- Преподавателю
- Классному руководителю
- Литературно-музыкальная композиция «Детство, опалённое войной…»
Литературно-музыкальная композиция «Детство, опалённое войной…»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бухтеева О.А. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Литературно-музыкальная композиция «Детство, опалённое войной…»
Человек беспамятный способен породить
только зло и ничего другого, кроме зла.
С. Алексиевич
Цели:
продолжить обсуждение проблемы гуманного отношения к страдающим людям; побудить задуматься над проблемой последствий вооружённого конфликта для тех, кто не принимал в нём участия и проблемой отдаленных последствий вооруженного конфликта для мирных людей; показать непосредственную связь судьбы людей с судьбой народа в совершенно особый исторический период - период, когда решается судьба страны.
Оборудование: магнитофон, видеопроектор, компьютер
1. Вступительное слово.
...одна цитата
«Во время Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы) - погибли миллионы советских детей... Русские, белорусы, украинцы, евреи, татары, латыши, цыгане, казахи, узбеки, армяне, таджики...» (Журнал «Дружба народов», 1985, № 5)
...и один вопрос русского классика
Когда-то великий Достоевский поставил вопрос: а найдется ли оправдание миру, нашему счастью и даже вечной гармонии, если во имя этого, для прочности фундамента, будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка? И сам ответил - слезинка эта не оправдает ни один прогресс, ни одну революцию. Ни одну войну. Она всегда перевесит.
Всего одна слезинка...
2. Выступление творческой группы.
1) чтение наизусть:
- Стихотворение Н. Грибачёва «О детях» (музыкальное сопровождение и видеопрезентация)
2) воспоминания детей, свидетелей войны:
1 участник (д):
Женя Белькевич - 6 лет
Солнце светило мне в лицо. Так тепло... И теперь не верится, что мой отец в то утро уходил на войну. Так и связалось у меня в памяти, что война - это когда нет папы...
А потом помню: черное небо и черный самолет. Возле шоссе лежит наша мама с раскинутыми руками. Мы просим ее встать, а она не встает. Солдаты завернули маму в плащ-палатку и похоронили в песке, на этом же месте. Мы кричали и просили: «Не закапывайте нашу маму в ямку. Она проснется, и мы пойдем дальше».
Кто-то из солдат спрашивал меня: «Девочка, как тебя зовут?» А я забыла... «Девочка, а как твоя фамилия? Как зовут твою маму?» Я не помнила... Мы сидели возле маминого бугорка до ночи, пока нас не подобрали и не посадили на телегу. Полная телега детей.
Я долго не разговаривала. Только смотрела.
2 участник (м):
Вася Харевский - 4 года
Мама отдала нам с братом последние две картошины, а сама только смотрела на нас. Мы знали, что картошины эти последние. Я хотел ей оставить... маленький кусочек... И не смог. Брат тоже не смог... Нам было стыдно. Ужасно стыдно.
Я помню, как взрослые говорили: «Он - маленький. Не понимает». А я удивлялся: «Какие странные эти взрослые, почему они решили, что я ничего не понимаю? Я все понимаю». Мне даже казалось, что я понимаю больше, чем они, потому что я не плачу.
Война - это мой учебник истории. Мое одиночество... Я пропустил время детства, оно выпало из моей жизни. Я человек без детства, вместо детства у меня была война.
3 участник (д):
Марина Карьянова - 4 года
Хотелось все время есть. Но еще больше хотелось, чтобы кто-то обнял, приласкал. А ласки было мало, кругом война, у всех - горе. Иду по улице... Впереди мама детей своих ведет. Одного возьмет на руки, пронесет, этого поставит - другого берет. Сели они на скамеечку, и она посадила меньшего к себе на колени. Я стояла, стояла. Смотрела, смотрела. Подхожу к ним: «Тетенька, возьмите меня на колени...» Она удивилась...
Я опять ее попросила: «Тетенька, ну пожалуйста...»
2 участник (м):
Дима Суфранков - 5 лет
Убежали мы от немцев и жили в болоте... На островках... Курени себе построили и в них жили. Курени - это такие буданчики: одни голые бревна и дырка вверху... Для дыма... А внизу - земля. Вода. И зимой, и летом там жили. На сосновых ветках спали. Вернулись раз с мамой из леса в деревню, хотели что-нибудь в своей хате взять. Там - немцы. Кто пришел, всех согнали в школу. Поставили на колени и направили на нас пулеметы. И мы, дети, одного роста с пулеметами.
