Обобщение опыта работы как классного руководителя

В 2012 году принимала участие в област-ном конкурсе «Самый «классный» классный» в номинации «Классный психолог». Я работала над сплочённостью своего детского коллектива, так как деток моих я взяла обучать и воспитывать в начале 2 года обучения, используя различные методики, а так же мероприятия, проводимые совместно с детьми и их родителями.Поэтому я решила поделиться опытом своей работы. Может быть кому-то и пригодится, так как этот конкурс проводится из года в год. Удачи всем классным руководи...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ В НОМИНАЦИИ «Классный психолог»

Введение



«Пусть педагог всегда спешит к детям,

радуется каждой встрече с ними,

тогда дети будут спешить в школу

и от всего сердца радоваться

встрече со своим педагогом»

Ш. А. Амонашвили

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. В процессе своего становления, как личности, ребёнок испытывает воздействие со стороны школы, семьи, сверстников. Для ребёнка естественным «полигоном» радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и всё то, что с ней связано. Начальное общее образование - первая, очень важная ступень в образовании. Убеждена, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, уметь общаться со своими сверстниками, быть коммуникабельным.

На сегодняшний день утверждён ФГОС начального общего образования. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика.

Современный ученик начальной школы должен соответствовать следующим характеристикам.

- Любить свой народ, свой край и свою Родину.

- Уважать и принимать ценности семьи и общества.

- Быть человеком любознательным, активно и заинтересованно познающим мир.

- Владеть основами умения учиться, способностями к организации собственной деятельности.

- Быть человеком, готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.

- Быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

- Выполнять правила здорового и безопасного дл себя и окружающих образа жизни.

Требования к результату образования и воспитания предъявляются очень высокие. Именно от учителя начальных классов, который является классным руководителем, зависит качество формирования младшего школьника.

Классный руководитель - самый необходимый человек для ребёнка в современной школе. У него важная миссия в жизни: разбудить дремлющие в ребёнке таланты и способности, а затем максимальные возможности для их развития. Только классный руководитель может рассказать практически всё об успехах и неудачах своего ребёнка в школьной жизни; только он может понять и принять ребёнка, помочь ему стать собой, избежать конфликтов с окружающим миром и окружающими его людьми. Именно классный руководитель помогает ребёнку обрести себя, стать личностью. А классный руководитель, в свою очередь, должен любить детей, свою профессиональную деятельность, обладать высокоразвитым интеллектом, высоким уровнем общей культуры и нравственности, профессионально владеть методами воспитания.

Описание опыта работы.

Моё педагогическое кредо как классного руководителя сводится к тому, чтобы дети чувствовали себя защищено, комфортно и радостно в своём классном коллективе. Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.

1. Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (физи-ческой, психологической, эмоциональной).

2. У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.

3. Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отноше-ния. Все члены коллектива должны быть способны ставить определённые цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разре-шать конфликтные ситуации.

Поэтому важнейшей задачей классного руководителя является целенаправ-ленное формирование в ученическом коллективе таких отношений, такого морально-психологического климата, который был бы максимально бла-гоприятен для развития лучших качеств младшего школьника, для выявления его творческого потенциала.

В каждом ребёнке заложены начала творческой силы, его творческий потенциал неисчерпаем, надо лишь создать условия для того, чтобы он проявился. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей. Вот почему психологический климат - это решающее условие форми-рования психологически здоровой и нравственно активной личности ребёнка. Каждый раз, думая о проблемах воспитания, я вспоминаю слова Льва Нико-лаевича Толстого: «Воспитание есть воздействие на сердца тех, кого мы воспитываем»

Поэтому в своей работе всегда соблюдаю «Заповеди классного руководителя». Вот они.

  • Никогда не унижать, не оскорблять детей.

  • Принимать детей такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками.

  • Стараться отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребёнка, отмечать успехи и положительные сдвиги в учёбе, в каком-либо деле. Не сравнивать ребёнка с другими детьми. Сравнивать человека можно только с самим собой.

  • Поощрять детскую самостоятельность с умом, учить их этой самостоятельности.

  • Быть гибкой в отношении с ребятами, уметь определить, где нужно быть строгой, где можно посмеяться.

  • Не повышать голос никогда, все замечания делать с юмором.

  • Стремиться быть справедливой ко всем, никогда не доводить ситуацию до конфликта.

  • Стараться как можно больше времени проводить с классом.

  • Работать в тесном сотрудничестве с родителями учащихся.

