Доклад для методического объединения «Использование на уроках материалов исторического краеведения»

Материала способствует формированию нравственного компонента в общей структуре здоровья человека на основе ознакомления младших школьников с общечеловеческими, национальными ценностями. Дети получают представление о таких качествах человеческой натуры, как доброта, честность, милосердие, сострадание и пр., учатся оценивать поступки исторических деятелей и ход исторических событий с точки зрения нравственных норм. Краеведческий компонент помогает воспитанию гражданственности, патриотизма, уважени... Я предлагаем широко использовать краеведческий материал на уроках истории, изобразительного искусства, трудового обучения и др.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Использование на уроках материалов исторического краеведения

Доклад для городского методического объединения

учителей начальных классов




Подготовила: Крапчатова Н.А., учитель нач.кл. ООШ №3


Моршанск 2011 г.

Современная структура российской школы предполагает начальную подготовку по художественным, историческим и общественным дисциплинам уже в начальной школе. Краткий экскурс в историю для ознакомления с лучшими образцами мирового и отечественного искусства, данный на доступном для учащихся уровне, способствует пробуждению интереса к предмету и усвоению яркого, объемного образа «человеческой истории».

Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие, развивающие функции.

Изучение исторического материала способствует формированию нравственного компонента в общей структуре здоровья человека на основе ознакомления младших школьников с общечеловеческими, национальными ценностями. Дети получают представление о таких качествах человеческой натуры, как доброта, честность, милосердие, сострадание и пр., учатся оценивать поступки исторических деятелей и ход исторических событий с точки зрения нравственных норм. Краеведческий компонент в содержании естествознания способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, любви и уважения к своим истокам, своим предкам, своей малой родине.

Мы предлагаем широко использовать краеведческий материал на уроках истории, изобразительного искусства, трудового обучения и др.

Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, мы определяем его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом.

В зависимости от содержания, его значения для истории страны и края, цели урока, краеведческий материал может быть изучен до прохождения темы, в начале ее изучения, в ходе его и в конце.

Использовать материал можно по-разному: в изложении учителя, в работе с книгой, картой, музейным экспонатом и т.д.

Краеведческий подход в изучении истории будет педагогически эффективен при условии:

  1. соответствия краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории;

  2. взаимосвязи местного и общеисторического материала;

  3. учета исторически сложившихся условий края, его специфики;

  4. системности и планомерности в использовании;

  5. использования наглядности;

  6. непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала с применением исследовательского метода;

  7. связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы;

  8. умения учителя применять разнообразные, наиболее оптимальные приемы и методы использования местного материала на уроках истории в начальной школе.

Помимо краеведческих уроков, предусмотренных программой, не менее важной и всегда доступной формой работы с младшими школьниками являются уроки-экскурсии к историческим памятникам, по городу, селу и др.

Формирование исторического мышления учащихся на основе изучения ценностей родной культуры

Историческое мышление прежде всего предполагает наличие всесторонних знаний об историческом прошлом своей страны, ведь человек без прошлого - это человек без настоящего и без будущего. Факты свидетельствуют о том, что примерно 20 лет назад школьники намного лучше были знакомы с историей России, чем современные учащиеся. Среднестатистический школьник не столь давнего прошлого легко мог ответить на вопрос, когда и между кем произошла Куликовская битва. Сейчас этот вопрос у многих учащихся вызывает большие затруднения. К сожалению, подобная путаница или даже потеря исторических знаний является не исключением, как раньше, а, скорее , правилом. Учебники по истории сложны для понимания не то что детей - родителей и даже учителей. Как всегда, в этой ситуации возникает очень старый, не теряющий актуальности вопрос: «Что делать?». Планомерно и всесторонне формировать у подрастающего поколения историческое сознание, «возвращать» ему прошлое своей родины, которое у него пытаются отнять.

