Программа на тему: «Семья»

"Описание материала: Очевидно, что большинство родителей уверены, что "воспитанию их детей мешает государственная политика, экономика, гео-природные условия нашего северного региона.Из опыта работы видно, что сотрудничество школы и семьи очень важно с учетом факторов. Тип семьи, семьи, требующие к себе индивидуального подхода (26 семей), детей состоящих на профилактическом учете, проблема миграции, рабочая деятельность родителей за пределами города, национальный состав контингента, не исключен с...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор:

Подгурская Людмила Анатольевна,

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №7 г. Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская обл.


Программа «Семья»


Введение


Воспитание является приоритетным направлением государственной политики России в области образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе, осуществляемая в семье и через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Важнейшая задача семьи и педагогов -помочь молодому поколению в раскрытии внутреннего мира, поисках смысла жизни, создании условий для их саморазвития и самореализации. Задача государства и общества - создание морально-психологических, материальных условий для эффективной деятельности педагога, активное участие в образовательном и воспитательном процессе, в формировании воспитывающей среды.

Особую актуальность, в свете социально-экономических преобразований, социокультурных изменений приобретает формирование "ценностных, мировоззренческих оснований воспитания и единой системы воспитания, охватывающей всех детей различного социального положения, способностей, состояния здоровья и т.д.

Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания вМОУ СОШ № 7 на 1 год. Она направлена на реализацию стратегий развитии воспитания подрастающего поколения, определенной в Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации и законе «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине развития российского образования, Концепции модернизации российского образования до 2010 года, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

Реализация данной Программы будет способствовать решению наиболее злободневных проблем в воспитании детей и молодежи на базе МОУ СОШ № 7, улучшению качества и условий работы педагогических работников и нацелена на модернизацию системы воспитания детей и молодежи.

Цель и задачи программы


Цель - создание необходимых условий для формирования целостной системы воспитания и образования детей современных условиях; формирование человека-гражданина, семьянина-родителя; развитие социальной и культурной компетентности личности; самоопределения и самореализации; повышение качества среды воспитания.

Задачи - обеспечение приоритетности воспитания в семье; укрепление и развитие воспитательных функций в семье; развитие гуманистических принципов содержания и механизмов нравственного, гражданского и патриотического воспитания, повышение культуры; обеспечение взаимодействия семьи и социума в решении воспитательных проблем; более широкое привлечение родителей к участию в образовательном процессе; создание системы психолого-педагогического просвещения родителей; семейное воспитание.

Гипотеза:

  • Вовлечь семьи в активную воспитательную работу с детьми в школе и дома.

  • Установить тесное сотрудничество семьи и школы в организации учебной деятельности и досуга детей.

Актуальность

На современном этапе развития человечества остро встает проблема качественного воспитания подростков. Результаты исследования в МОУ СОШ № 7 показывают, что в каждой 3 семье родители в целом не уверены в правильности воспитания детей. В основном называют 6 причин трудностей:

  1. недостаток материальных средств;

  2. недостаток времени;

  3. недостаток педагогического опыта;

  4. влияние неформальных групп;

  5. недостаточная активность родителей и проявление интереса к расширению психолого-педагогических знаний и опыта;

  6. и лишь в последнюю очередь неблагополучная ситуация в семье;

  7. влияние природных условий;

Очевидно, что большинство родителей уверены, что воспитанию их детей мешает государственная политика, экономика, гео-природные условия нашего северного региона.

Из опыта работы видно, что необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родители являются первыми и главными учителями ребенка. Эффективность работы школы по обучению и воспитанию детей во многом зависит от того насколько она взаимодействует с семьей. Основные направления программы предполагают работу в разных направлениях с учетом факторов: тип семьи, семьи, требующие к себе индивидуального подхода (26 семей), детей состоящих на профилактическом учете, проблема миграции, рабочая деятельность родителей за пределами города, национальный состав контингента, не исключен список учащихся из разряда социальных сирот (11 человек). На сегодняшний день в нашей школе остаётся актуальной проблемой семьи, которые не заинтересованы во взаимодействии со школой, тем самым рискуют пополнить списки неблагополучных семей.

Считаем, что успешное решение задач возможно только при объединении семьи и других социальных инстанций.

Направления сотрудничества педагогов и родителей:

  • Повышение педагогической культуры родителей, усиление, их воспитательного потенциала;

  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

  • Участие родителей в управлении школы и ее развитии.

Формы и виды деятельности по данным направлениям:

Повышение педагогической культуры родителей и усиление их воспитательного потенциала.

Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс.

Участие родителей в управлении школой и ее развитии:

- родительский лекторий;

- конференции;

- открытые уроки классные мероприятия;

- индивидуальнее консультации;

- творческие группы и группы по интересам;

- родительские собрания;

- совместные КТД;

- индивидуальное шефство над семьями «группы риска»;

- помощь в укреплении материально-технической базы.

Главные функции взаимодействия школы и семьи:

  • воспитательная;

  • оздоровительная;

  • духовно-нравственная;

  • познавательно-образовательная;

  • бытовая;

  • трудовая;

  • культурно-просветительная;

  • досугово-творческая;

  • стимулирующая самостоятельный опыт личности ребенка;

  • охранно-защитная.

