Анализ воспитательной работы класса

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ воспитательной работы класса

за прошедший учебный год

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.

Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков.

За прошедший год было проведено ... тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданскому воспитанию «Изучение устава детской организации», «Правили поведения в школе для учеников», «Мои права. Имею право на жилище», «Они сражались за Родину», «Права ребенка. Конвенция ООН»; эстетическому воспитанию и этикету «Что такое добро и зло», «Как правильно здороваться», «Как вести себя за столом»; экологическому воспитанию «По страницам Красной Книги»; Нравственно-эстетическому воспитанию «Вся семья вместе - и душа на месте», «Стыдно за наше поколение», «Давайте будем дружить»; занятия направленные на формирование здорового образа жизни «Наркотики: употребление и злоупотребление», «Красиво-вкусно-полезно», «Бытовой и уличный травматизм», занятия по трудовому воспитанию и проф.ориентации «Мой труд каждый день», «Кем быть». Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей.

Поставленные перед коллективом в прошлом учебном ... году задачи, я считаю выполненными.

2. Анализ развития учащихся класса

Учащиеся класса обладают интеллектуальным потенциалом. По итогам года ... человека окончили учебный год на «хорошо» и «отлично» (..., ..., ...). Процент качества знаний равен ...%. Это значительно выше предыдущего показателя, который равен ...%. В прошедшем году изменилась мотивационно - потребностная сфера школьников. Произошла смена мотивов обучения, проявилось желание участвовать не только в урочной , но и внеклассной и внеурочной деятельности.

В ... учебном году произошла адаптация учащихся 5 класса к процессу обучения в средней школе. Главной задачей было обеспечение её естественного протекания и благополучных результатов.

Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.

По обеспечению нетравматического перехода учащихся начальной школы в 5 класс мною были организованы следующие мероприятия:

1. Родительские собрания по вопросам адаптации в среднем звене.

2. Наблюдение за учащимися 5 класса во время и вне учебных занятий.

3. Выделение «группы риска» среди учащихся 5 класса, составление программы реабилитации по каждому учащемуся в отдельности.

Пятиклассники были вовлечены в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Наиболее удачными мероприятиями прошлого учебного года я считала бы «День матери», «Новый год», «День победы», где все учащиеся класса приняли активное участие. Дети участвовали также в спортивных мероприятиях и предметных неделях: «Неделя русского языка и литературы», «Неделя естественных наук», «Неделя немецкого языка», «Книжкина неделя», за что многие получили почетные грамоты и благодарственные письма от администрации школы и учителей предметников (Цуцура С., Капустина Н., Скорых Андрей.). За прошедший учебный год заслужили поощрение и были награждены почетными грамотами Цуцура Саша и Капустина Наташа.

Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны относятся несколько агрессивно, заранее не принимая советы и замечания окружающих. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и со взрослыми; правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум. В итоге начинает развиваться культура жизненного самоопределения.

В классе есть учащиеся из «группы риска» (..., ..., ...). Это учащиеся, легко поддаются воздействию со стороны, склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Классным руководителем велась работа с этими детьми, проводились беседы с учениками, их родителями. Установлен контроль за их деятельностью и кругом общения.

3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

В прошедшем учебном году все учащиеся класса были задействованы в деятельности школьных кружков и секций по интересам: «...», «...», «...», «...», «...».

В течение года класс посетил: ..., ..., ... .

4. Анализ развития коллектива класса.

Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса, выделение аутсайдеров. Затем дети стали более терпимы друг к ругу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников. Таким образом, на конец учебного года в классном коллективе не наблюдалось агрессии, неприязни и отторжения. Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.

В начале учебного года классный руководитель возглавляла работу, раздавала задания и поручения. Затем после адаптации и привыкания к новым условиям обучения дети стали сами координировать свои действия: дежурство по школе и столовой, репетиции мероприятий, уборка школьной территории и т.д.

В прошлом учебном году класс пополнился новой ученицей - ... . Она успешно интегрировалась в классном коллективе и с первых дней стояла на лидерских позициях.

5. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса.