Конкретных путей формирования исторического мышления у современных школьников, на мой взгляд, существует немало. Одним из таких путей, причем не столько теоретическим, сколько практическим, а значит, эффективным и плодотворным, является формирование у детей устойчивого интереса к историческим и культурным памятникам и ценностям своего города, края, региона, страны. Отличительной чертой работы нашей школы является организация экскурсий по достопримечательностям Моршанска и Моршанского района, а также поездки в другие города, связанные с историей России. Учащиеся имеют возможность во время экскурсий оценить роль государства в сохранении нашей истории.

Акцент в своих экскурсиях мы делаем, в первую очередь, на реальной жизни людей минувших эпох. Бывая в усадьбах, мы обращаем внимание на то, как была организована жизнь в то далекое время, как люди отдыхали, как одевались, какую пищу подавали на стол. Очень действенными являются приемы типа: «Вот по этим книгам 300 лет назад дети учились читать» или «250 лет назад в этой карете ездила императрица». Особенно школьники любят осматривать памятники зодчества. На уроках они в теории узнают о крепостных стенах, бойницах, стрельницах, а выезжая на местность, сами, уже в практической обстановке, рассказывают, как защитники обороняли крепость, наблюдают, в какие отверстия наши предки лили кипящую смолу, а через какие сбрасывали лестницы. У них есть возможность близко подойти к этим оборонительным сооружениям, заглянуть в бойницы и представить себя в роли защитников отечества.

Развивают они здесь и свое логическое мышление. Например, учитель ставит вопрос: «Почему угловые башни крепости (или монастырской стены), как правило, в плане круглой формы?». Обойдя стену и подумав, дети приходят к выводу, что это было нужно для увеличения угла обстрела. После таких поездок ученики воспринимают историю более образно и наглядно.

Во время проведения уроков окружающего мира мы, учителя, стараемся использовать и межпредметные связи. Например, на уроках Изо, технологии, русского языка, литературного чтения, музыки и, даже, физкультуры стараемся включать в урок тексты исторического содержания, народные игры, народные песни, пословицы. Особая работа ведется с архаизмами, фразеологическими оборотами, наблюдение за лексическим значением слова, происхождением родственных слов. Так в начальной школе планируются уроки с использованием проектной технологии: «Что означают наши имена?», «Мой город», «Моя родословная», «Сохраним историю родного края», «Отмечаем государственные праздники» и др.

Это почетно, но и трудно - впервые познакомить детей начальной школы с таким увлекательным и сложным предметом, как история.

Перед детьми проходят яркие образы ушедших эпох с разнообразными мирами материальной культуры. И в этом мне помогает привлечение на уроках истории дополнительной литературы, схем, рисунков и, конечно, творческих работ самих детей. Знакомство с первой же темой вводит учащихся в историю как науку посредством понятий исторических источников. Здесь я всегда привлекаю красочную детскую историческую литературу: мифы, летописи, легенды. Это помогает мне заинтересовать детей, ведь и они приносят с собой на уроки ту историческую литературу, какую имеют в своих домашних библиотеках. Некоторые темы позволяют давать ребятам опережающие задания. Например, прежде чем изучать с детьми понятие "лента времени", я предлагаю ребятам задания: подготовить заранее сообщение о часах (водяных, песочных, солнечных, цветочных, механических). При этом дополнительную литературу я подбираю сама, так как детям еще не под силу искать дополнительные материалы.

При изучении темы "История в архитектурных памятниках" невозможно знакомить детей с первыми жилищами, не прочитав специальной литературы. Примером такой работы может служить приведенный отрывок "Как строили дом в старину на Руси?". Этот рассказ является не просто знакомством с техникой строительства на Руси, но дает возможность создать представления у детей о доме, как главной ценностей славян. А значит, привлекая на уроке данный материал, я обращаюсь к чувствам детей, к формированию представлений о духовных ценностях русского человека. И это замечательно, ведь дети уже имеют представления о родословной, знают свои корни.

