Программа деятельности классного руководителя Я в мире, мир во мне

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Паспорт программы деятельности классного руководителя

Наименование

программы

Программа деятельности классного руководителя «Я в мире, мир во мне».

Заказчик - координатор программы

Социальный заказ

Родители выпускников начальной школы

Основные

Разработчики

программы

Классный руководитель Ярославцева Ю.Н.

Исполнители

программы

Классный руководитель

Учащиеся

Родители учащихся

Педагоги

Цель программы

Воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина.

Срок реализации

программы

сентябрь 2009 г. - май 2014 г.

Ожидаемые

результаты реализации программы

Выпускник основной школы, который обладает такими личностными качествами:

  • самостоятельность и уверенность;

  • мотивация «на удачу» и оптимизм;

  • вежливость и отзывчивость;

  • любовь к своему народу, краю и Отечеству;

  • признание ценностной толерантности и уникальности каждого человека;

  • активность и скромность;

  • самопознание и самоконтроль;

  • настойчивость в достижении целей и стремление к улучшению своих результатов;

  • самосовершенствование.

Система контроля

выполнения

программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет:

  • Заместитель директора по воспитательной работе МОУ «СОШ № 5»

  • Родители класса.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовые основы разработки и реализации программы

1.2. Концепция воспитательной программы

1.3. Принципы воспитания

1.4. Цели и задачи воспитательной деятельности

1.5. Ожидаемые результаты деятельности

Раздел II. Содержание воспитательной работы

2.1. Направление «Мир добрых дел и отношений»

2.2. Направление «Родина - страна граждан»

2.3. Направление «Образование - труд для себя и для других»

2.4. Направление «Мир красоты»

2.5. Направление «Здоровье тела, духа и природы»

Раздел III. Планирование воспитательной работы.

3.1. Перспективный план воспитательной работы на 2009 - 2010 учебный год

3.2. Перспективный план воспитательной работы на 2010 - 2011 учебный год

3.3. Перспективный план воспитательной работы на 2011 - 2012 учебный год

3.4. Перспективный план воспитательной работы на 2012 - 2013 учебный год

3.5. Перспективный план воспитательной работы на 2013 - 2014 учебный год

Раздел IV. Система оценки результативности и эффективности реализации программы

4.1. Мониторинговая карта воспитательной системы

4.2. Инструментарий мониторинга

Взаимодействие в социуме

Список литературы

Взаимодействие в социуме

Приложения



Раздел I. Пояснительная записка

1.1.Нормативно-правовые основы разработки и реализации программы

Нормативно-правовой основой программы деятельности классного руководителя являются следующие документы:

  • Конвенция о правах ребенка (принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г.)

  • Декларация принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО 16. 11. 1995 г.)

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.)

  • Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1

  • Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ

  • Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 26.06.1995 г. № 98-ФЗ

  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»от 24.06.1999г. № 120-ФЗ

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29.12.2001 г.

  • Приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»

  • Письмо МОиН Челябинской области от 14.03.2006 г. № 04-1140 «Об организации деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях».

  • Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

  • Положение об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»





1.2.Концепция Программы

Общество накладывает на школу важную и достаточно сложную функцию воспитания из ребенка - человека, личность, готовую к восприятию окружающего мира и полноценной жизни в нём. Данная миссия с каждым годом становиться все сложнее. Меняется общество, не стоит на месте технический прогресс. В жизни ребёнка всё большую роль играют современные средства массовой информации (телевидение, всемирная сеть Интернет) и компьютерные технологии. Ребёнок теряет нить реальности, забывая о том, что жизнь далеко не игра и в момент ее окончания главный герой, которым является в этой жизни он сам, не сможет начать заново с сохранённого места. Самоопределение в ценностях у современных школьников осуществляется в условиях, когда их сознание особенно уязвимо, так как жизненный опыт недостаточен. Именно поэтому мне кажется, что задача школы - гуманизация образовательного процесса. Образовательный процесс немыслим без воспитания. А одним из направлений воспитания, по моему мнению, должна быть социализация. Ведь расширение социального опыта ребёнка необходимо, чтобы обеспечить ему полноценное личностное развитие.

Социализация личности - это многогранный и сложный процесс, включающий в себя особенности личности, выявление и развитие индивидом личностных способностей; усвоение социального опыта, накопленного человечеством.

Это социальное явление познания личностью самого себя, которое длится в течение всей жизни. Именно в детском и подростковом возрасте закладывается фундамент этого процесса.

Ключевые понятия Программы «воспитание» и «социализация» Данная программа призвана помочь ребёнку адаптироваться к жизни в окружающем его мире.

Разработке программы предшествовала Предварительная работа:

  1. Проведение психолого - педагогического консилиума «Готовность учащихся четвёртых классов к освоению статуса пятиклассника» (от 07.05.2009 г.). Знакомство с возрастными психологическими особенностями пятиклассников. Выявление проблем, которые могут возникнуть при работе с данным коллективом. Знакомство с рекомендациями психолога.

  2. Заочное знакомство с учащимися. Изучение документации, личные встречи с учителями начальных классов.

  3. Знакомство с родителями: первое родительское собрание; выявление социального заказа.

  4. Заседание ШМО классных руководителей «Рекомендации по планированию воспитательной деятельности основной школы»

Реализация Программы включает в себя следующие этапы:





«Я и мир» (5 класс)

На данном этапе ученик включается в этот процесс в основном на уровне теоретического и эмоционально-образного восприятия информации.

Происходит знакомство с взрослым внешним миром, с правилами поведения в нём. Деятельность всех участников воспитательного процесса направлена на то, чтобы ознакомившись с внешним миром, ребёнок пришёл к пониманию его.