Шестнадцать лет я проработала учителем начальных классов и классным руководителем в сельской школе. Шло время, менялась жизнь. Волею судьбы, я переехала в город Ульяновск, и в октябре 2010 года пришла работать в школу № 25 имени Надежды Константиновны Крупской. Мне доверили обучать и воспитывать учащихся 2 класса. Класс я совсем не знала. Передо мной встало сразу несколько вопросов.

  • Сплочён ли коллектив, и что в нём происходило до встречи со мной?

  • Какие увлечения у ребят? Интересно ли им вместе? Каков уровень их воспитанности?

  • Есть ли в классе свои традиции? Кто лидеры и есть ли «изгои»?

Я, как классный руководитель, для себя решила, что должна стать архитектором классного коллектива.

Цель моей работы как классного руководителя: создать атмосферу защищённости в детском коллективе, развивать доброжелательные, комфортные отношения между учащимися.

Так как класс незнаком, то главные задачи были следующие :

- изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики классного коллектива;

- определить уровень сформированности классного коллектива, состояние межличностных отношений, социометрический статус каждого ребёнка;

- выявить воспитательные возможности родителей, вовлечь их, по мере возможности, в жизнь класса;

- воспитать жизнелюбивых, честных, активных и добрых детей.

Поставив перед собой цель, определив задачи, свою воспитательную работу направила на развитие доброжелательных, комфортных отношений в классе. Для начала я использовала диагностические методики с целью изучения детского коллектива.

№ 1. «Пьедестал» Раздала детям листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоял из 5 ступенек. На каждую ступеньку они должны были возвести лишь 5 человек из класса. Ученик имел право оставить одну ступеньку для себя, если он это считал нужным. Проанализировав результат, я увидела , что большая часть ребят поддерживают дружеские отношения друг с другом.

№ 2. «Аукцион» На листах записаны имена прилагательные: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, весёлый, грустный, организованный, неорганизованный, активный, неактивный, ответственный и безответственный. Значение каждого слова объясняем. Дети выбирают слова, которые лучше всего характеризуют класс.

Диагностика показала, что основная масса детей охарактеризовала класс с положительной стороны.

№ 3. Анкетирование «Ты и твой класс». Эта диагностика позволяет выявить представления учащихся о своём классе, школе, их оценочные суждения о деятельности и отношениях в классном коллективе.

№ 4. «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью». Данная методика позволяет оценить степень удовлетворённости детей школьной жизнью.

В результате этих исследований у меня сложилось впечатление, что, в целом, коллектив несложный, дети понимают друг друга, отношения между учащимися сложились доброжелательные. Чтобы создать положительный психологический климат в классе, я использовала упражнения «Я рад общаться с тобою», «Совместное рисование». Провела беседу с каждым ребёнком, старалась довести до сознания детей, что вместе мы должны поддерживать дружеские отношения в коллективе. Совместно посещали драмтеатр, ходили на спектакли в кукольный театр, посещали музеи города Ульяновска, принимали участие в школьных мероприятиях.

Анализируя проделанную работу, замечаю, что динамика показателей может быть неодинаковой, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть хуже. Общий вывод делается на основе составления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

Однако главной задачей своей работы считаю: поддерживать в классе благоприятный микроклимат, создавать атмосферу эмоционального подъёма, формировать у детей ощущение успеха.

Ожидаемый результат деятельности: сплочённость детского коллектива, доверительные, доброжелательные, эмоциональные человеческие отношения между учащимися, между классным руководителем и классным коллективом.

В своей работе я использовала такие формы работы как: классный час, час общения( беседы, дискуссии, викторины, КВН). С целью воспитания коллективистских качеств, таких как, взаимопомощь, взаимовыручка, взаимодоверие я провела классный час «Следствие ведут знатоки». Чтобы сплотить детский коллектив, умения работать в парах, были проведены классные часы : «Рыцарский герб», «Шарик - смешарик». Использовала тематические классные часы: «Кто я? Какой я? Каким хочу быть?», «Мы все разные, но у нас много общего», «Мои интересы и мои возможности».

На классных часах происходит создание положительной эмоциональной атмосферы общения, проявление аналитических и рефлексивных умений во взаимодействии.

Классный час можно считать успешным, если:

- растёт интерес учащихся к занятиям;

- возрастает активность детей, готовность участвовать, делать, заботиться, получать удовольствие от коллективной деятельности на благо другого;

- улучшаются отношения учителя с детьми, происходит сближение, углубление взаимопонимания ;

- отсутствуют конфликты;

- улучшаются отношения детей с учителями и родителями;

- повышается ответственность за учёбу, повышается успеваемость;

- дети чувствуют себя в классном коллективе уютно и комфортно;

- в классе создана атмосфера доброты, доверия, взаимовыручки.

