Гражданско-патриотическое воспитание школьников

В статье обобщен опыт по работе со школьниками по направлению гражданско-патриотического воспитания. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, человечество, наука, семья и др. Эти ценности мы храним, передаем...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

О.О.Плоцкая

учитель математики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №26»,

г. Зима, Иркутская область

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традиция многонационального народа Российской Федерации. Это то, к чему мы должны стремиться в воспитании подрастающего поколения.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, социальная, человечество, наука, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Патриотизм как ценность является важной частью в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика, поэтому в своей работе классного руководителя я уделяю этому большое внимание. Высказывание Н. А. Некрасова «Поэтом можешь и не быть, но гражданином быть обязан!» актуально в наше время.. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»

Как показывает история невозможно создать сильную державу без патриотизма, невозможно привить людям понимание их гражданского долга, уважение к закону. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. А берет он свое начало из любви к семье. Это первый этап в формировании патриотизма. Родина начинается с семьи. Уважение, взаимопонимание, любовь к своим родителям, сестрам, братьям наполняет нашу жизнь смыслом, то ради чего стоит жить. Ничто не связывает так семью как совместные дела, а что это будет - походы, уборка, праздники, лишь бы ребенок чувствовал, что он нужен. Поэтому много внимания уделяю внеклассным мероприятиям, объединяющим семью. Традицией стало проведение таких праздников как: День Матери, День Защитника Отечества и итоговое родительское собрание.

День Матери. Ребята тщательно готовятся к этому событию. Сочиняют стихи, пишут сочинения, рисуют портреты, готовят презентации. Им важно, чтобы все знали об их мамах, бабушках. А у какой мамы не навернется слеза, когда её сын, дочка скажут ей о своей любви. На таких праздниках у нас много счастливых слёз.

23 февраля. Особый праздник для мальчиков, который они сильно любят. В этот день сильная половина класса показывает сноровку в спорте, смекалку в задачах. А главными судьями обязательно являются дедушки, папы.

Итоговое родительское собрание. В конце учебного года мы подводим итоги всей своей деятельности как школьной, так и внешкольной. Ученики класса оформляют выставки своих достижений - рисунки, поделки, грамоты, дипломы. Своим родителям они проводят мастер-классы. Наши художники показывают, как нарисовать натюрморт, пейзаж. Мастерицы плетут из соломки косы, музыканты играют. А родители в свою очередь говорят о своих результатах. Семья - ячейка общества, а какой она будет, такое и будет общество.

«Родной край, его история», - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, - «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». На следующем этапе формирования патриотизма идет воспитание любви к Малой Родине - деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма. Ребята класса принимают активное участие в краеведческой работе. На факультативах они изучают быт и одежду наших предков. Девочки класса занимаются в кружке «Русская кухня», которым руководит учитель технологии Н.А.Новоселова, вместе с ней ежегодно проводят праздник Масленицы.

Частью патриотического воспитания является защита родной природы. Ребята принимают участие в различных акциях по благоустройству пришкольной территории, придомовых площадок. Вместе с классом принимали участие в городской акции по благоустройству территории около дома ветеранов. Не только навели порядок, но и нарисовали газету-поздравление ко Дню Победы. Такие совместные дела показывают ученикам, насколько их труд важен, нужен и мы взрослые ими гордимся.

Я много лет работаю в школе. Был уже не один выпуск и при встрече с выпускниками задаю вопрос: «А что вам больше всего запомнилось в школе?». И практически каждый ответил: «Экскурсии». Экскурсии занимали и занимают одно из главенствующих мест в воспитании. Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе, которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Сегодня появилась большая возможность использовать эту форму в своей практике. В своем маленьком городе обязательно посещаем все выставки и мероприятия, проходящие в наших музеях Евтушенко и краеведения.

В истории нашей страны важное место занимает Великая Отечественная Война. Ни одну семью не обошла стороной эта трагедия. У нынешних учеников дедушки и бабушки молодые, они не могут много рассказать о тех страшных событиях. А молодое поколение должно знать все, чтобы наперед не допустить подобное. Каждый год с классом ходим в парк Победы на 9 мая. Побывали у вечного огня в своем городе, в городе Иркутске, в городе Красноярске. Своими глазами ребята увидели, что народ чтит память погибших, помнит всех поименно. И в маленьком, и большом городе место около вечного огня одинаково. В Красноярске посетили мемориал Славы. Мы познакомились с подлинные военными документы, оружием, одеждой. И при нашем современном образе жизни особый интерес вызвали средства связи. В день снятия блокады Ленинграда ходили с ребятами в краеведческий музей, где возле военных реликвий слушали рассказ, увидели , тот кусочек хлеба, который полагался на день. И восприятие информации в такой обстановке совершенно другое.

Благодаря экскурсиям, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.

Можно еще много указать воспитательных форм работы, но главное чтобы в формировании патриотизма участвовали все: родители, дети, школа, социум. Только благодаря совместным усилиям мы сможем комфортно жить и трудиться в нашей стране.



© 2010-2022