Этот уровень сводится к тому, что у школьника имеются:

  • понимание значимости получаемых знаний, обозначенных в Программе;

  • понимание того, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми;

  • понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества;

  • понимание собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности;

  • понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.

«Мой внутренний мир» (6 - 7 класс)

На втором этапе подросток осознанно связывает полученную ранее информацию с типичными ситуациями, проблемами окружающей действительности, происходит формирование ценностей и убеждений. Происходит формирование «внутреннего мира» ребёнка. Деятельность всех участников воспитательного процесса направлена на то, чтобы сформировав свой внутренний мир, ребёнок стремился реализовать свои знания.

Второй уровень предполагает, что обучающийся стремится:

  • проявлять осознанное желание к расширению получаемых знаний, обозначенных в Программе, и развивать умения в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации;

  • оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали;

  • определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны;

  • освоить определённый социальный и культурный опыт и присвоить базовые национальные ценности своего народа;

  • оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды.

«Я в мире» (8 класс)

На данном этапе у обучающегося заканчивается формирование ценностей и убеждений. Ребёнок учится адаптировать свой "внутренний мир" к жизни в "мире внешнем", учится жить в гармонии двух миров. Деятельность всех участников воспитательного процесса направлена на то, чтобы у ребёнка возникло желание научиться реализовывать свои знания в жизненные умения и навыки.

Третий уровень, предполагает, что обучающийся учится выполнять:

  • действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потребности личности к саморазвитию и совершенствованию;

  • конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам и осуществлять самоанализ собственных поступков и действий (в том числе речевых);

  • реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;

"Гармония двух миров" (9 класс)

На данном этапе подросток реализует свои намерения в реальных действиях и поступках, согласно собственным ценностям и убеждениям. Начинает жить в гармонии двух миров. Деятельность всех участников воспитательного процесса направлена на то, чтобы у подросток реализовывал свои знания в жизненных ситуациях, согласно своему жизненному опыту.

Четвёртый уровень, самый высокий, свидетельствует о том, что подросток выполняет:

  • действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потребности личности к саморазвитию и совершенствованию;

  • конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам и осуществлять самоанализ собственных поступков и действий;

  • действия, позволяющие реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;

  • поступки, свидетельствующие о достаточно устойчивой ориентации на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.

Д

«Гармония двух миров» - ДЕЛАЮ (9 класс)ля выявления результатов воспитания и социализации обучающихся и эффективности деятельности классного руководителя в Программе предложены следующие критерии оценки уровней их сформированности. Условно эти уровни воспитания и социализации обучающихся можно представить таким образом:

«Я в мире» - УЧУСЬ ДЕЛАТЬ (8 класс)

«Мой внутренний мир » - СТРЕМЛЮСЬ (6 - 7 класс)

«Я и мир» - ПОНИМАЮ (5 класс)

Я надеюсь, что успешно пройти весь путь от адаптации выпускников начальной школы до итоговой Государственной аттестации выпускников основной школы, поможет Программа «Я в мире - мир во мне».

1.3.Принципы воспитания

Организацию воспитания, использование различных форм воспитывающей деятельности считаю возможным только при соблюдении приоритетности следующих принципов:

  1. Принцип социальной активности

И целью воспитания, и способом воспитания является не пассивное усвоение тех или иных норм и ценностей, которые могут быть совершенно «правильными», социально значимыми, но которые для ребенка - пустой звук, голая абстракция, а способность к социальному действию, социальному поступку.

  1. Принцип социального творчества

Действие, которое совершает ребенок, поступок, который он совершает, может быть вынужденным, не осознанным и не «прожитым» школьником, а может и должен быть актом его свободного выбора, свободного творческого волеизъявления. Этот поступок он должен совершить сам, не под давлением - в том числе не под давлением коллектива.

  1. Принцип взаимодействия личности и коллектива

Надо добиваться того, чтобы социальные действия школьников входили в социальную жизнь общества как ее составная органическая часть. Содержание деятельности должно быть значимым (личностно и социально) . Оно должно отвечать реальным, а не навязанным ценностям детей и подростков . Она должна быть самоуправляемой (не взрослые «принимают» в нее детей, а дети - взрослых, если сочтут их достойными!). Она должна включать в себя систему норм, правил поведения, символов, ритуалов и отвечать доминирующей потребности подростка - потребности в общении.

  1. Принцип развивающего воспитания

«Зона ближайшего развития» есть не только в обучении, но и в воспитании. Сегодня школьник будет уже способен сформировать мнение самостоятельно, принять собственное решение, ответственно совершить поступок - а в этом и состоит наша цель. Личностное развитие школьника предполагает опережающее его участие в деятельности коллектива. Но именно участие, а не конформное следование чужим требованиям, не бездумное подражание поступкам других. Иначе никакого развивающего воспитания не получится.

  1. Принцип мотивированности

Для самого школьника, акт воспитания должен быть ответом на проблему - его собственную, личную, коллектива, общественную, государственную, общемировую.



  1. Принцип проблемности

Воспитание начинается с обнаружения нами совместно со школьником наличия проблемы и поиска ее решения. Если же решение уже найдено - с обсуждения, взвешивания совместно со школьником его правильности.

  1. Принцип индивидуализации

Обратная связь в воспитании должна идти от конкретной личности, а не от внешних признаков поведения. Ребенок должен «вписываться» не в наше обобщенное и усредненное, а следовательно обыденное, «эталонное» представление о том, каким он должен быть, а в наше представление о том, каким этот конкретный ребенок как личность мог бы стать.

