- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад: Воспитательная работа в группе
Доклад: Воспитательная работа в группе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дроздова А.Н. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Организация воспитательной работы в группе
У педагога сегодня разносторонний спектр функций, главная из которых - воспитание человека в самом широком смысле слова. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен четко себе представлять, что такое воспитание. (2)
Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду
(А. В. Петровский)
И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о содержательной деятельности классного руководителя.
Классный руководитель несет ответственность за целевую воспитательную работу в ученическом коллективе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся, являясь посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности ученического коллектива, создает условия для развития каждой личности, раскрывает его потенциальные способности.
Классный руководитель определяет конкретную цель и стратегические задачи своей деятельности. Необходимость конкретизации стратегических задач приводит классного руководителя к необходимости планирования воспитательной работы. Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя и детей по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности ученического коллектива, организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения. . (3)
"Воспитательный процесс - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса"
Цель воспитательного процесса - ориентация учащихся на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию
Организация воспитательного процесса как созидание и поддержание условий для саморазвития осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли на основе принципа гуманизации. (4)
Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса следующих принципов:
-
безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;
-
проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
-
осознание и признание права личности быть не похожей на других;
-
предоставление права на свободный выбор;
-
оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
-
владение способностью "чувствовать" каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;
-
учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, памяти и мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка,)
Успех воспитания, конечно же, зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют отношения между воспитанником и педагогом.
На эффективность воспитательного процесса в большей мере влияют мастерство педагога, особенности его личности, а главное, отношение воспитанника к воспитателю. Продуктивность самой замечательной воспитательной технологии часто зависит от степени авторитета педагога и от многих других факторов, иногда даже незначительных, - настроения, самочувствия педагога и детей.
Практика работы с учащимися показывает, что ребята уважают тех мастеров и преподавателей, которые откровенны и просты в обращении с ними, кто любит пошутить, кто интересуется их личной жизнью и доверяет им. (5)
Необходимо быть последовательным и принципиальным, справедливым к учащемуся, уважать его мнение и, конечно же, быть предельно требовательным. Только в сочетании гуманности и требовательности педагог должен строить свои отношения с учащимися. Требовательность не противоречит гуманности, так как она преследует цель развития личности, ограждения ее от ошибок и просчетов.
Планируя воспитательную работу в группе, я делаю акцент на следующих направлениях: трудовое, духовно-нравственное, сохранение здоровья, работа с родителями (6)
• трудовое воспитание, которое имеет огромное значение в условиях новых общественных отношений, ведущей задачей которого является социализация личности, выработка активной позиции в обретении трудовых привычек, осознание необходимости выбора и получения профессии, а также любви к своей будущей профессии;
• духовно-нравственное воспитание, которое направлено на
формирование нравственных ценностей, развитие моральных качеств учащихся, самосознания, дисциплины и самоконтроля, умения понимать переживания и поступки других людей; приоритета добра над злом в отношениях между людьми.
• сохранение здоровья ставит цель утверждения принципов здорового образа жизни и повышение состояния здоровья подростков.
• работа с родителями
Воспитать у учащихся позитивное отношение к труду - значит сформировать у них сознательную трудовую дисциплину, а следовательно характер и волю. (7)
Трудовое воспитание уч-ся
«Неусыпный труд все препятствия преодолеет»
(М. Ломоносов)
«Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше» (Аристотель)
«Лишь трудом достигается чувство собственного достоинства» (Ф. М. Достоевский)
«Труд - превосходное средство воспитания воли»
( Л.Н. Толстой)
Когда человек все выполняет с желанием, то дело идет несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости. Поэтому первостепенной задачей в работе педагогического коллектива, а, следовательно, и в работе классного руководителя является воспитание любви к профессии.
Все мы прекрасно знаем, что учиться к нам приходят далеко не идеальные учащиеся, т.е. те, у которых и с дисциплиной не все в порядке, не развито чувство ответственности, не привито трудолюбие. И первый человек, с которым учащимся предстоит встретиться в учебном заведении, это мастер производственного обучения и классный руководитель.