Задачи взаимодействия:

  1. Формирование активной педагогической позиции родителей;

  2. Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

  3. Активное участие родителей в воспитании детей.



Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

  • Изучение семьи с целью выявления её возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;

  • Группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса;

  • Анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.



Пояснительная записка

Программа рассчитана на 1 учебный год:

Программа предусматривает взаимодействие педколлектива с учащимися, их родителями (лицами, их заменяющими), общественными организациями, тесное сотрудничество всех членов педколлектива, администрации школы, а также социальных и правоохранительных служб города. Она включает в себя направления сотрудничества школы и семьи, формы и виды деятельности по данным направлениям, выделяет функции взаимодействия семьи и школы, а также содержит план работы на 2008/2009 учебный год по блокам:

Работа с учащимися

Работа с классными руководителями и учителями - предметниками

Работа социального педагога с администрацией школы

Работа с общественными организациями

Работа с родителями

Ожидаемые результаты реализации программы.

Система организации контроля за исполнением программы.

Социально-общественные: укрепление и развитие института семьи как первоосновы общества; фундамента благополучного будущего России. Формирование навыков нравственного воспитания, обогащения эмоционального мира семьи и формирование гуманистических качеств. Накопление и обогащение опыта семейного воспитания. Формирование у детей и родителей ответственности за сохранение семьи, норм морали, личного примера, повышения педагогических знаний родителей.


Обоснование разработки Программы.

В условиях экономического, политического реформирования в России воспитание детей и молодежи за последние годы существенно изменяется. Свое негативное воздействие на семью оказывает социально-экономический и политический кризис, в результате которого произошли глубокие изменения в жизнедеятельности семьи. Углубляется дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Все это негативно отражается на воспитательном потенциале семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на развитие ребенка.

На воспитание оказывают влияние происходящие в обществе преобразования: социокультурные изменения жизни подрастающего поколения, формирование системы образовательных учреждений, продолжающееся социальное расслоение общества, содержание и характер деятельности средств массовой информации, детских и молодежных общественных объединений, религиозных организаций.

Программа содержит в себе разделы:

Актуальность

Гипотеза

Цели

Задачи

Направления сотрудничества педагогов и родителей

Формы и виды деятельности по данным направлениям

Главные функции взаимодействия школы и семьи

Задачи взаимодействия

План работы на 2008/2009 учебный год (по блокам)


Работа с родителями

Месяц


Мероприятие


Родительские собрания,

лектории

Индивидуальные и групповые консультации

Заседания Совета профилактики правонарушений и преступлений

Работа с опекаемыми детьми

Работа инициативных групп

Сентябрь

1. Родительское собрание «Организация учебно-воспитательной работы в школе»

2. Практикум для родителей 1, 5, 10 классов «Особенности адаптационного периода»

1. Индивидуальные и групповые консультации для педагогов

2. Индивидуальные и групповые консультации для учащихся, родителей и педагогов по актуальным вопросам

1. Заседание СП правонарушений и преступлений

1. Корректировка списков детей, находящихся на опеке.

2. Вовлечение опекаемых в кружки, секции, факультативы.

1. Оказание методической помощи в обучении и воспитании.

2. Работа по выявлению неорганизованных детей в возрасте

6 - 15 лет.

Октябрь

1. Практикум для родителей учащихся, состоящих на различных видах учета «А «трудный» ли это ребенок?»

2. Встреча с инспектором ОПДН УВД «Ответственность за воспитание и содержание несовершеннолетних детей»

1. Консультации для уч-ся по результат диагностики тревожности

2. Групповые консультации для родителей «Трудности адаптации учащихся в классном коллективе»

3. Консультации для учителей по актуальным вопросам о преемственности для учителей 5 классов

1. Заседание СП правонарушений и преступлений

1. Рейд «Семья»

2. Обследование условий проживания и воспитания опекаемых.

3. Школа опекуна

4. Практикум для опекунов «Проблемы воспитания в опекунских семьях».

1. Оказание методической помощи в обучении и воспитании.

2. Работа по выявлению неорганизованных детей в возрасте

6 - 15 лет

Ноябрь

1.Практикум для родителей «Если в вашей семье гиперактивный ребенок»

2. Родительское собрание «Анализ итогов успеваемости учащихся за 1 четверть и задачи на 2 четверть»

1. Консультации для уч-ся, требующих усиленного педагогического внимания

2. Консультации для родителей по актуальным вопросам

1. Заседание СП правонарушений и преступлений

1. Вовлечение опекаемых в кружки, секции, факультативы.

1. Оказание методической помощи в обучении и воспитании.

2. Работа по выявлению неорганизованных детей в возрасте

6 - 15 лет

Декабрь

1. Беседа с родителями 1-х классов «Совместная работа семьи и школы по формированию учебных навыков у младших школьников»

2. Лекторий «Проблемы воспитания в неполных семьях»

1. Консультации для учащихся по результатам диагностики адаптации

2. Индивидуальные и групповые консультации для учащихся, родителей и педагогов по вопросам работы с детьми, состоящими на различных видах учета.

