Доклад Коррекционная и дифференцированный подход в работе с детьми

Обучение и воспитание слабовидящих и слепых детей осуществляется на основе принципов, присущих всей системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем их обучение и воспитание имеет рад своих принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду. Специфика обучения и воспитания детей с нарушением зрения проявляется в учете особенностей развития детей, опоре на здо...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционная работа и дифференцированный подход в работе с детьми,
имеющими недостатки зрения.
Обучение и воспитание слабовидящих и слепых детей осуществляется на основе принципов, присущих всей системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем их обучение и воспитание имеет рад своих принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду. Специфика обучения и воспитания детей с нарушением зрения проявляется в учете особенностей развития детей, опоре на здоровые силы и их сохранные возможности; в дифференцированном подходе к детям; в применении специальных форм и методов работы, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения, использовании специальных учебников, наглядных пособий и приборов. Особое внимание обращается на создание санитарно-гигиенических условий, сочетание коррекционно-воспитательной работы с лечебно-восстановительной.
В настоящее время в дефектологии выделены два специфических дидактических принципа обучения детей с нарушением зрения: принцип коррекционной направленности обучения и принцип дифференцированного обучения.
В основе принципа коррекционной направленности процесса обучения слабовидящих детей лежит учение о первичных и вторичных дефектах. Наличие первичного дефекта не является фатальным для развития ребенка. Коррекция в процессе обучения и воспитания направлена на вторичные отклонения, хотя корректироваться может и должен также первичный дефект, для преодоления аномального развития, необходимо не только обеспечение социальных, но прежде всего, педагогических условий развития, в которых обучение играет ведущую роль, что обуславливает необходимость коррекционной направленности процесса обучения в специальной школе. Иначе становится невозможным преодоление, предупреждение или сглаживание недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития детей с нарушением зрения. Другим важным принципом обучения детей с нарушением зрения является принцип дифференцированного обучения. Основой дифференцированного подхода к обучению слабовидящих учащихся является глубокое изучение детей, особенностей и своеобразия их развития.
Продуктивная учебная и воспитательная деятельность может осуществляться только при известных условиях: благоприятной внешней обстановке и некоторых внутренних факторах - положительном отношении ученика к работе, устойчивости его внимания, хорошей работоспособности, эмоциональной устойчивости.
У ребенка, имеющего какие-либо отклонения в физическом развитии, наблюдается разрыв между интеллектуальным состоянием и интеллектуальной деятельностью - при нормальном интеллекте может быть низкая продуктивность в учебной работе. Этот разрыв можно в большей мере объяснить рядом вторичных отклонений в развитии детей: повышенной утомляемостью, колебанием работоспособности, суженным объемом внимания и его неустойчивостью, двигательной возбудимостью, эмоционально-волевыми нарушениями в поведении. Большинству слабовидящих детей трудно удержать внимание на выполняемой деятельности до ее завершения, они легко отвлекаются не только на внешний раздражитель, но и на собственные, не относящиеся к уроку мысли. Эта особенность присуща не только непоседливым ученикам, подобную неустойчивость внимания можно наблюдать и у тихих, спокойных, медлительных детей.
Такие ученики обычно не выслушивают вопроса, не вникают в содержание предложенного им задания. В результате - неполные или неверные ответы, У многих из этих учеников сужен оббьем внимания, они не могут распределять его между разными элементами деятельности - слушать и записывать, следить за объяснением и записывать главное и т.д. Все эти отклонения мешают ученику успешно использовать в учебной деятельности свои нормальные и иногда высокие интеллектуальные возможности.
Эти особенности могут быть у отдельных детей в разных сочетаниях, и выражены в различной степени. Прежде чем говорить о методах учебной и воспитательной деятельности, необходимо составить четкое представление об учениках, их зрительных и интеллектуальных возможностях, сопутствующих заболеваниях, особенностях развития; изучить условия, при которых может ухудшаться или улучшаться зрение; знать диагноз заболевания, степень нарушения зрения, особенности, связанные с данным заболеванием; получить рекомендации врача - офтальмолога в каждом конкретном случае. Например: если у ребенка диагноз афакия, амблиопия - ему затруднено рассматривание мелких предметов, нарушается фиксация взора, восприятие формы и величины предметов, ограничена физическая нагрузка, противопоказаны резкие движения.
Если у ученика частичная атрофия зрительного нерва, он обязательно должен заниматься по системе Брайля, у него быстро развивается зрительное и общее утомление.
С диагнозом ,,колобома,, учащиеся работают только индивидуально, фронтально такие ученики работать не могут.
Много детей с диагнозом ,, миопия,,. Они часто жалуются на быструю утомляемость глаз при зрительной работе на близком расстоянии, головную боль.
дети с катарактой успешно работают вдали от света, т.к. при этом расширяется зрачок.
Больные глаукомой испытывают сильные боли в глазу, голове, резкое затуманивание зрения / должны работать вблизи от света. / Многие учащиеся, помимо снижения зрения, имеют отклонения со стороны других органов и систем:
дети с различными нарушениями речи, двигательной сферы, снижением слуха; есть ученики с диагнозом ЗПР, олигофрения.
Нарушение зрения сказывается на формировании познавательных процессов / восприятии, пространственных представлениях, образного мышления, других психических функций 1. Восприятие имеет свои особенности:
замедленность, фрагментарность. Страдает полнота обозрения, наблюдательность. Отличает таких детей также предметная бледность, недифференцированность имеющихся представлений, неустойчивость внимания, пассивность. Наибольшие трудности возникают при оценке пространственных связей и отношений между предметами. Учащимся требуется более частое повторное восприятие предметов, схем и других средств наглядности.
Больной ребенок испытывает ряд затруднений, и не только внешних, явно видимых нами.
Крайне опасны те причины, которых не видно, так как они Внутренние. У детей нарушается душевное равновесие, как тяжелый гнет на него давят беззащитность, безысходность и отчаяние - ,,Я не как все,, Поэтому для таких детей обязательным является соблюдение одного из принципов лечебной педагогики - принципа индивидуально-личностного отношения к учащимся, который предполагает видеть в ребенке личность со всеми ее индивидуальными чертами характера, воли, интеллекта, многообразными нюансами поведения, отношением к учебе и в соответствии с этим конструировать те или иные психолого-педагогические воздействия. Знание всех этих особенностей необходимы для правильной организации учебного и воспитательного процесса.
Занятия в школе проводятся с соблюдением допустимой зрительной нагрузки. для профилактики зрительного утомления мы планируем непрерывную зрительную нагрузку 15-20 мин, а для некоторых учащихся 8-10 мин, проводим небольшие паузы 2-3 мин, во время которых дети дают отдых глазам, выполняют упражнения для снятия напряжения глазных мышц. Иначе происходит не только снижение работоспособности, но и ухудшается общее самочувствие, снижается способность к логическому мышлению, ребенок делает много ошибок в работе.
Зрительную работу на уроках и самоподготовке чередуем с другими видами деятельности. Стараемся рационально использовать остаточное зрение, что важно для увеличения скорости восприятия, улучшения различительной способности, цветового зрения, развития дифференцированного зрительного восприятия.
К каждому уроку приходится готовиться очень много. В классе может находиться слепой ребенок, ребенок с остаточным зрением и слабовидящий. Каждый требует индивидуального подхода, обьяснения нового материала методами, которые можно применять в данном конкретном случае. Учителя младших классов имеют тифлотехнические устройства, позволяющие успешно обучать детей системе

