- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект классного часа «Казахские батыры»
Конспект классного часа «Казахские батыры»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Балгина М.А. |
Дата | 22.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Классный час на тему « Казахские батыры».
Подготовила учитель истории СШ № 6 города Атбасар Акмоленской области
Балгина Мария Алексеевна.
Общие цели классного часа:
воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за историческое прошлое настоящее и светлое будущее народов Казахстана;
Цели: для 4 класса
содействовать воспитанию патриотизма, интереса к истории своей страны, формирование знаний о казахских батырах, о мужестве, героизме батыров в борьбе за независимость Казахстана; оценить их роль в истории государства, воспитывать патриотизм и высокую нравственность.
Цели :для 11 класса
«Реализация в обучении одаренных детей, принципов индивидуализации, проблемного обучения, исследовательского похода с целью развития творческих способностей учащихся. Через развитие творческих способностей формировать у учащихся инициативу в организации своей познавательной деятельности, осуществлять подготовку к реальной жизни».
Оформление: портреты батыров, стихи о батырах, книга «Казахские батыры» высказывание Айтеке би, имена батыров на листах, кабинет освобождается от парт и стульев на полу большой ковер на котором будут сидеть и работать дети.
Участники : учащиеся 11, 4 классов.
Ход мероприятия:
Звучит музыка(кюй) на фоне которой учитель читает стихотворение на интерактивной доске фильм « Природа Казахстана».
Вы слышите,
Слава героя гремит
Как горный поток по весне.
И девушкам снится бесстрашный джигит,
Летящий на белом коне.
Я много прошел тропинок и трасс,
Немало увидел я стран,
И вместо приветствия слышал не раз:
Герой, Казахстан, Наурызбай , Кобанбай!
С. Муканов
- Сегодня ребята мы с учениками 11 класса приготовили необычный классный час, на котором вы ребята узнаете о великих батырах казахской степи . Так же мы побываем с вами в мастерской оружейного дела, где смастерим оружия для батыров. Но перед тем как приступить к изготовлению оружия предоставим слово ученикам 11 класса.
Выход чтецов: ( Выступление сопровождается презентацией « Бой батыров»).
Первый :
В далекие-далекие времена, путешествуя по Великой степи, один немецкий путешественник был поражен от встречи с кочевниками-казахами. Он писал, что длительные, неторопливые переезды по степи, любование окружающей великолепной природой наложили отпечаток на людей, выковали у степняков философско-созерцательный характер. Это мирные люди, любящие спокойную размеренную жизнь, веселую шутку и острое слово. Но как только наступали тяжелые времена войны и враг подходил к границам степи, тут же скотовод превращался во всадника на коне: вооруженный копьем, луком и саблей, кочевник защищал свою землю, свой народ от многочисленных нашествий.
Постоянные перемещения с одного места на другое, практически никогда не прекращавшиеся набеги врагов, посягавших на родные степи, выработали у древних предков казахов - саков, гуннов и других - неприхотливость, веру в судьбу, решимость перед лицом надвигающейся опасности. Кочевники-казахи сами не нападали ради захвата чужих земель. В мирное время каждый занимался своим делом.
Второй:
Древние кочевники с молоком матери впитывали незыблемую истину: можно лишиться богатства, имущества, но никогда - ни пяди своей земли! Значит, защита Отечества пришла к нам от далеких предков, и охрана ее - святая святых всех живущих на этой земле. «В трудное время собраться для войны, выйти навстречу врагу или отправиться в далекий конный поход было для них первым делом, главным в жизни», - с восторгом писали о наших предках древние историки. Бывали случаи, когда после опустошительных войн и кровопролитных сражений в кочевых аулах оставались в живых одни старики и женщины, и тогда подростки, 12-13 летние мальчишки, становились во главе родов, брали в руки сабли и копья и защищали своих родных. Потому что уже с детства они знали, что такое - быть воином. Так как жизнь и благополучие в степи зависели от силы, выносливости, ловкости и смелости, от того, как растет и воспитывается молодое поколение, особое внимание уделялось привитию детям этих качеств с раннего детства. Молодежь и юных воинов обучали приемам выездки коней, умению обращаться с лошадью, изготовлению лошадиной упряжи, седел, уздечек, оружия для верхового воина. «Это было время поэтов и воинов. Это было время, когда конь был лучшим другом, а меч - кровным братом.
