Индивидуальный подход к учащимся младшего школьного возраста в изучении общечеловеческих ценностей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуальный подход к учащимся младшего школьного возраста интерната№1 в изучении общечеловеческих ценностей.

Доклад методиста Олару Г.В.

на межрегиональной педагогической конференции

по образованию в г. Набережные Челны,

прошедшей 1-3 ноября 2015 года.


В интернате №1 V вида педагоги подросткового клуба «Бригантина» ДЮЦ Фрунзенского района г. Саратова ведут занятия по изучению общечеловеческих ценностей уже третий год.

В 2013-2014 учебном году команда педагогов пришла в интернат. Мы же сами попросили, дайте нам тот класс, кому мы нужнее. Нам дали 4В. Это был самый незабываемый опыт. 17 лет моей педагогической деятельности просто побледнели перед десятком десятилетних учеников. Пришло осознание, что так, как работала раньше - то есть задействуя руки - ноги, - нельзя. Необходимо задействовать душу и разум. Этот год - был годом поиском решений и методов. Проводили занятия, потом анализировали, какие-то формы отбрасывали совсем, например: подвижные игры, игры с использованием артистических способностей - еще больше ребят разворашивали, их потом было трудно собрать, привести в себя.

В этот год у педагогов клуба шла кардинальная ломка старых концепций и мышления. То, что было действенно в нашем опыте - не действовало здесь. Использование мультимедиа только уводило от темы и расшатывало дисциплину. Кричать - значит, опровергать название, данное нашим занятиям - «Школа доброты». Пришлось просто набраться терпения. Нас, педагогов, называли матрёшками, падали на пол, бывали ссоры, иногда мальчики затевали драки между собой. Я тогда часто задавала себе вопрос: а есть ли толк в том, что мы делаем? Ответ пришел позже от двух сторон. Обратную связь через год дала завуч Игнатова Елена Владимировна. Неожиданно она стала рассказывать об изменениях в ребятах. Мелкие, малозаметные: класс стал тише, а один мальчик отдал свой подарок, а второй стал откликаться на просьбу о помощи учителя.

На следующий 2014-2015 учебный год нам дали другой класс - 3А. После 4В - это была сказка для души. Детки были чуть младше, они откликались всей душой, хотя давали нам свои «уроки». Необходимо было к каждому искать свой подход.

Артём - слабо развитая моторика, жадное Я, есть только его «Хочу», его узость мышления делала его несчастным, если кто-то отвечал вперед него или он не ловил мячик. Необходимо применять к нему спокойное терпение и приятие его личности с любовью, а также терпеливое объяснение последствий его выбора.

Маша - эмоциональна, всегда знает «правильные» ответы, первая отвечает, «выскакивает», не видит, что происходит вокруг, слабо развиты навыки моторики.

Данил - личность с ярко выраженным мужским стержнем, им сложно управлять, хотя добр и очень отзывчив, моторика достаточно развита, делает всё быстро, но не аккуратно, требовалось найти методы выполнения дисциплины на занятиях.

Дима Путин - развит, адекватен, добр, однако подвержен всеобщему влиянию озорства. Его ответы разумны и даже мудры. Он сообразителен, заботлив, дружелюбен.

Юля - замкнутая, застенчивая девочка. Застенчива до такой степени, что стеснялась говорить. Прекрасно рисует, чувствует тонко. На творческой мастерской по лепке из пластилина мы получили опыт раскрытия её красивого внутреннего мира через внутреннюю концентрацию и воображение.

Олеся - добрая, улыбчивая, неуверенная в себе. Необходимо ей было предоставить в достатке внимание, одобрение и поддержку.

Полина - красивая, легкомысленная девочка, любящая внимание мальчиков. Ей занятия «Школы доброты» были простой развлекаловкой. Однако, когда тема занятия помогла ей разобраться в сложившейся реальной ситуации в интернате, она стала более внимательной и даже преданной.

Кирилл - умный мальчик, сообразительный, адекватный, развитый. Хулиганистый, но добрый. Временами открытый и отзывчивый, временами - нарочито хулиганистый, вредный. Спокойно идет на душевный разговор, однако не осознает себя, не понимает, что с ним происходит.

Дима Зеленский - аутичный тип с ДЦП, сложная моторика, тяжёлый характер, однако добрый, много рассказывает о себе и своей семье. Ему необходимо много внимания, фактически ему нужен отдельный постоянный добрый и понимающий наставник.

Это был плодотворный учебный год, год поиска, проб и ошибок. На такой хорошей волне мы подошли к новому 2015-2016 учебному году. В этом году наши ребята уже 4 А. Наши детки повзрослели. Мы тоже вместе с ними чуть-чуть методически «подросли». Мы пришли к некоторым выводам работы «Школы доброты»:

  1. Женщины - педагоги не справляются с дисциплинарными проблемами мальчиков из-за того, что они … женщины. Мальчикам необходим пример - мужчина. Мужчина - педагог, мужчина - друг, мужчина - наставник. На Руси воспитанием мальчиков занимались только мужчины. В современном обществе, где учитель - женщина, мальчики воспитываются женщинами, то и вырастают мужчины, воспитанные по-женски.

  2. Один учитель на класс даже в 10 человек - это мало. Фактически каждому сложному ребенку требуется свой наставник. Это обеспечивает внимание, заботу и более полное понимание на занятиях.

  3. Современные мультимедийные средства на занятиях часто портят рабочую атмосферу. Занятия более плодотворно проходили, если мы использовали метод рассказывания историй с показом бумажных картинок. Это более повышало познавательную активность, интерес и запоминаемость. Также и с методом группового пения. Петь без музыкального сопровождения, под удобный для учащихся темп и тональность, оказалось более душевно, чем под современную музыкальную оранжировку из интернета.

  4. Особенной любовью ребят пользуется форма разыгрывание сценок из жизни ребят метода групповой деятельности. Здесь учащиеся не только выражают себя, показывают свои творческие способности, а также решают проблему нравственного выбора в своей жизни.

Таким образом, групповая работа с учащимися школы-интерната №1, привела педагогов клуба «Бригантина» к поиску индивидуального подхода к учащимся, а также привлечению к образовательному процессу «Школы доброты» группы педагогов и наставников.

© 2010-2022