Реферат на тему: Культура Казахстана 19 века

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В 1991 году на геополитической карте мира появилось новое государство - Республика Казахстан.

История и культура Казахстана насчитывает многие тысячелетия. Одним из центральных является вопрос о происхождении коренного населения - казахов, формировании и истоках их государственности, развитии культуры и культурных традиций, взаимосвязи с другими цивилизациями.

В реферате будут освещены основные направления культуры Казахстана в конце 19 века.

Вторая половина 19 века - период подъема русской демократической культуры, он совпал и с периодом подъема казахской культура, что обусловило их взаимодействие. В середине и конце 19 века жили и творили такие выдающиеся казахские ученые как Шокан Уалиханов, Абай Кунанбаев.

В начале XlX века абсолютное большинство казахского населения проживало в юртах. Особые мастера (уйшы) делали замечательные образцы юрт, отличающиеся как яркой красотой, так и богатством и соответствием всех частей. Нередко их направляли на различные этнографические выставки (Петербург, Москва, Париж). В различных случаях жизни, связанных с частыми переездами, военными походами, с хозяйственной целесообразностью, употребляются более упрощенные типы юрт: кос, жолама уй, абылайша, ит арка и т.д. Русское правительство в большом количестве приобретало юрты для нужд армии (особенно в годы первой мировой войны).

Появление зимовок в XIX в. - порождение переходного периода и связано с обострившимися проблемами землевладения и, конечно, переходом к оседлости. «Кыстау» - зимнее жилище казахов XIX в. - это разнообразные строения, зависящие от климатических и естественно - исторических условий, а также степени экономического благосостояния владельца. В горных районах его строили из камня, дерева; в степной части - из дерна и камня, в северной - чаще из дерева, на юге - из саманного кирпича. Окна делались на потолке, или на противоположной к выходной двери стенке, дверь выходила во двор. Кыстау обычно состоит из двух комнат (коржун уй). Вплотную к жилищу пристраиваются хозяйственные сооружения. В понятие кыстау входит и близлежащая территория, строго летом охраняемая от потравы.

В одежде казахов XIX в, наблюдается влияние изменившихся условий общественной жизни, сильное воздействие татарской культуры. Если в начале века все еще предпочитались ткани среднеазиатского производства из шелка! бархата, атласа и особенно дурня (полушелк), то в конце века все больше проникают ткани русского фабричного производства. Многие формы архаичной одежды казахов - саптама (сапоги с длинными голенищами), саукеле (головной убор невесты), айыр калпак (островерхие шапки мужчин) постепенно выходят из употребления.

О некоторых изменениях в жанрах народной поэзии писал Ч. Валиханов: «Форма джиров, как и сам кобыз, оставалась теперь только достоянием баксы. Они только еще сохраняют эту форму стихов, употребляя ее при заклинании джиннов». Безусловно, та среда, которая рождает жыр (речитатив) уходит в прошлое. Окружение казахской степи сетью военных укреплений, ростовщичество и капиталистическая эксплуатация, поражение ряда крупных восстаний - все эти события/ всколыхнувшие. казахскую жизнь, породили в казахской поэзии пессимистическое направление, известное под названием - Зар заман. Яркими представителями данного направления были Шортанбай Канайулы, Мурат Монкеулы, Дулат Бабатайулы, Абубакир Кердеры. В XIX в. в казахской литературе были широко представлены темы и сюжеты из лучших образцов классической литературы Востока. Книжные поэты XIX в. получали образование в медресе Бухары, Ташкента и Самарканда, где обучались восточным языкам, литературе и истории. В конце XIX в. «касса», «хикаят», «дастаны» были распространены очень широко.

Заметное продвижение в деле просвещения произошло после реформ 60-х гг. XIX в. В 70-х гг. XIX века в Акмолинской и Семипалатинской областях действовали десятки низших школ, открывались гимназии, появились библиотеки и т.д. То же самое наблюдается во всех остальных областях Казахстана. Знаменательной вехой в этом процессе можно считать открытие женских гимназий в областных центрах, учительских семинарий, передвижных аульных школ. Начиная с середины XIX века, в результате усиления ислама наиболее распространенной формой обучения в Казахстане стали аульные мусульманские школы. Усиление религиозного сознания казахов XIX в. нельзя объяснить укоренившимися традициями, или же влиянием татарских и бухарских фанатиков. Корни популярности ислама связаны с усилением колонизации, неудачами административно - территориальных реформ, обнищанием масс, обезземеливанием и моральными потрясениями.

