Программа духовно - нравственного воспитания обучающихся начальной школы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Я - будущее России»

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Я - будущее России». Программа подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

В школе должны быть созданы условия для реализации данной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной работы по программе «Я - будущее России»:

  • совместное сотрудничество учителей и обучающихся в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность и взрослых и детей;

  • воспитание существенных личностных качеств: духовности, патриотизма, чувства национального самосознания и гражданственности, ответственности, культуры общения;

  • духовная самоотдача, милосердие как естественное состояние;

  • ориентация детей на вечные абсолютные ценности - Отечество, Семья, Человек, Знания, Труд, Культура, Мир, Земля, Добро, Истина, Красота.

Цель программы «Я - будущее России»:

Главной целью программы «Я - будущее России» является идеал личности, всесторонне и гармонично развитой, социально ориентированной, способной принимать решения в современных ситуациях, способной строить жизнь достойного человека.

Динамическая её характеристика связана с понятиями самопознания, саморазвития, самореализации. Эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Задачи программы:

1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

2. Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищённости каждого его члена;

3. Создание условий для самоутверждения каждого обучающегося в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым из них социального статуса в среде сверстников;

4. Создание условий и оказание помощи в поисках ценностей и смысла жизни, мотивации обучения в школе и последующей деятельности;

5. Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в коллективе как модели образа будущей достойной жизни;

6. Психолого-педагогическое просвещение обучающихся, обучение их способам делать разумный выбор, приёмам саморегуляции и самовоспитания как важнейшие условия благополучной социализации и самореализации во взрослой жизни;

7. Формирование человека - высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, любящего своё Отечество гражданина, пробуждение национального самосознания и характера.

При составлении программы учитывались естественные потребности человека:

  • Потребность в творческой деятельности по принципу: воспитывает не деятельность, а опыт. В основе - педагогическое кредо: жизненный опыт ребёнка должен быть успешен.

  • Потребность быть здоровым. Быть здоровым - значит чувствовать себя защищеным, сильным, способным к саморазвитию, устремлённым в будущее, полнее и глубже чувствовать жизнь, переживать радость, счастье. В основе - народная мудрость: в здоровом теле - здоровый дух.

  • Потребность в защищённости и безопасности. Ребёнку в любом возрасте необходим психологический комфорт, чувство внутренней свободы, здоровье и гармония окружающего мира.

  • Потребность в уважении, в признании, в необходимом социальном статусе. Человек, не научившийся уважать себя, любить себя никогда не будет уважать и любить окружающих. Из отношения к себе вырастает чувство собственного достоинства. В основе - правило: помни - каждый человек уникален и неповторим. Формула нравственного поведения: если ты хочешь, чтобы уважали тебя, необходимо научиться уважать других.

  • Потребность в смысле жизни. Смысл жизни - источник «САМости», внутренней свободы. В.Франклин писал: «Смысл жизни нельзя дать, его можно только найти самому собственным трудом и усилиями». Потребность в самореализации. Способность к самореализации - важнейший признак личности. Д.Б. Эльконин писал: «Каждая личность способна к практически неограниченному духовному развитию». В основе - задача индивида: познать себя, познать возможности среды, условий, его окружающих, определить своё призвание.

  • Потребность в удовольствии, наслаждении. Жизнь - вещь самая ценная, и необходимо научиться ощущать её прелести, научиться быть счастливым, наслаждаться красотой природы, находить удовольствие в работе, отдыхе, общении с друзьями. Воспитание здесь - это воспитание чувств, развитие эмоционально-чувственной сферы, научение находить удовольствие в нравственном поведении, обогащение воспитанника культурно-этическим опытом.

В основу программы положены следующие педагогические принципы и подходы:

  • Принцип духовности. Принимать ребёнка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Природа - корни, воспитание - крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

  • Принцип целостности. Целостно всё: образ окружающего мира, образ себя, урочная и внеурочная деятельность. Нельзя делить мир на уроки литературы, алгебры, физики, химии.

  • Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнёрства, уважения и доверия.

  • Деятельностный подход. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между обучающимися, меняется отношение к самому себе - растёт самоуважение.

  • Личностно - ориентированный подход. Уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения.

  • Возрастной подход. Подростковый возраст - период самоутверждения, юношеский - самоопределения, поиска ценностей, углубленного и пристального вглядывания в себя.
    Программа воспитательной работы в начальной школе «Я - будущее России» рассчитана на обучающихся с 1-4 класс, в каждом классе свой план внеурочной и внеклассной деятельности («Мы шагаем по Москве», «Технологии проектной деятельности: групповой проект», «Час чтения», «Человек и природа»). Занятия ведутся в группах, наполняемость 15 человек. Продолжительность занятий (1 класс -30 минут, 2-4 классы - по 40 минут), 1 раз в неделю по 1 часу.

