Презентация и материалы для беседы по теме Труд и подвиг учителя

Предложенная презентация дополняется материалами для проведения тематического классного часа по теме "Труд и подвиг учителя" от подвига Януша Корчака до подвига Бесланского учителя в наши дни. Материалы можно адаптировать практически для любого возраста детей, дополнив собственными мыслями и эмоциями.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы к беседе и презентации «Труд и подвиг учителя»


Введение

Чем знаменателен 2010 год для нашей страны?

Это год 65-летия Великой Победы - победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. 65 лет назад наш народ освободил свою землю и народы Европы от фашизма и одержал победу в самой страшной войне, которую знало человечество. День Великой Победы - праздник русских, украинцев, белорусов, грузин, казахов - всех народов бывшей Советской страны. На войне не было национального различия, победа ковалась на фронтах, в тылу, на заводах, в поле. Всё дальше во времени уходит от нас военная пора. Наше поколение уже знает её лишь по книгам, кинофильмам, музыкальным экспозициям. И сегодня, в канун трагической даты начала Великой Отечественной войны, нам, ныне живущим, важно вспомнить о тех, чьим неимоверным трудом, беспримерным мужеством и терпением, потом и кровью ковалась эта великая победа.

Чем еще знаменателен 2010 г в России?

2010 год в нашей стране объявлен Годом учителя.

(слайд1)

Почему, как вы думаете, это было сделано?

Чтобы привлечь внимание общественности к проблемам образования, поднять престиж профессии учителя. Ведь профессия учителя - одна из самых важных на земле, так как именно от учителей во многом зависит, какими вырастут дети, а значит, каким будет наше будущее.

Да, вы совершенно правы. Вот поэтому сегодня мы и решили поговорить о тех великих годах, учителях и учениках разных лет, которые своей жизнью и трудом совершили подвиг, подвиг во имя светлого и доброго будущего многих поколений.

И начнем мы этот разговор с истории жизни и смерти замечательного педагога, писателя, врача и общественного деятеля, имя которого вам еще, наверно, не известно.

(слайд2)

Януш Корчак (1878-1942)

Я́нуш Ко́рчак (настоящее имя Хе́нрик Го́льдшмит, 22 июля 1878, Варшава - 6 августа 1942, Треблинка) - польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения. Родился в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Корчак в «Воспоминаниях» пишет: «Меня назвали именем деда, которого звали Гершем», именно это имя проставлено в его метрической справке о рождении. Просто в ассимилированной еврейской семье, в которой он родился и вырос, его называли Генриком - на польский манер. (слайд2)

Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10-11 лет) преподавалась латынь, во втором - французский и немецкий, в третьем - греческий.

После смерти отца в 1896 году семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (15-16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством. В 1898 года Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогической деятельностью Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами. В 1903 году он получил диплом врача.

В 1903-11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.

В 1904-1905 гг. Корчак принимал участие в Русско-японской войне.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомясь с различными воспитательными учреждениями.

(слайд3)

В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной, которым руководил (с перерывом в 1914-18 гг.) до конца жизни.

В 1914-18 гг. Корчак находился на Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу «Как любить ребенка» (в числе множества других книг как для взрослых, так и для детей).

В 1919-36 гг. он принимал участие в работе интерната «Наш дом» (на Белянах) - детского дома для польских детей, - где также применял новаторские педагогические методики.

Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах.

(слайд4)

В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения неевреев-почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне. В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886-1942) и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

(слайд5)

Детский дом Корчака продолжает действовать и по сей день. Каждый год, 23 марта в Польше и Беларуси в воздух запускается воздушный змей в честь Януша Корчака и детей, убитых в гетто.

(слайд6)

Историческая справка.