С развитием капиталистических отношений в Казахстане требовалось большое количество образованных людей. Для русского населения, в значительной части проживавшего в городах, открывались школы. В них учились и казахские дети. Русско-казахские школы, открытые еще в первой половине XIX в. приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма. В новых условиях царизм не был заинтересован в развитии просвещения угнетавшихся им народов. В инструкциях, изданных Министерством просвещения, указывалось, что "народное образование на окраинах русской державы есть своего рода миссионерство, миссионерство есть своего рода духовная война..." Ильминский в 1885 г. писал: "Для нас вот что подходящее было бы, чтобы инородец в русском разговоре путался и краснел, писал бы по-русски с порядочным количеством ошибок, трусил бы не только губернаторов, но и всякого столоначальника". Не менее показателен и другой документ, письмо одного высокопоставленного чиновника Оренбургскому военному губернатору графу Сухателину: "Я не завлекаюсь гиперболическими желаниями филантропов устроить киргизов (казахов), просветить их и возвысить их на степень, занимаемую европейскими народами. Я от всей души желаю, чтобы никогда не сеяли хлеб и не знали не только науки, но и даже ремесла". Организацию народного образования в Казахстане возглавили русские миссионеры, такие как Н. Ильминский, А. Алекторов и другие. Н. Ильминский разработал свою систему просвещения нерусских народов России. Конечной целью образования он считал: "Обрусение инородцев и совершенное их слияние с русским народом по вере и языку". Для этой цели он предлагал открывать для казахских детей повсеместно элементарные школы на родном языке. В таких школах должен был усиленно изучаться русский язык. По Ильминскому, учителями должны быть подготовленные люди из числа казахов. Он придерживался принципа обучения русскому языку путем сравнения казахского с русским, предлагал заменить арабский алфавит русским для того, чтобы ученик казахской школы имел возможность без труда читать русские книги, но не мог читать религиозную литературу. В школьную программу он включал православное вероучение. Несмотря на реакционные цели, система Ильминского способствовала распространению русского образования среди казахских детей. Именно выпускники таких школ составляли ядро молодой казахской интеллигенции. Основная часть их впоследствии открыто выступила против внедрения миссионерской системы.
Реферат на тему: Культура Казахстана 19 века Развитие системы образования. В конце XIX в. во многих городах, деревнях и аулах открывалось множество школ, было положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты. К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тыс. учеников.
Более способные выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские корпуса готовили из числа казахской молодежи чиновников местного колониального аппарата. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете. Военно-медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.
Получило дальнейшее развитие традиционное образование. В казахской семье мальчиков и девочек 5- ти, 6-ти лет обучали дома, затем они поступали в трехклассные мектебы, где изучали грамматику и арифметику. Учебный план медресе включал такие предметы, как арабская филология, религиозное право, религиозная философия. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки.
Медресе содержалось на средства частных лиц. Государство выделяло на развитие образования мизерную сумму.
Медресе имело несколько дарисхана (классные комнаты), худжры (комнаты для проживания учащихся), комнаты для омовений, столовые и кухни. Учеников называли шакирами, учителей - мударрисами. На должность учителя принимали людей не моложе 40 лет, имеющих диплом медресе. Они получали в год до 700 рублей. Учебный год начинался в сентябре-октябре и кончался в мае-июне.
В мектебах и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных. Мусульманские учебные заведения сыграли большую роль в приобщении казахской молодежи к восточной культуре.
И. Алтынсарин - это организатор народного образования во второй половине XIX в. Выдающийся казахский просветитель Ибрай Алтынсарин (1841 -1889). Он родился неподалеку от Костаная в семье известного бия Балгожи, в 1857 г. окончил казахскую семилетнюю школу в Оренбурге. В результате систематического самообразования он стал высокообразованным человеком своего времени. Глубокое изучение истории и современного состояния русской педагогики позволило ему стать просветителем родного народа. При помощи народа ему удалось в январе 1884 г. в Торгае, в 1888 г. в Иргизе, в 1884 г. в Костанае открыть казахские школы. С именем И. Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. Он открыл несколько школ для девушек с интернатами, в которых в 1886 г. обучались 211 учениц. Его заслугой также является открытие сельскохозяйственных, ремесленных школ, разработка дидактических принципов обучения и воспитания детей, создание учебных и методических пособий. Написанные им "Киргизская хрестоматия", "Руководство по обучению киргизов русскому языку", "Мактубат" имели огромное значение в истории казахской культуры. В этих учебниках для казахских школ использован русский алфавит. "Только с применением русского алфавита киргизский (казахский) язык избавится от арабских, татарских слов, которые неуместно вошли в киргизский язык. Только при употреблении русского шрифта казахские книги будут писаться правильно",-писал И. Алтынсарин.
Школу он считал ключом к подлинному просвещению народа. "Школы - это главные пружины образования казахов, на них, в особенности на них надежда, в них только будущность киргизского народа",- писал просветитель. Учитывая кочевой быт казахов, он предлагал открывать интернаты при школах.
И. Алтынсарин был действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. По заданию отдела он сделал доклад, затем опубликовал несколько статей по этнографии казахского народа.
Значительна и литературная деятельность просветителя. Наряду с переводом на казахский язык басен Крылова, рассказов Л.Н.Толстого,

К. Ушинского он написал короткие рассказы о выдающихся ученых, государственных деятелях, трудолюбивых, сметливых крестьянах. Алтынсарин включил в свои книги рассказы многих народов мира. В его произведениях широко использованы казахские сказки.
Произведения Алтынсарина правдиво отражали казахскую жизнь. Своими стихотворениями и рассказами он пропагандировал науку, осуждал невежество. Призывая молодежь к просвещению, он ставил в пример культурную жизнь других народов, их достижения в науке, бичевал невежество. Рассказы Ибрая Алтынсарина, написаны доступным для читателя, выразительным языком, а также имели большое педагогическое и воспитательное значение.

