Диспут на тему: Готов ли ты к подвигу?

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГБОУ КШИ «ТОМСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»


Диспут на тему : Готов ли ты к подвигу?





































Унжакова Г.Г.,

методист

ОГБОУ КШИ

«Томский кадетский корпус»

г. Томск

ул. Пушкина 46А


2016

ГОТОВ ЛИ ТЫ К ПОДВИГУ?

Диспут

Цель: познакомить учащихся с понятием «подвиг», с его высоконравственной и возвышенной стороной и одновременно трагичностью, способствовать развитию у учащихся активной жизненной позиции и стремления её воплотить в жизни.

Познакомьтесь, пожалуйста, с правилами корректного ведения диспута:

1. Я критикую идеи, а не людей.

2. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

3. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен.

4. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

5. Я сначала выясню все идеи и факты, относящие к обеим позициям, а потом попытаюсь их совместить так, чтобы это совмещение дало новое понимание проблемы.

6. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого основание.

Подвиг - это свободный, бескорыстный и жертвенный поступок, совершенный при крайне неблагоприятных обстоятельствах и в ситуации смертельной опасности.

Подвиг - понятие многогранное и противоречивое. С одной стороны, человек жертвует собой ради чьей-то жизни, научного достижения, спасения народного хозяйства, с другой стороны - он может погибнуть. И зачастую именно так и происходит.

Подвиг не случается при естественном течении событий, при жизни без происшествий. Он обычно вытекает из собственной противоположности, из чьей-то ошибки, недомыслия, злой воли или предательства.

Подвиг - это осознание опасности и попытка ее ликвидировать, а бездействие, перетекающее в халатность, напротив - игнорирование нависшей угрозы, ведущее к тяжелым последствиям. Если бы в жизни было все разумно и последовательно и каждый из нас мог бы предвидеть все результаты своих действий, то героизма не потребовалось бы.

Но наш мир устроен так, что исправлять недальновидные или прямо преступные решения часто приходится невероятными усилиями. Герои, к сожалению, вынуждены зачастую расплачиваться за чью-то глупость. Но гораздо чаще подвиг становится ответом не на ошибку или случайность, а на зло и вероломство.

Для того чтобы наш диспут прошел организованно мы попытаемся дать ответы на вопросы, с которыми вы имели возможность познакомиться до диспута:


  1. Почему о подвиге мечтают многие, а героями становятся лишь некоторые? (ответы кадетов)

  2. Зачем совершать то, что грозит неминуемой гибелью? (ответы кадетов)

Прекрасную мысль выразил Е.Н. Трубецкой: «Сверхчеловеческая сила ненависти вызывает ответные действия сверхчеловеческой силы любви». Подвиг призван исправить то, что многим уже кажется непоправимым и с чем многие готовы мириться, поскольку не находят сил к сопротивлению.

  1. Когда мы вправе говорить о настоящем героическом поступке? (ответы кадетов)

  2. Кто истинный герой, а кто иносказательный, или мнимый? (ответы кадетов)

  3. Если герою удалось выжить, меняет ли подвиг что-либо в его существовании? (ответы кадетов)

Герой сталкивается с абсолютным выбором, который страшен именно своей однозначностью. Для него изменится только одно - он стал героем, он совершил один раз в жизни невозможное. И теперь, независимо от дальнейших событий его судьбы никто у него не отнимет этой заслуги, никто не отнимет звание героя.

  1. Каковы мотивы совершения подвига? (ответы кадетов)

Подвиг совершается не только «против» определенных сил, но и обязательно во имя чего-то очень важного, в сравнении с которым собственная жизнь и здоровье кажутся незначительными. Подвиг - это всегда жертвенность ради своих ближних, а значит торжество чистого нравственного мотива. В явлении героизма моральный мотив становится действенным.

  1. Возможно ли существования человечества без подвига? (ответы кадетов)

Память о подвигах - важнейшая часть морального идеала данного народа, а почитание героев составляет одну из основ воспитания национального характера. Не случайно, когда хотят уничтожить народ, начинают порочить светлые образы его героев.