Брайля. Это: набор учебных пособий для изучения системы Брайля эрячими родителями; индивидуальная полоска - колодка ,, шеститочия,; набор брайлевского алфавита. В школе применяются фланелеграф, прибор ,, Графика,, / магнитные полоски 1; ,, Ориентир,, -прибор для развития пространственного воображения, индивидуальные ручные лупы, двойная цилиндрическая строчная лупа, электронная лупа, говорящие книги, рельефные альбомы и другие тифлотехнические устройства, способствующие развитию функций зрительного анализатора и функций других сохранных анализаторов. О проблемах урока написано много . Но как бы его не называли -современным, проблемным, уроком - лекцией, уроком-сказкой - цель учителя состоит в том, чтобы предмет для школьников сделать доступным и увлекательным. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задумываться над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Обучение может приносить радость каждому ребенку; при этом возникает полезный и для ученика и для учителя интеллектуальный контакт, позволяющий избежать насильственного процесса, когда учащийся сопротивляется, а учитель пытается его заставить получить очередную порцию нового материала. Причиной безразличного отношения к учебе может быть непонимание того, о чем говорит учитель, возникшее из-за пробелов в ранее изученном материале; формальное изложение материала, когда учитель не убедил учащихся в необходимости его изучения; когда ученик увлечен чем-то другим и отрицает необходимость изучения предмета, который его не интересует и, наконец, есть ученики, которые не желают заниматься ничем, что требует малейшего умственного напряжения.
Учитывая это, мы стараемся развивать у детей стремление самостоятельно пополнять запас знаний и умений, критическое отношение к изучаемому, познавательный интерес. Учим их учиться, т.е. вникать на каждом шагу обучения, в смысл изучаемого; в первую очередь не запоминать изученное, а понимать его; самостоятельно решать возникающие задачи; научиться проверять каждый шаг своих собственных рассуждений и пополнять их, если замечаешь неполноту логических обоснований; учиться искать выход из затруднений, избегать формализма знаний.. Следим, чтобы учащиеся были активными соучастниками урока.

© 2010-2022