Статья История создания музея Подвиг

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без ...
Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МСтатья История создания музея Подвиг.униципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»


Статья История создания музея Подвиг.

Утверждена

на методическом совете

Протокол № от «__» ______20___г.



Статья История создания музея Подвиг.


Возраст участников:12-13 лет

Программа рассчитана на 1 год


Программу составила Кешку Ольга Викторовна





г. Нижневартовск ,2014г.




Содержание:


1. Паспорт программы…………………………………………………………………………………………………..3

2. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………4

3. Цели и задачи программы…………………………………………………………………………………………… 5

4. Ресурсное обеспечение программы………………………………………………………………………………….7

5. Социальные функции школьного музея……………………………………………………………………………..7

6. Принципы работы школьного музея………………………………………………………………………………....8

7. Формы работы в школьном музее…………………………………………………………………………………....9

8. Содержание программы…………………………………………………………………….………….…………....11

9.Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»…………………………………………………….12

10. Ожидаемые результаты………………………………………………………………………………………….…14

11. Список литературы………………………………………………………………………………………………....15









ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


  1. Название программы: «Школьный музей».


  1. Автор: О.В. Кешку



  1. Организация-исполнитель: муниципальная общеобразовательная средняя школа №19, ул. Мира 76-В.


  1. Целевые группы: учащиеся 6-7 классов школы (12-13 лет).


  1. Цель программы: создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве города Нижневартовска.


  1. Направленность: музееведение.


  1. Срок реализации программы: 1 год.


  1. Вид программы: модифицированная.






Пояснительная записка


Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога - воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, индивидуальности, личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей - место, посвящённое наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края.

В разные периоды истории школьные музеи переживали подъёмы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково - сибирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.

Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.

Цели и задачи


Целью данной программы является создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве школы.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно - патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Для достижения цели программы «Школьный музей» решаются следующие задачи:

-активация работы музея образовательного учреждения, расширение сферы и методов использования воспитательного потенциала;

-поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина;

- углубленное изучение и использование во всех формах работы музе муниципального образовательного учреждения современных информационных технологий;

- организация творческого досуга детей, привлечение обучающихся к участию в культурных программах городского, регионального, всероссийского и международного уровней;

-выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов;

-повышение статуса педагога дополнительного образования, работающего в школьных музеях, распространение передового опыта и повышение их профессионального мастерства.

-укрепление связей между образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам, введения в состав основополагающих понятий молодёжи термина «культура мира».

Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно - воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая - то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.

Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.

Ресурсное обеспечение программы.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель и Совет школьного содружества.

Совет школьного содружества:

- периодически рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм реализации программы;

- координирует взаимодействие исполнителей программы и обмен опытом их работы;

- разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению программы и повышению эффективности ее реализации.

- социально - экономическую эффективность программы.

- количественное и качественное развитие школьного музея.

Социальные функции школьного музея

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.

Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.

Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, практических изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.

Принципы работы школьного музея

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

1.Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя историческую направленность как базу развития и деятельности школьного музея.

2.Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

3.Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.

4.Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.

5.Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

6.Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

7.Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

Формы работы в школьном музее

Учебная работа: Воспитательная работа:

- практическая работа; - экскурси;

- уроки в музее; - встречи, читательские конференции

- экскурсии в музее; вне музея;

- самостоятельное изучение. - встречи, сборы, собрания; экскурсии, встречи в музее

Знания и умения учащихся

В ходе реализации программы учащиеся получают знания и приобретают определенные умения.

Учащиеся должны знать:

• историю музейного дела

• основы теории организации музейного дела

• сущность и особенности школьного музея

• научную организацию фондовой работы

• проведение учета и хранения фондов

• проведение поисковой работы

• коллекции школьных музеев города

• памятные даты воинской славы России

• как подготовить музейную экскурсию

• как провести музейную и городскую экскурсию

Учащиеся должны уметь:

• работать с литературой, киноматериалами, источниками

• проводить беседу, брать интервью

• провести классификацию фондов

• правильно вести учет и хранение фондов

• работать с инвентарной книгой

• правильно проводить поиск

• создавать небольшие экспозиции

• проводить экскурсию, лекцию


Содержание программы «Школьный музей»


Программа «Школьный музей» предполагает обучение обучающихся музейному делу в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.

Курс рассчитан на один год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане.

Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для:

- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;

- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;

- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.

Программа «Школьный музей» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных программой «Школьный музей».

Таким образом, программа «Школьный музей» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:

  1. Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами музееведения.

  2. Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно - воспитательного и досугового центра.

В процессе обучения по программе учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.

Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.

Каждая учебная тема программы снабжена списком рекомендуемой специальной литературы.

Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»


№ п/п Содержание программы

Теоретические занятия

(кол-во часов)

Практические занятия

(кол-во часов)

Всего

1. Вводное занятие. Мир музея.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

2. Наследие в школьном музее

1 ч

1 ч.

2 ч.

3. Функции школьного музея

1 ч

2 ч.

3 ч.

4. Родной край в истории государства российского

1 ч

1 ч.

2 ч.

5. Организация школьного музея

1 ч

2 ч.

3 ч.

6. Моя семья и родной край

1 ч.

1 ч

2 ч.

7. Комплектование фондов школьного музея

1 ч

2 ч.

3 ч.

8. Наша школа в истории края

1 ч

2 ч.

3 ч.

9. Учёт и хранение краеведческих материалов в полевых условиях

1 ч

1 ч.

2 ч.

10. Социально-экономическая история края

1 ч

2 ч.

3 ч.

11. Фонды школьного музея

1 ч.

2 ч

3 ч.

12. Формы работы в школьном музее

1 ч

1 ч.

2 ч.

13. Культурное наследие родного края

1 ч.

1 ч

2 ч.

14. Учёт и описание музейных предметов

1 ч.

1 ч

2 ч.

15. Военная слава земляков

1 ч.

3 ч

4 ч.

16. Экспозиция школьного музея

1 ч.

2 ч

3 ч.

17. Тексты в музейной экспозиции

1 ч

2 ч.

3 ч.

18. Экскурсионная работа в школьном музее

1 ч

2 ч.

3 ч.

19.Координация и консультирование написания исследовательских работ учащимися на базе школьного музея.

1 ч

2 ч.

3 ч.

20. Консервация и реставрация музейных предметов.


2 ч.

2 ч.

21. Встреча с интересными людьми (ветеранами, музейными работниками).


2 ч.

22. Музейный экспонат. Фонды музея.

1 ч.

1 ч

2 ч.

23.Комплектование фондов.

1 ч.

1 ч

2 ч.

24. Организация работы экскурсоводов

1 ч.

2 ч

3 ч.

25. Отдел архивных дел

1 ч.

2 ч

3 ч.

26. Организация и проведения мероприятий на базе музея


2 ч

2 ч.

27. Подготовка и защита мини-экскурсий «История одного предмета».

1 ч.

2 ч

3 ч.

28. Итоговое занятие


1 ч

1 ч.

24

46

70 часов






Ожидаемые результаты.

Для музея:

1) оптимизация деятельности музея в русле основного направления программы;

2) совершенствование содержания деятельности музея;

3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;

4) укрепление материальной базы музея.

Для учащихся:

1) воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно - нравственного развития школьников;

2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.


Список литературы

  1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.

  2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.

  3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982

  4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.

  5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.

  6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.

  7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.

  8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002

1


© 2010-2022