Внеклассное мероприятие Дети войны (7 класс)

Внеклассное мероприятие посвящено детям войны и приурочено к 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Провести можно как в одном классе, так и на параллели 7-8 классов. К конспекту подготовлена презентация с видеороликами, звуковыми файлами и фотографиями. Эта литературно-музыкальная композиция призвана напомнить нашим ученикам о трудном детстве их бабушек и дедушек с тем,чтобы воспитать чувство патриотизма и гордости за своих родных и за весь народ.
Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дети войны.

(Сценарий выступления в «Пегасе» 22 апреля 2015г.)

Звучит песня А.Розенбаума «А может, не было войны?»

Звучит песня «В парке Чаир» 40 сек, танцуют мальчик и девочка, потом слышится тихий гул самолета, музыка продолжается. Неожиданно музыка обрывается. Гаснет свет, слышатся разрывы бомб, зажигаются фонарики, имитируя свет прожекторов. (Немая сцена.)

Девочка
Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах?

Мальчик
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

В этот солнечный воскресный день 22 июня 1941 года люди занимались обычными делами. Никто не подозревал, что приятные хлопоты, задорные игры и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово: «война!»

Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день Земли - двадцать второго.

Спали дети, зрели яблоки в саду.

Вспоминаем, вспоминаем это снова.

Вспоминаем эту ночь и в этот час - ВЗРЫВ!

Что солнце погасил в кромешном гуле,

И сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

Шаг за шагом вспоминаем,

День за днем, взрыв за взрывом,

Смерть за смертью, боль за болью.

Год за годом, опаленные огнем,

Год за годом, истекающие кровью.

Кто-то родом из детства… Я - из войны,

Из блокадного бедствия, из его глубины.
Влюблена была в небо, но небо меня
Обмануло нелепо. Среди белого дня
С неба падали бомбы, разрушали дома.
Поднялась из обломков, как - не знаю сама.
А друзья не успели. Мне жалко друзей.
Хорошо они пели в первой роте моей.
Были родом из детства все друзья у меня,

Были родом из детства, но не ты и не я.

Фашистская хроника день за днем вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года .Первым и главным кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.
Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Ее судьба - история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться.

Сколько было детей, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны! А сколько их было варварски убито…

Звук - «стрельба из автомата».

Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг редела мгла…
Там были женщины и дети,
И эта девочка была…

Сперва велели им раздеться
И стать затем ко рву спиной.
Но прозвучал тут голос детский,
Наивный, чистый и живой:

«Чулочки тоже снять мне, дядя?»-
Не осуждая,не грозя,
Смотрели, прямо в душу глядя,
Трехлетней девочки глаза.

Чулочки тоже снять мне, дядя?
На миг эсэсовец обмяк,
Рука сама с собой, с волненьем,
Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим.
И, кажется, он в землю врос:
Глаза как у моей Неминьи -
Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Не убить её не может…
И дал он очередь, спеша.

Упала девочка в чулочках,
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Твоя вот также здесь легла.

Вот это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты - человек, не только немец;
Или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо,
Не поднимая волчьих глаз…
Впервые, может, это дума
В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд её светился,
И всюду чудилось опять,
И не забудется отныне:
-Чулочки тоже, дядя, снять?

Чтец:

Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются. Они выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Заключенные в концентрационных лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их «сортировали» на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить «великой Германии», ниже необходимой отметки - отправляйся в печь.

У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство. В суровые дни войны рядом с взрослыми встали дети. По данным Московского Дома ветеранов войн и Вооруженных сил, в годы Великой Отечественной войны более 300 тысяч юных патриотов, сынов и дочерей, наравне со взрослыми с оружием в руках сражались за нашу Родину.

Выходит девочка в шинели.

«… Мы пришли необученные, кто в каком звании - не понимали, и старшина нас всё время учил, что мы теперь настоящие солдаты, должны приветствовать любого выше нас по званию, ходить подтянутыми, шинель на застёжках.Но солдаты, глядя, что мы такие молодые девчонки, любили подшутить над нами. Послали меня однажды из медсанвзвода за чаем. Я прихожу к повару. Он на меня смотрит и:-Чего пришла?Я говорю:-За чаем…-Чай ещё не готов.-А почему?- Повара в котлах моются. Сейчас помоются, будем чай кипятить…Я приняла это вполне серьёзно, взяла свои вёдра, иду обратно. Встречаю врача: - А чего пустая идёшь? Я отвечаю: Да повара в котлах моются. Чай ещё не готов. Он за голову схватился.- Какие повара в котлах моются?Вернул меня, выдал хорошего этому повару, нашли мне два ведра чая.Несу чай, а навстречу мне идут начальник политотдела и командир бригады. Я тут же вспомнила. Как нас учили, чтобы мы приветствовали каждого, потому что мы рядовые бойцы. А они двое идут. Как же я двоих буду приветствовать? Иду и соображаю. Поравнялись, я ставлю вёдра, обе руки к козырьку и кланяюсь одному и второму. Они шли меня не замечали, а тут остолбенели от изумления:-Кто тебя так учил честь отдавать?-Старшина учил, он говорит, что каждого надо приветствовать. А вы двое и вместе…

Всё для нас девчонок в армии было сложно. Очень трудно давались нам знаки отличия. Когда мы прибыли в армию ещё были ромбики, кубики, шпалы, и вот сообрази, кто там по званию. Скажут - отнеси пакет капитану. А как его различить? Пока идёшь, даже слово «капитан» из головы выскочит.

