- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа духовно - нравственного воспитания обучающихся начальной школы
Программа духовно - нравственного воспитания обучающихся начальной школы
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мигаль Н.В. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Я - будущее России»
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Я - будущее России». Программа подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
В школе должны быть созданы условия для реализации данной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной работы по программе «Я - будущее России»:
-
совместное сотрудничество учителей и обучающихся в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность и взрослых и детей;
-
воспитание существенных личностных качеств: духовности, патриотизма, чувства национального самосознания и гражданственности, ответственности, культуры общения;
-
духовная самоотдача, милосердие как естественное состояние;
-
ориентация детей на вечные абсолютные ценности - Отечество, Семья, Человек, Знания, Труд, Культура, Мир, Земля, Добро, Истина, Красота.
Цель программы «Я - будущее России»:
Главной целью программы «Я - будущее России» является идеал личности, всесторонне и гармонично развитой, социально ориентированной, способной принимать решения в современных ситуациях, способной строить жизнь достойного человека.
Динамическая её характеристика связана с понятиями самопознания, саморазвития, самореализации. Эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Задачи программы:
1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:
2. Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищённости каждого его члена;
3. Создание условий для самоутверждения каждого обучающегося в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым из них социального статуса в среде сверстников;
4. Создание условий и оказание помощи в поисках ценностей и смысла жизни, мотивации обучения в школе и последующей деятельности;
5. Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в коллективе как модели образа будущей достойной жизни;
6. Психолого-педагогическое просвещение обучающихся, обучение их способам делать разумный выбор, приёмам саморегуляции и самовоспитания как важнейшие условия благополучной социализации и самореализации во взрослой жизни;
7. Формирование человека - высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, любящего своё Отечество гражданина, пробуждение национального самосознания и характера.
При составлении программы учитывались естественные потребности человека:
-
Потребность в творческой деятельности по принципу: воспитывает не деятельность, а опыт. В основе - педагогическое кредо: жизненный опыт ребёнка должен быть успешен.
-
Потребность быть здоровым. Быть здоровым - значит чувствовать себя защищеным, сильным, способным к саморазвитию, устремлённым в будущее, полнее и глубже чувствовать жизнь, переживать радость, счастье. В основе - народная мудрость: в здоровом теле - здоровый дух.
-
Потребность в защищённости и безопасности. Ребёнку в любом возрасте необходим психологический комфорт, чувство внутренней свободы, здоровье и гармония окружающего мира.
-
Потребность в уважении, в признании, в необходимом социальном статусе. Человек, не научившийся уважать себя, любить себя никогда не будет уважать и любить окружающих. Из отношения к себе вырастает чувство собственного достоинства. В основе - правило: помни - каждый человек уникален и неповторим. Формула нравственного поведения: если ты хочешь, чтобы уважали тебя, необходимо научиться уважать других.
-
Потребность в смысле жизни. Смысл жизни - источник «САМости», внутренней свободы. В.Франклин писал: «Смысл жизни нельзя дать, его можно только найти самому собственным трудом и усилиями». Потребность в самореализации. Способность к самореализации - важнейший признак личности. Д.Б. Эльконин писал: «Каждая личность способна к практически неограниченному духовному развитию». В основе - задача индивида: познать себя, познать возможности среды, условий, его окружающих, определить своё призвание.
-
Потребность в удовольствии, наслаждении. Жизнь - вещь самая ценная, и необходимо научиться ощущать её прелести, научиться быть счастливым, наслаждаться красотой природы, находить удовольствие в работе, отдыхе, общении с друзьями. Воспитание здесь - это воспитание чувств, развитие эмоционально-чувственной сферы, научение находить удовольствие в нравственном поведении, обогащение воспитанника культурно-этическим опытом.
В основу программы положены следующие педагогические принципы и подходы:
-
Принцип духовности. Принимать ребёнка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Природа - корни, воспитание - крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
-
Принцип целостности. Целостно всё: образ окружающего мира, образ себя, урочная и внеурочная деятельность. Нельзя делить мир на уроки литературы, алгебры, физики, химии.
-
Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнёрства, уважения и доверия.
-
Деятельностный подход. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между обучающимися, меняется отношение к самому себе - растёт самоуважение.
-
Личностно - ориентированный подход. Уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения.
-
Возрастной подход. Подростковый возраст - период самоутверждения, юношеский - самоопределения, поиска ценностей, углубленного и пристального вглядывания в себя.
Программа воспитательной работы в начальной школе «Я - будущее России» рассчитана на обучающихся с 1-4 класс, в каждом классе свой план внеурочной и внеклассной деятельности («Мы шагаем по Москве», «Технологии проектной деятельности: групповой проект», «Час чтения», «Человек и природа»). Занятия ведутся в группах, наполняемость 15 человек. Продолжительность занятий (1 класс -30 минут, 2-4 классы - по 40 минут), 1 раз в неделю по 1 часу.
Выпускник начальной школы
Знает:
• о совести как основе нравственности
• о пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков
• свою родословную
• законы дружбы, жизни в коллективе
Умеет:
• поставить цель и добиваться ее выполнения
• воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках
• терпеливо относиться к близким и окружающим людям
• соблюдать правила здорового образа жизни
• видеть красивое , стремиться к красоте
Целевая группа:
Обучающиеся начальной школы (1-4 класс).