Слышим: в лесу стреляют. Немцы: «Партизаны! Партизаны!» - И к машинам. Быстро уехали. А мы - в лес.
После войны я боялся железа. Лежит осколок, а у меня страх, что он еще раз взорвется. Соседская девочка - три года и два месяца... Я запомнил... Мама ее над гробом повторяла: «Три года и два месяца... Три года и два месяца...» Она нашла «лимонку»... И стала качать, как куклу... В тряпки завернула и качает. Граната маленькая, как игрушка, только тяжелая. Мать добежать не успела...
После войны в нашей деревне Старые Головчицы Петриковского района еще два года хоронили детей. Военное железо валялось всюду. Подбитые черные танки, бронетранспортеры. Куски мин, бомб... А у нас же игрушек не было...
1 участник (д):
Люба Александрович - 11 лет
Как пришли немцы, почему-то не помню... Помню, что они уже были, давно были, и вот согнали всех нас, всю деревню. Поставили впереди пулеметы и приказали отвечать, где партизаны, к кому они заходили. Все молчали. Тогда они отсчитали каждого третьего и вывели на расстрел. Расстреляли шесть человек: двух мужчин, двух женщин и двух подростков. И уехали.
Скоро немцы вернулись... Через несколько дней... Собрали всех детей, нас было тринадцать человек, поставили впереди своей колонны - боялись партизанских мин. Мы шли впереди, а они за нами ехали. Если надо было, например, остановиться и взять воду из колодца, они сначала запускали к колодцу нас. Так мы шли километров пятнадцать. Мальчишки не так боялись, а девочки шли и плакали. А они за нами на машинах... Не убежишь... Помню, что мы шли босиком, а еще только начиналась весна. Первые дни...
Хочу забыть...
Немцы ходили по хатам... Собирали матерей тех, у кого дети ушли в партизаны... И отрубили им головы посреди деревни... Нам приказали: «Смотрите». В одной хате никого не нашли, поймали и повесили их кота. Он висел на веревочке, как ребенок...
3 участник (д):
Надя Горбачёва - 7 лет
Сестра в тот день дежурила по брату, а я полола на огороде. В картошке нагнусь, меня не видно, знаете, в детстве все кажется большим и высоким. Когда заметила самолет, он уже кружился надо мной, я увидела совершенно отчетливо летчика. Его молодое лицо. Коротенькая автоматная очередь - бах-бах! Самолет второй раз разворачивается... Он не стремился меня убить, он развлекался. Уже тогда, детским умом я это поняла.
Ну, что это? Как объяснить? Интересно: жив ли этот летчик? И что он вспоминает и как рассказывает? Какими словами?
2 участник (м):
Давид Гольдберг - 14 лет
Скажу вам, если не знаете: те, кто был в войну ребенком, часто умирают раньше своих отцов, которые воевали на фронте. Раньше, чем бывшие солдаты. Раньше...
Я уже столько своих друзей похоронил...
Концлагерь.
4 участник (д):
Валя Матюшина - 5 лет
Помню себя в детприемнике, он был окружен проволокой. Охраняли нас немецкие солдаты и немецкие овчарки. Там были и такие дети, что не умели еще ходить, а ползали. Когда они хотели есть, они лизали пол... Ели грязь... Они быстро умирали. Кормили плохо, давали какой-то хлеб, от него так распухал язык, что мы не могли даже говорить. Думали только о еде. Позавтракаешь и думаешь - а что будет на обед? Пообедаешь - а что будет на ужин?
Из детприемника перевезли в детдом, детдом находился напротив мединститута, а там был немецкий госпиталь.
Тут кормили хорошо, я поправилась. Когда приходили к нам брать кровь, все прятались: «Врачи идут...» Дети лезли под кровати, их оттуда вытаскивали. Выманивали. То кусочек хлеба дадут, то покажут детскую игрушку. Я запомнила красный мячик...