Никто не любит делать то, что не получается. Значит, задача руководителя группы добиваться того, чтобы поскорее стало получаться. Малейшее равнодушие учащегося к освоению своей профессии и даже к выполнению каких-либо трудовых обязанностей должно настораживать. Сигналы такого равнодушия - небрежность в выполнении трудовых обязанностей, нежелание трудиться. Поэтому главной задачей в работе мастера производственного обучения и классного руководителя является воспитание в учащихся трудолюбия и позитивного отношения к своей будущей профессии. (8)
Решению этой задачи способствует проведение классных часов с определенной тематикой, индивидуальные беседы с самими учащимися, личные беседы с их родителями, а также экскурсии на предприятия города, где учащимся предстоит проходить производственную практику.
На начальном этапе обучения в группе был проведен классный час на тему «Профессия, которую я выбрал». (9фото) На этом классном часе состоялся разговор с учащимися о важности избранной ими профессии и необходимости ее освоения, а также о востребованности профессий «слесарь» и «сварщик». (10фото)
На классном часе по данной теме говорим о новейших достижениях в современном автомобилестроении, а также и о достижениях бывших учащихся, обучавшихся в лицее этим профессиям.
Следующим этапом в воспитании любви к профессии является проведение классного часа на тему «Овладение профессией - дело каждого».
На этом классном часе необходимо познакомить ребят с результатами их учебы, особое внимание обращая на результаты по профессиональной подготовке, нужно также заострить внимание на имеющихся проблемах, помочь в их решении. (11 фото)
В кабинете перед выставлением оценок по результатам промежуточной аттестации вывешиваю информацию по успеваемости каждого учащегося в группе по предметам теоретического цикла. Таким образом, каждый учащийся видит свои и успехи, и свои пробелы в знаниях, которые необходимо им ликвидировать. Как правило, учащиеся начинают сразу же исправлять неудовлетворительные оценки и к итогам полугодовой аттестации, как правило, картина успеваемости меняется в лучшую сторону.
Важным этапом по привитию позитивного отношения учащихся к профессии является производственная практика. Производственную практику учащиеся проходят на предприятиях города, в основном на пассажирском автотранспортном предприятии. Поэтому перед трудоустройством на производственную практику с целью знакомства с предприятием учащиеся 1 курса группы автомехаников побывали на экскурсии в ПАТП с целью знакомства со структурными подразделениями предприятия: (12,13,14,15,16)
Воспитывать у учащихся позитивное отношение к труду помогает их участие в работе по благоустройству территории лицея, а также уборка кабинетов и лабораторий, помощь мастерам п/о и классным руководителям. При этом формируются такие качества учащихся, как добросовестность, аккуратность, исполнительность (17,18, 19)
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ (20)
«Наша личность - это сад, а наша воля - его садовник» (В. Шекспир)
«Сильнее всех - владеющий собой» (Сенека)
«Мощный дух спасает расслабленное тело» (Гиппократ)
«Иметь твердую волю - не значит лишиться сердца» (И. Гердер)
Главной целью нравственного воспитания учащихся в группе должно быть воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Поэтому основными задачами воспитания в этом направлении является :
- создание условий для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
- знакомство учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
- изучение с учащимися нравственных традиций их семей и поколений
- развитие у учащихся потребности в совершении нравственных поступков;
- создание ситуаций практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
- способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;
- создание условий нравственного самовоспитания учащихся.
Для реализации этих задач в группе проводились беседы с учащимися, классные часы, а также учащиеся группы принимали участие во многих обще лицейских мероприятиях.