Третий:
Гунны, древние предки казахов, с детства привыкали к постоянным тренировкам, ведь от того, как ты владеешь саблей или копьем, зависела жизнь, причем не только твоя, а подчас всей семьи и всего племени. Поэтому дети кочевников рано начинали соревноваться в силе, ловкости, быстроте и смекалке. Гунны могли на полном скаку срубить лозу, низко наклоняясь к земле, собрать мелко рассыпанные предметы, легко перепрыгивали с одного бешено несущегося коня на другого. Гуннские стрелы, с жутким свистом прорезавшие воздух, наводили ужас на врагов. Они пробивали любые доспехи насквозь. Более поздние племена кочевников - саки «искуснейшие стрелки, не пускающие стрелы наугад». Вооружение саков состояло из лука, меча, панциря, боевой секиры и легкого щита. В легком бою они использовали короткие мечи - «акинаки» и копья, а для дальнего боя - прекрасные луки и стрелы
Учитель:
Ребята вы узнали как в древние времена становились батырами, а теперь я вас приглашаю в оружейную мастерскую. ( Учащиеся 4 класса делятся на 4 группы им выдается заранее подготовленные макеты и эскизы оружия )
-
Группа- меч, копье.
-
Группа - щит.
-
Группа - шлем.
-
Группа - лук и стрелы.
За каждой группой закреплен уч-ся 11 класса который координирует и направляет работу малышей. На работу отводится 15 минут, поэтому все детали будущего оружия и отделочный материал надо подготовить и продумать заранее. Вся работа проходит под музыку.
По окончанию работы выбираем одного мальчика 4 класса, на которого надевается обмундирование и оружие батыра.
Учитель:
Вот ребята так выглядел батыр. Казахская степь знает много имеет великих батыров которым посвящали песни, кюи, стихи: (выходят чтецы и на фоне музыки читают стихи о великих подвигах батыров).
Первый чтец:
Наурызбай
Скалой могучей высится батыр.
На поле брани он добудет мир,
Врагов своей отвагой покоряя.
Он десять тысяч приведет на пир -
Они душа и честь Наурызбая!
Кровавый пир устроил он врагам -
Они лежать остались здесь и там,
В долинах Шамалхана, Каскелена…
Батыра слава - долетела к нам,
Батыра имя - вечно и нетленно!
Второй чтец:
Богенбай батыр.
Страшись, Китай, Джунгария, калмык!
Батыр в бою сдаваться не привык.
Среди батыров доблестных прославлен
Наш Богенбай, и грозен его лик!
Он побеждал уменьем и умом,
Он от врагов очистил отчий дом.
Батыра Богенбая знают всюду-
Посол казахов, слыл он мудрецов!
Третий чтец:
Кабанбай батыр
Как ветер, что пыль из степи выдувая, летит.
Летит и несётся, преграды не зная,
Вот так же внезапно врага настигая,
Войска наставляя и учил Кабанбай.
Такого батыра земля не видала
И с ним никогда пораженья не знала.
Как лев он сражался!
Ничтожней шакала,
Джунгар, уползая, кричал: «Кабанбай!»
Он ужасом стал для вчерашних тиранов.
Он спас свою землю, в страданьях и ранах.
Во всех поединках не знал себе равных,
Могучий и храбрый батыр Кабанбай!
Учитель
Сегодня мы говорили о героях нашей Родине . Нам есть, кем гордиться.
Я счастлив тем, что в этом мире,
Где зори не всегда светлы,
Поются песни о батырах,
Достойнейших вечной славы.
Я восхищаться не устану
И молодыми, и седыми.
Пускай подобных Батырхану
Все больше будет рядом с ним.
И каждый пусть его восславит
Сейчас, сегодня, не потом.
Нас время петь еще заставит
В прошедшем времени о нем.
К. Салыков
В завершение батыра осыпают шашу, и провожают в долгий путь. Батыр уходит под песню «Мен қазақ», которую исполняет ученик 7 класса.