1. Заседание СП правонарушений и преступлений

1. Вовлечение опекаемых в кружки, секции, факультативы.

2. Практикум для опекунов «Эффективное общение - залог общения».

1. Оказание методической помощи в обучении и воспитании.

2. Работа по выявлению неорганизованных детей в возрасте

6 - 15 лет

Январь

1. Родительское собрание «Итоги работы за 1 полугодие.

2. Лекторий «Манипуляция и давление родителей, положительные и отрицательные моменты»

1. Консультации для учащихся «Я выбираю профессию»

1. Заседание СП правонарушений и преступлений

1. Вовлечение опекаемых в кружки, секции, факультативы.

2. Школа опекуна

1. Оказание методической помощи в обучении и воспитании.

2. Работа по выявлению неорганизованных детей в возрасте

6 - 15 лет

Февраль

1. Лекция для родителей «Куда пойти учиться и как помочь ребенку сделать свой профессиональный выбор»

2.Практикум «Эстетическое воспитание ребенка в семье»

3. Встреча с инспектором ОПДН УВД «Ответственность за воспитание и содержание несовершеннолетних детей »

1. Консультации для учителей по актуальным вопросам.

2. Инд. И групп. Консультации для уч-ся и родителей по актуальным вопросам

1. Заседание СП правонарушений и преступлений.

1. Вовлечение опекаемых в кружки, секции, факультативы.

1. Оказание методической помощи в обучении и воспитании.

2. Работа по выявлению неорганизованных детей в возрасте

6 - 15 лет

Март

1. Санпросвящение родителей «Знать, чтобы уберечь…»

2. Практикум «Конфликты, причины и пути их преодоления»

1. Консультации для родителей по вопросам профориентации «Как помочь своему ребенку в выборе профессии»

1. Заседание СП правонарушений и преступлений

1. Вовлечение опекаемых в кружки, секции, факультативы.

2.Практикум для опекунов «Нравственное воспитание подростков в семье».

1. Оказание методической помощи в обучении и воспитании.

2. Работа по выявлению неорганизованных детей в возрасте

6 - 15 лет

Апрель

Практикум «Модели родительского воспитания профилактического воздействия» - профилактика ПАВ

1. Консультации для учащихся по актуальным вопросам.

2. Консультации для родителей будущих первоклассников.

3. Инд. и групп. консультации для родителей, педагогов по акт. вопросам.

1. Заседание СП правонарушений и преступлений

1. Обследование условий проживания и воспитания опекаемых.

2. Школа опекуна.

1. Оказание методической помощи в обучении и воспитании.

2. Работа по выявлению неорганизованных детей в возрасте

6 - 15 лет

Май

1. Итоговое родительское собрание по результатам учебного года

2. Практикум «Важность формирования толерантности у детей »

1. Консультации для уч-ся выпускных классов по профилактике «экзаменационного стресса».

2. Консультации для родителей по актуальным вопросам

3. Консультации для учителей по результатам мониторинга уровня воспитанности.

1. Заседание СП правонарушений и преступлений

1. Предоставление вторичной занятости учащихся, состоящих на опеке.

2. Организация летнего отдыха.

1. Оказание методической помощи в обучении и воспитании.

2. Работа по выявлению неорганизованных детей в возрасте

6 - 15 лет

Психологическое сопровождение

Рекомендуемые тесты

До начала психологического обследования надо установить контакт с ребенком, дать ему освоиться в помещении. Особенности поведения и общения с проверяющим и до обследова­ния, и во время него кратко отражаются в протоколе (например: «Общается доброжелательно, но несколько насторожен; старателен» или «Активен; не соблюдает дистанции в общении с взрослым; чувствителен к похвале»). Если ребенок пришел с кем-то из родителей, надо отметить и особенности их поведения (например: «Мама часто делает замечания»).

Рисуночные личностные тесты

Сразу оговоримся, что не существует методик, которые бы выявляли только умственное развитие или только личностные и эмоциональные особенности ребенка. Разделение методик на «когнитивные» и «личностные» условно, однако оно полезно для практических целей.

Требования к тестам, применяемым в консультировании, удачно сформулировал Р. С. Немов (Основы психологического консультирования. - М., 1999): «В психологическом кон­сультировании следует применять только самые простые из тестов, достаточно понятные для клиента... Тестирование не должно занимать слишком много времени... Тесты должны иметь простую... систему обработки результатов» (с. 124).К сожалению, автор необоснованно отказывает в этих качествах проективным тестам и рекомендует вместо них вопросники (обычно они громоздки, сложны в обработке и непонятны клиенту). Возможно, Р. С. Немов недостаточно знаком с проективными рисуночными тестами, которые более всего соответ­ствуют выдвинутым им критериям.

Рисунок человека


Этот тест впервые предложен Ф. Гуденаф для исследования познавательных способностей. Впоследствии К. Маховер разработала критерии, позволяющие оценивать личностные осо­бенности. С тех пор критерии оценки многократно перерабатывались, сам же тест остается одним из наиболее часто используемых диагностических методов. Данные, получаемые с помощью методики «Рисунок человека», не очень надежны и требуют дополнительной проверки, но они позволяют сразу же выдвинуть разумные гипотезы о том, какие психологические проблемы имеются у ребенка.