  1. Принцип целостности воспитательного процесса

Удобные педагогические абстракции («трудовое воспитание», «патриотическое воспитание» и т.п.) нельзя переносить в реальный воспитательный процесс. Как образование - не сумма предметов, а формирование единого и целостного образа мира ребенка, так и воспитание не может быть разложено по отдельным полочкам: на одной полочке - трудовое воспитание, на другой - этическое, на третьей - эстетическое... У ребенка не только голова одна - у него и сердце одно!

  1. Принцип единства образовательной среды

Процесс воспитания - не дело одной только школы, и одна она обеспечить полноценное развитие личности ребенка просто не в состоянии. Ведь ребенок входит, во-первых, в другие - формальные и неформальные - общности, социальные группы и коллективы. Во-вторых, он является членом семьи и в этом своем качестве - постоянным объектом воспитания со стороны родителей и близких. Наконец, в-третьих, он живет в том же большом и сложном мире, в котором живем мы, взрослые. Его воспитывает вообще жизнь.

  1. Принцип опоры на ведущую деятельность

Воспитание на различных возрастных этапах должно соответствовать ведущей деятельности, характерной для данного этапа, и психологическим возможностям и ограничениям, связанным с возрастными особенностями «самодеятельности» и рефлексии над собой и своим поведением и деятельностью.

1.4. Цели и задачи воспитательной деятельности

Цель: воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина.

Функционально грамотная личность - это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Исходя из обозначенной цели и возрастных психологических особенностей обучающихся, можно выделить основные задачи воспитания и социализации личности:

5 класс

Это переходный от младшего возраста к подростковому возрасту. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм-стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения - установление доверительно - дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения установленные взрослыми отходят на второй план. 5-классник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье.

Возраст пятиклассников характеризуется начальным этапом полового созревания. А это не только физические изменения, но и психические - рывок к взрослению и переоценка всех ценностей. И именно этот период совпадает с изменением социального окружения и соц. роли ребенка.

Задачи:

  • Создать условия для адаптации пятиклассников и формирования единого классного коллектива единомышленников;

  • Способствовать усвоению ребенком-подростком нравственных ценностей (на основе общечеловеческих, российских, национальных представлений о «добре») - через различение «доброго» от «дурного» в культуре, общественном и личном опыте;

  • Знакомить учащихся с общепринятыми нормами и правилами поведения в семье, коллективе, обществе.

  • Создавать условия, помогающие школьникам проявлять себя гражданами России в добрых словах и поступках

  • Вырабатывать у обучающихся мотивацию к учебному труду, развивать познавательную активность через осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности в виде применения на практике полученных знаний и умений.

  • Знакомить учащихся с нормами здорового и безопасного образа жизни в целях сохранения и укрепления их физического, психологического и социального здоровья.

  • Приобщать обучающихся к участию в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, объединения по интересам, сетевые сообщества).

  • Развивать у школьников чувство прекрасного и эстетический вкус - желание и готовность к восприятию и оценке красоты в искусстве, природе, обыденной действительности.

6 - 7 класс

Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности». Эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются. Седьмой класс - это время полового созревания и ускорения физического развития: в организме происходят важные изменения, в том числе появляются вторичные половые признаки.

Этот период - время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей.

В седьмом классе возникают первые половые влечения (часто неосознанные), новые переживания, потребности и интересы. Возникает желание любить и быть любимым, появляется особый новый интерес к этой сфере человеческих отношений.

Задачи:

  • Создавать условия для формирования у обучающихся необходимых для успешного поведения в обществе личностных качеств (доброжелательность, вежливость, достоинство, уверенность, порядочность, тактичность, терпимость и др.).

  • Развивать коммуникативно-речевые умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для достойного выражения своих чувств, мыслей и потребностей в различных жизненных ситуациях;

  • Помогать школьникам осмысливать роль семьи в своей жизни; свою личную ответственность за поддержание мира и любви в семье (не только принимать, но и проявлять любовь и заботу о своих близких, старших и младших).

  • Развивать и укреплять у обучающихся чувство долга и личной ответственности перед людьми своего общества и своей страной за её настоящее и будущее; учить отвечать за свои гражданские поступки перед своей совестью и гражданами своей страны.

  • Воспитывать свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, страной.

  • Способствовать (в ходе совместной учебно-познавательной деятельности) развитию у обучающихся стремления к познанию, трудолюбия, целеустремлённости, добросовестности, креативности, ответственности за результат своего труда.

  • Создавать условия для осознанного самостоятельного выбора подростками стиля поведения, привычек, обеспечивающих безопасный образ жизни и сохранение здоровья - своего, а также близких людей и окружающих.

  • Создавать условия для развития творческих способностей школьников в области художественной, духовной, физической (телесной) культуры, их стремления к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям.

8 класс

Неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости - все это входит в качестве неотъемлемой части в портрет типичного подростка. Сами 13-14-летние школьники очень озабочены тем, что не умеют владеть собственным поведением, и не обладают в достаточной степени волевыми качествами. Умение владеть собой, своим поведением ценится подростком, а отсутствие необходимых качеств вызывает у них беспокойство.

Подросток уже имеет возможности, обеспечивающие овладение своим поведением ради определенной цели, но ещё не имеет цели такой значимости, ради которой следовало бы это осуществлять. Цели, которые он ставит перед собой, часто не имеют личностного смысла, ситуативны, заимствованы. Для подростка очень важна эмоциональная значимость цели. Сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых блокируют разумное решение. Существенная черта подросткового возраста, оказывающая влияние на поведение, развитие школьника - сила потребностей, мотивов, интенсивность и острота эмоциональных реакций.

