Современные подходы к организации воспитательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения

ФГОС  второго поколения  - национальный проект,   который   даёт воспитанию статус общенациональной темы, предлагая адекватную форму проектирования духовного и нравственного воспитания человека (А.Г. Асмолов, А.А.Кузнецов, Н.Д.Никандров). Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетен...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные подходы к организации воспитательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Григорьева М.Н.

Классный руководитель 10 а класса

МБОУ «Ивнянская СОШ №1»

ФГОС второго поколения - национальный проект, который даёт воспитанию статус общенациональной темы, предлагая адекватную форму проектирования духовного и нравственного воспитания человека (А.Г. Асмолов, А.А.Кузнецов, Н.Д.Никандров). Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Стратегии воспитания в рамках ФГОС:

  • Воспитание в процессе общего образования: на уроке (личностный результат)

  • Воспитание в процессе внеурочной деятельности (личностный результат).

  • Воспитание в процессе дополнительного образования (личностный результат).

Воспитание в школе - это не особая педагогическая и воспитательная деятельность, реализуемая в рамках отдельного учебного курса или мероприятия. Это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед обучающимися настоящую Россию в ее историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических возможностей. Воспитывает весь уклад школьной жизни. Речь идёт о воспитательной среде образовательного учреждения, в которую входят:

-нравственные ценности

-уклад школьной жизни, определяющий урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся

- качества личности педагогов и воспитанников

- программы духовно-нравственного воспитания

- социальный опыт школьников

- система отношений социальных субъектов - участников воспитания.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы. Это имеет прямые следствия для организации школьного воспитания:

- воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно принятие (а не просто узнавание) детьми ценностей;

- воспитание должно продвигать ребёнка от вопроса к вопросу, от смысла к смыслу, от понимания к пониманию. Эволюция знаний, переживаний, опыта воспитанника обеспечивается постоянным преобразованием и наращиванием содержания и форм, способов и средств, которыми располагает воспитатель;

- школьное воспитание не может поддаваться моральному релятивизму, даже если он распространён в социальной среде;

- воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовую, художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую деятельность и др.;

- в объективной ситуации полисубъектности воспитания и социализации деятельность различных социальных институтов (семьи, СМИ, общественных и религиозных организаций, молодёжных сообществ и т. д.) должна быть согласована, и школе принадлежит ведущая роль в этом согласовании.

Перечисленные подходы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог - классный руководитель. Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни школьника множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общение младших школьников с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке - совесть, его нравственное самосознание.

Выделены и обоснованы три уровня воспитательных результатов: первый - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; второй - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; третий - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.Современный классный руководитель - самый необходимый человек для ребенка в школе: организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общества, отвечает за качество воспитательной работы в своём классе. Основное предназначение - создать условия для становления личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни; при необходимости скорректировать учебно - познавательную деятельность детей, помочь им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее. Главное: отследить как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия.

Что изменилось в деятельности классного руководителя в условиях перехода на ФГОС?

Отметим положительные стороны:

  1. КР получил больше свободы в выборе форм, способов и приемов в проведении занятий, в том числе на основе возможностей Интернет-ресурсов.

  2. Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В первую очередь, - это достижение личностных и метапредметных результатов. Специфика внеурочной деятельности позволяет не только узнавать новое, но и учит действовать, чувствовать, принимать решения. Дети получили возможность выбора деятельности по интересам.

  3. Активное взаимодействие со школьниками осуществляется во второй

половине дня на базе школы. Организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах, как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования и т.д. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и родителей.

  1. Новые формы и содержание ведут к разностороннему раскрытию способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом, деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Обеспечена благоприятная адаптация ребенка в школе, улучшены условия для развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

  2. Улучшилось материально-техническое оснащение, что способствует качественной организации внеурочной деятельности.

© 2010-2022