Классный час по теме Воспитание толерантности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1


Воспитание толерантности Воспитание толерантности Классный час в 9-11 классах


Слайд 2


Цели: сформировать у учащихся представление о толерантности; сформировать у учащихся представление о толерантности; развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем; развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей. формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.


Слайд 3


Историческая справка о Тарханах Музей расположен в селе Лермонтово Пензенской области - в 100 км от города Пенза, Тарханы вошли в судьбу поэта как самое дорогое, самое лучшее и доброе, как самая драгоценная частица великой России, которую он любил сильно, пламенно и нежно. "Кругом родные все места",- так писал он за год до смерти, стремясь мечтой в любимые Тарханы. Музей расположен в селе Лермонтово Пензенской области - в 100 км от города Пенза, Тарханы вошли в судьбу поэта как самое дорогое, самое лучшее и доброе, как самая драгоценная частица великой России, которую он любил сильно, пламенно и нежно. "Кругом родные все места",- так писал он за год до смерти, стремясь мечтой в любимые Тарханы. На протяжении многих лет село имело два названия: официальное - Яковлевское, обиходное - Тарханы. Самое раннее упоминание названия «Тарханы» встречается в 1806 году в метрической книге Никольской церкви. На протяжении многих лет село имело два названия: официальное - Яковлевское, обиходное - Тарханы. Самое раннее упоминание названия «Тарханы» встречается в 1806 году в метрической книге Никольской церкви.


Слайд 4


Гуманистическое содержание понятия "толерантность" формировалось на протяжении многих веков. Этот сложный процесс продолжается и в настоящее время. Наиболее кратко и точно сущность толерантности, на наш взгляд, представил французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери: "Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю". Гуманистическое содержание понятия "толерантность" формировалось на протяжении многих веков. Этот сложный процесс продолжается и в настоящее время. Наиболее кратко и точно сущность толерантности, на наш взгляд, представил французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери: "Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю".


Слайд 5


1-я стадия - Вызов 1-я стадия - Вызов Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово толерантность. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма. Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово толерантность. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма. Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России? (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос). (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос).


Слайд 6


Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям - умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям - умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.


Слайд 7


2-я стадия - Осмысление Историки. Историки. Давайте обратимся к истории понятия толерантность. Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII- XVIII веков - Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо - выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами. Давайте обратимся к истории понятия толерантность. Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII- XVIII веков - Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо - выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.


Слайд 8


В 1789 году - через 11 лет после смерти Вольтера - во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами. В 1789 году - через 11 лет после смерти Вольтера - во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.


Слайд 9


Филологи. Филологи. Попробуем обратиться к Попробуем обратиться к этимологии понятия толерантность. Оно происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка слова толерантность в разных культурах неоднозначны. Сравнительный анализ данного понятия позволяет сделать следующие выводы. этимологии понятия толерантность. Оно происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка слова толерантность в разных культурах неоднозначны. Сравнительный анализ данного понятия позволяет сделать следующие выводы.


Слайд 10


В английском языке понятие толерантность имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение. В английском языке понятие толерантность имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение. Во французском языке толерантность - уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов. Во французском языке толерантность - уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов. В китайском языке быть толерантным - позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В китайском языке быть толерантным - позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В арабском языке толерантность определяется, как снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим. В арабском языке толерантность определяется, как снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим.


Слайд 11


В русском языке толерантность означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам. В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере. В русском языке толерантность означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам. В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.


Слайд 12


« Толерантность»- относительно новое понятие, но в сущности, это и есть основа русского миропонимания и нашего способа бытия в мире, отраженное литературой. русского миропонимания и нашего способа бытия в мире, отраженное литературой.


Слайд 13


Середина XIX века - в России ожесточенно кипят идеологические. Философские, религиозные споры. Не остаются в стороне от них и русские писатели. Середина XIX века - в России ожесточенно кипят идеологические. Философские, религиозные споры. Не остаются в стороне от них и русские писатели.


Слайд 14


Художественная литература ХХ века продолжила традиции русской классики - в центре внимания - человек с его мировосприятием


Слайд 15


Источник силы или бессилия общества - духовный уровень жизни, а уже потом - уровень промышленности. Одна рыночная экономика и даже всеобщее изобилие - не могут быть венцом человечества. Чистота общественных отношений - важней, чем уровень изобилия «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять…» «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять…»


Слайд 16


Политологи. Политологи. Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность. Межнациональные проблемы стали сегодня постоянным спутником российской действительности. Нагорный Карабах, Чечня - это тысячи погибших людей, разрушенные семьи, беспризорные дети - вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния. Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность. Межнациональные проблемы стали сегодня постоянным спутником российской действительности. Нагорный Карабах, Чечня - это тысячи погибших людей, разрушенные семьи, беспризорные дети - вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния.


Слайд 17


Психологи. Возможна ли реализация принципа толерантности на практике? Психологи. Возможна ли реализация принципа толерантности на практике? Это предполагает соблюдение некоторых несложных условий. Вот они: Это предполагает соблюдение некоторых несложных условий. Вот они:


Слайд 18


Не стремиться подчинить себе другого, т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности. Не стремиться подчинить себе другого, т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности. Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную. Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную. Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями. Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями. Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном. Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном. Чувство юмора. Способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими. Чувство юмора. Способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.


Слайд 19


3-я стадия - Рефлексия Я попрошу каждого из вас назвать хотя бы по одному качеству толерантной личности, которым бы вы хотели обладать. Я попрошу каждого из вас назвать хотя бы по одному качеству толерантной личности, которым бы вы хотели обладать. В каких случаях этот качество вам необходимо? В каких случаях этот качество вам необходимо?


Слайд 20


В заключение хотелось бы подчеркнуть, что работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур.


© 2010-2022