Основные представители ( родители, опекуны) обучающихся начальной школы
Педагогический коллектив
Методы и формы
• беседы и наблюдения
• классные часы
• занятия- практикумы
• экскурсии
• тематические праздники и вечера
• конкурсы
• игры, соревнования
• проектная деятельность
• интерактивные игры
Учебное оборудование:
1. Книгопечатная продукция (фонд библиотеки)
2. Экранно - звуковые (игры, сказки, фильмы, видеокассеты)
3. ТСО (компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, фотоаппарат)
4. Игры (шахматы, шашки, ЛЕГО, развивающие)
5. Наглядные объекты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Главные задачи воспитательной деятельности:
-
формирование знаний о природе;
-
формирование культуры общения младших школьников с товарищами, родителями, учителями, взрослыми;
-
ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в музее, в театре и других культурных заведениях;
-
развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной, общественной;
-
развитие интереса к народному творчеству и его традициям;
-
усвоение понятий «красивое», «уродливое», «безобразное», «природа», «гигиена», «атмосфера», «добро», «зло», «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», «вежливость», «исполнительность», «трусость», «смелость».
Ведущими качествами личности ученика в данной ступени выступают:
-
любовь к Родине, к отчему краю, дому, где вырос;
-
способность к сотрудничеству;
-
милосердие к больным, престарелым, животным;
-
трудолюбие;
-
самостоятельность, честность;
-
бережливость, умение беречь народное добро, школьное имущество;
-
организованность;
-
готовность охранять и защищать природу.
Основные направления воспитательной деятельности.
1. Формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества.
1.1. Классные часы:
«Животные и растения в моем доме», «Мое любимое растение», «Мое любимое животное»,
«Человек в лесу»,
«Земля - наш общий дом»,
« Я - житель планеты Земля» и т.п.
1.2. Коллективные творческие дела: конкурсы рисунков «Город любимый, сердцу близкий», «Береги природу - наш дом!», конкурс стихов о природе, забота о птицах в зимнее время (кормление, изготовление кормушки), озеленение класса, составление календаря погоды, экскурсии на природу, экологические мероприятия и т.п.
2. Приобщение к национальной культуре.
2.1. Классные часы:
«Какие праздники проводились в старину»,
«Культура России в песнях, обрядах, народных промыслах»,
2.2. Тематические экскурсии в музеи, конкурсы стихов о родном крае и т.п.
2.3.Коллективные творческие дела: фольклорные праздники «Здравствуй, гостья - зима!», «Масленица», «Рождественские колядки», конкурсы загадок, частушек, народных песен и т.п.
3. Формирование культуры поведения.
3.1.Классные часы: «Что такое этикет?»,
«Гражданином быть обязан»,
«Весёлые правила хорошего тона»,
«Учусь быть вежливым»,
«Кого мы называем честным?»,
«Можно и нельзя в жизни»,
«Соблюдай правила дорожного движения» и т.п.
3.2. Уроки доброты и вежливости:
«Доброе слово и кошке приятно»,
«Давайте говорить друг другу комплименты»,
уроки этикета, проигрывание жизненных ситуаций и т.п.
4. Знакомство с культурой семейных отношений. Работа с родителями.
4.1. Классные часы: «Моя семья»,
«Ласковые слова маме»,
«Мои семейные обязанности»,
конкурс сочинений о семье и т.п.
4.2. Праздники: «Папа, мама, я - спортивная семья»,
«Папа, мама, я - читающая семья»,
«Мы за чаем не скучаем»,
«Когда ты, мама, рядом, жизнь светлее»,
«Защитники Отечества» и т.п.
Родительский всеобуч: родительские собрания, практикумы для родителей.
5. Организация здорового образа жизни.
5.1. Классные часы:
«Мой режим дня»,
«Как быть здоровым»,
«Курить - здоровью вредить!»,
«Путешествие к Мойдодыру»,
«Приглашение к зеркалу»,
«Моё любимое занятие»,
«Весёлые старты». Дни здоровья и т.п.
6. Формирование культуры отношений между полами.
6.1.Конкурсные программы: «Мальчишки - девчонки», «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»
6.2. Классные часы : «О дружбе мальчиков и девочек» и т.п.
6.3. Уроки этикета: разыгрывание различных ситуаций (уступи девочке место, помоги ей в физической работе, не стесняйся просить у не помощи, защити девочку от обидчиков; говори с мальчиком уважительно, благодари его за помощь) и т.п.
7. Формирование культуры труда.
7.1. Классные часы: «На свете множество профессий» (встреча с родителями и их рассказ о своей профессии), «Самообслуживание в классе и дома», операции «Чистый класс», «Чистая школа», «Чистая улица», «Украсим класс цветами», уход за клумбами и т.п.
Условия эффективной реализации программы:
-
Программа предполагает подготовку школьников к взрослой, самостоятельной жизни, становление ученика как духовно-нравственной личности;
-
Программа обеспечивает целостность образовательного процесса на период обучения школьников в учреждении
-
Системность, целенаправленность и регулярность в работе повышает уровень духовного развития личности;
-
Обеспечивает высокое качество, разнообразие форм и методов, формирование мировоззрения школьников, повышение уровня их воспитанности.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
-
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
-
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
-
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
7