- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методика для классного руководителя Правовое воспитание школьников
Методика для классного руководителя Правовое воспитание школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Махметова Г.Б. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Правовое воспитание.
План
1. Цели и задачи правового воспитания в школе
2. Содержание правового содержания в школе.
3. Правовое образование учащихся в процессе обучения.
Цели и задачи правового воспитания в школе.
Право является одной из важнейших и древнейших форм общественного сознания. Оно возникло с появлением человеческого общества.
Право - совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах и постановлениях государственных органов власти и регулирование общественных отношений в данном конкретном обществе.
Право имеет юридическую силу, соблюдение его обеспечивается государственным принуждением.
В цивилизованном обществе право является основным регулятором взаимоотношений людей в производственных, меж личностных, житейских и международных отношениях.
Юридической базой для всех правовых актов и законодательной деятельности, служит конституция страны.
КОНСТИТУЦИЯ СТРАНЫ.
Этот основной закон, который определяет взаимоотношения в данном конкретном государстве:
- формы собственности,
- права и обязанности граждан,
- отношения с другими странами.
Перерастание нравственных норм и правил поведения в правовое связанное с развитием правосознание и правовой культуры человека, народа.
Поэтому правовое воспитание подрастающего поколения является составной частью разностороннего воспитания учащихся и важнейшей задачей школы, управления образования и науки.
ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:
-
Школа должна добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам Государства и права.
-
Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства и убеждать в необходимости их выполнения.
-
Прививать навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права личные, государственные и общественные.
-
Вырабатывать активную гражданскую позицию у школьников нетерпимость к нарушениям правопорядка.
Т.о правовое воспитание- это организованное, систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и общества на формирование правового сознания, убеждения, отношения к правопорядку и самовоспитанию законопослушных граждан своего государства.
Содержание правового содержания в школе.
Педагогический коллектив школы, каждый учитель должны готовить подрастающее поколение к выполнению гражданских функций по отношению к государству, семье, труду и личной, частной и общественной собственности.
Каждый выпускник школы должен твёрдо знать нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, законодательство о здравоохранении…
Несовершеннолетние школьники, должны знать следующие документы:
- устав школы,
- правила поведения,
- правила дорожного движения.
В школе применяются единые требования к учащимся. Знакомство с правовыми нормами и правилами поведения начинается от 1до 3лет.
Ребёнок должен:
- слушаться родителей,
- выполнять их советы и распоряжения,
- соблюдать правила дорожного движения,
- беречь и охранять природу,
- не обижать младших и помогать старшим,
- заботиться о своём здоровье.
Для учителей, родителей и учащихся обязательными документами являются:
-
Закон РФ об образовании,
-
Закон о правах детей,
-
Конвенция о правах ребёнка.
Правовое образование учащихся в процессе обучения.
В школьные годы правовое воспитание принимает систематический характер, до 8 класса оно проводится на внеклассных мероприятиях, а в 10-11 классах изучается учебный предмет «Право» и «Обществознание». Содержание данных предметов не только просветить учащихся, но и служит профилактикой правонарушения, способствует укреплению дисциплины, повышения успеваемости и ответственности за своё поведение.
Однако правовое воспитание рассматривается и на других дисциплинах - это уроки
- литературы,
- истории,
- социологии,
- экономики.
В целом учебный процесс создаёт возможные для правового просвещения учащихся, и организовать условия для проведения различных внеклассных мероприятий.
Основную заботу о правовом воспитании берёт на себя классный руководитель и коллектив учителей. В школах данная работа начинает осуществляться с первого класса.
-
Младшие школьники получают представления о правах и обязанностях при изучении «Правил для учащихся». На конкретных примерах детям даётся возможность анализировать положительные и отрицательные поступки.
-
Среднее звено (5-8) - с ними необходимо провести цикл бесед на правовые темы.
Основные задачи классного руководителя:
-
Довести до сознания детей такие понятия как значение закона в жизни общества.
-
Научить подростков понимать свои права и обязанности, по отношению к сверстникам родителям и другим людям.
-
Выработать у школьников привычку уважительного отношения к правилам общественного поведения.
Старшеклассники (9-11) - желательно познакомить старшеклассников с деятельностью правоохранительных органов (милиция, суд, прокуратура).
Рассказать об ответственности несовершеннолетних за правонарушения и преступления, делая акцент на то, что за свои поступки необходимо отвечать.