ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 15.075

ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ



Бекниязова Галина Ивановна, учитель английского языка,

ГУ «СОШГ №9 г. Павлодара» ГУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия

№ 9 г. Павлодара»


В статье проанализирована роль интернет-общения в жизни учащихся, его особенности и причины использования. Проведено исследование феномена «интернет-зависимости», а также положительных и отрицательных сторон нового, современного и популярного виртуального общения.

In article the Internet communication role in life of pupils, its features and the reasons of use is analyzed. Research of a phenomenon of "Internet dependence", and also positive and negative sides of new, modern and popular virtual communication is investigated.

Благодаря легкости освоения и использования Интернет он завоевывает все большую аудиторию. Все больше и больше подростков предпочитают виртуальное общение реальному, иногда отказываясь от реального вообще, в другом случае совмещая два вида общения [1]. Что же приводит подростков к виртуальному общению? Хорошо это или плохо? Для того, что бы ответить на эти вопросы необходимо выявить основные особенности такого невербального общения. Возможны как положительные, так и отрицательные психологические последствия появления Интернет для образовательной среды в школе. Особенностями Интернета, которые могут вызывать полярные психологические последствия, являются:

  1. Интернет обширен. Интернет - это среда, в которой нет границ (национальных, социальных, географических).

  2. Интернет безопасен. Общение не несет в себе агрессивного невербального компонента, а вербальных оскорблений гораздо меньше.

  3. В Интернет нет централизованной цензуры: можно написать то, что хочется, высказать свое мнение.

  4. Интернет безличен. Человек может обладать множественной идентичностью.

  5. Интернет как фактор дополнительной мотивации. Поиск и нахождение информации, подчас уникальной, позволяет ученику углубляться в предмет, что делает его привлекательнее.

  6. Интернет прост. Его использование доступно даже для детей младших классов.

  7. Интернет современен и доступен.

Несмотря на все разнообразие активности пользователей Интернета, выделяют три основных вида, осуществляемой ими деятельности: познавательную, игровую и коммуникативную.

В настоящее время интенсивно обсуждается феномен «зависимости от Интернета», или «Интернет-аддикции». Основными причинами интернет-зависимости считают: недостаточное насыщение общением в реальных контактах; возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни; неудовлетворенность реальной социальной идентичностью и желание избавиться от нее [2].

К плюсам такого общения можно отнести скорость передачи информации. Ведь раньше письма надолго задерживались, часто терялись в пути. С сообщениями в ICQ или в чатах такое происходит гораздо реже. Да и виртуальный способ общения дешевле. В поисковиках можно найти друзей по интересам, единомышленников, то есть расширить круг знакомств. Часто подростки стесняются сказать что-либо вживую или рядом с ними нет человека, с которым можно было бы поделиться. В этом случае очень удобно зайти на сайт или в ICQ и из списка контактов выбрать человека, с кем бы можно было посоветоваться, кому бы можно было «излить душу». Получается что-то подобное дневнику.

Однако виртуальное общение, по мнению многих его исследователей, имеет и ряд отрицательных черт. Это: отсутствие движения, которое приводит к заболеваниям опорно-двигательной системы; сложности в знакомстве в живую и реальном представлении себя; полная неспособность общаться реально; привыкание к специфической лексике виртуального общения, затруднение выражения своих мыслей на литературном языке.

Для анализа положительных и отрицательных сторон интернет-общения молодежи было проведено исследование (анкетирование и интерпретация данных) виртуального общения учащихся, в котором приняли участие учащиеся 9-х классов ГУ «СОШГ №9 г. Павлодара» в количестве 40 человек в возрастном диапазоне от 14 до 15 лет.

В результате проведенного анализа ответов на вопросы анкеты было выявлено следующее. Количество учащихся, которые общаются с помощью сети Интернет, представлено на рисунке 1.


Рисунок 1 - Количество учащихся, которые общаются с помощью сети Интернет


Частота использования Интернета для общения представлена на рисунке 2.


Рисунок 2 - Частота использования Интернета для общения

То, в чем учащиеся видят влияние виртуального общения на свою жизнь отражено на рисунке 3.


Рисунок 3 - Последствия влияния виртуального общения на жизнь учащихся

Характеристика процесса общения в интернете представлена на рисунке 4.


Рисунок 4 - Характеристика процесса общения в интернете

Средства общения, которыми учащиеся пользуются чаще всего, отражены на рисунке 5.


Рисунок 5 - Средства виртуального общения

Анализируя ответы учащихся можно сделать следующие выводы:

- почти все учащиеся общаются с помощью сети Интернет (95%);

- значительная часть из них общаются каждый день или почти каждый день (68%);

- посредством этого общения люди находят много новых друзей (50%); однако некоторые из них признают, что тратят много времени на виртуальное общение, причем часто впустую (10%);

- виртуальное общение никому не заменяет реальное - как видим, большинство воспринимают такое общение только как развлечение (70%), виртуальное общение считают необходимым для учебы (22,5%);

- средства общения, которыми учащиеся пользуются чаще всего - ICQ (68%), в контакте и скайп (20%). .

Таким образом, исходя из результатов исследования, учащиеся воспринимают виртуальное общение положительно. Кроме того, любое общение, к тому же, необходимо рассматривать как процесс социальный, психологический.


Литература

1. Васюков И. Общение - золото и главное полезное ископаемое - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: flogiston.df.ru/projects/articles

2. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал, 2014. - Т. 25 - №1. - C. 6-7.

© 2010-2022