Методические рекомендации Месячник правовых знаний

В данной статье даются практические рекомендации по проведению мероприятий в рамках Месячника правовых знаний. Приводятся примеры нового подхода к проведению знакомых и традиционных мероприятий. Нудные и неинтересные с точки зрения детей темы раскрываются со страниц любимых ими социальных сетей или на примерах знаменитых певцов и музыкантов.
Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации

по проведению мероприятий в рамках месячника правовых знаний.



Основная цель месячника правовых знаний - предупреждение асоциальных явлений в детской и подростковой среде, защита прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечение их информационной безопасности, формирование у детей коммуникативных навыков и толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения в обществе.

Обычно план проведения месячника насыщен различными мероприятиями, но мероприятия данного профиля зачастую имеют два недостатка:

1) Ярко выраженную эмоциональную «накачку» детей, не подкрепленную конкретной информацией (огульное запугивание).

2) Наоборот, сухое научное объяснение, зачастую перегруженное ненужной информацией и специфичными (полицейскими, медицинскими и юридическими) терминами.

По моему мнению, неудачное мероприятие данного направления приносит больше вреда, чем пользы, потому что стимулирует интерес детей к проблеме, но не дает путей ее разрешения.

Рассмотрим стандартный план месячника правовых знаний. В нем присутствуют все виды традиционных мероприятий и форм работы.

  1. Тематические классные часы о проблеме правонарушений среди молодежи и подростков.

  2. Беседы с учащимися «Духовный мир современного человека»

  3. Тренинговые занятия : «Права разные нужны, права разные важны»

  4. Игра - викторина «Счастлив тот, кто счастлив дома»

  5. Школьный конкурс рисунков - плакатов «Выбери здоровье»

  6. Показ видеофильмов «Азбука здоровья» (проф-ка туберкулеза, табакокурения, алкоголя)

Рассмотрим варианты изменения традиционных мероприятий в формы более интересные для учащихся и самого педагога.

  1. Классный час «Звезды должны светить». В основу разговора положена жизнь и смерть известных людей (певцов, музыкантов, актеров). Конкретные примеры жизни знаменитых людей, их успех и трагическая смерть от пагубных привычек оказывает более сильное эмоциональное воздействие на слушателей. Информация эта открыта и дает возможность ее поиска самими детьми. Дополнительный эффект оказывает возможность использования обширного аудио и видео материала, помогающего воссоздать ситуацию, погружая нас в определённые состояния. Именно этот механизм - эмоциональное погружение - и лежит в основе новых возможностей.

Солист группы «Queen» Фреди Меркьюри «Меркьюри лежал, укрытый белыми шелковыми простынями. Наконец он остался один, и покой объял его душу. Последние два дня он не мог есть, с трудом говорил и плохо видел. Ушли близкие друзья. Спальню покинул врач. Накануне Фредди сделал заявление, что болен СПИДом. Эту страшную тайну он скрывал пять последних лет.

Приложение 1

Целесообразно включать в свою работу и ИКТ. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время - яркой. Добавим к этому интерес школьников к компьютерам и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру, то самое «ценностное сито». Добавим так же их особый интерес к социальным сетям и группам к ним. Предложите детям онлайн войти в группу в «ВКонтакте»



◄АНТИ-СПАЙС АНТИ-НАРКОТИК ►

Описание:

Никаких нравоучений и морали. Только реальные последствия употребления спайса, курительных смесей, других наркотиков. Самое дно жизни наркомана, только реальные истории. Вспомните их, прежде, чем купить спайс или попробовать наркотики. Наши "герои" тоже начинали с "просто попробовать"

vk.com/antispices

  1. Беседа - это диалогический вопросно-ответный метод взаимодействия учащихся и педагога. Для увеличения вовлеченности учащихся в процесс обсуждения и увеличения количества участников, целесообразнее проводить беседу-диспут. Зрители тоже не будут пассивными. В течении всех выступлений, споров и дебатов они будут показывать свое отношение к происходящему. Если они согласны с прозвучавшим высказыванием они садятся на стулья с правой стороны, если нет, пересаживаются на левую сторону. Перемещаться можно после окончания выступления или высказывания очередного оратора.