За прошедший учебный год классным руководителем было проведено ... классных родительских собрания по плану: «Давайте познакомимся», «Адаптация 5-классников», «Союз семьи и школы», «Типы семейного воспитания». Родительские собрания проходили один раз в четверть. Большинство родителей посетили все собрания, родители Цуцура Саши присутствовали на собрании только один раз. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня пятиклассника, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание и подвоз детей к месту обучения и обратно.

Помимо родительских собраний проводилось заочное анкетирование родителей «Достаточно ли вы контактны с детьми», «Моё мнение как родителя о классе», посредством которого классный руководитель выясняла волнующие родителей вопросы.

6. Анализ организации работы с учителями - предметниками.

Классным руководителем была организована серия посещений уроков, с целью выяснения уровня адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. Проводились беседы с учителями - предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних заданий. Проводилось анкетирование учителей предметников «Моё мнение как учителя о классе». Данные, собранные в результате опроса анализировались, на их основе планировался дальнейший процесс воспитания.

Выводы:

- В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний.

- Необходимо посещать уроки, по тем дисциплинам, которые только появились в расписании: биология, география, разнообразить формы работы с учителями - предметниками.

- Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.

- Считаю необходимым продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году.

- Продолжить работу по сплочению классного коллектива.

- Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.

Анализ воспитательной работы классного руководителя Макаровой Е. Н. за 2010 - 2011 уч. год

В своей воспитательной работе с классом я опираюсь на следующие документы и материалы:

Закон РФ Об образовании;

Конвенцию о правах ребенка;

Региональный Закон о региональном компоненте от 2005 года;

Программой развития и образования;

Целевой программой Одаренные дети;

Программой Здоровьесберегающие технологии в образовании;

Программой воспитания в школе;

Планом работы школы;

Уставом МОУ СОШ №1;

Библиографическим указателем методической литературы;

Пакетом педагогической диагностики;

Перечнем кружков и секций.

Современное гуманистическое образование в нашей стране определяет приоритет задач становления личности перед другими задачами средней общеобразовательной школы. Личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию, ориентация на возможности обучающегося, его интересы, создание условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей ребёнка основная тенденция современной школы. Наша школа на протяжении нескольких лет работает в условиях непрерывности и преемственности образовательного и воспитательного процессов через особую адаптивную организацию деятельности по формированию основ мировосприятия, мировоззрения с раннего детства до завершения образования в самостоятельную жизнь.

В основу воспитательной системы моего класса положены следующие принципы:

гуманистическое воспитание;

личностно-ориентированный подход;

патриотическое воспитание;

здоровьесберегающее образование.

Целью воспитательной работы является:

Организация жизни детей во внеурочное время.

Задачи:

формирование детского коллектива;

развитие творческих способностей;

развитие интеллекта;

воспитание нравственных качеств;

воспитание патриотизма;

укрепление здоровья.

Первым этапом построения воспитательной системы класса явилось диагностическое исследование. Для оценки уровня психологической атмосферы в классе использую следующие методы:

наблюдение;

беседы;

анкетирование;

графические и рисуночные тесты;

сочинения.

Диагностирование провожу три раза в год. В качестве начальной диагностики для определения личностных качеств использовала методики «Лесенка» и «Десять моих «Я».

Для выявления склонностей и интересов учащихся использовала анкету «Мне нравится».

Для изучений особенностей детского коллектива методики «Необитаемый остров» и «Продолжи предложение».

Информацию, полученную в результате начальной диагностики использовала для составления плана - программы воспитательной работы с детским коллективом. Воспитательную работу строила, опираясь на следующие виды деятельности:

познавательная;

валеологическая;

патриотическая ;

краеведческая;

досуговая;

трудовая;

экологическая;

эстетическая.

В план-программу вошли следующие разделы:

формы учёта результативности воспитательной системы класса;

дневник классного руководителя;

план воспитательной работы в классе;

социальный паспорт класса;

паспорт развития личности ребёнка;

работа с родителями;

аналитические материалы (памятки);

информационные стенды для школьников класса;

педагогический мониторинг;

нормативно-правовое обеспечение;

творческая лаборатория педагога-воспитателя.