Прихожу:

- Дяденька, а дяденька, мне дяденька велел отдать вам вот это…- Какой еще дяденька?- В синих брюках и зеленой гимнастерке.Конечно, когда я увидела обгоревшие лица, я поняла что такое война. Танкистов вытаскивают из горящих машин, на них все горит, а кроме этого, у них часто были перебиты руки или ноги. Это были очень тяжело раненные.

Он лежит и просит: «Умру - напиши моей маме, напиши моей жене… У нас уже было что-то большее, чем просто страх».

Много подростков, еще не успев закончить школу, устремлялись на фронт. Потеряв своих родных и близких и желая отомстить за них, пробирались в лес к партизанам или на передовую. Так на фронте появлялись «сыны полка»...

Писатель Валентин Катаев, будучи военным корреспондентом, встретил на войне, на передовой линии фронта, мальчика, судьбу которого он описал в книге «Сын полка». У простого деревенского мальчика Вани Солнцева война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Разведчики нашли Ваню ночью в лесу, спящим на земле. Взяли его с собой, накормили, напоили, обогрели у себя в блиндаже и по распоряжению капитана Енакиева отправили в тыл. Но Ваня хочет воевать, быть полезным Родине. И он добивается своего.

Входит капитан Енакиев, за ним бежит Ваня Солнцев.

Ваня Солнцев. Дяденька! Разрешите обратиться?

Капитан Енакиев. Ну что ж, обратитесь.

Ваня. Дяденька, вы начальник?

Капитан. Да. Командир. А что?

Ваня. А вы над кем командир?

Капитан. Над батареей своей командир, над солдатами своими

командир, над пушками своими.

Ваня. А над офицерами вы тоже командир?

Капитан. Над своими офицерами я тоже командир.

Ваня. А над капитанами тоже командир?

Капитан. Над капитанами я не командир. А что?

Ваня. Если над капитанами не командир, то и толковать нечего.

Мне надо, дяденька, такого командира, чтобы он мог

Капитанам приказывать.

Капитан. Кому же именно?

Ваня. Капитану Енакиеву.

Капитан. Кому? Кому?

Ваня. Енакиеву. Он, дяденька, над разведчиками командир. Он у

них самый старший. Что он прикажет, то они и делают.

Ух и сердитый же их капитан. Прямо беда.

Капитан. А ты видел когда-нибудь этого сердитого капитана?

Ваня. То-то беда, что не видел.

Капитан. А он тебя видел?

Ваня. И он меня не видел. Он только приказал меня в тыл

отправить и коменданту сдать.

Капитан. Постой-постой, звать-то тебя как?

Ваня. Меня-то? Ваня.

Капитан. Просто Ваня?

Ваня. Ваня Солнцев.

Капитан. Пастушок?

Ваня. Верно. Меня разведчики пастушком прозвали. А вы почем знаете?

Капитан. Я, брат, все знаю, что у капитана Енакиева в батарее

делается. А скажи-ка мне, друг любезный, почему ты здесь,

а не в тылу?

Ваня. А я сбежал от Биденко.

Капитан. От Биденко сбежал? Что-то мне не верится, чтобы ты да от

Биденко сбежал! По-моему, ты, голубь, что-то сочиняешь.

Ваня. Никак нет. Истинная правда.

Капитан. Рассказывай.

Ваня. Первый раз я сбежал, он меня выследил и поймал. Но я

хитрый. Когда он опять меня в грузовик посадил и к своей

ноге привязал морским узлом, я ночью притворился, что

сплю, а когда Биденко заснул, я сумел развязать морской

узел и привязал веревку к женщине-хирургу и сбежал.

Капитан (Смеётся). А от Енакиева ты что хочешь?

Ваня. Я хочу быть сыном полка у разведчиков. Я и разведчиком

могу быть.

Капитан. Ну что ж, поехали, брат.

Ваня. Куда?

Капитан. К разведчикам!

Чтец:

За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.