    Выпускник начальной школы

    Знает:
    • о совести как основе нравственности
    • о пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков
    • свою родословную
    • законы дружбы, жизни в коллективе
    Умеет:
    • поставить цель и добиваться ее выполнения
    • воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках
    • терпеливо относиться к близким и окружающим людям
    • соблюдать правила здорового образа жизни
    • видеть красивое , стремиться к красоте
    Целевая группа:
     Обучающиеся начальной школы (1-4 класс).
     Основные представители ( родители, опекуны) обучающихся начальной школы
     Педагогический коллектив

    Методы и формы
    • беседы и наблюдения
    • классные часы
    • занятия- практикумы
    • экскурсии
    • тематические праздники и вечера
    • конкурсы
    • игры, соревнования
    • проектная деятельность
    • интерактивные игры

    Учебное оборудование:
    1. Книгопечатная продукция (фонд библиотеки)
    2. Экранно - звуковые (игры, сказки, фильмы, видеокассеты)
    3. ТСО (компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, фотоаппарат)
    4. Игры (шахматы, шашки, ЛЕГО, развивающие)
    5. Наглядные объекты.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Главные задачи воспитательной деятельности:

  • формирование знаний о природе;

  • формирование культуры общения младших школьников с товарищами, родителями, учителями, взрослыми;

  • ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в музее, в театре и других культурных заведениях;

  • развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной, общественной;

  • развитие интереса к народному творчеству и его традициям;

  • усвоение понятий «красивое», «уродливое», «безобразное», «природа», «гигиена», «атмосфера», «добро», «зло», «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», «вежливость», «исполнительность», «трусость», «смелость».

Ведущими качествами личности ученика в данной ступени выступают:

  • любовь к Родине, к отчему краю, дому, где вырос;

  • способность к сотрудничеству;

  • милосердие к больным, престарелым, животным;

  • трудолюбие;

  • самостоятельность, честность;

  • бережливость, умение беречь народное добро, школьное имущество;

  • организованность;

  • готовность охранять и защищать природу.

Основные направления воспитательной деятельности.

1. Формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества.

1.1. Классные часы:

«Животные и растения в моем доме», «Мое любимое растение», «Мое любимое животное»,

«Человек в лесу»,

«Земля - наш общий дом»,

« Я - житель планеты Земля» и т.п.

1.2. Коллективные творческие дела: конкурсы рисунков «Город любимый, сердцу близкий», «Береги природу - наш дом!», конкурс стихов о природе, забота о птицах в зимнее время (кормление, изготовление кормушки), озеленение класса, составление календаря погоды, экскурсии на природу, экологические мероприятия и т.п.

2. Приобщение к национальной культуре.

2.1. Классные часы:

«Какие праздники проводились в старину»,

«Культура России в песнях, обрядах, народных промыслах»,

2.2. Тематические экскурсии в музеи, конкурсы стихов о родном крае и т.п.

2.3.Коллективные творческие дела: фольклорные праздники «Здравствуй, гостья - зима!», «Масленица», «Рождественские колядки», конкурсы загадок, частушек, народных песен и т.п.

3. Формирование культуры поведения.

3.1.Классные часы: «Что такое этикет?»,

«Гражданином быть обязан»,

«Весёлые правила хорошего тона»,

«Учусь быть вежливым»,

«Кого мы называем честным?»,

«Можно и нельзя в жизни»,

«Соблюдай правила дорожного движения» и т.п.

3.2. Уроки доброты и вежливости:

«Доброе слово и кошке приятно»,

«Давайте говорить друг другу комплименты»,

уроки этикета, проигрывание жизненных ситуаций и т.п.

4. Знакомство с культурой семейных отношений. Работа с родителями.

4.1. Классные часы: «Моя семья»,

«Ласковые слова маме»,

«Мои семейные обязанности»,

конкурс сочинений о семье и т.п.

4.2. Праздники: «Папа, мама, я - спортивная семья»,

«Папа, мама, я - читающая семья»,

«Мы за чаем не скучаем»,

«Когда ты, мама, рядом, жизнь светлее»,

«Защитники Отечества» и т.п.

Родительский всеобуч: родительские собрания, практикумы для родителей.

5. Организация здорового образа жизни.

5.1. Классные часы:

«Мой режим дня»,

«Как быть здоровым»,

«Курить - здоровью вредить!»,

«Путешествие к Мойдодыру»,

«Приглашение к зеркалу»,

«Моё любимое занятие»,

«Весёлые старты». Дни здоровья и т.п.

6. Формирование культуры отношений между полами.

6.1.Конкурсные программы: «Мальчишки - девчонки», «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

6.2. Классные часы : «О дружбе мальчиков и девочек» и т.п.

6.3. Уроки этикета: разыгрывание различных ситуаций (уступи девочке место, помоги ей в физической работе, не стесняйся просить у не помощи, защити девочку от обидчиков; говори с мальчиком уважительно, благодари его за помощь) и т.п.

7. Формирование культуры труда.

7.1. Классные часы: «На свете множество профессий» (встреча с родителями и их рассказ о своей профессии), «Самообслуживание в классе и дома», операции «Чистый класс», «Чистая школа», «Чистая улица», «Украсим класс цветами», уход за клумбами и т.п.

Условия эффективной реализации программы:

  • Программа предполагает подготовку школьников к взрослой, самостоятельной жизни, становление ученика как духовно-нравственной личности;

  • Программа обеспечивает целостность образовательного процесса на период обучения школьников в учреждении

  • Системность, целенаправленность и регулярность в работе повышает уровень духовного развития личности;

  • Обеспечивает высокое качество, разнообразие форм и методов, формирование мировоззрения школьников, повышение уровня их воспитанности.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

























7


© 2010-2022