Большое значение в формировании личности играет изучение краеведческого материала. Я стараюсь привить детям любовь к своему краю, своему городу. В этом мне помогают экскурсии в краеведческий музей, Дом народного творчества.

Но особенностью моей работы является изучение корней нашего народа. В последовательных превращениях природы древние племена усматривали не проявление естественных законов, а действие одушевленных сил - благотворных и враждебных, их вечную борьбу между собою, торжество то одной, то другой стороны. Поэтому времена года представлялись нашим предкам не отвлеченными понятиями, но живыми воплощениями стихийных богов и богинь, которые поочередно нисходят с небесных высот на землю и устраивают на ней свое владычество.

Я рассказываю детям, что до христианства и других религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия.

Христианство, зародившееся вдали от славянских племен, восприняло язычество как чуждую религию, она жестко уничтожалась сверху. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество в христианство (путем иносказания, кодирования, намека, переименования по созвучию и другое), в конце концов народное (изначальное языческое) мировоззрение, растворились в христианстве, создав уникальный сплав - Русское Православие.

Сегодня детям можно дать лишь общее (собранное из того, что удалось сохранить) представление о славянском языческом мире.

Причем, если отдельных богов можно более или менее подробно охарактеризовать, то от других сохранились лишь имена.

Живой интерес всегда вызывают у детей и памятники религиозного характера. Как правило, дети сами обращают внимание на особенности православного креста, на цвет куполов, архитектурные формы. Исходя из этого, на местности мы еще раз вспоминаем церковную реформу Никона, введение пятикупольных храмов, восьмиконечного креста, связывая это с политическими процессами, происходившими в стране в середине XVII века. Наших экскурсантов интересует всё - и внутреннее убранство храмов и расположение икон в иконостасе, и изображение святых на иконах. На таких примерах хорошо проводить культурологические уроки и по истории, и по изобразительному искусству. Кроме образовательных целей, в таких поездках особенно хорошо достигаются воспитательные цели.

После посещения церквей, монастырей, общения со священниками дети становятся чище, одухотвореннее, они понимают, что существует другая жизнь, в корне отличная от их современной, что для людей главным может быть служение идее, а не стремление заработать как можно больше денег.

То, что новое поколение совсем не потеряно, говорит поведение детей в церквях. Они там становятся тише, спокойнее, практически каждый стремится поставить свечу - и за здравие, и за упокой своих родных. С моей точки зрения, это имеет не столько религиозный, сколько общечеловеческий,

нравственный характер. Дети стараются помнить своих предков. Раньше, лет 200-300 назад, считалось, что свое родство нужно знать на многие поколения назад. Люди были уверены, что если связь поколений порвется, то наступит катастрофа. Сейчас, к сожалению, другая ситуация. И исправить ее в первую очередь должно семейное воспитание. А мы можем способствовать ему и на уроках, и в экскурсионной деятельности. Вникая в особенности национальной культуры, изучая их на практике, мы очень рассчитываем на то, что ребенок начнет интересоваться ими, вовлечет в круг своих интересов родителей, расскажет им то, что он сам знает, сагитирует их на новые поездки. От этого ему станет еще интереснее, и он продолжит свою, уже самостоятельную работу.

Хочется надеяться, что наша деятельность оставит след в жизни наших учеников. Но моя работа продолжается. Ведь история - это не только прошлое, но и будущее, а главное - настоящее. Самое важное в моей работе - это воспитание у детей через историю чувства любви к родной земле, уважение к предкам и современникам.




Список литературы


  1. Алибекова Г.З. Ориентация и отбор школьников на педагогические профессии в США. - М., 1991.

  2. Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе. -1997.-№8.

  3. Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования // Преподавание истории в школе. - 1998. - № 7.

  4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В, Ионов И.Н.
    Историческое образование в современной России. - М., 1997.

  5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М., 1999.


© 2010-2022