Большой вклад в культуру Казахстана внёс Чокан Валиханов. В 1835 году в крепости Кусмурун (Кушмурун). Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шокан (Чокан) так ласково называла его мать. Детские годы его прошли в Кушмуруне, а затем в ауле его предков - Сырым-бете. Это были красивые места, широко известные в степи. Духовные качества будущего учёного складывались с малых лет. Он был любознательным, рано научился писать и рисовать. Уже в начальной частной аульной школе в Кушмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского языков. С юных лет он научился чётко формулировать свои мысли, хорошо и образно говорить и писать. На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым, которую он почитал и любил, как своих родителей. Позже, будучи офицером по особым поручениям, получив известие о её смерти, он прибыл в Сырымбет и проводил свою бабушку в последний путь.
Шокана с детства привлекала наука. Этому дали толчок и представители русской интеллигенции. Неоднократно в ауле Шокана были академик А. Шренк, декабристы С. Семёнов, А. Штейнгель, Н. Басаргин, студенты Казанского университета С. Сотников, Н. Костылецкий, Т. Сейфулин.
Осенью 1847 года 12-летний Шокан в сопровождении отца прибыл в Омск и с помощью друзей отца был определён в Сибирский кадетский корпус, считавшийся лучшим учебным заведением в Сибири. Здесь давали широкие и глубокие знания. Большое внимание уделялось географии Казахстана, а также истории казахского народа. Шокан учился отлично. Большое влияние на него оказали его преподаватели Н. Ф. Костылецкий и В. П. Лободовский. Уже в кадетском корпусе Шокан имел связи с крупным востоковедом Н. И. Березиным, труды которого побудили его заняться изучением восточных средневековых хроник.
Свободолюбивые идеи Белинского и Герцена, поэзия Пушкина и Лермонтова дополнили духовный багаж Шокана. Шокан на память знал многие стихи своих любимых поэтов, с удовольствием читал произведения зададно-европейских писателей, много времени отводил на изучение трудов востоковедов. Находившийся в ссылке поэт С. Ф. Дуров, путешественник и учёный П. П. Семёнов-Тянь-Шанский, учёный, друг Шокана Г. Н. Потанин отмечали его образованность, широкую эрудицию. В 1853 году восемнадцатилетний Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета.
Обладая основательными научными знаниями и эрудицией, владея рядом восточных и европейских языков, Шокан занимается научными исследованиями. Приняв участие в 1855 году в поездке генерала Г. Х. Гасфорта, он совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью, проехав через Семипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийском Алатау.
Во время поездки Шокан собрал важные для науки сведения, исторические предания, литературные памятники. Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850 года, Шокан осуществляет съёмку бассейна Иссык-Куля, исследует историю и культуру кыргызского народа, пишет ''Дневник поездки на Иссык-Куль'' и ''Записки о киргизах''. Во время экспедиции знакомится с П. П. Семёновым-Тянь-Шанским, который советовал Шокану совершить путешествие по всему Западному и Восточному Туркестану. Осенью 1856 года Шокан посещает Кульджу, ведёт переговоры с китайскими властями о вопросах улучшения торговых связей между двумя странами.
Путешествие на земли кыргызов принесло Шокану много открытий. Будучи разносторонним исследователем, Шокан уделяет внимание и такому сочинению кыргызской народной литературы, как эпос ''Манас''. Им записан большой отрывок этого огромного эпического цикла.
В 1858-1859 годах Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар, представлявший собой ''белое пятно'' в европейской науке, ознакомился с политическим и экономическим устройством Восточного Туркестана, собрал материалы по истории и этнографии этого региона, приобрёл ряд важных для науки коллекций, рукописей, сделал зарисовки. Его капитальный труд '' О состоянии Алтышара…'' давал анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана и был высоко оценён в научном мире.
В годы пребывания в Петербурге (1859-1861) Шокан Валиханов не только работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и находится в тесной связи с учёными-востоковедами и русскими писателями. Шокан поддерживал связи с востоковедами В. В. Григорьевым, В. П., Васильевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, с учёным и дипломатом И. И. Захаровым, критиком Н. Н. Страховым, поэтами А. Н. Майковым, Я. П. Полонским и другими яркими именами русской литературы.
Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф. М. Достоевский. Дружба с писателем, начатая в Семипалатинске, была продолжена и в Петербурге.
В 1865 году в газете ''Русский инвалид'' публикуется последний труд Шокана Валиханова о восстании дунган в Цинской империи.
Научное наследие великого казахского учёного многообразно. Работы ''Аблай'', ''Казахское родословие'', ''Мусульманстве в степи'', ''Следы шаманства у казахов'', ''О кочёвках казахов'' и другие послужили основой глубокого изучения истории и этнографии казахского народа. Своим творчеством Шокан Валиханов внёс огромный вклад в исследование целого ряда народов Центральной Азии.