Проведение теста. Перед ребенком кладут лист бумаги (вертикально) и простой карандаш с резинкой (карандаш должен быть достаточно мягким - М или 2М). Инструкция: «Нарисуй человека - всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше - так, как ты умеешь». Если ребенок задает уточняющие вопросы («Мальчика или девочку?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т. п.), то ему говорят: «Рисуй так, как ты хочешь». Если же вопрос противоречит инструкции («А можно нарисовать только лицо?»), то ее частично повторяют («Нарисуй его всего, целиком»). Бывает, что ребенок отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда надо сказать ему, что вам (проверяющему) интересны любые детские рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого.

Проводя обследование подростка, полезно после выполнения задания дать ему еще один лист и попросить нарисовать человека другого пола.

Дом - дерево - человек

Этот тест разработан Баком и Хэммером. Он представляет собой расширение теста «Рисунок человека» и дает дополнительную информацию о психологических особенностях ребенка. Рисунок дома отражает отношение ребенка к своей «домашней жизни», к семье. В рисунке дерева проявляются представления ребенка, относящиеся к росту, развитию, свя­зям с окружающей средой.

Если уже проведен тест «Рисунок человека», то остается аналогичным образом предложить ребенку нарисовать на от­дельном листе (положенном перед ним горизонтально) дом, а еще на одном листе (положенном вертикально) - дерево. Дополнительную информацию дает ответ ребенка на вопрос о том, кто живет в доме. Если в качестве рисунка дерева представлено условное изображение елки, то ребенка просят нарисовать еще одно дерево, на этот раз - не елку.

Рисунок семьи


Эта методика предложена Халсом и Хэррисом для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка. Она проводится так же, как и другие рисуночные тесты. Лист бумаги кладется горизонтально. Инструкция: «Нарисуй на этом листе всю свою семью». Если ребенок задает вопросы типа: «А бабушку рисовать?», то проверяющий отве­чает: «Я не знаю, кто входит в твою семью. Ты знаешь это лучше меня».

Вариантом этой методики является тест «Семья в действии» с дополнительной инструкцией: «Нужно, чтобы каждый член семьи что-то делал, был чем-то занят ». У подростков этот вари­ант часто дает очень выразительные рисунки (рис. 22), но его интерпретация более очевидна, и при наличии определенной установки ребенок может сознательно исказить результаты.

Семья животных

Если ребенок «закрывается» от обследующего, то этот тест показательнее, чем «Рисунок семьи», так как его направленность менее очевидна. Его можно использовать вместо теста «Рисунок семьи» или в сочетании с ним для получения дополнительных данных. Некоторые семейные отношения в этом тесте бывают менее очевидны: в нем не всегда выдерживается реальный состав семьи ребенка (ведь он рисует не свою, а абстрактную семью). Инструкция: «Нарисуй семью, состоящую из животных - так, чтобы все члены семьи были разными живот­ными». Разумеется, ребенку не говорят, что это должна быть его собственная семья. Однако его ассоциации все равно будут определяться его самоощущением в своей семье.

Если ребенок говорит, что не умеет рисовать, то ему объясняют, что если будет непонятно, кого он нарисовал, то он скажет это, а проверяющий запишет. После каждого рисунка проверяющий выясняет, какое это животное и кто оно в семье (какой член семьи). Задавая вопросы, он не произносит слов типа «мама», «папа», «ребенок», а использует нейтральное словосочетание «член семьи».

Несуществующее животное

Эта методика, разработанная М. 3. Дукаревич, очень информативна. Лист бумаги кладется горизонтально. Инструкция? «Я хочу посмотреть, как ты умеешь придумывать, воображать. Придумай и нарисуй животное, которого на самом деле не бывает, никогда не было и которого до тебя никто не придумывал - которого нет ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Когда ребенок заканчивает рисовать, его просят, придуман животному название. Оно записывается в протоколе. После этого психолог говорит: «Теперь расскажи про его образ жиз­ни. Как оно живет? » Рассказ записывается по возможности дословно. Если в нем нет соответствующих сведений, то задаются дополнительные вопросы: Чем оно питается? Где живет? Чем оно обычно занимается? Что оно любит делать больше всего? А чего оно больше всего не любит? Оно живет одно или с кем-нибудь еще? Есть у него

друзья? Кто? А враги у него есть? Кто? Почему они его враги? Есть что-нибудь, чего оно боится, или оно ничего не боится? Какого оно размера?

Затем ребенку предлагают представить себе, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записываются в протокол.

