Учитель глазами учеников

Мы привыкли каждый день ставить оценки и раздавать их: выставлять «пятерки» и даже «двойки» в журналы и дневники, словесно выражать свою похвалу или недовольство. А задумываемся ли мы сами над тем, что думают наши ученики о нас, и какие они ставят нам отметки?Ряд школьных исследований показывает, что дети традиционно ценят в своих наставниках знания, чуткость и внимательность, трудолюбие, доброту, справедливость. Важными для школьников всех возрастов оказываются умение доступно и интересно препо...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель глазами ученика

Ганюшкина Т. А.

КГУ «УВК «Лицей»»


Учить детей - дело необходимое,

следует понять,

что весьма полезно и нам самим учиться у детей.
Максим Горький

Давным-давно кто-то сказал: «Идеальных людей не бывает». Безусловно, это высказывание справедливо, потому что все мы разные, и каждый человек воспринимает другого по-своему. Однако есть категория людей, которые просто обязаны быть идеальными в силу своей профессии, и имя им - «Учителя».

Вместо предисловия

Мы привыкли каждый день ставить оценки и раздавать их: выставлять «пятерки» и даже «двойки» в журналы и дневники, словесно выражать свою похвалу или недовольство. А задумываемся ли мы сами над тем, что думают наши ученики о нас, и какие они ставят нам отметки?

Ряд школьных исследований показывает, что дети традиционно ценят в своих наставниках знания, чуткость и внимательность, трудолюбие, доброту, справедливость. Важными для школьников всех возрастов оказываются умение доступно и интересно преподносить новый материал, способность остановиться во время объяснения новой темы на самых сложных местах и дать возможность слабым понять материал на «пять». Дети начальной школы и пятиклассники любят, когда их «самый классный классный» обладает веселым характером, предпочитает решать проблемы в классе без участия родителей и… проводит перемены вместе со своими веселыми и шумными детьми. Старшеклассники добавляют в список важных характеристик высокую культуру и эрудицию, принципиальность и требовательность как по отношению к учащимся, так и себе. Далеко не последнюю роль в оценке учителя играют такие критерии, как чуткость, внимание, такт.

«К чему бы это все?» - спросите вы. А вот к чему. Дело в том, что ежедневные взаимоотношения пары «учитель-ученик», точнее, их характер влияет на весь процесс обучения и воспитания. Это влияние может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»: положительный опыт общения и ориентир на личность учителя могут помочь школьнику стимулировать познавательную мотивацию и даже повысить успеваемость, тогда как негативный опыт - просто напросто затормозить процесс и отбить желание учиться.

Что делать учителю, чтобы стать интересной для своих учеников?

На этот вопрос из категории риторических есть несколько групп ответов. Первая группа будет касаться самого процесса обучения и стимуляции деятельности учащихся. Чтобы повысить эффективность обучения подростков, по мнению самих педагогов, необходимо использовать активные методы организации учебной деятельности учащихся, привлекать внимание школьников и развивать их познавательные интересы, использовать разноуровневые и индивидуальные задания, рационально подходить к отбору материала, форм и методов работы, показывать связь предмета с жизнью школьников и другими предметами.

Вторая группа ответов обозначает условия установления психологического контакта между обучаемыми и обучающими. Чтобы установить правильные взаимоотношения, учитель должен не только знать и понимать психологические особенности своих подопечных, но и внимательно относиться к изменениям этих самых особенностей. Школьники-подростки говорят, что для них важно умение учителя предвидеть сложности и затруднения как в плане учебной ситуации, так и в плане общения. Может, поэтому им так важно наше общение на переменах, дружеские объятия и рукопожатия? Безусловно, да. Ведь именно это самое общение в неофициальной обстановке (часто до урока) создает тот самый нужный «фон», который позволит создать творческую и в то же время рабочую атмосферу на уроке.

Простые правила

Чтобы наши ученики могли похвастать добрыми взаимоотношениями с учителем, и оценка нас как педагогов была на высоте во всевозможных опросниках и анкетах, нам самим надо научиться быть настоящими: настоящими мастерами своего предмета и профессии, настоящими друзьями, настоящими людьми.

В понимании школьников правила для Учителя должны выглядеть примерно так:

  • Учитель, как и любой взрослый, близкий своему собеседнику, должен научиться уважать чувство собственного достоинства своего ученика. В любых обстоятельствах.

  • Задача учителя - разглядеть в своих учениках творческое начало и всячески его поддерживать и развивать.

  • Чтобы добиться взаимопонимания, педагогу важно научиться опираться на любовь, уважение и доверие.

  • Одним из главных «регуляторов» нравственных взаимоотношений является справедливость в оценке знаний и поступков. Какой должна быть эта справедливость? Дети говорят: «доброжелательной» - именно такая критика и справедливость воспринимаются ими адекватно.

  • Еще один важный момент - проявление душевной чуткости, теплоты во время общения со своими самыми лучшими учениками на свете. Если учитель почувствует движение радости в детской душе, он должен поддержать ее (пусть даже не по теме урока, а просто домашнюю ситуацию, которая вызвала яркий всплеск эмоций). Не только радость, но и горе должен чувствовать учитель - искренность и сопереживание станут залогом добрых отношений на долгие школьные годы

  • Помощь детям на уроке и вне его - это норма, которую принято соблюдать. Дети считают, что учителя, помогающие выйти из неприятной ситуации общения или затруднения в решении новых задач, более успешны в их глазах, потому что ситуацию успеха создать проще, чем вывести ребенка из ситуации неуспеха.

  • Спор и решение конфликтов - это сложный вопрос в практике каждого учителя. И не только потому, что ситуации неприятная. Нет. Дело в том, что все мы переживаем за правильность решения в той или иной ситуации. Часто не обходится и без конфликтов. Так вот задача учителя, по мнению старшеклассников - разрешать конфликты мирным путем. Компромисс ставят дети во главу угла и не признают авторитарного давления своим мнением и личностью. Вывод очевиден - искать этот самый компромисс…

  • Как это ни странно, но дети хотят советоваться с нами. И хотят того же от нас. Думаю, не будет ничего страшного в том, что мы будем прислушиваться к мнению наших детей и не подменять их решения своими.

  • Мы должны, даже обязаны щадить личность робких и скромных, поддерживать творческих и инициативных - замечать всех, но не в ущерб развитию каждого. А потому наша задача - давать такие оценки поступкам и личностям, чтобы не обидеть и не навредить.

  • Все прочие правила можно свести к одному: отношения между учителем и учеником должны быть основаны на взаимоуважении и взаимопонимании. Если мы будем соблюдать эти условия, у нас всё получится.

Портрет идеального учителя, нарисованный детьми, довольно прост и в то же время сложен. Попробуйте одновременно быть внимательными, понимающими, уважающими, умеющим слушать и слышать, приходить на помощь, быть сдержанным и не вмешиваться в личное пространство школьника, быть авторитетом и в то же время не давить им… Параметров много, но, если разобраться, не так уж всё это сложно. Главное - захотеть, и тогда наши ученики напишут в своих листах-опросниках: «Учителя нужны для того, чтобы остались светлые воспоминания о школе, и моя учительница именно такая. Самая лучшая!»

© 2010-2022