Развитие науки в Казахстане огромную роль сыграла деятельность Русского Географического общества . Потребности капиталистической России диктовали необходимость более глубокого научного изучения национальных окраин. Во второй половине XIX в. на территории Казахстана были созданы научные учреждения и филиалы различных научных обществ России.
В 1867 г. был создан Оренбургский отдел ИРГО, который взял в свои руки инициативу научного изучения западной и северной части Казахстана. Цели и задачи отдела, по словам оренбургского генерал-губернатора, заключались в "изучении производительных сил в крае с целью интенсивного использования его природных богатств в интересах русского капитализма и руссификации местного населения". Однако "...политика руссификации может быть успешной лишь при условии тщательного изучения характера, истории, качеств, недостатков религии и предрассудков всех разнородных племен, населяющих Оренбургский край. Без этих познаний трудно действовать или, вернее, можно действовать только наобум".
Освоение восточных районов страны в первую очередь Сибири и Казахстана, повлекло за собой открытие Западно-Сибирского отдела ИРГО. Основной задачей отдела являлось изучение Западной Сибири и Казахстана в географическом, естественно-историческом и этнографическом отношениях. Особый интерес представляют поездки отдельных членов отдела в Северный Казахстан, входивший в то время в состав Западной Сибири.
С образованием в 1867 г. Туркестанского генерал-губернаторства, г. Ташкент в конце XIX в. становится крупным научным центром страны. С целью более глубокого изучения Средней Азии и южной части Казахстана, в феврале 1897 г. был создан Туркестанский отдел Русского Географического общества. Одной из основных задач отдел считал географические исследования новой территории России. Однако некоторые члены отдела не ограничивались изучением природных условий Средней Азии. Их перу принадлежат большое количество статей и заметок по истории, социально-экономическому положению Южного Казахстана и Средней Азии.
Изучение истории Казахстана. Для создания фундаментальных трудов по социально-экономической истории по отдельным регионам России возникла необходимость расширения источниковой базы исследования, что обусловило появление в 29 губерниях России ученых архивных комиссий.
В декабре 1887 г. была создана Оренбургская ученая архивная комиссия. Цель комиссии - приведение в порядок и подготовка для научных изысканий архивных документов, находящихся в канцелярии генерал-губернаторов.
Важным направлением в деятельности архивной комиссии было создание в Оренбурге музея. Однако приоритет создания музея в Оренбурге принадлежал губернскому статистическому комитету. В 1888 г. он принял постановление учредить в городе историко-археологический музей. К этому времени местными краеведами были собраны определенное количество ориентологических, минералогических, зоологических и этнографических коллекций, случайные археологические находки.
Оренбургская архивная комиссия просила оказать посильную помощь всех интересующихся прошлым своего края учителей, духовных лиц и других образованных людей Оренбурга.
В течение XIX-начала XX в. в Казахстане, в частности, в Оренбургском крае, преуспевали кладоискатели, которые фактически разрушали и уничтожали памятники древнего искусства. Несмотря на конкретные меры местных властей в отношении прекращения кладоискательства оно с каждым годом возрастало;
Масштабы разрушения археологических памятников частными лицами были таковы, что даже правительство вынуждено было принять специальное решение. По циркуляру Департамента полиции запрещалось производить частными лицами раскопки в Оренбургской губернии. Оренбургская ученая архивная комиссия 4 апреля 1907 г. направила циркулярное письмо 313 всем исправникам и земским начальникам, где они были поставлены в известность, что охрана памятников древности находится под покровительством закона. Энтузиасты-археологи в своей научно-краеведческой работе старались сделать как можно больше для изучения истории края. Предметами их изучения были вопросы, связанные с конкретными археологическими памятниками, легенды, религиозные культы.
Самым деятельным членом Оренбургской ученой архивной комиссии был И. Кастанье. Свою научную деятельность он проводил в двух направлениях: производил раскопки и занимался составлением свода памятников древней культуры казахской степи. Особенно успешной была его работа по систематизации всех сведений по археологии казахской степи. Результатом многолетней исследовательской работы явился труд, куда вошли описания памятников всех областей Казахстана.
Южную часть Казахстана в археологическом отношении успешно изучало единственное историко-научное учреждение в Средней Азии - Туркестанский кружок любителей археологии, открытие которого состоялось в декабре 1895 г. Цели и задачи кружка были ясно сформулированы во втором параграфе Устава кружка: выявление, учет, изучение и популяризация памятников истории и культуры Южного Казахстана и Средней Азии. Члены Туркестанского кружка любителей археологии на юге Казахстана проводили археологические раскопки и публиковали их результаты в научных изданиях. Деятельность членов кружка находилась под пристальным вниманием Восточного отделения Русского археологического общества. Находки и открытия членов кружка заинтересовали виднейших русских востоковедов и археологов, которые использовали их в своих трудах, обогативших отечественное востоковедение. Кружок издавал свой печатный орган, который выходил ежегодно.
В конце XIX в. в областных центрах Казахстана были созданы статистические комитеты, которые внесли определенный вклад в изучение экономики, географии и истории края.
Изучением Казахстана занимались научные учреждения центра страны. Казахская проблематика занимает видное место, особенно в конце XIX в. в деятельности Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Большой вклад в изучение культуры, быта и происхождения казахов внесли русские востоковеды, объединившиеся в середине XIX в. в Восточное отделение Русского Археологического общества. До сих пор не потеряли своего значения многие труды русских востоковедов по истории Казахстана. В конце ХIХ-начале XX вв. почти в каждом номере "Записок" и "Трудов" отделения помещались статьи, заметки критико-библиографические очерки по истории и этнографии казахского народа, фольклорные материалы.
Казахстан в экспозициях центральных музеев. Известную роль в изучении истории, культуры и быта казахского народа сыграли столичные этнографические музеи, которые в конце XIX-начале XX вв. стали собирать экспонаты казахской национальной культуры. Так, музей антропологии и этнографии Академии наук в 30-х гг. XIX в. имел постоянную экспозицию казахских этнографических предметов.
Казахские этнографические коллекции имелись в Петербургском Русском музее, основанном в 1895 г. по инициативе Русского Географического общества, в музее археологического общества, в Дашковском этнографическом музее в Москве, в музеях Верного, Екатеринбурга, Казани, Омска, Оренбурга, Саратова, Семипалатинска, Ташкента. Они привлекали внимание общественности к культуре и быту казахского народа, способствовали распространению достоверных сведений о жизни казахов. В музеях сохранились весьма ценные предметы дореволюционного казахского быта, не потерявшие своего научного значения и в настоящее время.
Колониальные власти настороженно относились к деятельности научно-общественных организаций, прогрессивной части работавшей в Казахстане русской интеллигенции, подозрительно следили за направленностью научных работ передовых исследователей.
В научных учреждениях и обществах работали такие видные востоковеды России, как В. Григорьев, В. Вельяминов-Зернов, Я.Ханыков, И. Березин, В. Бартольд, А. Харузин, Н. Аристов и др., которые оставили после себя фундаментальные труды о Казахстане.
Таким образом, созданные в конце XIX в. в Казахстане научные учреждения и общества подготовили научную базу для более широкой колониальной эксплуатации Казахской степи русским капитализмом. Вместе с тем они собрали и ввели в научный оборот огромное количество материала по истории и экономике Казахстана, которые стали источниковой базой для последующих исследователей.