Коля Власов, единственный в СССР полный кавалер ордена Славы. Когда Красная Армия освободила Белгород и Прохоровку, 14-летний паренек стал солдатом.10 октября 1944г. он совершил первый подвиг: прикрывая огнем трофейного пулемета группу захвата, уничтожил 31 фашиста, - Слава третьей степени. Всего через 40 дней в ночной разведке отчаянный мальчишка заглушил гранатой дзот немцев - Слава второй степени. 15 февраля 1945г, отстав от своих, Коля напал на огневую точку врага, забросал ее гранатами. Он убил 12 фашистов, а раненых связал веревкой и привел в штаб - Слава первой степени. До конца войны заработал еще и орден Отечественной войны.

В военные годы в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали специальные деревянные подставки.

Исценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):

- Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.

- А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.

- Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.

- Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.

- Конечно, я и на фронт ещё сбегу.

Ведущий:

Лобанов Женька сдержал слово. В 44-ом году он был призван в армию, в 33-ий запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт.

По данным 1944 года среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2, 5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч подростков. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны: собирали тёплые вещи для фронтовиков и детей, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

• «Концерт в госпитале».

Сорок трудный год.

Военный госпиталь.

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

«Господи!..До чего же артисты маленькие…»

Мы шагаем палатами длинными

Мы почти растворяемся в них

С балалайками, с мандолинами

И с большими пачками книг…

«Что в программе?

В программе - чтение,

Пара песен

Военных, правильных…

Мы в палату тяжелораненых

Входим с трепетом и почтением…

Мы вошли

Мы стоим в молчании…вдруг

Срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно:

«Объявляю начало концерта!»

«Катюша»

Сын письмо писал отцу

И поставил точку.

Дочка тоже к письмецу

Приписала строчку.

Много дней письму идти,

Чтоб дойти до цели.

Будут горы на пути.

Гулкие туннели.

Будет ветер гнать песок

За стеклом вагона.

А потом мелькнёт лесок

Садик станционный.

А потом пойдут поля

И леса густые,

Пашен чёрная земля -

Средняя Россия.

Через всю пройдут страну

Два листка в конверте

И приедут на войну,

В край огня и смерти.

Привезёт на фронт вагон

Этот груз почтовый.

Там получит почтальон

Свой мешок холщовый.

Долог путь от городка

У границ Китая

До пехотного полка

На переднем крае…

А затем

Не вполне совершенно,

Но вовсю подпевале внимая

О народной поём,

О священной

Так, Как мы её понимаем.

«Священная война».

Мы поём…

Только голос лётчика

Раздаётся,

А в нём - укор:

«Погодите,

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер майор…»

Балалайка всплеснула горестно,

Торопливо,

Будто в бреду…

Вот и всё

О концерте в госпитале

В том году.

• Звук поезда.

Песня Ильи Резника «Дети войны». Поёт автор в сопровождении детского хора на фоне слайдовых фотографий. Слова песни:

Дети войны. Смотрят в небо глаза воспалённые.

Дети войны. Сердце в маленьком горе бездонное.

Дети войны. Сердце словно отчаянный гром.

Дети войны. Ленинградский трубит метроном.

Дети войны. Неумолчный гремит метроном.

Дети войны набивались в теплушки открытые.

Дети войны хоронили игрушки убитые.

Никогда я забыть не смогу

Крошки хлеба на белом снегу.

Крошки хлеба на белом снегу.

Вихрем огненным, чёрным вороном

Налетела нежданно беда.

Разбросала нас во все стороны.

В детстве нас разлучила война.

Ведущий:

Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступало первое сентября сорок первого года, и не надо было идти в школу. Как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб. Но помнят они и победу!

Ребенок:

«Включили репродуктор. Все слушают, а мы, маленькие, слов не разобрали, но поняли, что радость идет оттуда, сверху, из черной тарелочки репродуктора. Кого поднимали на руках взрослые… Кто лез сам… Залезали друг на дружку, третий ли четвертый малыш доставал до черной тарелки и целовал ее. Потом менялись. Всем хотелось поцеловать слово «Победа».


Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ - дети. Как сохранить нам его в тревожном 21-м веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее? Война стала общей биографией целого поколения военных детей.

Я не могу,
Не в силах
Спать спокойно
С тех пор, как мне
Привиделись во сне
Погибшие
На всех без счета
Войнах -
На каждой малой
И большой войне.

Куда ни глянешь -
Дети, дети, дети,
Все человечество
За них в ответе.
Но по ночам
На всех материках
Ворочаются бомбы
В тайниках.
Их столько накопилось
На планете -
Земля под ними
Стала провисать…
Куда их только
Думают бросать?!
Куда ни бросишь -
Дети, дети, дети!

Подросток 3:
Сегодня должен думать человек,
Что принесет нам 21 век.
Иль марсианин впишет в свой дневник,
Как по вселенной прокатился крик
И он увидел искаженный лик
Земли, - что, содрогаясь и звеня,
С распущенными косами огня,
Упала в бездну, в вековую даль,
С хвостом Орбиты, скрученной в спираль?
Сейчас обязан думать человек,
Что принесет нам 21 век!



© 2010-2022