Накануне войны в стране было более 191 т. дневных школ, в них обучалось около 35 млн. учащихся и работало 1 млн. 200 т. учителей. Война изменила соотношение. На освобожденной от оккупантов территории осталось меньше половины (47%) учителей, по всей стране их стало меньше на 14,2 %. Изменился и учительский состав: в основном это были женщины. В годы войны орденами и медалями награждено 36 т. школьников. В великую эпопею всенародного подвига, каким была Отечественная война 1941-1945 гг., учительство вписало немало героических страниц. С первых дней войны вместе с миллионами рабочих и крестьян многие тысячи учителей, надев серые солдатские шинели, с оружием в руках, плечом к плечу, со своими питомцами отважно сражались за нашу Родину. Вряд ли найдётся такой участок фронта, такое сражение Великой Отечественной войны, где бы ни сражались учителя. Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский писал: «Учитель и на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии - личным примером учил, как надо воевать».

Об учителях-фронтовиках поведал в своей книге очерков С. Володин "Подвиг продолжается". Это о них, Героях Советского Союза: о Петре Широнине, Владимире Моргуненко, Николае Бочарове, Николае Галицком, Николае Вербене, Тимофее Шашло, Александре Фролове, Андрее Ворончуке, Жавдате Сунагатуллине. Орден Славы был учреждён в ноябре 1943 г. Им награждались воины переднего края - солдаты и сержанты, проявившие в боях за Родину славные подвиги храбрости, мужество и бессмертие. Среди кавалеров ордена Славы немало учителей: Виктор Зотов, Николай Попов, Рифкат Тукаев, Вараздат Абрамян и другие. Отгремели бои, и с фронта вернулись оставшиеся в живых учителя - и снова в школу. Педагогическая деятельность учителей-фронтовиков явилась продолжением их воинских подвигов.

(слайд7)

Литературная страница

Труд учителя - это ежедневный подвиг, но мы этого, к сожалению, не замечаем. Ведь не случайно многие писатели в своем творчестве стремятся во всей правдивости, «без приукрас» и упрощения, открыто и честно показать, что профессия «учитель» достойна самого глубокого почитания и уважения. В числе таких писателей ХХ века можно назвать имена Чингиза Айтматова, Василя Быкова, Альберта Лиханова и др.

Василь Быков рассказывает в повести "Обелиск" об учителе Морозе Алесе Ивановиче и его учениках. "Когда вывели их, учителя Мороза Алеся Ивановича и его учеников, на улицу сбежалась вся деревня. Полицаи стали разгонять людей. И тогда старший брат близнецов Кожанов Иван пробрался вперёд и говорит немцу: "Как же так? Вы же говорили, что когда явится учитель Мороз, то отпустите хлопцев?" Немец его толкнул, а потом выстрелил. В воскресенье, как раз на первый день Пасхи, их вешали. На телефонном столбе у почты укрепили перекладину - толстый такой брус. Сначала учителя Мороза и его ученика Бородача, потом остальных ребят, то с одной стороны, то с другой. Для равновесия. Так и стояло это коромысло несколько дней. Когда сняли, закопали в карьере за кирпичным заводом. Потом уже, когда война закончилась, похоронили поближе к Сельцу».

Поступок учителя Мороза - это урок мужества, данный педагогом своим ученикам, урок, который никогда не забудется.

"Первый учитель" В. Фирсов (памяти А. А. Ковалёнкова)

Я помню сожжённые сёла,
И после победного дня
Пустую, холодную школу,
Где четверо, кроме меня.
Где нам однорукий учитель
Рассказывал про Сталинград…
Я помню поношенный китель
И пятна - следы от наград.
Он жил одиноко при школе.
И в класс приходил налегке.
И медленно левой рукою
Слова выводил на доске.

Мелок под рукою крошился,
Учитель не мог нам сказать,
Что заново с нами учился
Умению ровно писать.