Если ребенок «закрывается » от обследующего, то этот тест показательнее, чем «Рисунок семьи», так как его направленность менее очевидна. Его можно использовать вместо теста «Рисунок семьи» или в сочетании с ним для получения дополнительных данных. Некоторые семейные отношения в этом тесте бывают менее очевидны: в нем не всегда выдерживается реальный состав семьи ребенка (ведь он рисует не свою, а абстрактную семью). Инструкция: «Нарисуй семью, состоящую из животных - так, чтобы все члены семьи были разными живот­ными». Разумеется, ребенку не говорят, что это должна быть его собственная семья. Однако его ассоциации все равно будут определяться его самоощущением в своей семье.

Если ребенок говорит, что не умеет рисовать, то ему объясняют, что если будет непонятно, кого он нарисовал, то он скажет это, а проверяющий запишет. После каждого рисунка проверяющий выясняет, какое это животное и кто оно в семье (какой член семьи). Задавая вопросы, он не произносит слов типа «мама», «папа», «ребенок», а использует нейтральное словосочетание «член семьи».

Красивый рисунок

Эта методика направлена на выявление эмоциональных особенностей. Характер используемой ребенком цветовой гаммы может многое сказать о его эмоциональном состоянии. Для выполнения теста нужен лист бумаги (он кладется перед ребенком горизонтально), простой карандаш и набор цветных карандашей (не менее двенадцати, с представленностью всех основных цветов; лучше использовать набор из 24 карандашей). Цветные карандаши лучше фломастеров, так как позволяют варьировать плотность цвета, изменяя силу нажима. Инструкция: «Нарисуй цветными карандашами какой-нибудь красивый рисунок - какой захочешь». Во время рисования следует отмечать в протоколе последовательность использования ребенком разных цветов.


КОГНИТИВНЫЕ ТЕСТЫ


Пиктограмма

Эта методика, предложенная А. Р. Лурией, позволяет получить представление о состоянии разных психических процессов: мышления, смысловой памяти, воображения, об уровне организации действий, о личностных и эмоциональных особенностях ребенка. Инструкция: «Сейчас мы проверим, как ты запоминаешь слова. Чтобы тебе легче было их запомнить, сделай к каждому слову какой-нибудь простой рисунок. Он не должен быть хорошим. Надо только, чтобы потом он напомнил тебе это слово. Слов будет много; надо, чтобы все рисунки поместились на этой странице. Писать слова или буквы нельзя». Затем ребенку по одному зачитываются слова или простые словосочетания для запоминания. После каждого слова (слово­сочетания) ему дается достаточно времени для того, чтобы сделать рисунок. Если он работает медленно, можно поторопить: «Заканчивай этот рисунок, я даю следующее слово» (но все равно надо дождаться, пока он закончит). Если рисунки не помещаются на одном листе, надо дать второй (а иногда и третий), но напомнить: «Старайся, чтобы все рисунки поместились на одном листе».

По завершении каждого рисунка у ребенка спрашивают: «Как этот рисунок поможет тебе вспомнить слово?» Объяснения записывают в протоколе. Если ребенок отказывается объяснять, например, говорит: «Просто напомнит», то не надо настаивать. Если он дает объяснения сам, без дополнительного вопроса, то вопрос, естественно, не задается.

Если ребенок не понимает смысла задания, можно спросить его: «О чем тебе напоминают слова «веселый праздник"? » Предположим, он отвечает: «О елке». Тогда вы говорите: «Вот и нарисуй елку, а потом она напомнит тебе слова «веселый праздник». Объяснение дается только один раз. Если его недостаточно, то от этой методики придется отказаться. Для методики «Пиктограмма» существует несколько стандартных наборов слов и словосочетаний. Вот один из них: веселый праздник; болезнь; тяжелая работа; вкусный ужин; строгая учительница; теплый ветер; дружба; обман; слепой мальчик; сомнение; семья; развитие.

После того, как закончен рисунок к последнему слову, лист с рисунками убирается. Через 30-40 минут, в течение которых проводятся другие методики, ребенку снова дают лист со сде­ланными им рисунками и предлагают вспомнить слова. В протоколе записывается, как он воспроизводит каждое из слов и словосочетаний.

Сложная фигура

Этот тест разработан А. Реем. Он оценивает развитие восприятия, пространственных представлений, координации глаз-рука, зрительной памяти, организации и планирования действий. Мы предлагаем несколько упрощенный вариант, пригодный для тестирования младших школьников и подростков. Для проведения теста требуются фигура-образец, нелинованная бумага и цветные карандаши. Образец легко изготовить в соответствии с Приложением (рис. 1).

Ребенку предлагают перерисовать фигуру-образец на отдельном листе. Ему дают один из цветных карандашей, которым проверяющий предварительно написал в протоколе цифру «1». Примерно через 30 секунд этот карандаш забирают и дают ребенку следующий, предварительно написав им в протоколе цифру «2». Смену карандашей продолжают и далее, до завершения работы. Цвета позволяют определить последователь­ность изображения разных частей фигуры.

По окончании работы образец и рисунок, сделанный ребенком, убирают. Через 15-20 минут ему дают новый лист бумаги и говорят: «Попробуй вспомнить ту фигуру, которую ты пе­рерисовывал. Все, что сможешь вспомнить, нарисуй на этом листе». Затем повторяется процедура, описанная выше (со сменой карандашей), но теперь образец отсутствует и рисунок делается по памяти. Если ребенок утверждает, что он ничего не помнит, то надо сказать: «Никто не может запомнить такую сложную фигуру целиком. Но что-нибудь из нее ты наверняка запомнил. Это и нарисуй». В промежутке между копированием образца и его воспроизведением по памяти ребенку дают задания, не требующие рисования.