В нашем классном коллективе существует традиция, которая направлена на формирование благоприятной эмоционально - психологической и нравст-венной атмосферы в классе. Это традиция - поздравлять каждого ребёнка с днём рождения. Детям эта традиция очень нравится, у них появляется «искорка» в глазах. Каждому хочется высказать своё поздравление товарищу, вручить подарок. На этом празднике мы не только поздравляем ребят, но и проводим:

- конкурсы («Поздравление», «Немое кино»);

- игры («Задание-подсказка», «Составь слово»).

В завершении праздника поём нашу традиционную песенку «Голубой вагон». А в конце учебного года проводим итоговый праздник «День именинника».

В школе проводятся различные конкурсы. Сначала в них принимали участие одни и те же дети , они завоёвывали места, получали грамоты и дипломы. Проводя беседы в классе, я делала упор на достижения этих детей для того, чтобы привлечь остальных ребят проявить себя в каком - либо деле. Дети прислушивались и уже был виден результат: у детей «проснулось» желание принимать участие в школьных, городских, всероссийских конкурсах. Поэтому важной составляющей в практике воспитательной работы я считаю анализ достижений своих учащихся. Для этого учитываю пусть даже малейшие достижения каждого учащегося, стараюсь заметить даже «искорку» заинтересованности в новом деле. Достижения ребят демонстрирую сверстникам, родителям через классный уголок, в котором имеется экран соревнований, через родительские и классные собрания. Этими победами мы очень дорожим, это является нашим стимулом к новым достижениям.

Таким образом, в результате свое работы, я вижу, что:

- дети через участие в делах класса, школы становятся ближе друг другу;

- проявляют интерес к порученным делам;

- становятся раскованными, общительными;

- отношения в классном коллективе стали доверительными и доброжела-тельными.

Работа с родителями.



Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже, примера родителей.

И.Н.Новиков.

Воспитание начинается с семьи, откуда ребёнок попадает в мир школы. Именно в семье закладываются основы личностных качеств ребёнка, форми-руется характер его общения с окружающими, приобретаются определённые навыки и привычки. Именно в семье дети получают первые уроки жизни. Поэтому в работе классного руководителя ведущим звеном является связь с семьёй, установление партнёрских отношений с родителями учащихся.

Цели работы с родителями.

1. Ознакомится с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

2. Изучить семьи учащихся.

3. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.

4. Совместно проводить досуг.

Ожидаемые результаты. У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей. Дети научатся жить дружно, сплочённо.

В общении с родителями я стараюсь быть искренней, тактичной и объек-тивной. Отношения с родителями должны служить только во благо ребёнку. В своей деятельности использую различные формы работы: родительские собрания, индивидуальные беседы, посещения семей, анкетирование, тестирование.

Из современных инновационных технологий использую технологию «Портфолио». Эта технология учит детей ставить задачи, анализировать свои достижения, определить свой рейтинг среди сверстников, презентовать себя. А самое главное - она несет в себе огромный мотивационный потенциал: «Хочу достичь! Хочу быть лучше!» На классном часе и родительском собрании рассказала ученикам и родителям о его значимости, важности. Рассмотрели разделы, из которых состоит портфолио. Познакомились, как нужно вести его, что записывать, как оформлять. Благодаря использованию данной технологии, дети видят свои успехи не только в творческих конкурсах, но и в учебных предметах. При проведении различных конкурсов был очень заметен прогресс содержания и наполнения портфолио учеников.

На родительском собрании знакомлю с программой развития коллектива, объясняю, над чем надо работать, что у детей развивать. Даю возможность родителям, вносить свои предложения, какие мероприятия хотели бы они провести с детьми. На Новый год родители высказали своё мнение по поводу проведения общешкольной ёлки и предложили продолжить новогоднее мероприятие с конкурсами, играми. Я им предложила провести с детьми беспроигрышную лотерею. Родители тут же включились в работу. Сделали лотерейные билеты, закупили призы. После окончания общешкольной ёлки мы поднялись к себе в кабинет и продолжили нашу развлекательную программу. Сначала я провела с детьми новогодние конкурсы, поиграли в «Музыкальный стул». Я была удивлена, что дети ни разу не играли в эту игру. Каждому ребёнку хотелось поучаствовать. Я дала возможность поучаствовать всем детям. Победителей награждали призами. После конкурсной программы провели беспроигрышную лотерею. Для детей это было что-то новое. Глаза у них «горели», они с интересом наблюдали, какой приз выпадет товарищам. Дети расстроились: мальчику хотелось наклейки, а девочке - кошелёк. Вопрос решили мирным путём: дети обменялись призами. После лотереи праздничную программу завершили чаепитием. На следующий год с родителями продолжили совместное проведение Нового года, и всё прошло успешно. Результат: у роди-телей повысился интерес к школьной жизни учащихся, а дети стали дружными и сплочёнными.

