Конспект к классному часуЖелезная воля, стальной характер

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологический классный час «Железная воля, стальной характер».

Классный час, посвященный самовоспитанию характера.

Гвозди бы делать из этих людей,

Крепче бы не было в мире гвоздей!

Н.С. Тихонов. «Баллада о гвоздях»

В сценарии использованы методы: дискуссия, проблемная ситуация, незавершенное предложение, интерактивная беседа.

Цели: расширить представление детей о самовоспитании, познакомить с методикой самовоспитания; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самообладанию, самопознанию, самосовершенствованию.

Форма проведения: час общения.

Оформление: мультимидейный проектор.

План классного часа

  1. Вступительное слово.

  2. Интерактивная беседа по теме «Люди из железа?»

  3. Информация к размышлению «Характер и воля».

  4. Воспитывающая ситуация « Пример для подражания».

  1. Дискуссия по теме « Человек привычки» и « Человек воли».

  2. Незавершенные предложения по теме «Воспитание характера - это……»

  3. Составление памятки «Как воспитать характер».

  4. Заключительное слово.

  5. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

  1. Вступительное слово

Классный руководитель. На прошлом классном часе вы составляли свой характер. У многих этот характер получился серым. А вокруг столько ярких, сильных, твердых характеров! Столько людей с сильной волей, уверенных в себе, целеустремленных, активных! Можно ли каждому стать таким? Можно ли воспитать свой характер? Об этом мы будем говорить сегодня.

  1. Интерактивная беседа по теме «Люди из железа?» (слайд №3, 4,5)

Классный руководитель. В истории есть люди, которые получили прозвище «железный человек»; «железный Феликс», «железный канцлер», «железная леди». Как вы думаете, за что могли дать такое прозвище? Примерные ответы детей:

- Они были жестокими и безжалостными.

- Их все боялись.

- Это были люди, которые могли всех подчинить себе и т.п.

Классный руководитель. Действительно: «железный канцлер» Бисмарк был выдающимся государственным деятелем Германии 19 века, который смог объединить Германию «железом и кровью»; «железный Феликс» - это самый главный советский чекист, который был беспощаден к врагам революции; «железная леди» - премьер-министр Англии Маргарет Тэтчер, женщина, которая сумела «сильной рукой» навести в стране порядок. Всех этих людей объединяет то, что они были выходцами из низов общества, но благодаря своему характеру достигли высот власти. Какие именно качества характера помогли им подняться наверх? (Настойчивость, целеустремленность, жестокость, строгость к себе и другим, трудолюбие, мужество, сильная воля и т.п.)

Все эти «железные люди» обладали сильной волей. Это качество характера и позволило им преодолеть свои слабости и недостатки и управлять людьми

III.Информация к размышлению «Характер и воля». (слайд №6, 7)

Классный руководитель. Характер в переводе с греческого означает «чеканка», «отпечаток». Это индивидуальное сочетание психических, духовных свойств человека, которое проявляется в его поведении - в отношении к труду, к людям, к самому себе. Очень важным качеством характера является воля. Воля - это способность человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Она проявляется в таких качествах характера, как целеустремленность, решительность, мужество. Волевые люди обладают сильным характером. Они умеют ставить перед собой цели и добиваться их осуществления. Они активны, мужественны, и смелы. Безвольные, слабовольные люди, наоборот, пассивны, нерешительны, несостоятельны. Волевые качества можно воспитать у человека. Об этом говорил знаменитый русский ученый И.П. Павлов. Он подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. самосовершенствоваться.

IV.Воспитывающая ситуация «Пример для подражания»(слайд №8)

Классный руководитель. Как же можно воспитывать волю? Чаще всего люди берут чей-то пример для подражания. Я вам расскажу историю одного мальчика. Попробуйте угадать, о ком идет речь.

