Учебное правовое занятие на тему: Хочу и надо. Могу и должен

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил!

УЧЕБНОЕ ПРАВОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «ХОЧУ И НАДО. МОГУ И ДОЛЖЕН»

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о важности и необходимости соблюдения правовых норм в жизнедеятельности, чувство ответственности за свои поступки и действия, воспитывать уважение к законам своей страны.

2.Учить детей отстаивать свои права.

Задачи:

1.Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.

2.Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев.

3.Воспитание интереса у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних.

Оформление:

• плакат «Знать законы, значит - защищать свои права»;

• плакат «Конвенция о правах ребёнка» (печатный текст);

• плакаты «Права человека», «Права ребенка», «Права ребенка на защиту»;

• раздаточный материал (текст о правах ребёнка на основании «Конвенции о правах ребёнка») - 15 шт.:

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас презентация важного документа международного значения - «Конвенции о правах ребёнка».

- «презентация» - подарок, представление;

- «конвенция» - договор, соглашение;

- «Конвенции о правах ребёнка» - соглашение государств о правах ребёнка.

Цели мероприятия:

- Вы познакомитесь с правами ребёнка, с защитой прав детей (подарок для вас).

- Познакомитесь с законами РФ, где закреплены основные положения

«Конвенции о правах ребёнка».

Мы работаем под лозунгом:

«Знать законы, значит - защищать свои права».

Все мы вместе и каждый из нас в отдельности - частички огромной страны. Мы - граждане своей страны. Гражданство даёт не только чувство принадлежности к своей стране, но и определённые права и обязанности. В нашей стране много законов.
- Какой главный закон нашей страны, по которому мы живём? (Ответы учащихся).
- Верно. Конституция - главный закон нашей страны, в котором определены права и обязанности граждан России. Что означает слово «право»? «Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что - нибудь делать, осуществлять». Иначе говоря, права - это правила, по которым могут и должны жить люди. - А какие права есть у вас? Какими вы уже пользуетесь?


(Ответы детей: каждый ребёнок имеет право на жизнь, на жизнь в семье с родителями, на заботу и воспитание, на получение образования, на отдых, на охрану здоровья и
бесплатную медицинскую помощь, на защиту и безопасность, и другие).

Вот об этом, мы с вами сегодня и поговорим. Сегодня на нашем занятии мы узнаем, что такое права. У каждого из нас кроме прав есть еще и обязанности. Мы с вами поговорим и об обязанностях. Что может делать каждый из вас, а что должен. Что хотим, а что надо.
20 ноября 1989 года Ассамблея ООН - собрание делегатов всех стран, проголосовала единогласно за принятие Конвенции - договора о правах ребенка. Поэтом 20 ноября и считается праздником - Всемирным днем прав ребенка.

Но, как я же сказала, у детей, как и у взрослых, есть не только права, но и обязанности. Вы знаете, что такое обязанности?

(Ребята отвечают)

«Обязанность - это круг действий, возложенных на кого - нибудь и безусловных для выполнения». То есть обязанности - это правила, которые обязательно надо выполнять.

А какие обязанности вы знаете?

(Ребята отвечают)

Ведущая показывает плакат, на котором записаны основные обязанности детей.

ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ:

  • Хорошо учиться;

  • Уважать и слушаться старших;

  • Почитать родителей;

  • Трудиться в меру своих сил;

  • Беречь школьное имущество;

  • Содержать в порядке личные и учебные вещи;

  • Уметь вести себя в школе и других общественных местах;

  • Заботиться о своем здоровье и т.д.

Итак, проверим еще раз, что такое права?

(Ребята отвечают)

А что такое обязанности?

(Ребята отвечают)

Ребята, а как называются документы, где записаны права и обязанности?

(Ребята отвечают)

Правильно, закон. А как называется документ, где прописаны основные законы для тех, кто живет в России?

(Ребята отвечают)

Верно, Конституция.

ИГРА «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

А теперь поиграем в игру «Закончи предложение». Вас на столах лежат два конверта. В первом - начало предложения, а во втором - его окончание. Возьмите карточки из первого конверта, разложите их на столе в столбик. Прочитайте их. А теперь берите по одной карточки из второго конверта. Прочитайте и соедините части предложения. Например: «В школе я должен…хорошо учиться, внимательно слушать учителя».

Карточки:

  • В школе я имею право…(получать бесплатно образование, отдыхать на переменах).