В рассматриваемый период в Казахстане издавались газеты "Акмолинские областные ведомости", "Киргизская газета", "Оренбургский листок" и другие. 28 апреля 1870 года вышел в свет первый номер газеты "Туркестан уалаяты" на казахском и узбекском языках.

Абай Кунанбайулы (1845-1904) - великий поэт, основоположник казахской классической письменной литературы, мыслитель и композитор. Абай (Ибрагим) родился 1845 году в чингизских горах семипалатинской области. Отец Абая - Кунанбай - был правителем рода Тобакты. Мать - Улжан - нежно любила сына, и ласковое имя Абай постепенно вытеснило его настоящее имя.
Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы. Состоятельный Кунанбай отдаёт Абая на учёбу в медресе Ахмета Ризы, где он изучает восточную литературу. Одновременно Абай посещает и русскую школу. Уже в медресе были видны его поэтические дарования. Мальчик подрожал восточным поэтам. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом, забирает Абая, не дав ему закончить образование. Но, замечая многое в родовых распрях, Абай отходит от управления, считая это напрасной тратой сил, и не оправдывает в этом надежд отца.
Вокруг поэта группируется не крупные родоправители и степные аристократы, а талантливые джигиты, почитающие искусство слова. Представители русской интеллигенции, с которыми Абай познакомился ещё в Семипалатинске, оказали большое влияние на мировоззрение поэта. В формировании его поэтического творчества в демократическом направлении известно влияние политических ссыльных, представителей русского освободительного движения Е. П. Михаэлиса, А. Леонтьева и др. Хорошо понимая необходимость культурного содружества казахских и русских мыслителей, веря в пользу казахско-русской дружбы трудящихся, Абай призывал изучать язык и культуру этого великого народа.
Абай глубоко почитал выдающихся представителей демократической культуры А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других поэтов, писателей и мыслителей.
Помимо ярчайшей в казахской литературе глубокой поэзии, Абай был и композитором. Широко известны его песни на переведённые им из ''Евгения Онегина'' отрывки. Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай, Магауия также проявляли глубокий интерес к европейской и русской культуре, сами создавали поэтические произведения.
Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах. Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Царская администрация не одобряла защиту народных интересов великим казахским поэтам. Давление губернатора, установившего полицейский надзор за ним, является тому подтверждением.
Стихи и песни Абая широко распространились по всей казахской степи. Патриархально-родовые группы и завистники предпринимали попытки противопоставить Абаю его родственников, отравить его взаимоотношения с близкими людьми и распространению его творчества. Дело доходило до оскорблений великого поэта. В своей среде Абай не нашёл духовно близких и столь же крупных, как он, ярких фигур. Предательство людей, которым поэт верил, их безволие, и бессилие в борьбе со злом тяжело переживались Абаем. Преждевременная смерть его талантливых сыновей - Абдрахмана в 1985 году и Магауи в 1904 году - надломили сердце поэта. Он умер спустя 40 дней после смерти Магауи в том же 1904 году.
Абай обладал не только ярким поэтическим, но и глубоким философским мышлением. Его влекло к логике, психологии, трудам восточных, западно-европейских и русских философов. Раздумья Абая о жизни воплотились в замечательный памятник его художественно-философской прозы - ''Гаклию''. Гений казахского народа оставил немеркнуще художественное наследие, любимое народом. В сближении с русской культурой Абай видел единственно верный путь выхода на мировую культуру. Его волновала идея братства и дружбы народов.
Абай был также известным композитором, знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки. Он создал ряд лирических мелодий, которые вошли в сокровищницу казахской музыкальной культуры.

Поэзия "Зар Заман". Проникновение капитализма в Казахстан, массовые переселения крестьян из центра и связанные с этим глубокий кризис в хозяйстве, морально-нравственное состояние казахского кочевого аула породили группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление "эпохи скорби" (зар заман).
Родоначальником этой поэзии в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818-1881). В своем произведении "Зар заман" он называет эпохой скорби период казахской истории после присоединения Казахстана к России. Шортанбай критикует новую социальную группировку в казахском обществе, байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений. С горечью описывает тяжелую жизнь бедняков-жатаков, которые все заработанные за год деньги отдают в уплату за налог, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерии, ханжестве людей. Поэт отрицательно отзывался о росте земледелия в Казахстане. Его беспокоило разрушение традиционных социальных отношений и кочевого скотоводства. Он считал, что за крушением традиционного хозяйства наступит кризис и в морально-психологическом состоянии казахского общества. Шортанбай - поэт-пессимист. Не находя выхода из создавшегося положения, призывает людей искать защиту в религии и соблюдать религозные обряды.
Созвучны с поэзией Шортанбая и произведения Дулата Бабатайулы (1802-1874). В своих нравоучительных стихах "Осиет-Наме" он воспевает прошлую жизнь казахского народа. Современную ему эпоху он называет временем всеобщей моральной деградации. Дулат осуждает действия казахских ханов XVIII в. допустивших русских на казахскую землю, рисует будущее казахов в самом мрачном виде. Он выступает за сохранение традиционного образа жизни. Разоблачая представителей местной власти, грабительский характер колониальной администрации, Дулат в своих произведениях осуждает казахов, служивших в царском аппарате.
Присоединение Казахстана к России Дулат оценивает как большое несчастье казахского народа. Он говорил: "Страна твоя осталась в кольце". В этих условиях все богатство будет разграблено, а люди "будут находиться на учете". Он предсказывал всеобщее разорение и исчезновение казахов как народа.
Свидетелем массового переселения русских крестьян в Казахстан был поэт Мурат Монкеулы (1843-1906 гг.). Его творчество выражало настроение казахского народа в связи с этими событиями. В своих произведениях "Казтуган", "Ушкиян" высказывает недоброжелательное отношение к переселенцам, призывает народ откочевать на новое место. Он идеализировал прошлое время казахов, давал политическую оценку некоторым ханам, которые, по его мнению, были защитниками страны, не допустившими русских к казахским кочевьям. Мурат критиковал пороки капитализма и представителей местных органов власти. В стихотворении "Сарыарка" основной причиной обнищания казахов названа переселенческая политика русских властей.
Мурат - поэт религиозного направления и защищает устои ислама в казахской степи. Религиозность его заставляет искать причины всякого явления в божественной воле. Вместе с тем он был активным борцом против колониализма, в обоих произведениях призывал изгнать колонизаторов из казахской степи.
Видным представителем религиозной мусульманской казахской литературы был Аубакир Кердери (1858-1903). В своих произведениях уделил большое внимание религиозным вопросам, хотя не отрицал проблемы светской жизни. Он признавал "культурную миссию" России. В его произведениях нет антирусских мотивов. Наоборот, он считал, что "белый царь" заботится обо всех народах страны. Аубакир пропагандировал царские указы в степи, положительно относился к реформам 1867-1868 гг. По его взгляду, передовая экономическая жизнь России окажет позитивное влияние на хозяйство казахов. Призывал соотечественников к светскому знанию, технике и искусству. Не знающие искусства, говорил, он, должны терпеть в жизни неудачи. "Если бай без знаний, то он станет бедным". "Кто по-русски не образован, тот стал совсем бесполезным", - утверждал он. Сожалеет, что мусульмане не такие как раньше, тоскует по ханским временам. Его консерватизм особенно выражался в вопросах брака и семьи.
В казахской литературе второй половины XIX в. определилось и другое направление, представители которого в своих произведениях отображали реальный мир без религиозных окрасок.