Этот мальчик в детстве был хилым, малорослым, болезненным. Но он хотел стать полководцем, таким как Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, Петр 1 Мальчик составил программу самовоспитания: занимался физическими упражнениями, закалял себя, даже зимой ходил в легкой одежде, обливался холодной водой, бегал по снегу. Это сделало его выносливым и сильным.

Он много внимания уделял своему образованию: выучил 8 языков, много читал, сам писал стихи, проштудировал все книги по военному искусству и военным наукам. Он начинал службу с самых нижних чинов и воспринимал ее как тренировку в умении подчиняться и добросовестно выполнять свои обязанности. Дежурства, караулы, военные упражнения, трудные поручения - все это он выполнял охотно, никогда не сваливая на солдат свои обязанности, как это делали другие военнослужащие-дворяне. Наоборот, он сам добровольно подменял на дежурствах своих товарище. Мальчик этот не только стал великим полководцем, но и создал армию, достойную себя. Вы догадались, о ком идет речь? (А. Суворов).

Верно. Суворов воспитывал волю. А значит, способность преодолевать препятствия. Какие же препятствия пришлось уме преодолевать? (лень , трусость, физическую слабость, привычку к комфорту, гордыню, нетерпеливость, неусидчивость и т.п.)

V.Дискуссия по теме «Человек привычки» и «Человек воли».

Классный руководитель. Как же научиться преодолевать трудности? Как воспитать свою волю? Многие известные президенты, ученые, артисты, полководцы, политики и просто классные специалисты в своем деле признались, что в детстве были самыми обыкновенными или даже хуже других, но потом вдруг начали целенаправленно работать над собой, развивать свои способности, закалять волю, укреплять характер и добились выдающихся результатов. Оказывается в каждом из нас есть «человек привычки» и «человек воли». «Человек привычки» делает все, что ему хочется, а «человек воли», наоборот, принуждает, ограничивает себя, заставляет себя делать то, не хочется, и не делать того, что хочется. Как эти два человека борются между собой, узнаем, когда попытаемся выполнить самый обыкновенный распорядок дня. Сейчас мы обсудим эту ситуацию с трех сторон.

(Класс делится на три группы - по рядам.)

В роли ученика выступает первая группа - приглашаю ее представителя. (участник из первой группы выходит к доске и садится на стул)

В роли «человека привычки» выступи вторая группа. Приглашаю ее представителя к доске. (участник из второй группы выходит к доске и становится рядом с учеником)

Роль «человека воли» исполнит третья группа. (участник из третьей группы выходит к доске и становится с другой стороны о ученика)

Итак, все на местах. Проверяем, как борются в каждом из нас эти 2 начала - «человек воли» и «человек привычки». В 7.00 звонит будильник. Что делает человек привычки? (всем участникам раздаются, заранее заготовленные ответы)

«Человек привычки»: Посплю еще минут 15 , в комнате такая холодина, так не хочется вылезать из-под одеяла. Классный руководитель, обращаясь к другим членам группы. :Какие еще будут варианты? (закрыть будильник подушкой и продолжать спать, найти у себя какую-то болезнь и вообще не идти в школу, пойти на второй урок и т. п. )

А как ведет себя «человек воли»?

«Человек воли». Нужно вставать. Ведь ты дал себе слово начинать новую жизнь, воспитывать характер.

Классный руководитель (обращается к другим членам группы). Какие еще варианты может предложить «человек воли»? (Сосчитать до 3-х и подняться, поругать себя, вспомнить о своем идеале, пристыдить себя и т.п.).

Вот такие противоречия буквально раздирают нас каждое утро. Как же детям удается принимать решения? Слушаем ученика.

Ученик. В основном побеждает «человек воли». И чаще всего - под воздействием родителей.

Классный руководитель (обращается к другим членам группы) Какие еще бывают варианты? (Все зависит от настроения, погоды, от родителей, но всегда можно найти повод и не пойти на первый урок или вообще прогулять весь день).