  • Дома я должен … (помогать родителям, уважать старших, слушаться их, выполнять домашние задания).

  • Дома я имею право… (получать дополнительные знания из различных источников (книг, телевидения, Интернета и т.д.).

  • На улице я должен… (здороваться со старшими, уступать им место в транспорте, быть вежливыми с окружающими людьми).

  • После школы я имею право… (отдыхать, получать дополнительные знания).

  • После школы я должен… (выполнять домашние задания, трудиться в меру своих сил).

Ребята теперь давайте прочтем вслух, что у вас получилось.

(Ребята читают свои ответы).

Поговорим мы с вами и домашних обязанностях. У каждого члена семьи должны быть свои постоянные трудовые обязанности. Какую работ по дому выполняют ваши близкие - мама, папа, бабушка, дедушка?

(Ребята отвечают)

А у вас есть обязанности по дому?

(Ребята отвечают)

Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет беспомощным. А теперь обратите внимание, какой замечательный цветок расцвел в нашем классе! Это волшебный цветик-семицветик. Но чтобы его открыть, надо отгадать загадку:

Разноцветные ворота

На лгу построил кто - то,

Но пройти в них не легко -

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот.

Не одну, не две, не три -

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать,

Можешь быстро нам сказать? РАДУГА

(Ребята отвечают)

А сколько в радуге цветов?

(Ребята отвечают)

Столько же, сколько и лепестков в цветике - семицветике. Вы помните, какие это цвета? Давайте назовем их по порядку.

(Ребята отвечают. Кто называет верный ответ, тот срывает лепесток и забирает на свой стол.)

Ребята, на лепестках цветика-семицветика записаны семь «нельзя». Обратите внимание, что на ваших столах лежат два конверта с карточками. Прочитайте, что написано на вашем лепестке, и подберите из первого конверта подходящую карточку со словом «должен», а из второго со словом «надо». Например: нельзя пачкать и рвать учебники. К учебникам надо относиться аккуратно. Ты должен беречь учебники.

(Ребята выполняют).

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Читаем по очереди. Если все согласны - хлопаем в ладоши, не согласны - молчим.

ОТВЕТЫ:

  • нельзя бездельничать, когда все трудятся (Ты должен работать когда все трудятся. Надо работать, когда все трудятся).

  • Нельзя смеяться над старшими и старостью. (Старших надо уважать. Мы должны уважать старших).

  • Нельзя вступать со взрослыми в пререкания, делать то, что взрослые не разрешают. (Ты должен слушаться старших. Надо уважительно относиться к старшим).

  • Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. Ты не имеешь права ничего требовать от родителей. (Мы должны ничего не требовать от родителей. Нам надо быть довольными тем, что родители нам приобретают).

  • Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве. (Мы должны заботиться о старших. Надо заботиться о старших).

  • Нельзя садиться есть, не пригласив старшего. (Старших надо уважать. Старших должны почитать).

  • Нельзя ждать, когда старший поздоровается с тобой. (Мы должны первыми здороваться со старшими. Со старшими надо здороваться.)

Ребята, мы с вами семь «нельзя». Их надо запомнить и выполнять. А знаете, из каждого «нельзя» можно сделать «могу». Например: нельзя громко кричать, зато я могу говорить тихо. Попробуем?

Задание

(Ведущая читает первую часть предложения, а ребята придумывают вторю часть с союзом «зато».)

  1. Я могу трудиться со всеми вместе.

  2. Я могу уважать старших.

  3. Я могу не пререкаться со взрослыми и делать то, что они разрешат.

  4. Я могу радоваться том, что мне купили мои родители, и ничего у них не просить.

  5. Я мог всегда быть с родителями.

  6. Я могу сесть за стол после старших.

  7. Я могу поздороваться со старшими первым.

Ребята, но вас есть не только домашние обязанности, но и школьные. Они прописаны в правилах для учащихся. Ученик обязан прилежно учиться, не нарушать дисциплину, выполнять все указания учителя, аккуратно вести записи в дневнике и тетрадях, содержать в порядке все школьные вещи.

И сегодня наш волшебный цветик-семицветик приготовил вам советы, как правильно должен вести себя ученик. Но чтобы их прочитать, надо отгадать загадки.

