Беседа Толерантность. • познакомить воспитанников с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Беседа Толерантность. • познакомить воспитанников с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личностиБеседа Толерантность. • познакомить воспитанников с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сеяхинская школа-интернат»









Воспитатель средней группы:

Пингина Ирина Юрьевна.




2013-2014уч.г


Беседа "Что такое толерантность»

Цели:

  • познакомить воспитанников с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

  • дать воспитанникам возможность оценить степень своей толерантности;

  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: беседа с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки "Перед вами две дороги" воспитанниками).

Воспитатель: Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.

- Нашу беседу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

Звучит музыка, рассказывается сказка.

Воспитатель: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику (Нядма):

Вика: Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник, и вдруг взмахнул волшебной палочкой. И предстали перед ними пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Нядма: Вот, выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвёртую - Печаль, пятую - Доброта.

Вика: Они все прекрасны! Не знаю, кого и выбрать...

-Нядма: Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Девушка по имени Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы) Потому что доброта это самое главное качество в человеке и любовь без доброты не бывает. (Участники садятся на места)

Воспитатель: Как вы, думаете, какими качествами должен обладать современный человек. Каким он должен быть. (Ответы детей) Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Он должен быть образованным, порядочным, аккуратным, воспитанным, целеустремлённым. А ещё он должен обладать таким качеством, как толерантность.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров. Поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.

Воспитатель: Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

  • во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

  • в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

  • в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

  • в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

  • в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

Воспитатель: толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между народами , социальными группами, во имя доброжелательного взаимоотношения с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).

- Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения). Например:

Беседа Толерантность. • познакомить воспитанников с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности

Воспитатель: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва преступления...

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Мы представляем сценку Сценка "Перед вами две дороги. Выбирайте..."

Воспитатель: Две подружки гуляли по городу.. По пути им встретился плохо одетый пожилой мужчина, который сидел на асфальте. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

Миральда: Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

Люда: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответила подружка.

Миральда: Видишь у него сломана нога. Ему нужна помощь.

Люда:А нам-то что? Он сам виноват.

Девушка подошла к мужчине и спросила..

Миральда:Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

Ярослав: Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Миральда:Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать "скорую".

Ярослав:Спасибо, леди, спасибо...

Миральда:Послушай, - обратилась она к подруге, - у тебя нет "мобильника"?

Люда:Нет, я тебе не дам свой телефон, я лучше пойду по делам, мне некогда возиться неизвестно с кем. (Уходит )

Миральда: Ну и Иди и Никогда больше не звони мне и не приходи! Ты мне больше не подруга..

Люда: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить со своей лучшей подругой? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. А подруга её пошла прочь.

Миральда: У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

Ярослав:Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам!

Так девушка помогла совершенно чужому человеку, который попал в трудную жизненную ситуацию.

Почему подруга отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Воспитатель: Вывод . Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, который вам встретился на пути, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Упражнение "Волшебная лавка"

А теперь ребята у нас появилась возможность выяснить, каких качеств нам не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми

Я предлагаю вам представить, что существует волшебная лавка, в которой есть необычные "вещи": терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Я буду в роли продавца, буду обменивать одни качества на другие. Принимают участие все желающие.Покупатель качеств может выбрать одну или несколько "вещей", которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

(2-3 ребёнка)

Заключительное задание "Дерево толерантности"

Воспитатель: Наша с вами беседа подошла концу, вы сегодня узнали о таком важном качестве человека, как толерантность. В конце мне хочется сказать, что наша группа - это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

А сейчас я предлагаю вам взять каждому по листочку и написать на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наша школа, наш интернат стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали, как можно, более толерантными. Эти листочки я буду клеить на нашем символическом дереве толерантности. (Воспитанники на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала "Пространством толерантности", листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в группе.)



© 2010-2022