Одним из них был Суюнбай Аронулы (1822-1885). Он родился на современной территории Жамбылского района Алматинской области. В юности рассказывал наизусть эпические поэмы, кисса и хикая, позднее был известен как поэт-импровизатор не только в казахской степи, но и соседнем Кыргызстане.
Заметный след в казахской, татарской и башкирской литературе оставил Акмола (Муфтахетдин) Мухамедьярулы (1831-1895). Он родился в ауле Токсанбай Уфимской губернии, в семье казаха. Благодаря матери-башкирке он хорошо освоил башкирский язык, что позволило ему писать свои произведения на трех языках. После окончания мусульманских учебных заведений (мектеп и медресе) работал в казахских аулах учителем. Первый сборник его стихов был опубликован в 1892 г. В них он критиковал раздоры между родовыми старшинами, обращает внимание соплеменников на пороки казахского общества, призывает их к образованию. Многие стихи посвящены описанию времен года. Интересны его выводы философского характера.
Творчество акынов. Большое место в устной литературе второй половины XIX в. занимали лирические песни акынов (сал, сери).

Одним из замечательных представителей поэтов-композиторов является Биржан сал Кожагулулы (1834-1897). Он родился на территории Енбекшильдерского района Северо-Казахстанской области и прославился не только как поэт, но и как композитор. Его песни "Жамбас сипар", "Биржан сал", "Жанбота", "Лайлым шырак" вошли в песенную классику казахского народа.
Другим замечательным представителем казахского песенного искусства второй половины XIX в. является Акан сери Корамсаулы (1843-1913). Родился в местечке Косколь, на территории современного Айртауского района Северо-Казахстанской области. После окончания аульной школы поступил в медресе города Кызылжар. Здесь Акан изучил арабский, персидский, шагатайский языки, ознакомился с восточной поэзией Фирдоуси, Низами, Шамси, Сагади, Хафиз, Физули, Науаи и др. Первые его стихотворения написаны с подражанием восточным поэтам. Он - поэт, лирик, композитор, создавший около 50 песен.


Живопись и прикладное искусство. Русские художники прогрессивного направления внесли большой вклад в отображение жизни и быта казахского народа. Будучи в Казахстане в составе различных экспедиций Б. Смирнов, О. Федченко, П. Кошаров и другие представители изобразительного искусства в ряде своих произведений отображали жизнь народа. Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве известного русского художника В. Верещагина ''Окружающие Лепсинский край горы'' с великолепным мастерством передаёт красоту казахского края.
Видный художник Н. Хлудов все свои значительные произведения создал на казахстанскую тематику. В произведениях художника ''Прогон скота'', ''За дровами'' казахская степь изображена с большой любовью.
Прикладное искусство казахского народа имело многовековую традицию развития. Изделия, выполненные народными мастерами, демонстрировались на крупных выставках 19 века, в Петропавловске, Кокшетау, Нижнем Новгороде и других городах. Приёмы и технология изготовления изделий передавались из поколения в поколение. Великолепными были сырмаки, текеметы - постилочные войлочные ковры, тускиизы - настенные войлочные ковры и многочисленные другие войлочные изделия, при изготовлении которых гармонично применялся казахский орнамент, который богато использовался во всех его основных видах - зооморфном, растительном и геометрическом видах. Были распространены и такие виды искусства, как изготовление сёдел и конного серебряными и костяными накладками, ювелирных изделий и других. Постепенный переход казахов к осёдлому образу жизни повлиял на развитие ряда направлений прикладного искусства.
Искусство изготовления деревянных изделий мастерами-деревщиками доводилось до высокого уровня. Изготовлялись изделия для скотоводов и земледельцев. Применяли также богатую инкрустацию, резьбу по кости.
Искусство вышивки нашло широкое применение при изготовлении женской и мужской одежды и различного снаряжения. Продолжало уделяться внимание внутреннему художественному оформлению юрты. В аулах по-прежнему деревянные изделия казахского ремесла успешно соперничали с изделиями фабричного производства. Получили распространение изделия из металла.
Местные ювелиры изготовляли такие изящные вещи, как сакина, сырга, алка. В казахском ауле мастера ювелиры пользовались заслуженным почётом и вниманием. Основными потребителями ювелирных изделий были состоятельные казахские скотоводы, феодальные группы.
Предметы казахского народного прикладного искусства становились известными в культурных центрах России и за рубежом. На всемирной выставке в Париже в 1868 году были выставлены казахские ювелирные изделия, национальные костюмы. С казахскими музыкальными инструментами общественность получила возможность ознакомиться на выставке 1872 года в Москве.