(Ребята отгадывают загадки. Отгадавший срывает один лепесток - все лепестки под номерами, на них написаны советы. Затем дети становятся в линейку по номерам.

Ведущая начинает, а ребята продолжают читать советы).

ЗАГАДКИ

Мама работала,

Папа трудился,

А я в детском садике все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …

(отдых)

Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пес - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво - Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …

(имя)

Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на …

(образование)

Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только …

(врач)

Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …

(жильё)

ВЕДУЩАЯ:

Для тебя я, друг, составил

Ровно семь важнейших правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

УЧЕНИК 1:

Как проснулся, так вставай,

Волю лени не давай.

Все цветы роса мыла,

А тебя умоет мыло.

УЧЕНИК 2:

Понокания не жди,

В школу вовремя иди.

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой, проверь.

УЧЕНИК 3:

В школе, классе не сори,

Сор увидишь - подбери!

Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен.

УЧЕНИК 4:

Без учебников у нас

Не приходят дети в класс.

Ты их бережно храни,

Непременно оберни!

УЧЕНИК 5:

Твой учебник - не альбом,

Рисовать не надо в нем.

Думай над любой задачкой,

А учебники не пачкай!

УЧЕНИК 6:

Сами вещи не растут,

Сделать вещи - нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Ручку, ластик, стол, окно,

Парту, книжку береги,

Не ломай, не мни, не рви!

УЧЕНИК 7:

Знай, хорошие отметки -

Как плоды в саду на ветке.

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

(Ученики садятся на свои места)

Эти семь школьных правил вы должны знать и выполнять. Итак, вы поняли, что права и обязанности - совсем разные вещи. Права - это то, что я могу; обязанности - то, что я должен, что надо выполнять. Они разные, но тесно связаны друг с другом. Из каждого права вытекает какая-то обязанность. Например, есть право на труд, но есть и обязанность трудиться по силам.

У меня есть волшебная шкатулка. В ней лежат волшебные предметы, которые говорят о наших правах и обязанностях. Что именно там лежит, вы знаете, отгадав загадки.

(Ведущая показывает волшебную шкатулку)

ЗАГАДКИ

  • Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой. Право на труд, обязанность трудиться).

  • Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или лож в кровать.

(Градусник. Право на медицинское обслуживание, обязанность заботиться о своем здоровье).

  • Черный Ивашка.

Деревянная рубашка

(Карандаш. Право на образование, обязанность прилежно учиться и т.д.).

  • Костяная спинка,

На голове щетинка.

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

(Зубная щетка. Обязанность заботиться о своем здоровье, право на медицинское обслуживание)

А у меня для вас есть еще одно задание. Я буду читать вам пословицы, а вы подумайте, о каких правах или обязанностях идет речь.

(Ведущий зачитывает пословицы, записанные на плакате)

ПОСЛОВИЦЫ

  • Любишь кататься - люби и саночки возить. (Право на отдых, обязанность трудиться).

  • Воля лучше золотой клетки. Своя воля всего дороже. (Право на свободу).

  • Кто родителей почитает, тот навеки не погибает. (Обязанность уважать и заботиться о старших).

  • Век живи, век учись. (Право на жизнь, обязанность учиться).

  • При солнышке тепло, при матери добро. (Право на семью).

А теперь, ребята, проведем небольшую викторину.

МИНИ - ВИКТОРИНА


(Ребята отвечают на вопросы ведущей.)

ВОПРОСЫ

  1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. ПОРЯДОЧНОСТЬ

  2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим. СПРАВЕДЛИВОСТЬ

  3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. РАЗУМНОСТЬ

  4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. ВОСПИТАННОСТЬ

  5. И тогда такому человек легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются твои…» ОБЯЗАННОСТИ

Ребята, мы сегодня говорили о правах и обязанностях. И каждый из вас понял, что он может делать, а что должен, что надо делать, а что нельзя. Не говорили мы только о том, что вы хотите. «Хочу» - это право и обязанность? Можно ли вообще говорить слово «Хочу»?

(Ребята отвечают)

«ХОЧУ» может быть и правом и обязанностью. Но прежде чем сказать «хочу», подумайте, а имеете ли вы на это право.

А закончить наше познавательное мероприятие хочется словами:

Товарищи взрослые и дети!

За свое будущее мы все в ответе.

Права и обязанности, дети, знайте,

Хорошими людьми вырастайте!

Спасибо! До свидания!





© 2010-2022