Нужно отметить, что учащиеся группы в плане мероприятий, проводимых ежегодно в лицее, принимали активное участие в акции Памяти павших в Великой Отечественной войне по возложению цветов к братской могиле (21)
Стало традицией в группе проведение уроков Мужества, на которые приглашаются обучающиеся и из других групп. (22)
В проведении таких уроков заложен большой нравственный потенциал, т.к. они помогают ощутить величие Подвига героев Великой Отечественной войны, помогают подросткам, у которых нет в настоящий момент четко выраженных жизненных идеалов, (23) соприкоснуться с чем-то светлым, одухотворенным и величественным, хочется работать над собой, чтобы быть достойными их и благодарными им. (24)
В группе в плане нравственного воспитания были проведены с обучающимися такие беседы, как « О самовоспитании»,« Учебная дисциплина - залог успешного овладения профессией»,« Как вызвать у себя желание совершенствоваться», «Требовательность к себе - залог успеха успеваемости» и др. Проводились классные часы «Кто лучше?»(итоги прохождения производственной практики) , «Учись быть уважаемым человеком в коллективе», «Учись управлять собой», «Дисциплина-залог успешной учебы».
(25) Большим нравственным потенциалом обладают организуемые преподавателем истории Домбровской Р.Ю. выездные экскурсии по историческим местам. Учащиеся моей группы охотно путешествовали по Золотому кольцу.
(26) В целях развития своего интеллекта обучающиеся группы принимали участие в городской игре Что? Где? Когда?
( 27) А также принимали участие в выборах городского Молодежного парламента, учились выражать свою гражданскую позицию (28)
Сохранение здоровья
Новые стандарты образования предусматривают создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития обучающихся.
Поэтому в группе ведется целенапраленная работа по привлечению максимального количества обучающихся к занятиям в спортивных секциях ( в группе 25 % обучающихся посещают спортивные секции), ведется мониторинг здоровья обучающихся
(29) "Ребята группы принимают активное участие во всех спортивных мероприятиях, проводимых в лицее. (30)
(31) Работа с родителями
Больше всех заинтересованы в благополучии своих детей, конечно же, родители. Поэтому от согласованных действий мастера п/о и классного руководителя с родителями учащихся во многом зависит дальнейшая судьба подростка. К сожалению, такой контакт достигается с трудом по многим причинам. Во-первых, некоторые родители видят свой долг лишь в том, чтобы вовремя накормить, обуть и одеть своего ребенка. Воспитание они возлагают на работников учебного заведения. Мы же в свою очередь нередко ставим перед собой задачи обучения, а воспитание хотим переложить исключительно на плечи родителей. Только в тесном контакте с родителями можно добиться хороших результатов в воспитании подростка. Учащиеся очень тонко чувствуют заинтересованность или безразличие, как родителей, так и мастера п/о или классного руководителя к его собственной судьбе.
Чтобы добиться контакта с родителями учащихся, классному руководителю и мастеру п/о при первой с ними частной беседе ни в коем случае нельзя перечислять недостатки их ребенка в плане учебы и поведения, т.к. это сразу же приведет к тому, что родители будут избегать этих бесед. Кл. руководителю необходимо сначала перечислить то положительное, которое имеется в ребенке, а уже потом общими усилиями с родителями нужно начинать работать над искоренением имеющихся недостатков и над привитием учащимся хороших черт характера и трудолюбия.
Даже если у учащегося и нет значительных достоинств, то очень полезно бывает заметить добрые ростки лучшего и хотя бы первые попытки сделать что-то хорошее, т.е. использовать «моральное авансирование», поощрение сверх заслуг, как бы с авансом на будущее.
Родители начинают контактировать с кл. руководителем или мастером п/о тогда, когда видят , что их сын или дочь не безразличны педагогам.
Поэтому, чтобы этот контакт был более тесным, общаясь с родителями, я стараюсь говорить не их ребенке, а о нашем с ними, общем ребенке. Например, выясняя у родителей причины отсутствия на уроках учащегося, я спрашиваю: «Где сегодня наш Андрей или Максим?»
Нужно отметить и то, что далеко не каждая семья оказывает благотворное влияние на своих детей, многие семьи вообще не занимаются воспитанием своих детей, поэтому педагог должен взять под особую опеку подростка и постоянно помогать ему.
Поэтому работа педагога заключается не только в воспитании наших обучающихся, но и в оказании педагогической, а иногда и психологической помощи и поддержки их родителям.
В группе по плану работы с родителями проводились ежегодно родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями, . Понимая всю важность и ответственность родителей за воспитание детей, с ними поддерживалась постоянная связь.