Совместно с родителями традиционно проводим День Знаний, День Здоровья, День защитника Отечества, 8 марта и другие праздники. Родители помогают своим детям в организации различных мероприятий. Трогательно, но в то же время, интересно прошло мероприятие, посвящённое Дню матери «Мамины секреты». На мероприятие пригласили мам, бабушек. С детьми подготовили небольшую литературно-музыкальную композицию. Поздравили мам, бабушек. Дети прочитали стихи собственного сочинения. Девочки показали сценку «Три дочки». После торжественной части нашего праздника была проведена конкурсная развлекательная программа с детьми и их родителями. Один из конкурсов «Ромашка» подразумевал выполнение задания родителями. На лепестке - различные задания: спеть песню, прочитать стихотворение из детства, рассказать случай из жизни. Родители были в затруднении, но с заданиями справились. В конкурсе «Отгадать по прочитанному отрывку песню, спеть куплет и припев» у родителей появилось какое-то стеснение, но на помощь пришли ребята, они подпевали своим родителям. В завершении праздника ученица спела песню «Вальс».

Очень интересно прошёл праздник «День Святого Валентина». Я рассказала детям о истории возникновения этого праздника. Девочки прочитали стихи. Организовали почту для открыток. (заранее на уроках технологии ребята изго-товили и подписали их). А во второй части праздника провели игру «Любовь с первого взгляда» и каждому ребёнку подарили открытки - валентинки.

Ко Дню защитника Отечества совместно с мамами приготовили развлека-тельные состязания для пап и мальчиков. Сначала всех мужчин поздравили с праздником, прочитали стихи, спели песни. Девочки нашего класса подарили мальчикам подарки. После поздравлений начались состязания пап и мальчиков. Состязания были разные: интеллектуальные (задавались вопросы сначала папам, а затем мальчикам); спортивные (испробовать себя в конкурсе на меткость, прыгнуть в длину с места дальше всех, пройти через «заминиро-ванное поле» с завязанными глазами и не задеть ни одной кегли); поэтические (составить словарь вежливых слов); театральные (каждой команде разыграть сказку).

В школе каждый год проводятся следующие мероприятия:

- фестиваль «Любимое блюдо семьи»; - фестиваль «Звёзды Надежды»;

- конкурс букетов «Краски осени».

Родители с удовольствием принимали и принимают участие в этих конкурсах, составляют интересные осенние композиции, готовят любимые блюда, украшают их.

Таким образом, проведение мероприятий совместно с детьми и родите-лями, способствует сплочению класса, установлению тёплых взаимоот-ношений между близкими людьми, созданию комфортных, благоприятных условий для каждого ребёнка и классного коллектива в целом. Праздники, проведённые вместе, позволяют и детям, и родителям сдружиться, видеть друг друга в разных ситуациях, а значит, лучше понимать друг друга, уважать, становиться ближе. Я считаю, что всё это влияет на благоприятный климат в классе. И, как результат, все четыре года обучения и воспитания ребёнка мы проживаем одной семьёй: школа = это дети - родители - классный руководитель.

Заключение.

Классный руководитель - это особенный учитель. Каждый школьник видит в нём друга, наставника, идеального человека. Душевные богатства учащихся множатся через душевное богатство учителя, так как дети во всём стремятся подражать и копировать учителя. Такие человеческие отношения, как душевная щедрость, чуткость к человеку, понимание его и сострадание ему, проявляются в личности любого школьника через отношения с классным руко-водителем.

В завершении хочется привести слова из книги Ш. А. Амонашвили «Улыбка моя, где ты?»

«Учитель мой, улыбнись мне сейчас, пока я расту и нуждаюсь в улыбках твоих. И улыбнусь я тебе, когда стану взрослым и ты будешь нуждаться в улыбках моих».

Быть учителем и классным руководителем - это не работа, это моё призвание. Я счастлива, что мой труд находит признание у детей и их родителей.



© 2010-2022