«Роты не сумевшие вернуться»

Методическая разработка сценария,посвященная 70-летию со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.  Литературный материал предназначен для уроков , классных часов, внеклассных мероприятий, посвященный как Дню снятия блокады Ленинграда, так и для праздника, посвященному Дню Победы.В подборке использованлись стихотворения О. Берггольц,В. Инбер, Э. Асадова,С. Кадашникова.В призентации можно использовать  «нарезку» из документальной кино и видеохроники. Музыку П.Чайковского, С.Рахманинова .
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества Кронштадтского района

Санкт-Петербурга «Град чудес»




«Роты, не сумевшие вернуться»


Методическая разработка сценария,

посвященная 70-летию со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады




«Роты не сумевшие вернуться»

















Автор - составитель Клопова Г.М.


2014г.

Цель:

формировать у учащихся культуру миропонимания и осознание исторического прошлого и будущего в нем. Ввести учащихся в мир слова, способствовать развитию интереса к литературе военного времени.

Задачи:


  • воспитывать нравственно-патриотические чувства, гражданственность, достоинство, чувство гордости за свою страну, за свой народ, чувство сострадания.

  • воспитывать у обучающихся уважение к старшему поколению, к истории и культуре своей страны.

  • научить чувствовать внутреннюю мелодию, напевность стихотворения, а также оценивать переживания автора, вложенные в литературное в произведение;

  • совершенствовать навык сознательного, беглого и выразительного чтения; осуществить попытку музыкального чтения (чтения под музыку);

  • прививать любовь к поэзии

  • прививать любовь к родной культуре, литературному наследию .

Оформление:


  • блокадные окна на кулисах

  • презентация в программе PowerPoint

  • медиапроектор, компьютер

Форма занятия: Литературно - музыкальная композиция

Оборудование:

  • документальная презентация «Блокада Ленинграда» (Приложение№1)


  • Записи музыки военных лет

Место проведения мероприятия: танцевальный зал

Время проведения: 28 января в 16 час.

Продолжительность мероприятия: 45мин.

Приложение№1 (презентация)

Приложение№2 (фото)


На сцене кадры салюта 1944 года

звучит фонограмма, выходят чтецы.

Тр.№1 Ленинградский салют

В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, -
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
- Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, -
Всё! Закончилась блокадная пора!

Есть салют у нас весной - на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе…

Чтецы уходят .

На сцене чтецы младшей группы.

На лестничной клетке, в продрогшей парадной

На лестничной клетке, в продрогшей парадной,
Рисует на стенах подросток "шарады",
А рядом, левее - фамилии в столбик:
Морозов.
Курганский,
Вахрушенский,
Бобрик...

Вот слышится снизу скрип двери подъездной -
Бабулька спросила парнишку:
- Ты, местный?
- А что? Это важно? Какое Вам дело?
Ответил подросток нахально и смело.

- Внучок, не дерзи...заходи лучше в гости -
И выпьем мы чаю с рогаликом постным.
А я расскажу тебе пару историй,
Которые, веришь мне, многого стоят.

За окнами стужа и скучно мальчишке
(легко он одетый...в коротком пальтишке) -
Подумал - зайду...это будет несложно -
Рогалики эти - неплОхи, возможно.

Прошёл он в квартиру - тепло и уютно.
На столике - чайник блестит перламутром...
- Ну, будем знакомы, -
бабуля сказала
- Зовут меня, просто - Курганская Алла.


- Меня зовут - Мишка...Петров Михаил -
Промолвил мальчонка и чаю налил.

На улице ветер январский нёс снег...
-Ну, Мишка, послушай рассказ мой про тех,
Фамилии чьи - на холодной стене -
Написаны были в той страшной войне.

А Питер тогда, был не то, что сейчас...
Он был Ленинградом холодным для Нас.
Морозову Пашке - пятнадцатый год,
Он каждое утро ходил на завод.

И даже, когда сократили паёк -
Он шёл на завод - по другому не мог.
Курганский Валера (мой младшенький брат)
Возил на санях, через весь Ленинград,

Бидоны с водой из продрогшей Невы,
И были на пальцах мозоли видны...
Вахрушенский Миша - был старший из нас -
Советского сбитого лётчика спас.
И месяц подряд он делил с ним паёк -
И выходил всё же его паренёк...


За окнами небо сменило свой цвет,
И в мыслях у Мишки - картины тех лет.
Курганская Алла ведёт свой рассказ
Про судьбы мальчишек (как есть...без прикрас).

Про то, как весной, в сорок третьем году,
Погибли они в ту большую войну.
И как, в День Победы, на тёплой стене
Она написала фамилии все...



Спускается Мишка по лестницам серым
Он очень серьёзен - движеньем смелым
Он пишет фломастером в ровненький столбик -
Морозов
Курганский
Вахрушенский
Бобрик...

Чтецы уходят.

На экране кадры бомбежки.

Тр.№2 Звучит фонограмма воздушной тревоги и шумы перестрелки. Выходят чтецы мальчик и девочка

Н.В. Спиридонова (Кулакова).
Ночь. Воздушная тревога.
Как страшен мессершмитов вой.
Зенитки наши бьют, но самолетов много -
Нам не заснуть. Идет неравный бой.
Мы переходим на одну кровать,
А мама к нам садится в ноги,
"Убьют, так вместе, - говорит, - давайте ждать"
Но вот по радио отбой тревоги.
Вдруг братик говорит: "Я есть хочу,
Мам, дай хоть крошечку от завтрашнего пая"
"Тот хлеб на завтра, трогать не могу"
А он все просит, не переставая:
"А если немец бомбой нас убьет,
И хлеб останется лежать в буфете?"
А мама: "Ну а если не убьет,
Где хлеб я вам возьму на завтра, дети?
Тот хлеб на завтра. Не могу. Не дам".
К груди она прижала крепко брата,
И слезы покатились по щекам.
Как будто перед нами виновата.

