- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие по краеведению Хлеб всему голова
Внеклассное мероприятие по краеведению Хлеб всему голова
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лишина Е.В. |
Дата | 16.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Одинцовский лицей № 2
Внеклассное мероприятие «Хлеб всему голова»
Путешествие-игра
5-6 класс
Цель:
Воспитание уважения к национальным традициям и истории родного края.
Задачи:
· сформировать эмоциональное восприятие жизни крестьян в Х1Х - нач. ХХ веков через игровую деятельность;
· в результате музейной деятельности мотивировать учащихся к изучению истории и культурному наследию родного края.
Форма - игра-погружение в историю.
Оборудование:
* музейные экспонаты и предметы, связанные с темой занятия:
фрагменты плуга, серп, цеп, деревянная ступа с пестом, формы для выпечки хлеба, скалка, лопата для хлеба, безмен, рушник, самовар, посуда из Хохломы, Гжели, жостовские подносы;
* музыкальное оформление - попурри русских народных песен в исполнении оркестра народных инструментов.
Методика, используемая при проведении мероприятия:
* интерактивная музейная технология.
Место проведения: музейная экспозиция.
ХОД ИГРЫ
Вступительное слово:
1. Руководитель объединения «Теремок»: Дорогие ребята! Вы находитесь в кабинете «Теремок», где многие предметы являются подлинными предметами старины, которыми пользовались в быту ваши прабабушки и прадедушки. Эти экспонаты передал в нашу коллекцию руководитель ВПО «Китяжъ» Антон Кузнецов. Они были собраны у местных жителей Одинцовского района.
2. Классный руководитель: В Х1Х веке на территории Одинцовского края не было больших городов, крестьяне жили в деревнях, сёлах, вели натуральное хозяйство и занимались промыслами. Всё, что выращивалось в поле и на огороде, производилось в хозяйстве - шло на потребление своей семьи, и частично на продажу. Это и продукты питания, и ткани, и всякая хозяйственная утварь. Посмотрите, сколько необычных и незнакомых для вас предметов находится здесь. Хотите узнать, для чего их использовали?
3. Руководитель объединения: Вспомните поговорку: «Щи да каша - пища наша». Питались наши прадедушки и прабабушки совсем не так, как мы сейчас. Да, основной пищей были различные каши, супы и щи (шти). Но основой питания, «головой», главной пищей был хлеб.
Давайте вместе представим, как же он приготовлялся с того момента, как зерно попадало в землю до момента выпекания хлеба в печи.
ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ-ПОГРУЖЕНИЯ В ИСТОРИЮ
-
Этап: «Посеять» пшеницу (рожь, овёс): показ плуга, горсти зерна.
-
Этап: «Собрать, обмолотить», смолоть зерно в ступе: показ снопа овса, серпа, цепа, деревянной ступы.
Классный руководитель: В старину сложились такие приметы:
-
При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: "Добро сеять при полном месяце!" Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: "полнолунный хлеб" растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.
-
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу.
-
Дашь во время еды хлеб со стола собакам - постигнет бедность.
-
Этап: Замесить тесто, «выпечь» хлеб.
Руководитель объединения показывает, как с помощью муки, воды и дрожжей замешивается тесто. Кому-то из учащихся подается лопата, на которую кладется хлеб (приготовлен заранее). На экспозиции проводится имитация выпекания хлеба в русской печи.
Пока хлеб «выпекается», учащиеся по очереди вынимают из корзинки свернутые листы бумаги, на которых написаны интересные факты, читают вслух.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
-
Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
-
Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.
-
Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.
-
Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.
-
Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.
-
Овес по содержанию легкоусвояемых белков и жиров богаче других злаков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В.
-
Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).
-
Этап: Поставить самовар, накрыть на стол (дети выбирают двух хозяек, которым надевают фартуки с народной вышивкой).
Руководитель объединения: Хлеб на столе - это богатство в доме.
Классный руководитель: С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты.
Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.
Руководитель объединения: Приметы:
-
Если солнышко закатилось - "не починай новой ковриги", а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.
-
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим - растоптать эту крошку ногами.
-
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
-
Принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
-
Этап: Чаепитие. Разгадываем загадки и пословицы.
ЗАГАДКИ: 1. Есть такие слова: "Он всему голова" Хрустящей корочкой одет Мягкий черный, белый…
2. Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.
3.Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Классный руководитель. Игра «Закончи словом пословицу».
-
Береги хлеб для еды, а деньги …. для беды.
-
Хлеб - батюшка, вода -…. матушка.
-
Худ обед, когда хлеба…. нет.
-
Хлеба ни куска, так и в горнице…. тоска.
-
Палата бела, а без хлеба в ней …беда. .
-
Не в пору и обед, коли хлеба…. нет.
-
Был бы хлеб, а зубы сыщутся (найдутся).
-
Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб… родит.
-
Была бы голова на плечах, а хлеб… будет.
6 этап: Рефлексия. Ребята записывают ответы на листке, оформленном в виде берестяной грамоты:
-
Что понравилось в путешествии?
-
Какой предмет больше всего запомнился?
-
Что еще о жизни наших предков вы хотели бы узнать в следующем путешествии?
5