Музыкальное искусство. Во второй половине 19 века жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие не меркнущие классические произведения. В произведениях талантливых казахских композиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы.
В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили Курмангазы Сагырбайулы, Даулеткерей Шыгайулы, Таттимбет, Биржансал Кожагулулы, Жаяу Муса Байжанулы и другие.

Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1819) - гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке жидели на территории Букеевской орды. Выходец из бедной среды, Курмангазы с юных лет проявил музыкальные дарования. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а главным учителем - кюйши Узак. Курмангазы учился и у других народных талантов, таких как Баламайсан, Байжума, Сокыр Есжан. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создаёт свои произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих. Преследования не смогли его сломить. По народным рассказам, первый его кюй ''Кишкентай'' был посвящён руководителю народного восстания Исатаю Тайманову. В его кюях ''Акбай'', ''Адай'' и др. отражены его раздумья, вера в будущее. В кюе ''Сары арка'' слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи.

Развивалось музыкальное искусство. Всеобщее признание получили народные композиторы: Курмангазы Сагырбаев, (1818-1889) - композитор-кюйши, классик казахской инструментальной музыки. Курмангазы занимает особое место в музыкальной культуре Казахстана. Если вы захотите услышать пульс и дыхание казахской земли, если вы хотите знать, о чем поет вольный ветер бескрайних степных просторов , ощутить радость от стремительного бега летящих коней, если вы хотите понять, в чем сила казахского народа . послушайте Кюи Курмангазы. Его кюи .Сары-арка, Балбырауын , Серпер, Адай. ассоциируются у казахов с образом Родины. Выходец из народа, Курмангазы всю жизнь боролся против беззакония казахских баев, отстаивал права простых людей. Гонения властей, несправедливые обвинения, тюрьмы, ничто не смогло сломить кюйши. Остро реагируя на происходящие вокруг события, Курмангазы проникновенно воссоздал широкую панораму жизни казахского народа. Кюи .Сары-арка, Алатау, Булбулдын кургыры. Воспевают красоту родного края, кюи .Кишкентай, Торемурат, Адай. воссоздают могучие образы героев-батыров, .Кайран шешем, Кызыл кайын, Ксен ашкан. Отражают конкретные события жизни самого кюйши. Большинство кюев Курмангазы отличают динамичный характер, быстрый темп, развернутые масштабные формы, охватывающие диапазон всей домбры. Искусство кюйши представляет вершину развития западноказахстанской домбровой школы, поскольку Курмангазы блестяще воплотил в своем творчестве героическую батырскую тематику, занимавшую доминирующее положение в культуре данного региона. Творчество Курмангазы народ бережно сохранил, и сейчас известно свыше 60 кюев. Как дань памяти великому гению его имя носят Казахский государственный академический оркестр народных инструментов, Алматинская государственная консерватория, детские музыкальные школы, конкурсы молодых исполнителей. В главе .Легенды. рассказана история создания эпохального произведения Курмангазы .Сары-арка.

Даулеткерей Шигаев -один из ярких композиторов XIX века в казахской инструментальной музыки. По словам академика Ахмета Жубанова, Даулеткерей был основоположником лирических домбровых, кюев, так называемой традиции «торе тартыс». Даулеткерей в казахской истории известен не только как кюйши, композитор и домбрист, но и как гражданин, правитель и общественный деятель. Как султан младшего жуза он возглавлял роды Ногай, Шеркеш, Кызылкурт и в целом калмакскую часть, и как правитель отличался на межродовых разбирательствах своим умом, острословием, и пользовался большим уважением и авторитетом среди народа. Управляя народом, он также пропагандировал исполнительское искусство языком домбры, воспевал общую культурность и единство народа, заставляя слушателей задуматься о ценностях и смысле жизни.

О годах жизни композитора есть несколько версии. Дата рождения Даулеткерея Шыгайулы (Шигаев) долгое время оставалось неизвестной. Предполагалось, что он родился в 1799 году в местности Карамола недалеко от Нарын-песков. На этом основании в 1939 году отмечалось 140-летие, а в 1949 году - 150-летие со дня рождения Даулеткерея. Благодоря упорному труду и исканиям Петра Васильевича Аравина, были найдены архивные документы, свидетельствующие, что Даулеткерей родился в 1820 году. Доказательством может послужит «Список управляющих родов Внутренней киргизской орды», составленный Временным советом по управлению Внутренней ордой в 1853 году. В нем среди правителей родов указан и Даулеткерей Шигаев.

О том, что музыкальные способности Даулеткерея проявились рано, нет достоверных сведении, но известно, что с раннего детства целыми днями он мог слушать выступления не только казахских музыкантов, приглашаемых султаном, но и европейских, и русских. Как считают продолжатели творчества Даулеткерея - Науша Букейханов и Дина Нурпейсова, первым учителем Даулеткерея был в то время домбрист-кюйши Мусрали. С Мусрали он знакомится в начале 50-х годов, когда ему было 30 лет. Поэтому, можно предположить, что сочинением собственных кюев Даулеткерей занялся довольно поздно.