«Врачи» уходили, я возвращалась в комнату... Помню: лежит маленький мальчик, у него ручка с кровати свисает, а по ней кровь течет. А другие дети плачут... Через две-три недели дети менялись. Одних куда-то увозили, они уже все были бледные, слабые, а других привозили. Откармливали.
Немецкие врачи считали, что кровь детей до пяти лет помогает скорейшему выздоровлению раненых. Обладает омолаживающим эффектом.
5 участник (м):
Саша Суетин - 4 года
Мы с братом одни сидим несколько дней в квартире, никуда не выходим: а вдруг появится мама? Стучат чужие люди, одевают и куда-то ведут нас.
Мы оказываемся в каком-то длинном то ли доме, то ли сарае, на нарах. Все время хочется есть, я сосу пуговицы на рубашке, они похожи на леденцы, которые привозил из командировок отец. Я жду маму.
Открываю глаза - возле нас стоит женщина в белом халате:
- Мама! - ползу к ней.
Она гладит меня. Сначала по голове... Потом по руке... Затем берет что-то из металлической коробочки. Но я не обращаю на это никакого внимания, я вижу только белый халат и белую шапочку.
Вдруг! - острая боль в руке. У меня под кожей иголка. Не успеваю накричаться, как теряю сознание.
Дальше ничего не помню: кто и как нас спасал в немецком концлагере? У детей там брали кровь для раненых немецких солдат... Дети все умирали...
6 - 4 участник (д):
Зоя Мажарова - 12 лет
Помню девочку... Машеньку... Она была беленькая и тихая. Мы дружили с ней месяц. В лагере месяц - это целая жизнь, это - вечность. Она первая подошла ко мне:
4 - У тебя нет карандаша?
6 - Нет.
4 - А листочка бумаги?
6 - Тоже нет. А зачем тебе?
4 - Я знаю, что скоро умру, и хочу маме письмо написать.
В лагере это было не положено - ни карандаш, ни бумага. Но ей мы нашли. Она всем нравилась - такая беленькая и тихая. И голос тихий.
6 - Как ты пошлешь письмо? - спросила я.
4 - Я открою ночью окно... И отдам листочки ветру...
Я не знаю... Может, ей было восемь лет, а может, и десять. Как угадаешь по косточкам? Там не люди ходили, а их скелеты... Скоро она заболела, не могла вставать и ходить на работу. Я ее просила... В первый день я даже дотянула ее до дверей, она повисла на дверях, а идти не может. Два дня лежала, а на третий день за ней пришли и унесли на носилках. Выход из лагеря был один - через трубу... Мы это все знали. Сразу на небо...
Я буду век помнить... Я за жизнь не забуду...
В лагере не видно неба, не видно земли из-за дыма. Труба высокая, черная. День и ночь из нее валил дым...
А пеплом из крематория удобряли поля…
Дети - войны
7 участник (м):
Володя Ампилогов - 10 лет
В конце сорок третьего... В деревне Старые Челнышки Бешенковичского района меня эсэсовцы словили... Били шомполами. Били ногами в кованых сапогах. Сапоги каменные... После пыток вытащили на улицу и облили водой. Это было зимой, я покрылся ледяной кровавой коркой. До меня не доходило, что за стук я слышу над собой. Сооружали виселицу. Я увидел ее, когда меня подняли и поставили на колодку. Последнее, что запомнил? Запах свежего дерева... Живой запах...
Петля затянулась, но ее успели сорвать... В засаде сидели партизаны. Когда ко мне вернулось сознание, я узнал нашего врача. «Еще две секунды - и все, я бы тебя не спас, - сказал он. - А так ты счастливый, сынок, потому что живой».
В отряд меня несли на руках, все во мне было отбито от пяток до макушки. Было так больно, что я думал: буду ли я расти?
3) современные войны:
- Теракт в Г. Беслане 1 сентября - война в мирное время, опять гибнут дети.
- Стихотверение.
- Песня, посвящённая жертвам Беслана с видеопрезентацией.
3. Заключительное слово.
- Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла (С. Алексиевич).
Литература:
-
Алексиевич С. Последние свидетели: Соло для детского голоса. - М.: Время, 2008.
-
Грибачёв Н. О детях.
-
Материалы из Интернета.
4