  1. Каковы последствия подвига? (ответы кадетов)

Подвиг выполняет очень важную моральную миссию - он преображает души людей, заставляет их лишний раз задуматься о добре и зле, чести и бесчестии. Наконец, подвиг, поскольку он всегда - жертва собой ради своих ближних, помогает народу хотя бы на короткое время осознать себя единым целым. Последствия не влияют на ценность подвига, но вот он сам - существенно влияет на их оценку.

  1. В чём нравственное значение подвига? (ответы кадетов)

Героизм всегда противостоит злу, в каких бы формах оно ни проявлялось: насилие, военная агрессия, стихийное бедствие, катастрофы. Зло желает унизить свободную личность, подчинить ее своей воле, а подвиг стремиться явить высшую человечность, не согласную на унижение и покорение.

  1. Героем рождаются или становятся? (ответы кадетов)

В толковых словарях в одном из вариантов ответа герой - это тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию. Который как обычно не готовиться к проявлению героизма заранее, но подготовил себя уже к этому решающему моменту гораздо раньше, сам того и не подозревая. Его подготовленность выражается в воспитании в нем общечеловеческих качеств, проявляющегося в морально-этических нормах, его характере.

  1. Возможно ли воспитать героя? (ответы кадетов)

Человек, с ранних лет воспитанный в духе почтения к героическим свершениям своего народа и живущий с мечтой повторить великие деяния соотечественников, скорее решится на подвиг, чем тот, кто никогда в жизни ничего подобного не слышал и ни о чем подобном не задумывался.

  1. Подвиг - это расчёт или бескорыстность? (ответы кадетов)

Очень много человеческих качеств заложено в этом маленьком слове: храбрость, решительность, отвага, бесстрашие, человеколюбие, патриотизм, высоконравственность, готовность к самопожертвованию, умение мгновенно принять главное в жизни решение, ответственность и т.д.

  1. Как совершается подвиг: добровольно или принудительно? (ответы кадетов)

Мы все привыкли, что обычно героями становятся на полях битвы, защищая родину. Да, мы знаем многих героев по именам. А сколько осталось в безвестности!..

Но имя юнги Саши Ковалёва, например, забыть невозможно. Ему было 17, когда во время Великой Отечественной войны он плавал на торпедном катере. Налетели на катер «юнкерсы». Обстреляли. Шальным осколком пробило водяную рубашку дизеля. А уйдёт вода из системы охлаждения - двигатель заклинит. А катер без двигателя что? Мишень.

Смышлёный Саша правильно оценил положение. Он лёг на дизель, своим телом закрыл пробоину в водяной рубашке. Совсем мальчик ещё…

Закрыть грудью вражескую амбразуру, как это сделал другой Саша - Александр Матросов, конечно, непросто. Очень даже не просто - шагнуть и отдать жизнь людям. Но там - один шаг, а здесь… даже невозможно вообразить: живое человеческое тело на раскалённом железе. Тело требует, приказывает, вопит: оторвись, отдёрнись, прочь! А воля и разум диктуют: прижмись плотнее, ещё плотнее, не давай уходить воде…

Катер сумел вырваться из-под обстрелов фашистских самолётов, кое-как добрался до своей базы. Когда Сашу сняли с дизеля, он был жив, хотя и обварился сильно. Ребята-матросы вымазали его соляркой, облепили ветошью и хотели доставить в госпиталь, но юнга Ковалёв с катера не ушёл.

«Оставьте меня на борту. Я здесь быстрее поправлюсь», - попросил Саша командира. И его оставили. Может, потому, что не надеялись довести живым до госпиталя… что зря мучить… И он выжил, поправился. И дрался ещё. А погиб Саша совсем в другом бою…

История Великой Отечественной войны хранит бессчётное число подвигов, потрясающих взлётов мужества, примеров героизма, поистине легендарного. Подвиг юнги Ковалёва - один из самых удивительных. Это величайшее торжество человеческого духа, это победа характера, воли и разума над самой смертью!

Мы давно уже живем без великих потрясений мировых войн. Немало было героев и в прошедших локальных военных конфликтах, в таких как афганской войне, чеченской войне и т.д.

Есть ли место героизму в наше время? И мы смело можем отвечать, что есть место героизму всегда в нашей повседневной жизни. Здесь так много непредвиденных опасных ситуаций, создающихся по различным причинам, как обычно порой иногда происходящим неожиданно, непредсказуемо возникшем в повседневной нашей жизни.