Совместное планирование воспитательных мероприятий - хорошая возможность для организации комфортной психологической атмосферы в детском коллективе во внеурочное время:

Совместная выработка Законов жизни класса.

Создание и поддержка традиций детского коллектива:

книга достижений класса;

поддержка ребят, которые долго и часто болеют (посещения, сюрпризы);

тёплые письма (письма поддержки - пишет как учитель, так и учащиеся друг другу или всему классу по поводу событий в жизни класса или ученика),размещение (по желанию ученика) в личном портфолио или в Книге достижений класса;

праздники, дни рождения;

встречи с родителями;

выпускные праздники.

Система поощрений:

сувениры;

грамоты, дипломы;

благодарственные письма родителям;

внесение фамилий в Книгу достижений класса.

Промежуточная диагностика показала 100% уровень удовлетворенности учащихся своей жизнью в классе. Считаю воспитание учащихся в школе и воспитание в семье это единый неразрывный процесс. Помочь семье в воспитании подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков. Сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Работу с родителями веду в 3 направлениях: организационно - управленческом, психолого - педагогическом, совместно - досуговом. Работу начинаю с диагностического обследования родительских потребностей в обучении и воспитании. Использую анкету «Знакомство с родителями», «Перспективы обучения и воспитания ребенка». На основе анализа материала строю учебно - воспитательный процесс в классе. Работаю в тесном сотрудничестве с родительским комитетом класса.

Большое внимание уделяю просветительской работе с родителями. По просьбам родителей или собственной инициативе провожу индивидуальные и коллективные консультации, конференции по вопросам педагогики и психологии. Один раз в четверть провожу родительские собрания. Вот тематика собраний, запланированных в 2010 -2011 уч. г.:

«Наши трудные дети»,

«Искусство любить детей»,

«Профилактика неуспеваемости в школе»,

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

Родители являются активными участниками всех внеклассных мероприятий. Стали традицией дни творчества детей и родителей, спортивные состязания, встречи с выпускниками, праздники, дни рождения.

Информацию об учебных успехах сообщается через систему записей в дневниках, посещений, открытых уроков, благодарственных писем родителям, презентаций, Учебных портфолио и Книги достижений класса. Мною совместно с учащимися разработана система поощрения самых активных родителей. Это награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся, благодарственные письма, а также фотографирование с ребенком и размещение фотографии в Книгу достижений класса и на сайте. В ходе диагностического обследования уровня удовлетворенности родителями учебно воспитательного процесса в классе выяснилось 100% удовлетворенность.

С целью выявления уровня воспитанности учащихся класса МОУ СОШ №1 было проведено исследование. В этой связи были определены следующие показатели воспитанности (Щербаков): патриотизм, товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, прилежание. Любознательность. Любовь к прекрасному, стремление быть сильным. В пределах каждого показателя были определены критерии, т.е. содержание каждого показателя. Использовались три оценки: высокий, средний , низкий уровни. Высокий уровень предполагал наличие всего набора критериев в пределах каждого показателя. Средний уровень половину всего набора критериев. Низкий уровень менее половины набор критериев.

В исследовании принимало участие 10 учащихся класса. На основе анализа результатов был сделан следующий вывод об уровне развития учащихся класса. Исследование показало, что такие качества как гуманизм, коллективизм, сформированы у учащихся на высоком уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что класс в целом имеет высокий уровень воспитанности. Учащимся необходимо работать над такими качествами как прилежание и бережливость.




Анализ воспитательной работы

( ______ / ______ уч.год)

Класс _______________________________________________________

Ф.И.О. классного руководителя _________________________________

Год _________________________________________________________

1. Цели и задачи развития классного коллектива в этом учебном году _

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Были они решены? ____________________________________________

Если да, то назовите положительные моменты _____________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Если нет, то почему, назовите причины ____________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Какие проблемы в работе по созданию классного коллектива? ________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Какие мероприятия по повышению уровня развития коллектива планируете в новом учебном году?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2.Уровень и особенности развития детского коллектива

(Предлагаю Вам использовать «Программу изучения развития детского коллектива в сборнике «Настольная книга классного руководителя». М., Просвещение. С.138-140). Сюда же приобщить характеристику развития класса

3.Оцените:

А).степень сформированности ценностных ориентаций;

Б).рост личностных достижений учащихся;

В).деятельное участие в преобразовании окружающей действительности;

Г).поведенческий аспект;

Д).повышение общей культуры.