Задачи:

  • Воспитывать нравственное сознание - целенаправленно учить (через создание ситуаций и их осмысление) самостоятельно делать моральный выбор, решать моральные проблемы, выбирая позитивные поступки и действия (в т.ч. речевые) в неоднозначно оцениваемых ситуациях (при столкновении между собой разных правил поведения).

  • Содействовать развитию внутренней потребности подростка поступать согласно своей совести и осуществлять нравственный самоконтроль; в т.ч. помогать подросткам учиться сдерживать свои возрастные агрессивные порывы, угрожающие уничтожением красоты в мире и добрых отношений между людьми.

  • Создавать условия для принятия подростками необходимости выстраивать толерантное отношение к тому, кто не похож на тебя, к разным народам России и мира - их истории, культуре, традициям, религиям.

  • Пробуждать у обучающихся желание и формировать умение отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, демократические порядки и препятствовать их нарушению.

  • Развивать готовность и способность адекватно и корректно выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки (в том числе и речевые).

  • Помогать школьникам использовать свои познавательно-деловые интересы, способности для приобретения практического опыта, достижения важных для себя результатов.

  • Знакомить обучающихся с особенностями различных сфер профессиональной деятельности, особенностями местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности.

  • Создавать условия для осознанного самостоятельного выбора подростками стиля поведения, привычек, обеспечивающих безопасный образ жизни и сохранение здоровья - своего, а также близких людей и окружающих.

  • Учить подростков самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

  • Способствовать пониманию школьниками роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности, в необходимости жить в гармонии с природой (экологическое сознание).

  • Создавать условия для развития творческих способностей школьников в области художественной, духовной, физической (телесной) культуры, их стремления к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям.

9 класс

В девятом классе завершается обучение ребенка в основной общеобразовательной школе.

Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, - принятие решения о характере дальнейшего образования. Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей. Повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам - появляются новые предметы, происходит углубление в содержании уже знакомых дисциплин. В конце девятого класса школьники сдают первые серьезные экзамены, от которых зависит их будущее: смогут ли они остаться в своей школе, в какой класс попадут в следующем году. Из-за этого у многих школьников возрастают напряженность и тревожность, препятствующие успешному обучению. Ребенок может перестать справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться.

Подростки уходят в свой внутренний мир или в общение со сверстниками, не реагируют на замечания, остаются равнодушными к плохим оценкам, не пытаются «подтянуться» и исправить положение. Таким образом, построение жизненных планов и перспектив - важнейшая задача развития на данном возрастном этапе.

Задачи:

  • Развивать у школьников умение отвечать за нравственные последствия своих поступков (в том числе речевых) перед своей совестью и другими людьми.

  • Развивать у школьников умение осуществлять нравственный самоконтроль; в т.ч. помогать подросткам учиться сдерживать свои возрастные агрессивные порывы, угрожающие уничтожением красоты в мире и добрых отношений между людьми.

  • Учить применять умение отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, демократические порядки и препятствовать их нарушению.

  • Учить применять способность адекватно и корректно выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки (в том числе и речевые).

  • Создать условия для подготовки и успешной сдачи Государственной итоговой аттестации.

  • Развивать собственные представления учащихся о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями.

  • Учить подростков самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

  • Учить вырабатывать и применять стратегию собственного поведения, совершения поступков, нацеленных на сохранение природы, бережное отношение к ней.

  • Создавать условия для применения творческих способностей школьников в области художественной, духовной, физической (телесной) культуры, их стремления к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям.

1.5. Ожидаемые результаты деятельности

Планируемые воспитательные результаты предусматривают, что в результате реализации данной Программы учащийся должен уметь:

  • Применять приобретённые знания для решения различных типичных жизненных ситуаций и проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

  • Организовывать свою деятельность - определять её цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

  • Объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды (выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, оценивать их значимость);

  • Ориентироваться в сфере социальных, нравственных и эстетических ценностей. Различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • Видеть и понимать ценность образования, быть мотивированным и заинтересованным к его продолжению в разных формах (включая самообразование) независимо от дальнейших жизненных устремлений и профессионального выбора.

Конечный результат можно выразить в виде идеального портрета выпускника основной школы, который включает в себя такие основные личностные качества:

  • самостоятельность и уверенность;

  • мотивация «на удачу» и оптимизм;

  • вежливость и отзывчивость;

  • любовь к своему народу, краю и Отечеству;

  • признание ценностной толерантности и уникальности каждого человека;

  • активность и скромность;

  • самопознание и самоконтроль;

  • настойчивость в достижении целей и стремление к улучшению своих результатов;

  • самосовершенствование.

Раздел II. Содержание воспитательной работы

Формы работы, используемые в процессе реализации Программы:

Работа с ученическим классным коллективом

а) беседы, классные часы, диспуты, дискуссии, просмотры и обсуждение фильмов, театральных постановок, экскурсии ( в том числе и виртуальные), туристические походы;

б) конкурсные и игровые программы, спортивные соревнования и эстафеты, презентации, выставки;

в) полезные добрые дела: акции, проекты - решения общественных проблем, подготовка праздников;

г) формирование Портфолио ученика и класса

Работа с родителями учащихся

а) родительские собрания;

б) лектории;

в) разработка и защита семейных проектов;

г) совместные игровые, конкурсные и спортивные программы;

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

а) совещание при классном руководителе

б) круглые столы

в) школьное методическое объединение

г) педагогический совет

д) методический совет

Основными направлениями деятельности всех участников Программы являются:

  • «Мир добрых дел и отношений»

  • «Родина - страна граждан»

  • «Образование - труд для себя и для других»

  • «Мир красоты»

  • «Здоровье тела, духа и природы»

2.1 Направление «Мир добрых дел и отношений»

Цель работы классного руководителя - создание условий для позитивного общения учащихся, проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Виды деятельности классного руководителя:

  • изучение взаимоотношений учащихся внутри классного коллектива;

  • изучение взаимоотношений в семьях учащихся;

  • изучение семейных традиций учащихся;

  • стимулирование инициативы и активности учащихся и их родителей в жизни класса;

  • воспитание толерантности в процессе деятельности;

  • привлечение родителей к реализации программы.

