Внеклассное мероприятие по краеведению Хлеб всему голова

Внеклассное мероприятие "Хлеб всему голова" проводится в форме игры-погружения в историю на экспозиции школьного краеведческого музея или в кабинете с использованием музейных экспонатов. Основной целью игры является воспитание у школьников уважения к национальным традициям и истории родного края. Интерактивная музейная технология позволяет вызвать у школьников эмоциональное восприятие жизни русского народа в прошлом. Игра проходит в несколько этапов: "посеять зерно"; "собрать, смолотить зерно...
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Одинцовский лицей № 2

Внеклассное мероприятие «Хлеб всему голова»

Путешествие-игра

5-6 класс



Цель:

Воспитание уважения к национальным традициям и истории родного края.

Задачи:

· сформировать эмоциональное восприятие жизни крестьян в Х1Х - нач. ХХ веков через игровую деятельность;

· в результате музейной деятельности мотивировать учащихся к изучению истории и культурному наследию родного края.

Форма - игра-погружение в историю.

Оборудование:

* музейные экспонаты и предметы, связанные с темой занятия:

фрагменты плуга, серп, цеп, деревянная ступа с пестом, формы для выпечки хлеба, скалка, лопата для хлеба, безмен, рушник, самовар, посуда из Хохломы, Гжели, жостовские подносы;

* музыкальное оформление - попурри русских народных песен в исполнении оркестра народных инструментов.

Методика, используемая при проведении мероприятия:

* интерактивная музейная технология.

Место проведения: музейная экспозиция.

ХОД ИГРЫ

Вступительное слово:

1. Руководитель объединения «Теремок»: Дорогие ребята! Вы находитесь в кабинете «Теремок», где многие предметы являются подлинными предметами старины, которыми пользовались в быту ваши прабабушки и прадедушки. Эти экспонаты передал в нашу коллекцию руководитель ВПО «Китяжъ» Антон Кузнецов. Они были собраны у местных жителей Одинцовского района.

2. Классный руководитель: В Х1Х веке на территории Одинцовского края не было больших городов, крестьяне жили в деревнях, сёлах, вели натуральное хозяйство и занимались промыслами. Всё, что выращивалось в поле и на огороде, производилось в хозяйстве - шло на потребление своей семьи, и частично на продажу. Это и продукты питания, и ткани, и всякая хозяйственная утварь. Посмотрите, сколько необычных и незнакомых для вас предметов находится здесь. Хотите узнать, для чего их использовали?

3. Руководитель объединения: Вспомните поговорку: «Щи да каша - пища наша». Питались наши прадедушки и прабабушки совсем не так, как мы сейчас. Да, основной пищей были различные каши, супы и щи (шти). Но основой питания, «головой», главной пищей был хлеб.

Давайте вместе представим, как же он приготовлялся с того момента, как зерно попадало в землю до момента выпекания хлеба в печи.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ-ПОГРУЖЕНИЯ В ИСТОРИЮ

  1. Этап: «Посеять» пшеницу (рожь, овёс): показ плуга, горсти зерна.

  2. Этап: «Собрать, обмолотить», смолоть зерно в ступе: показ снопа овса, серпа, цепа, деревянной ступы.

Классный руководитель: В старину сложились такие приметы:


  1. При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: "Добро сеять при полном месяце!" Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: "полнолунный хлеб" растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

  2. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу.

  3. Дашь во время еды хлеб со стола собакам - постигнет бедность.

  1. Этап: Замесить тесто, «выпечь» хлеб.

Руководитель объединения показывает, как с помощью муки, воды и дрожжей замешивается тесто. Кому-то из учащихся подается лопата, на которую кладется хлеб (приготовлен заранее). На экспозиции проводится имитация выпекания хлеба в русской печи.

Пока хлеб «выпекается», учащиеся по очереди вынимают из корзинки свернутые листы бумаги, на которых написаны интересные факты, читают вслух.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

  • Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.

  • Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.

  • Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.

  • Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.

  • Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.

  • Овес по содержанию легкоусвояемых белков и жиров богаче других злаков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В.

  • Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).

  1. Этап: Поставить самовар, накрыть на стол (дети выбирают двух хозяек, которым надевают фартуки с народной вышивкой).

Руководитель объединения: Хлеб на столе - это богатство в доме.

Классный руководитель: С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты.

Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.

Руководитель объединения: Приметы:


  • Если солнышко закатилось - "не починай новой ковриги", а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

  • Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим - растоптать эту крошку ногами.

  • Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

  • Принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

  1. Этап: Чаепитие. Разгадываем загадки и пословицы.

ЗАГАДКИ: 1. Есть такие слова: "Он всему голова" Хрустящей корочкой одет Мягкий черный, белый…

2. Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом.

3.Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Классный руководитель. Игра «Закончи словом пословицу».


  • Береги хлеб для еды, а деньги …. для беды.

  • Хлеб - батюшка, вода -…. матушка.

  • Худ обед, когда хлеба…. нет.

  • Хлеба ни куска, так и в горнице…. тоска.

  • Палата бела, а без хлеба в ней …беда. .

  • Не в пору и обед, коли хлеба…. нет.

  • Был бы хлеб, а зубы сыщутся (найдутся).

  • Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб… родит.

  • Была бы голова на плечах, а хлеб… будет.

6 этап: Рефлексия. Ребята записывают ответы на листке, оформленном в виде берестяной грамоты:


  1. Что понравилось в путешествии?

  2. Какой предмет больше всего запомнился?

  3. Что еще о жизни наших предков вы хотели бы узнать в следующем путешествии?

5


© 2010-2022