Хорошо, допустим, так или иначе, но мы все-таки поднимаемся с постели. Борьба двух начал продолжается. По каким вопросам ведется спор?

«Человек воли» и «человек привычки». Умывание, зарядка, еда и т.п. - есть здоровую пищу или вредную, но вкусную и т.п.

Классный руководитель. Какие предложения выдвигаются? (дается слово трем оппонентам, а потом членам их групп)

Вот такие бои на невидимом фронте могут идти в нашем сознании. Но чаще всего это происходит с людьми, которые решили бороться со своими недостатками и начали работать над собой. А те, в которых господствует «человек привычки» , спокойно делают все, что им хочется. Так может, это и хорошо? Может быть, так и надо жить? (дается слово трем оппонентам, а потом членам их групп).

Наше обсуждение закончено. Благодарю всех за участие в дискуссии. (все садятся на свои места).

Подводя итоги обсуждения, все-таки скажу, что наши желания, прихоти да и лень - матушка могут нам очень навредить, поэтому их приходится ограничивать.

VI.Незавершенные предложения по теме «Воспитание характера - это….» (слайд №10)

Классный руководитель. Как победить в себе человека привычки? Как воспитать характер? Попробуйте ответить на этот вопрос, продолжив предложение: «Воспитание характера - это …….» ( искоренение плохих черт характера, выработка хороших, избавление от вредных привычек, овладение в совершенстве каким - то делом и т.п.)

Все, что вы сейчас перечислили, называется самовоспитанием и требует постоянного напряжения воли.

VII.Составление памятки «Как воспитать характер»(слайд №11)

Классный руководитель. Те, кто занимается спортом, хорошо знают, как воспитывается воля. А остальные и хотели бы изменить свой характер, но не знают, как это сделать. Психологи утверждают, что характер и волю можно тренировать так же, как мы тренируем мускулы. Для тренировки характера и воли применяют следующие 7 инструментов (Кто сможет расшифровать эти слова? (Дети высказываются по каждому слову в отдельности. Учитель помогает уточнять понятия.)

Можно ли с помощью этих инструментов составить памятку «Как воспитать характер?» Давайте запомним 7 пунктов этой памятки: (слайд №12)

  1. Пообещать себе изменить свой характер.

  2. Составить план действий на день, неделю, месяц.

  3. Убеждать себя, что это тебе необходимо и полезно.

  4. Заставлять себя выполнять то, что наметил по плану.

  5. Заставлять себя сдерживать свои эмоции, владеть собой.

  6. Приказывать себе выполнять намеченное.

  7. Контролировать себя, критически относиться к своим поступкам.

Теперь нужно решить, над чем в первую очередь нам нужно работать. Девочки, что по-вашему, нужно изменить в себе нашим мальчикам? ( бросить курить, не ругаться, уважать девочек, соблюдать дисциплину на уроках, накачать мускулатуру, воспитывать мужественность, прекратить паясничать, и т.п.)

А над чем, по мнению мальчиков, нужно поработать девочкам? (не курить, не ругаться, уважать мальчиков, соблюдать дисциплину на уроках, поменьше краситься, воспитывать скромность и т.п.)

VIII.Заключительное слово (слайд №13)

Классный руководитель. Сегодня мы поговорили о том, как работать над собой, чтобы стать лучше, совершенней. В этом вопросе нельзя дать рецептов, одинаковых для всех. Каждый человек уникален, и самовоспитание - это индивидуальный процесс. И длится он в течение всей жизни. Но одно правило - общее для всех: чтобы себя изменить, нужно усилие воли. Без этого никакие клятвы, намерения и планы не дадут результата. А воля закаляется как раз в преодолении трудностей. Именно так можно одержать победу над собой. И именно с этой победы начинаются все остальные победы.

IX.Подведение итогов (рефлексия)(слайд№14)

Классный руководитель. Что нового вы узнали о себе в ходе классного часа? Захотелось ли вам воспитывать свой характер? (ответы детей)





© 2010-2022