2.2 . Направление «Родина - страна граждан»

Цель работы классного руководителя - воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Виды деятельности классного руководителя:

  • изучение нравственной воспитанности учащихся и определение в случае необходимости возможных путей коррекции;

  • привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий, способствующих приобретению положительного нравственного опыта;

  • изучение опыта семей учащихся по формированию нравственной культуры ребенка, привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий по нравственным проблемам

2.3 Направление «Образование - труд для себя и для других»

Цель работы классного руководителя - создать условия способствующие осознанию учащимися значимости образования и самообразования для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Виды деятельности классного руководителя:

  • Отслеживание качество уровня успеваемости

  • Работа с учащимися группы «резерва» и слабоуспевающими по повышению качества уровня обученности»

  • Формирование у обучающихся мотивации к учебному труду

  • Стимулирование познавательной активности.

2.4. Направление «Мир красоты»

Цель работы классного руководителя - создавать условия для развития творческих способностей школьников в области художественной, духовной, физической культуры, их стремления к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям.

Виды деятельности классного руководителя:

  • изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;

  • изучение занятости учащихся дополнительным образованием и результативности их деятельности;

  • предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся (портфолио);

  • стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.;

  • воспитание толерантности в процессе деятельности;

  • привлечение родителей к организации досуга учащихся

2.5. Направление «Здоровье тела, духа и природы»

Цель работы классного руководителя - формирование у учащихся понимания значимости их физического и психологического здоровья для будущего самоутверждения.

Виды деятельности классного руководителя:

  • сотрудничество с медицинским персоналом школы и медицинскими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;

  • сотрудничество с родителями и учителями - предметниками;

  • сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции их здоровья;

  • сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;

  • организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.



Раздел III. Планирование воспитательной работы

  1. Перспективное планирование 5 класс

Направление деятельности

Мероприятие

Дата

  1. «Мир добрых дел и отношений»

Работа с ученическим классным коллективом

Летняя Адаптационная школа

сентябрь

Творческая программа «Я открываю свой талант»

октябрь

Классный час «Наш класс - КЛАСС?»

декабрь

Деловая игра «Каждый имеет право»

март

Классный час «Я и все вокруг меня»

май

Работа с родителями учащихся

Конкурсная программа «Легко ли быть мамой?»

ноябрь

Лекторий «Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности»

декабрь

Конкурсная программа «Мы с папой лучшие друзья»

февраль

Праздник семейного пирога, посвящённый Дню Семьи

15 мая

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Деловая игра «Учитель - ученик: пойми меня»

апрель

  1. «Родина - страна граждан»

Работа с ученическим классным коллективом

Беседа «Твои гражданские права и обязанности».

ноябрь

Литературная гостиная «Судьба и Родина едины».

февраль

Урок мужества «Мы помним! Мы гордимся!», посвящённый 65 годовщине Великой Победы

май

Работа с родителями учащихся

Конкурс Творческих проектов «Родословная нашей семьи»

Сентябрь - май

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Участие в заседании ШМО «Патриотическое воспитание школьников»

октябрь

  1. «Образование - труд для себя и для других»

Работа с ученическим классным коллективом

Классный час «Первый раз в пятый класс»

сентябрь

Классный час «Наши достижения и провалы на учебном «фронте»

1 раз в четверть

Привлечение учащихся к участию в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах различного уровня

в течение всего учебного года

Работа с учащимися по повышению качества уровня обученности

в течение всего учебного года

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

ноябрь

Деловая игра «Портфолио - мой портфель успеха»

март

Классный час «Вот и стали мы на год взрослее»

май

Работа с родителями учащихся

Родительское собрание «Учебные трудности пятиклассников»

сентябрь

Родительское собрание «Домашнее задание: помощь и контроль»

январь

Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее»

май

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Психолого - педагогический консилиум «Адаптация учащихся 5 класса»

ноябрь

Совещание, педагогов, работающих в 5 классе «Повышение школьной мотивации пятиклассников»

январь

Работа с учащимися группы «резерва» и слабоуспевающими по повышению качества уровня обученности»

В течение года

4.«Здоровье тела, духа и природы»

Работа с ученическим классным коллективом




Привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях и кружках

В течение года

Классный час «Безопасность дорожного движения»

1 раз в четверть

Игра «Моё питание - моё здоровье»

октябрь

Инструктаж «Правила поведения на льду и водоёмах»

декабрь

Инструктаж «Террористическая угроза»

январь

Классный час «Когда болеет природа…»

март

Весёлые старты «Скажи здоровью: «ДА!»

апрель

Работа с родителями учащихся

Лекторий «Режим и рацион питания пятиклассника»

апрель

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Участие в заседании ШМО классных руководителей «Проблемы здоровьесбережения школьников»

ноябрь

5.«Мир красоты».