4.Оцените отношения в коллективе между девочками и мальчиками, детьми и взрослыми (родителями, другими педагогами и т.п.).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Имеются ли в классе лидеры среди детей? Да ____ Нет ____. Назовите их имена_______________________________________________________________________________________________________________________________

Каково влияние их ценностных ориентаций на ребят, на жизнедеятельность класса?

Положительное ____________________________________________________

__________________________________________________________________

Отрицательное ____________________________________________________

__________________________________________________________________

6.Назовите имена детей, которые наиболее активно участвовали в общественной жизни класса, школы ___________________________________

__________________________________________________________________

7.Дайте оценку активности и «включенности» родителей в жизнедеятельности класса, в чём конкретно участвовали родители, какую помощь они Вам оказали в воспитательной деятельности? ________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Назовите родителей «неравнодушных»: ______________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Самых активных: __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите членов родительского комитета класса и направления их работы: _

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Какие формы самоуправления существуют в классе? Какова их роль в жизни класса и влияние на развитие личности детей? ____________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Планируете ли Вы работу по развитию самоуправления в классе на следующий год? ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Перспективные направления в данной работе

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Какие направления в работе с детьми Вам особенно удаются?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Что у Вас не получается в работе с детьми?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему, по-вашему мнению, не получается?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Проанализируйте план воспитательной работы на год.

Нашли ли отражение в плане:

а).общешкольные цели воспитания;

б).основные темы года?

Как решался на практике данный комплекс воспитательных задач в работе с детьми? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Какие приоритетные цели и задачи были поставлены в начале учебного года при планировании воспитательной работы с классом?

Выполнены ли они? Какие основные мероприятия способствовали этому?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если не выполнены, то укажите причины.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Анализ работы класса в течение этого учебного года (схема в сборнике «Настольная книга классного руководителя» с.140-141).

15.Назовите самые интересные дела с классом _________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

16.Перечислите все формы воспитательной работы, которые Вы использовали (классные часы, собрания, экскурсии, КТД и т.д.) ___________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Перечислите использованные методы (личный пример, убеждение, разъяснение, игра, соревнование, постановка перспективы и т.д.) __________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

18.Ваша индивидуальная тема самообразования на этот учебный год? ______

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования? _________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Планировалась ли исследовательская работа по теме самообразования? _____

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая именно? _____________________________________________________

Была ли она проведена в течение года? ________________________________

__________________________________________________________________

Каковы результаты или выводы? (Можно представить отдельным приложением в конце). ______________________________________________

__________________________________________________________________

19.Назовите основные задачи (проблемы), поставленные Вами на будущий учебный год в работе:

с детьми: _________________________________________________________

__________________________________________________________________

по развитию детского коллектива ____________________________________

__________________________________________________________________

с родителями ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваша тема для самообразования. Основные вопросы, взятые для изучения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

20.Каков уровень воспитанности учащихся? («Сводный лист уровня воспитанности класса»). Есть ли изменения по сравнению с предыдущими годами? Какие? ____________________________________________________

21.Оцените:

- меру развития школьного коллектива (учащиеся - родители - педагоги);

- удовлетворённость всех участников воспитательного процесса жизнедеятельностью школы;

- деятельная активность всех участников воспитательного процесса;

- рост научно-методического обеспечения;

- качество воспитательных мероприятий;

- работа с «трудными» детьми;

- состояние самоуправления (школьного).

22.Ваши замечания по воспитательной работе школы. _________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________

23.Ваши предложения, советы, рекомендации по улучшению воспитательной работы в школе. __________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________


© 2010-2022