Тр.№3 Н. Радченко

Чёрное дуло блокадной ночи...
Холодно,
холодно,
холодно очень...
Вставлена вместо стекла
картонка...
Вместо соседнего дома -
воронка...
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то...
Еле живая ушла на работу...
Есть очень хочется...
Страшно...
Темно...
Умер братишка мой...
Утром...
Давно...
Вышла вода...
Не дойти до реки...
Очень устал...
Сил уже никаких...
Ниточка жизни натянута тонко...
А на столе -
на отца похоронка...

Тр.№4 Звучит фонограмма. Выходят чтецы

О. Берггольц "Ленинградская поэма"

Мне скажут - Армия...

Я вспомню день - зимой,

январский день сорок второго года.

Моя подруга шла с детьми домой -

они несли с реки в бутылках воду.

Их путь был страшен,

хоть и недалек.

И подошел к ним человек в шинели,

взглянул -

и вынул хлебный свой паек,

трехсотграммовый, весь обледенелый.

И разломил, и детям дал чужим,

и постоял, пока они поели.

И мать рукою серою, как дым,

дотронулась до рукава шинели.

Дотронулась, не посветлев в лице...

Не ведал мир движенья благодарней!

Мы знали всё о жизни наших армий,

стоявших с нами в городе, в кольце.

...Они расстались. Мать пошла направо,

боец вперед - по снегу и по льду.

Он шел на фронт, за Нарвскую заставу,

от голода качаясь на ходу.

Он шел на фронт, мучительно палим

стыдом отца, мужчины и солдата:

огромный город умирал за ним

в седых лучах январского заката.

Он шел на фронт, одолевая бред,

все время помня - нет, не помня - зная,

что женщина глядит ему вослед,

благодаря его, не укоряя.

Он снег глотал, он чувствовал с досадой,

что слишком тяжелеет автомат,

добрел до фронта и пополз в засаду

на истребленье вражеских солдат...

...Теперь ты понимаешь - почему

нет Армии на всей земле любимей,

нет преданней ее народу своему,

великодушней и непобедимей!


На экране военные кадры

Эдуард Асадов

Тр.№5 Письмо с фронта

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник украшал,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки.

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Степан Кадашников

Летела с фронта похоронка

Летела с фронта похоронка
На молодого пацана,
А он живой лежал в воронке…
Ах, как безжалостна война!

И проходили мимо танки…
Чужая речь… а он лежал,
И вспоминал сестру и мамку,
Лежал и тихо умирал.
Тр.№6
Пробита грудь была навылет,
И кровь стекала в черный снег,
А он глазами голубыми
Встречал последний свой рассвет.

Нет, он не плакал, улыбался,
И вспоминал родимый дом,
И пересилив боль поднялся,
И, автомат подняв с трудом,

Он в перекошенные лица
Горячий выплеснул свинец,
Приблизив этим на минуту
Войны, безжалостной, конец.

Летела с фронта похоронка,
Уже стучался почтальон,
Солдат, глаза закрыв в воронке,
На миг опередил её.


Тр.№7 На экране кадры боя

Чтец. Виктор Блинов

Нет, не просто меня убить.
Извещенье придет - не верьте.
Чтобы Родине вечно жить,
Я не кланяюсь подлой смерти.
А когда упаду я вдруг
Под орудийную перебранку,
Знайте: мой закадычный друг
Без приказа пойдет под танки.
Так что смерти на фронте нет,
Хоть сердец отгремевших - много.
Жив. Здоров. Сердечный привет.
Нас на запад ведет дорога.

Тр.№9 Выходят все чтецы.

На экране кадры салюта.

А. Воронов

За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем.
Цветами пышными цветут
А ленинградцы
Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось...

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе -
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут...

Вера Инбер
Улицы, ограды, парапеты,
Толпы... Толпы... Шпиль над головой,
Северным сиянием победы
Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя.
Лица... Лица... Выраженье глаз.
Счастье... Радость... Пережить такое
Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях
Отстояли берега Невы.
Ленинград, не знавший пораженья,
Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город,
Сливший воедино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил.

Минута молчания.

Выход чтецов

Тр. №8

Как только звезды подожжет луна

И двери неба настежь распахнуться

На синие, небесные луга,

Выходят роты - не сумевшие вернуться



И смотрят парни на меня в упор

И я от них не в силах отвернуться

Я вижу в их глазах немой укор,

А роты не сумели, брат, вернуться



И сон ко мне упрямо не идет

И я лежу не смея содрогнуться,

А по небу, холодные, как лед шагают роты,

Не сумевшие вернуться.



Они шагают стройны и прямы

И лишь к земле не могут прикоснуться

Они погибли, чтобы жили мы,

Чтоб мы с тобой не смели не вернуться!












Приложение№1

Обучающиеся младшей группы студии читают стихотворение«Роты не сумевшие вернуться»

«В продрогшей парадной»«Роты не сумевшие вернуться»




Обучающиеся средней группы читают стихотворение А.Воронова « Ленинградский салют»




Обучающиеся старшей группы студии Ермилов И., Гвоздиков С. Читают стихотворение

Э. Асадова «Письмо матери»

«Роты не сумевшие вернуться»

Обучающиеся старшей группы Клопова А

Ермолаева А., читают стихотворение

О. Берггольц «Ленинградская поэма» «Роты не сумевшие вернуться»

© 2010-2022