Работа с ученическим классным коллективом

Классный час ««У искусства есть враг: имя ему - невежество»»

октябрь

Экскурсия в городской краеведческий музей «Художники родного города»

февраль

Виртуальная экскурсия «Музеи Франции»

март

Работа с родителями учащихся

Выставка семейного творчества «Новогодняя сказка»

декабрь

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Участие в заседании ШМО классных руководителей «Проблемы эстетического воспитания школьников»

март

Перспективное планирование 6 класс

Направление деятельности

Мероприятие

Дата

  1. «Мир добрых дел и отношений»

Работа с ученическим классным коллективом

Классный час «Быть коллективом - это значит…»

сентябрь

Конкурс литературного творчества «Моя мама»

ноябрь

Беседа «Любите ли вы оправдываться?»

февраль

Конкурс проектов «Традиции моей семьи»

май

Работа с родителями учащихся

Конкурсная программа «Когда моя мама рядом»

ноябрь

Конкурсная программа «Папа может!»

февраль

Лекторий «Агрессия детей: её причины и методы предупреждения»

апрель

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Совещание при классном руководителе «Учитель-ученик: причины конфликтов и методы их разрешения»

январь

  1. «Родина - страна граждан»

Работа с ученическим классным коллективом

Творческий урок «Символы скаутского движения России»

ноябрь

Классный час « О тебе, Россия!», посвящённый Дню Конституции РФ

декабрь

Классный час «Есть такая профессия - Родину защищать!»

февраль

Конкурс презентаций «Юбилейная прогулка по улицам родного города»

февраль

Урок мужества «Четыре года шла война»

май

Работа с родителями учащихся

Лекторий «Правонарушения: Уголовная и административная ответственность подростков и их родителей» с участием сотрудников ИДН и участкового инспектора.

ноябрь

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Участие в Методическом совете «День творчества Символы России»

октябрь

  1. «Образование - труд для себя и для других»

Работа с ученическим классным коллективом

Игра «Интеллектуальное путешествие в страну знаний»

сентябрь

Привлечение учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах

в течение всего учебного года

Работа с учащимися по повышению качества уровня обученности

в течение всего учебного года

Классный час «Моё место в рейтинге класса»

1 раз в четверть

Игра «Что? Где? Когда?»

март

Классный час «Мы учились, мы трудились. А каких высот добились?»

май

Работа с родителями учащихся

Родительское собрание «Успешность обучения: от чего она зависит?»

сентябрь

Родительское собрание «Достижения года»

май

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Совещание при классном руководителе «Индивидуально - дифференцированный подход в обучении»

ноябрь

Работа с учащимися группы «резерва» и слабоуспевающими по повышению качества уровня обученности»

В течение года

4.«Здоровье тела, духа и природы»

Работа с ученическим классным коллективом

Привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях и кружках

В течение года

Классный час «Безопасность дорожного движения»

1 раз в четверть

Инструктаж «Правила поведения на льду и водоёмах»

декабрь

Инструктаж «Террористическая угроза»

январь

Малый экологический поход «Чистая тропа»

октябрь

Интеллектуальная игра «Здоровье: что это значит?»

ноябрь

Спортивная игра «Мальчики - девочки: сила, ловкость, скорость»

апрель

Работа с родителями учащихся

Лекторий «Профилактика гриппа и простудных заболеваний»

декабрь

Экологическая акция родители - дети «Чистый микрорайон»

апрель

5.«Мир красоты».

Работа с ученическим классным коллективом

Классный час «Только тогда очищается чувство, когда

соприкасается с красотой»

январь

Конкурс рисунков «Весенние фантазии»

апрель

Работа с родителями учащихся

Проект «Снежный городок «Смешарики»

декабрь

Мастер - класс педагогов дополнительного образования ЦДОд «Юность» «Красота своими руками»

март

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Участие в работе методического совета «Подготовка к Дню творчества «Зимняя сказка»

ноябрь

Перспективное планирование 7 класс

Направление деятельности

Мероприятие

Дата

  1. «Мир добрых дел и отношений»

Работа с ученическим классным коллективом

Круглый стол «Толерантность: дань моде или жизненная необходимость?»

октябрь

Классный час «Моё жизненное кредо - что это?»

декабрь

Деловая игра «Искусство спора»

апрель

Работа с родителями учащихся

Родительское собрание «Строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания»

апрель

Вечер «Семейный Новый год»

декабрь

Конкурс «Вперёд, отцы!»

февраль

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Совещание при классном руководителе «Конфликтные ситуации: способы их разрешения»

октябрь

  1. «Родина - страна граждан»

Работа с ученическим классным коллективом

Деловая игра «Я - лидер!»

октябрь

Классный час «Недаром помнит вся Россия про день Бородино»

март

Урок мужества «Как ковалась Победа»

май

Работа с родителями учащихся

Лекторий «Родители имеют право... Родители обязаны…»

март

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Участие в работе Методического совета подготовка к Дню творчества «Я - лидер!»

сентябрь

Участие в работе Методического совета подготовка к Дню творчества «Наследие Бородино»

январь

  1. «Образование - труд для себя и для других»

Работа с ученическим классным коллективом

Деловая игра «Школа самоорганизации: искусство успевать».

сентябрь

Классный час «Моё место в рейтинге класса»

1 раз в четверть

Привлечение учащихся к участию в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах различного уровня

в течение всего учебного года

Работа с учащимися по повышению качества уровня обученности

в течение всего учебного года

Круглый стол «Учусь для кого? Учусь для себя?»