Так же случился и несчастный случай на военных учениях в Амурской области, где погиб командир батальона Сергей Солнечников, спасая жизнь своих солдат срочников. Во время выполнения упражнения по метанию гранат произошла нештатная ситуация: граната после броска рядового попала в бруствер. Солнечников подскочил к метнувшему гранату, оттолкнул его в сторону и накрыл гранату собой. Прогремел взрыв, офицер получил многочисленные ранения и вскоре скончался. Поступок комбата колыхнул сердца многих россиян.

Многие помнят, как в ноябре 1983 г. В пос. Иванычи лёг на гранату учитель во время урока ОБЖ… Все дети остались живы, а Юрий Лелюков погиб. Военрук закрыл собой приведенную во время урока в действие боевую гранату, оказавшуюся среди полученного из военкомата учебного имущества, и этим спас жизнь двадцати шести ученикам. После его гибели учебные гранаты стали сверлить.

18 ноября 2012 г. В Чебулинском районе Кемеровской обл. на трассе М-53 произошло столкновение «КамАЗа» и «Мазды-3». Прибывшие на место ДТП сотрудники ведомств занимались оформлением необходимых материалов. В это время 26-летний водитель машины «Лада Приора», будучи в состоянии наркотического опьянения, превысил скорость. Кроме того, он ехал на «летней резине».

Подъезжая к месту ДТП, этот водитель не справился с управлением - его вынесло на обочину, где в это время находились сотрудники ведомств и участники предыдущей аварии. При этом 27-летний инспектор ДПС Сергей Шаманаев ценой своей жизни спас женщину, которая находилась недалеко от места происшествия. Оценив обстановку, он мгновенно осознал, что столкновения неуправляемого автомобиля с людьми не избежать, и тогда оттолкнул женщину в кювет, приняв основной удар на себя… У Сергея осталась семья - жена и маленький ребёнок.

  1. Герой и гений - в чём различие? (ответы кадетов)

  2. Можно ли говорить о подвиге духовном, творческом, научном, бытовом? (ответы кадетов)

Чаще всего подвиг находит своё выражение в поступке, в решительности, порой отчаянном действии. Чаще всего, но не всегда. Характер совершенствуется в ежедневном упорном труде над собой.

Вот вам примеры.

В молодости у Валерия Чкалова никак не ладилась стрельба по воздушным целям. Ему никак не удавалось приноровиться к прицелу «Альдис». Тогда Валерий Павлович пристроил этот злосчастный прицел к обыкновенному полену и до тех пор «стрелял» с земли по летающим самолётам, пока не переборол себя, пока не научился мгновенно и точно схватывать противника в перекрёстке…

Если вы прочтёте записки одного из самых сильных людей в мире, Юрия Власова, то обратите внимание на те места, где он рассказывает не о рекордных достижениях, а о ежедневных тренировках…

Внимательно вчитайтесь в биографию Эдисона - какое великое упорство! Вспомните имя уникального лексикографа, который в одиночку, потратив 53 года из своей жизни, создал «Словарь живого великорусского языка»… А как работал Паганини!

Только так делается настоящий характер - шаг за шагом. Любой человек способен на значительно большее, чем он сам предполагает.

  1. Приведите примеры подвига в российской истории. (ответы кадетов)

  2. Готов ли ты к подвигу? (ответы кадетов)

Кто-то закрывает своим телом гранату, спасая рядом находящихся людей, пилот принимает решение, чтобы самолёт не рухнул на мирных горожан, кто-то выносит детей из огня, кто-то вытягивает человека из полыньи…

Итак, подвиг это самоотверженное противостояние разбушевавшемуся злу во имя спасения ближних. Поэтому в завершение нашего мероприятия мне хотелось бы процитировать слова Алексея Скворцова «Подвиг, несомненно, является великой трагедией, но, кроме того, торжеством человечности, не пожелавшей смириться с собственным унижением».

ИСТОЧНИКИ:

Маркуша А. Мужчинам до 16 лет. - Томск: Томское кн. изд-во, 1991. - С.123-125.

gazeta.a42.ru/lenta/show/22919.html

berdsk-politex.edu54.ru/p148aa1.html

© 2010-2022