Десять слов


Эта методика направлена на изучение словесной слуховой памяти. Ее желательно проводить в первой половине обследования, чтобы ребенок не был усталым (утомление сильно сказывается на продуктивности запоминания). Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе слова. Ты их выслушаешь и постараешься запомнить. Когда я закончу читать, ты повторишь все слова, которые запомнил. Слова можно называть в любом порядке». После сообщения инструкции зачитывают слова. Их читают четко, достаточно громко и не очень быстро (приблизительно одно слово в секунду). Если ребенок начинает воспроизведение до завершения чтения, то его останавливают (желательно, жестом) и продолжают чтение. Во время прове­дения этого теста недопустимы отвлекающие факторы (нельзя позволять, чтобы кто-либо вставал, заходил в экспериментальную комнату и т. п.).

Сразу же по окончании чтения говорят: «Теперь повтори слова, которые ты запомнил». Называемые слова отмечают в первом пустом столбце протокола (Приложение, рис. 3). Когда ребенок закончит воспроизводить слова, надо похвалить его за то, что он хорошо поработал (даже если в действительности результаты воспроизведения низки) и сказать: «А теперь мы будем учить оставшиеся слова. Я снова прочитаю их, а когда я закончу читать, ты повторишь все слова, которые вспомнишь, - и те, которые ты в первый раз уже называл, и те, которые тогда забыл». Затем процедура повторяется (снова зачитываются все 10 слов). Результаты воспроизведения фиксируются во втором столбце протокола. Если при вос­произведении ребенок, вопреки инструкции, называет только вновь запомненные слова, не называя тех, которые он воспроизвел в первый раз, то ему говорят: «Те слова, которые ты вспоминал в прошлый раз, тоже надо назвать». Затем, если выучены не все слова, та же процедура повторяется в третий раз. Если теперь воспроизведено 9 или все 10 слов, то процедура заканчивается, в противном случае она повторяется в четвертый раз. Далее повторять заучивание нецелесообразно, даже если ребенок запомнил не все слова.

Спустя 30-40 минут, в течение которых либо проводятся другие методики, либо начинается завершающая беседа с клиентом, ребенка снова просят вспомнить слова, которые он выучил (на этот раз слова предварительно не зачитываются). Результаты заносятся в пятый столбец протокола.

Для этой методики имеется несколько стандартных наборов слов. Приведем один из них: дом, лес, кот, ночь, окно, сено, мед, игла, конь, мост.

Кодирование

Этот тест направлен на исследование внимания и темпа деятельности. Принцип его построения восходит к «Корректурной пробе» Бурдона. Предлагаемая модификация в основных чертах воспроизводит вариант, используемый в тесте Векслера. Однако у Векслера используются разные задания для детей до 8 лет и после 8 лет. Вариант, описанный ниже, пригоден для использования на протяжении всего школьного возраста.

Материалом служат карандаш и лист с фигурками, в каждой из которых ребенок должен будет нарисовать определенный символ. Тест проводится с фиксацией времени, поэтому для него необходим секундомер или (что менее удобно) часы с секундной стрелкой. Рабочий лист представлен в Приложении (рис. 4) и может быть самостоятельно размножен психологом с этого образца. В верхней части листа показано, какой символ должен быть нарисован внутри каждой из фигур. Следующая укороченная строка - тренировочная. Далее идут тестовые строки. Инструкция: «Здесь нарисованы разные фигуры. В каждой из них надо поставить свой значок. Наверху показано, в какой фигуре, какой значок нужно рисовать (проверяющий указывает на верхнюю часть листа). Нарисуй нужные значки в фигурах внутри рамки (проверяющий указывает на тренировочную строку)». Если во время тренировки ребенок допускает ошибки, то проверяющий указывает на них и предлагает их исправить. После того как тренировочные фигуры заполнены, проверяющий говорит: «Теперь поставь нужные значки в остальных фигурах. Начинай с первой фигуры и иди дальше, не пропуская ни одной. Постарайся сделать это быстрее». Когда ребенок приступает к заполнению тестовых фигур, проверяющий засекает время. Через минуту он отмечает в протоколе номер фигуры, заполняемой ребенком в данный момент. По истечении второй минуты выпол­нение задания прекращается.

Методы углубленного изучения умственного развития

Для более детального изучения особенностей мышления могут быть рекомендованы такие тесты как «Классификация », Прогрессивные матрицы Равена, тест Векслера. В настоящем пособии не приводится их подробное описание. Все они требуют стандартных материалов и могут использоваться только при наличии специальной подготовки. Здесь мы хотим лишь отметить тот дополнительный вклад, который эти тесты могут внести в построение общей картины психологических особенностей ребенка.