  2. Методика «Черные буквы». Тренинговое занятие можно проводить с детьми любого возраста. Для этого не требуется особых материалов и специального помещения.
    Выбирается основное слово из обсуждаемой темы. В данном случае «Наркотик». На каждую букву этого слова учащимся предлагается придумать и назвать слова, начинающиеся с этой буквы, и которые относятся к данной теме. Все присутствующие ребята делятся на 2 группы - «Темные» и «Светлые». «Темные» будут выступать в качестве людей, интересующихся наркотиками, колеблющихся, принимать их или нет, склоняющихся к идее «почему бы и не попробовать?» «Светлые» будут выступать в качестве активных противников приема наркотиков. Участники высказывают свою точку зрения на темы, касающиеся каждого выписанного слова. Первыми всегда отвечают «Темные», «Светлые» завершают обсуждение. Ведущий просит группы высказывать только свое мнение, не споря с точкой зрения оппонентов. В случае если группа «Темных» не может привести аргументы в пользу своей позиции, ведущий помогает ей, используя провокационную«Затравку», если «Светлые» в затруднении, приходит на помощь к ним (возможно используя «Резюме»). Затем ведущий подводит итог обсуждения («Резюме»)
    «Следующее слово АКТИВНОСТЬ вы пишите ниже с большой буквы. Вопросы.
    Могут ли наркотики сделать человека сильнее, выносливее, активнее? Какие проблемы могут возникнуть в этом случае? (обсуждение 3-5 минут).
    Затравка. Некоторые наркотики резко подстегивают активность человека, увеличивают его силу и выносливость. Если даже спортсмены прибегают к допингу, чтобы достичь успеха то…
    Резюме. Говорят, что некоторые наркотики («экстази» и др.) обеспечивают на короткий срок невиданную активность. Возможно и так, хотя представьте автомобиль, который гоняют по дороге на предельной скорости ночь напролет. Скорее всего, после такой практики многие детали в нем придется заменить.

Приложение 2

  1. Предлагаю данный вариант заменить ролевой игрой. Образно говоря, ролевую игру можно сравнить с театральным представлением по пьесе, в которой прописан только первый акт, а все остальное оставлено на откуп "актерам", как и что они сыграют, то и получится. Это и является самым интересным для участников моментом. Вариант совмещения нескольких целей - игра «Чрезвычайная ситуация». На 1 этапе ребятам дается задание вспомнить варианты поведения в определенной чрезвычайной ситуации. На 2 этапе к этому добавляется распределение ролей, и ситуация морального выбора. Несмотря на "игрушечность" игровых форм, действие и ответственность за действие в игре "настоящее". Негативная оценка действий в игре (как со стороны организаторов, так и со стороны других игроков) является одним из самых сильных средств коррекции поведения.

Приложение 3.

  1. При участии учащихся класса в данном мероприятии целесообразно было бы использовать метод «Проектирования». Я могу выделить ряд преимуществ в работе с учащимися в проектной деятельности:

  • сочетание самостоятельной работы учащихся в парах, группе, коллективе;

  • использование дифференцированных знаний, для детей разного уровня подготовки (посильное задание для каждого);

  • использование поискового и исследовательского методов;

  • развитие познавательных навыков, умение самостоятельно добывать информацию;

  • решение не только образовательных, но и развивающих задач (развитие умений формулировать свою точку зрения, обобщать, систематизировать, анализировать материал, договариваться, развивать самостоятельную активность);

  • социальная значимость выполненной деятельности;

  • стимулирование творческого подхода к выполнению задания;

  • Все это, в целом, я считаю, позволяет формировать у учащихся различные компетенции: информационные, коммуникативные и компетенции разрешения проблем.

Конкретным результатом будет конкурсный рисунок от класса.

  1. В отличие от традиционных форм профилактических мероприятий (беседы со специалистами, просмотр кинофильмов), где аудитория выступает в роли слушателей, пассивной стороны, хочу предложить вариант, имеющий ярко выраженный личностный подход, где каждый участник включен в игру, и уже не может и не хочет оставаться безучастным. Предложите задать учащимся в любом интернет-поисковике следующий запрос: Дезоморфин, страшный наркотик с прозвищем Крокодил фото и видео. Обсудите увиденное.

  2. Еще одной не традиционной формой работы по правовому воспитанию можно назвать театрализацию. «Театр жизни». Разговор представляет собой специфичную театральную постановку. Зачастую подростки, испытывая ту или иную проблему, боятся заговорить о ней. Участники Разговора поднимают темы, тревожащие подростков, часто давая понять, что они не одиноки в своих трудностях. Это своеобразная "провокация" на откровенную беседу. Именно на это мероприятия я хочу пригласить вас 30 ноября. Оно будет проходить как заключительное мероприятие месячника правовых знаний.

Приложение 4.

Педагог-организатор Ратникова А.В.





4



© 2010-2022