свои семьи!

Библиографический список

  1. «Закон Божий». Руководство для семьи и школы. Москва 2011

  2. А. В. Кураев «Основы православной культуры» Просвещение 2012

  3. Апостол Павел «Послание к Коринф. 1-13, 1-15»

  4. «Семья как чудо». Даниловский благовестник






© 2010-2022