март

Классный час «Итоги прошедшего года»

май

Работа с родителями учащихся

Родительское собрание «Воспитание в труде: как пробудить у школьника желание учиться?»

сентябрь

Родительское собрание «Итоги прошедшего года»

май

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Совещание при классном руководителе «Работа с учащимися класса по повышению качества уровня обученности»

январь

Работа с учащимися группы «резерва» и слабоуспевающими по повышению качества уровня обученности»

В течение года

4.«Здоровье тела, духа и природы»

Работа с ученическим классным коллективом


Привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях и кружках

В течение года

Классный час «Безопасность дорожного движения»

1 раз в четверть

Инструктаж «Правила поведения на льду и водоёмах»

декабрь

Инструктаж «Антитеррор»

январь

Спортивная игра «Буду здоровым!»

апрель

Работа с родителями учащихся

Родительское собрание «Предупреждение школьного травматизма»

октябрь

Лекторий «Здоровье подростка»

декабрь

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Участие в заседании ШМО классных руководителей «Предупреждение школьного травматизма»

ноябрь

5. «Мир красоты».

Работа с ученическим классным коллективом

Игра - диспут «Что значит быть культурным?»

декабрь

Театральный урок в МУК Городской Центр Искусств «Театр начинается с…»

апрель

Работа с родителями учащихся

Беседа «Внешний вид учащегося - показатель эстетической культуры»

ноябрь

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Интегрированный урок литературы, истории и МХК «Война 1812 года в произведениях литературы и искусства»

март



Перспективное планирование 8 класс

Направление деятельности

Мероприятие

Дата

  1. «Мир добрых дел и отношений»

Работа с ученическим классным коллективом

Мастерская общения «Спор и ссора»

октябрь

Классный час «Я принимаю»

декабрь

Беседа «Семейные ценности» - не просто слова!»

май

Работа с родителями учащихся

Родительское собрание «Роль семьи во взрослении подростка»

октябрь

Конкурс проектов «Копилка маминых полезных советов »

ноябрь

Праздничная программа для пап и мальчиков «Мужские тайны»

февраль

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Круглый стол «Учитель - ученик: искусство сотрудничества»

сентябрь

  1. «Родина - страна граждан»

Работа с ученическим классным коллективом

Краеведческая игра «Мои земляки - гордость России»

ноябрь

Диспут «Служить Отечеству - сто это значит?»

февраль

Урок Мужества «От Бреста до Берлина»

май

Работа с родителями учащихся

Лекторий «Правовое воспитание подростка»

март

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Участие в работе Методического совета подготовка к Дню творчества «Право»

октябрь

  1. «Образование - труд для себя и для других»

Работа с ученическим классным коллективом

Интеллектуальная игра «Игры разума»

сентябрь

Классный час «Обучение - это труд»

1 раз в четверть

Классный час «Мир професссий»

октябрь

Привлечение учащихся к участию в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах различного уровня

в течение всего учебного года

Работа с учащимися по повышению качества уровня обученности

в течение всего учебного года

Тренинг «Моя профориентация»

январь

Классный час «Итоги прошедшего года»

май

Работа с родителями учащихся

Родительское собрание «Жизнь после уроков или о пользе дополнительного образования»

сентябрь

Родительское собрание «»Проблемы снижения успеваемости и познавательного интереса»

январь

Родительское собрание «Итоги прошедшего года»

май

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Работа с учащимися группы «резерва» и слабоуспевающими по повышению качества уровня обученности»

В течение года

4.«Здоровье тела, духа и природы»

Работа с ученическим классным коллективом


Привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях и кружках

В течение года

Классный час «Безопасность дорожного движения»

1 раз в четверть

Инструктаж «Правила поведения на льду и водоёмах»

декабрь

Инструктаж «Террористическая угроза»

январь

Классный час «Секреты здорового питания»

февраль

Деловая игра «Экологический прогноз»

март

Работа с родителями учащихся

Лекторий «Психологическое здоровье старших школьников»

декабрь

Спортивная игра «Здоровая семья»

апрель

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Участие в заседании ШМО классных руководителей

5. «Мир красоты».

Работа с ученическим классным коллективом

Виртуальное путешествие «Музеи мира»

ноябрь

Конкурс проектов «История костюма»

декабрь

Работа с родителями учащихся

Совместное посещение театральной постановки Муниципального театра «Вымысел». Обсуждение спектакля.

ноябрь

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Участие в заседании ШМО классных руководителей



Перспективное планирование 9 класс

Направление деятельности

Мероприятие

Дата

  1. «Мир добрых дел и отношений»

Работа с ученическим классным коллективом

Мастерская общения: «Как избежать конфликта с одноклассниками».

октябрь

Классный час «Моя роль в семье»

ноябрь

Мастерская общения: «Взаимоотношения между юношами и девушками».