Из достоверно известных фактов можно отметить следующее: в начале 50-х годов он становится правителем рода Ногай, в 1859 году Даулеткерей в составе казахской делегации едет в Петербург на коронацию царя Александра II, где встречается с представителями русской интеллигенции (в их числе художник Р.Чередеев, французский путешественник Паули, генерал Ващенко).

К концу жизни Даулеткерей, достигнув вершины домбрового искусства, передает свои знания и опыт молодым музыкантам. Ученики уважительно называли Даулеткерея «Бапас» - отец. Среди учеников особенно выделялись Аликей, Баламайсан, Макар, Туруп, сын Салаваткерей. Благодоря им, а также их ученикам-продолжателям: Сейтеку Уразалиеву, Науше Букейханову, Кали Жантлеуову и другим - творческое наследие Даулеткерея стало достоянием сегодняшнего дня.

Талант Даулеткерея как кюйши отличался многогранностью. Его кюи созданные в бытовом жанре «Желдирме», «Ыскырма», «Тарбие» поднимающие настроение присутствующих, и захватывающие сердца слушателей. Кюи, где воспеты прекрасные образы женщин «Акбала кыз», «Кудаша», «Коркем ханым» широко распространились среди народа. Под влиянием русской музыки им сложены кюи военно-маршевого характера, как «Ващенко», «Кос шек», «Коныр», «Топан» и другие.

Как сказано в трудах историка З.Шарафутдина, эпоха Даулеткерея была эпохой людей, духовно сильных и стойких, которые могли противостоять тяготам жизни и пройти через все тернии и преграды. Пройдя через жизненные этапы Даулеткерей мог идти против течения, прославив себя как правитель одновременно как великий кюйши. До времен Даулеткерея искусство кюйши считалось делом не для знатных, но нарушая правила предков Даулеткерей доказал, что искусство не имеет границ, что оно общее для всех и нужно каждому.

Оставив после себя около 50 кюев, Даулеткерей, конечно тогда не думал, что станет Султаном искусства - кюй для будущего поколения.

Реферат на тему: Культура Казахстана 19 века

Таттимбет Казангапулы (1815-1862) . кюйши, домбрист, один из основателей школы исполнения кюев в стиле шертпе .Таттимбет является автором свыше 40 разнообразных по своей тематике и направленности кюев: Косбасар., .Саржайляу., Сары озен., Терискакпай., Былкылдак., Боз айгыр ., Балбырауын., Кара жорга. и др. Кюи Таттимбета отличаются волнующей щедростью чувств, глубиной, преобладанием лирического начала. Музыкальный язык сочинений Таттимбета, несмотря на ощущение простоты при восприятии, основан на индивидуальных самобытных средствах высказывания и обнаруживает сложность исполнительского стиля. Таттимбет является ярким представителем традиции .шертпе., которому характерны философское отношение к жизни, чувственность. Вершиной творчества Таттимбета является кюй .Кокейкесты., созданный в последние годы жизни композитора. В нем нашел отражение богатый духовный мир народа, его вековой художественный опыт. В 1855 г. в Петербурге Таттимбет в числе представителей музыкального искусства России участвовал в церемонии коронования Александра II. Таттимбет очаровал Петербург искусной игрой на домбре, был удостоен серебряной медали. В настоящее время исполнителями и популяризаторами творческого наследия Таттимбета являются профессиональные домбристы А. Хасенов, М. Хамзин, У. Бекенов. Многие кюи Таттимбета использованы в камерно-инструментальных, симфонических, оперных произведениях: Кюи .Былкылдак., .Косбасар. - в опере Е. Г. Брусиловского .Кыз Жибек., кюй .Саржаляу. - в фильме .Джамбул.; на основе кюя .Сылкылдак. М. Сагатов написал пьесу для трубы в сопровождении эстрадного оркестра. Существующий с 1971 г. в Алматинской государственной консерватории им. Курмангазы класс кюя в стиле . шертпе. Проводит обучение на основе традиций исполнения этого вида кюя в разных регионах Казахстана, опираясь главным образом на традиции исполнительской школы Таттимбета.

В изучаемое время появилось много произведений выдающихся

художников о Казахстане, его природе, жителях. Это рисунки и картины Т.

Г. Шевченко, в 1847-1857 годах отбывавшего здесь ссылку: "Казах на

лошади", "Казахские дети - байгуши", "Казахское стойбище на Кос-Арале" и

другие. Особое место занимают картины В. В. Верещагина, который в конце

60-х, начале 70-х годов посетил Туркестан и написал свою знаменитую

Туркестанскую серию "В горах Алатау", "Мечеть Хазрета Ясави" и другие.

Развивалось декоративное оформление домашнего убранства, украшение жилищ, домашней утвари, одежды, других изделий из шкур, кожи, войлока, металла, дерева, камня, превращая их в произведения искусства.

Таким образом, социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века во многом было обусловлено окончательным превращением края в колонию Российской империи.













Список литературы.

Марков С. Идущие к вершинам. Историко-биографическая повесть. М., 1968.

Ж.К.Касымбаев История Казахстана, учебник 9 класса.

Ш.К. Сатпаева, Х.А. Адибаев. Казахская литература. Алматы. "Рауан", 1993.

Аль-Халел Карпык. Абай. Наследники. На перепутье... Алматы: Агентство "Аль-Халел", 1995г.

19


© 2010-2022