Ему мы во всём подражали -
Таков был ребячий закон.
И пусть мы неровно писали,
Зато мы писали, как он.
Зато из рассказов недлинных

Под шорох осенней листвы
Мы знали про взятье Берлина
И про оборону Москвы.
В том же самом году в сорок пятом
Он как-то однажды сказал:
- Любите Отчизну, ребята,-
И вдаль за окно указал.
Дымок от землянок лучился
Жестокой печалью земли…
- Всё это, ребята, Отчизна,
Её мы в бою сберегли.
И слово заметное это
Я множество раз выводил,
И столько душевного света
В звучанье его находил!
А после
Поношенный китель
Я помню, как злую судьбу,-
Лежал в нём
Мой первый учитель
В некрашеном сером гробу.
Ушёл, говорили, до срока.
Все беды теперь позади.
Рука его Так одинока,
Лежала на правой груди.
Могилу землёй закидали,
И женщины тихо рыдали,
И кто-то негромко сказал:
- Медалей-то, бабы, медалей!
Ить он никогда не казал…
Мой первый учитель!
Не вправе
Забыть о тебе никогда.
Пусть жил ты и умер не в славе -
Ты с нами идёшь сквозь года.
Тебе я обязан
Всем чистым,
Всем светлым,
Что есть на земле.
И думой о судьбах Отчизны,
Что нёс ты на светлом челе.

(слайд8)

Подвиг бесланского учителя.

74-летний бесланский учитель Янис Канидис войдет в историю России как современный Януш Корчак. Это не преувеличение. Действия извергов, захвативших школу в Беслане, поддаются сравнению лишь с практикой нацистских карателей. Янис Канидис, как и Корчак, сделал свой выбор - пошел на гибель вместе с детьми, хотя убийцы предлагали ему свободу. Тело учителя было найдено с десятью пулевыми ранениями. Подвиг бесланского учителя, его жизненный выбор обращен к каждому из нас.

(слайд9)

Песня «Понимаешь, мама, я учитель» (сл. Л. Ошанского, муз. Дружининой Т. А.)

Понимаешь, мама, я учитель.
Видишь, я вхожу, бледнея, в класс.
Это мне решили поручить их -
Сорок душ и восемьдесят глаз.

Учитель!.. Сколько надо тепла и огня,
Чтобы слушали, Чтобы верили,
Чтобы помнили люди меня.

В школе правду узнавать о мире
Люди начинают по-складам.
Всё равно - в Москве или в Сибири -
Школьный день равняется годам.

Может, в сердце боль или тревога,
Может, не везёт пока в любви,
Всё равно у школьного порога
Оставляй все горести свои...

Может, будет трудно, небогато,
Буду жить, свой выбор не браня.
Понимаешь, ведь мои ребята -
Это продолжение меня.

Заключение

«Жизнь прожить - не поле перейти» - гласит народная мудрость. Множество разных неожиданностей, радостных и горестных подкарауливает человека, отправляющегося в первый самостоятельный путь, и горе тому, кто привык смотреть на большой путь, как на гладкую и ровную площадку для развлечений, имеет о нем облегченно-тэвэшное представление, не понимает простой истины - счастье приходит к человеку на трудных дорогах, добывается в труде и заботах. Надо быть готовым дать отпор всему, что мешает человеческому прогрессу, справедливости, счастью. А порой… даже ценой своей жизни.

Именно этому и учат своих учеников по-настоящему добрые, справедливые и мудрые учителя, правдиво раскрывающие перед ребятами сложности и противоречия жизни, предостерегающие их от возможных бед и ошибок, вселяющие в юную душу мужество и оптимизм, страстную веру в будущее. И не только на словах, но и на личном примере…

Мудрость - это специфически учительское…

Только вы есть символ доброты…

Ну а мы… такие же нелепые.

Ваши вечные, наивные ученики!

Поэтому все так же актуально в ХХI веке, как и в веке ХIХ, звучат слова

Н. А. Некрасова Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!


Заместитель директора по воспитательной работе Л. В. Корсакова

© 2010-2022