Методика «Классификация» позволяет подробно охарактеризовать уровень обобщения и абстрагирования, развитие понятийной структуры мышления, критичность и обдуманность действий, логическую память, наличие качественных нарушений мышления (разноплановость суждений, ассоциации по слабым признакам и т. п.). Наряду с этим она позволяет выявлять и некоторые личностные особенности, такие как повышенный уровень тревожности, ригидность (вязкость).

Прогрессивные матрицы Равена позволяют оценить способность ребенка к выявлению скрытых закономерностей, уровень развития мышления по аналогии, сформированность логических операций классификации и сериации. Наличие нескольких серий дает возможность оценить возможности ребенка в организации и систематизации материала на различных уровнях: перцептивном (зрительном), конкретном (образно-интуитивном), абстрактном (логическом).

Большим достоинством методики является наличие объективного количественного показателя, который может быть однозначно соотнесен с возрастными нормами. Тест Равена хорошо стандартизован на разных возрастных группах, в отличие от большинства его последующих модификаций (например, матриц Айзенка).

Тест Векслера - это самая распространенная в настоящее время методика изучения умственного развития. Он включает 12 субтестов, которые дают характеристику различных аспектов вербального (словесного) и невербального (действенного) мышления. Итоговый результат выражается в трех показателях: общий (коэффициент умственного развития); вербальный 1(2 (показатель развития словесного мышления); невербальный 1(2 (показатель развития действенного мышления). Каждый из этих показателей вычисляется по специальным таблицам. Значение 100 соответствует среднему возрастному уровню. Значения в диапазоне 85-115 рассматриваются как со­ответствующие норме, 70-85 - пограничные, ниже 70 - свидетельствующие о снижении интеллекта. Значения в диапазоне 115-130 - показатель высокого уровня умственного развития, выше 130 - одаренности. Эти границы в значительной мере условны и могут рассматриваться лишь как ориентировочные. Соотношение трех показателей позволяет охарактеризовать разные аспекты умственного развития. Более детальную характеристику дает анализ данных по каждому из 12 субтестов.

Тест Векслера может быть весьма полезен, когда проблема связана с умственным развитием. Он хорошо дифференцирует такие нарушения как умственная отсталость, нарушения обучаемости, педагогическая запущенность. Этот тест полезен также для определения конкретного направления коррекционных занятий с ребенком.

Рекомендации для родителей


  1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

  2. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

  3. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

  4. Если ребенок в упреках, он учится жить с чувством вины.

  5. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

  6. Если ребенка подбадривают он учится верить в себя.

  7. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

  8. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

  9. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

  10. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

  11. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Рекомендуемая литература для родителей


  • Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. - М: Новая школа, 1993. - 96 с.


  • Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. - М.: Знание, 1992.


  • Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. - М: ИНТОР, 1996. - 160 с.


  • Дольто Ф. На стороне ребенка. - СПб: Петербург 21 век, 1997. - 528 с .


  • Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с


  • Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бадалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой. - М.: Флинта,1998. - 400 с.


  • Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987. - 424 с.


  • Рождественская Н. А. Как понять подростка. - М.: Роспедагентство, 1995. - 78 с.

Рекомендации для классных руководителей

Примерная структура родительского собрания


Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1.5 часа.

Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин.).

Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи (5-7 мин.).

Выступление по теме: специалист или классный руково­дитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин.).

Обсуждение проблемы родителями (20 мин.).

Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Никогда не называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече.

Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения в их преодолении.

К групповым формам работы с семьей можно отнести и психолого-педагогнческое просвещение, которое предполагает их активное творческое участие в обсуждении вопросов, занятий, определении тематики лектория.

Активными формами взаимодействия могут быть: конференции по обмену опытом семейного воспитания; вечера вопросов и ответов; диспуты; встречи с учителями, администрацией, специалистами (медиками, психологами, юристами).

Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает:

Обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы; участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театр, музеи; помощь в оформлении; ремонт кабинета; ведение кружков; создание органов самоуправления (родительский комитет, советы дел, проблемные группы).

Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одной из главных задач классного руко­водителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

С этой целью целесообразно проводить в школе «Праздник семьи», конкурс «Семья года», соревнования с участием бабушек внучек, мам и дочерей, отцов и сыновей, праздник близнецов, выставки семейных творческих работ. Могут, проводиться совместные творческие встречи, где рассказывают о своих семейных традициях, увлечениях, знании родословной своей семьи.

Классный руководитель стимулирует создание семейных клубов, привлекает родителей к организации кружков и других объединений по интересам. Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:

  • поздравления с праздником, рождения (подарки, сюрпризы);

  • сочинения, тематика, которых связана с рассказом о своих близких;

  • рассказы о профессиях своих родителей;

  • творческие встречи с родителями посвященные.их увлечениям;

  • организация выставок результатов труда родителей.

Классный руководитель должен познакомить родителей с правовыми основами семейного воспитания детей: с Конституцией страны, законодательными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 г.

Тематика родительских собраний примерно может быть такой: «Первый раз в первый.., четвертый класс», «Умеете ли ни любить своего ребенка», «Один день в жизни вашего ребенка», «Как воспитать себе помощника», «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка», «О пользе и вреде музыки в семье», «Воспитание трудолюбия в семье» и т.д.

Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей. Например, к теме: «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка».


АНКЕТА


1.Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день?

а) да

б)нет

2.Считаете ли Вы нужным использовать возможность дойти до школы вместе с ребенком?

а) да, я часто так делаю

б) нет, я не вижу в этом необходимости

в) нет, но хотелось бы знать мнение других

3.Какой вопрос Вы задаете ребенку по возвращении его из школы?

а) «Какие оценки ты сегодня получил»?

б) «Что было интересного в школе»?

в) «Что ты сегодня натворил»?

4. Что Вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в школе?

а) я много об этом читал, знаю многое

б) я мало что знаю об этом

в) не знаю ничего

5. Знаете ли Вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?

а) да, знаю

б) знаю, но хотелось бы знать больше

в) не знаю ничего

6.Нужен ли Вам совет на тему осуществления контроля за работой ребенка дома и оказания разумной помощи?

а) да, он необходим

б) нет

7.Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательною процесса в семье?

а) да, это единственный способ воздействия на ребенка

б) да, но я избегаю этого

в) нет, это неверно.

Памятка для родителей

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ


Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо ин­дивидуально. Показатель один - чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком не упускайте ее. Совместная дорога это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного и школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни,

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.


Памятка для родителей

ПО ВОСПИТАНИЮ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ


Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы.

Если не все у него получилось - не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.

Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте ребенка начатую работу доводить до конца.

Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.

Не наказывайте ребенка трудом!


ТЕМАТИКА РЕКОМЕНДУЕМЫХ БЕСЕД И СОБРАНИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


1-4 классы.

Начало школьного обучения - важный этап в жизни ребенка. Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию).

Младший школьный возраст и его особенности.

Хочу и должен (по профилактике правонарушений).

Как выявить и развить способности детей.

Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье.

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста. Воспитание характера ребенка в семье.

Режим дня для младшего школьника как способ охраны здо­ровья.

Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье).

Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников).

Новое в системе национального воспитания.

Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в семье.

Семейные прогулки в природу как фактор экологического и физического воспитания детей.

Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.

Первые дни ребенка в школе Психологические аспекты готовности ребенка к школе.

Организация занятий школьника, направленная на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.

Роль родителей в формировании здорового образа жизни и воспитании ребенка.

Роль семьи в профилактике вредных привычек.

Правовая ответственность родителей.

Психологические особенности учащихся 1- го класса.

Первый раз в первый класс

Младший школьный возраст.

Как организовать досуг школьника.

Мешают ли игрушки учиться?

Как поощрять детей?

О развитии внимания школьников.

Питание школьник!

О летнем отдыхе детей.

Кроме того, два раза в месяц может проводиться учеба родителей на тему: «Как помочь ребенку в выполнении домашних заданий?»

Психологические особенности учащихся 2- го класса.

Что такое педагогический такт и в чем он должен проявляться у родителей?

Как воспитать у ребенка любовь к чтению?

Что должны усвоить дети (правила культурного поведения)?

Трудовое воспитание в семье.

Психологические особенности учащихся 3-го класса.

О детской дружбе.

Воспитание в детях добрых чувств.

Ребенок - друг и защитник природы.

О скромности.

Физическое воспитание в семье.

Тематические подборки материалов для родителей


«Как надо любить детей?»

«Правильно ли я воспитываю сына (дочь)?»

«Ремень - плохой воспитатель».

Законы воспитания ребенка в семье.

Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

Наказание и поощрение в семье.

Физиологическое взросление и его влияние на формирова­ние познавательных и личностных качеств ребенка.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

Роль семьи в развитии моральных качеств подростка. Психофизическое развитие подростков (подростковый период).

Творческие способности и роль семьи в их развитии.

Роль семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка.


5- 6 классы

Новое в системе национального воспитания.

Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда.

Содержание морально-эстетического воспитания подростов в семье.

Организация труда и летнего отдыха детей в семье.

Воспитание здорового ребенка в семье.

Сохранение генотипа.

Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся.

Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании.

Вред алкоголя и курения.

7-9 классы

Пример родителей в воспитании детей.

Особенности воспитания подростков в семье.

Половое развитие и методы полового воспитания.

Книга в семье.

Формирование у детей читательских интересов.

Активные формы отдыха в вашей семье.

Методы профессиональной ориентации школьников в семье.

Особенности юношеского возраста и их учет в семейном воспитании.

Учебная деятельность старшего школьника и руководство в семье.

Привитие любви к красоте родной природы, творениям искусства, живописи, литературы и музыки в семье.

Изучение корней семейного рода.

Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.

10-11 классы


Основные направления национального воспитания в семье.

Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Жизненные ценности в семейной жизни и формирование ра­зумных потребностей и жизненных ценностей у старшеклассни­ков.

Помощь родителям выпускников в осознанном выборе сво­его места в жизни.

Организация труда и отдыха старшеклассников во время вы­пускных экзаменов.

Вовлечение детей в общую со взрослыми деятельность.

Создание в семье атмосферы тепла, любви, условий само­реализации ребенка.

© 2010-2022