март

Работа с родителями учащихся

Родительское собрание «Роль взрослого ребёнка в разрешении семейных конфликтов»

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Участие в заседании ШМО классных руководителей


  1. «Родина - страна граждан»

Работа с ученическим классным коллективом

Классный час «Роль молодёжи в жизни современной России»

сентябрь

Классный час «Право выбора»

октябрь

Конкурс проектов «Великие сыны России»

январь

Работа с родителями учащихся

Лекторий «Право выбора»

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Участие в заседании ШМО классных руководителей


  1. «Образование - труд для себя и для других»

Работа с ученическим классным коллективом

Отслеживание

  1. Выбора предметов учащихся в качестве экзамена:

  2. Уровня подготовки к ГИА

В течение года

Изучение нормативных документов по итоговой аттестации

Классный час «образование - это труд»

1 раз в четверть

Привлечение учащихся к участию в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах различного уровня

в течение всего учебного года

Тренинги по профориентации в Центре Занятости населения

январь, апрель

Работа с родителями учащихся

Родительское собрание «Формы Государственной итоговой аттестации»

сентябрь

Родительское собрание Степень готовности учащихся к ГИА (итоги школьного тестирования и результаты текущего и тематического контроля знаний)

март

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Совещание при классном руководители «Подготовка к ГИА: цели и задачи»

сентябрь

Отслеживание уровня подготовки к ГИА

В течение года

Работа с учащимися группы «резерва» и слабоуспевающими по повышению качества уровня обученности»

В течение года

4.«Здоровье тела, духа и природы»

Работа с ученическим классным коллективом


Классный час «Безопасность дорожного движения»

1 раз в четверть

Инструктаж «Правила поведения на льду и водоёмах»

декабрь

Конкурс проектов «История Олимпийского движения России»

декабрь

Классный час «Правила здорового сна»

март

Работа с родителями учащихся

Лекторий «Как сохранить психологическое здоровье подростка в период подготовки к экзаменам»

октябрь

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Участие в заседании ШМО классных руководителей

5.«Мир красоты».

Работа с ученическим классным коллективом

Классный час «История бала»

октябрь

Выпускной вечер

июнь

Работа с родителями учащихся

Подготовка к Выпускному вечеру

Март - июнь

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы

Участие в заседании ШМО классных руководителей

Раздел IV. Система оценки результативности и

эффективности реализации программы

Диагностика, нацеленная на выявление реальных результатов, является комплексной - сочетающей как тестовые формы, так и результаты наблюдения поведения обучающихся в реальной жизни.

4.1 Мониторинговая карта Программы

В качестве основных критериев эффективности воспитательного процесса выбраны следующие:

  1. развитость личности учащегося;

  2. сформированность коллектива класса;

  3. удовлетворенность учащихся и родителей всеми сторонами образовательного процессса.

В соответствии с данными критериями подобраны диагностические методики

Аспект изучения

Диагностические средства

Сроки

1.Результаты развития личности учащегося.

  1. Сформированность познавательного потенциала личности.



  1. Сформированность коммуникативного потенциала личности.


  1. Сформированность нравственного потенциала личности.

1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

2. Методика изучения уровня школьной мотивации.

3. Анализ итогов участия в Олимпиадах и интеллектуальных играх различного уровня.

4. Формирование «Портфолио учащегося»

1. Анкета для учащихся «Я ПОНИМАЮ»

2. Анкета для учащихся «Я СТРЕМЛЮСЬ»

3. Анкета для учащихся

«Я УЧУСЬ ДЕЛАТЬ»

4. Анкета для учащихся «Я ДЕЛАЮ»

5. Методика изучения уровня воспитанности учащихся.

Январь, май

ежегодно

сентябрь

ежегодно

март

в течение года

май 2010 г.

Май 2011-2012г.

Май 2013 г.

Май 2014 г.

Ежегодно сентябрь,

Май 2014 г.

2. Сформированность коллектива класса.

1. Социометрия.

2. Формирование

«Портфолио класса»

3. Анкета для педагогов

«Я ПОНИМАЮ»

4. Анкета для педагогов

«Я СТРЕМЛЮСЬ»

5. Анкета для педагогов

«Я УЧУСЬ ДЕЛАТЬ»

6. Анкета для педагогов

«Я ДЕЛАЮ»

сентябрь 2009 г.

Сентябрь 2010 г.

Сентябрь 2011 г.

Сентябрь 2012 г.

Сентябрь 2013 г.

Май 2014 г.

В течение года

май 2010 г.

Май 2011-2012г.

Май 2013 г.

Май 2014

3. Удовлетворенность учащихся и родителей и образовательным процессом.

1. Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

2.Изучение удовлетворенности родителей всеми сторонами образовательного процесса.

Май 2010 г.

Май 2011 г.

Май 2012 г.

Май 2013 г.

Май 2014 г.

4.2. Инструментарий мониторинга

  1. Методика изучения уровня школьной мотивации

  2. Методика изучения уровня воспитанности

  3. Анкета для учащихся «Я ПОНИМАЮ»

  4. Анкета для учащихся «Я СТРЕМЛЮСЬ»

  5. Анкета для учащихся «Я УЧУСЬ ДЕЛАТЬ»

  6. Анкета для учащихся «Я ДЕЛАЮ»

  7. Анкета для педагогов «Я ПОНИМАЮ»

  8. Анкета для педагогов «Я СТРЕМЛЮСЬ»

  9. Анкета для педагогов «Я УЧУСЬ ДЕЛАТЬ»

  10. Анкета для педагогов «Я ДЕЛАЮ»

  11. Анкета для учащихся «Изучение удовлетворенности школьной жизнью».

  12. Анкета для родителей «Изучение удовлетворенности всеми сторонами образовательного процесса».

Список используемой литературы

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под редакцией Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  2. Газман О.С., Иванов И.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Методические рекомендации. - М.: 1992.

  3. Дереклеева Н.И Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе - М.: 5 за знания, 2005.

  4. Дереклеева Н.И Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006.

  5. Завьялова У.С. Воспитательный план - помощник, справочник, путеводитель в работе классного руководителя // Классный руководитель. - 2000. - №8. - С. 24-39.

  6. Иванов И.В, Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.

  7. Казанский О.А. Игры в самих себя. - 2-е изд. - М., 1995.

  8. Караковский В.Н., Новикова Л.И. Воспитание? Воспитание…Воспитание! Теория и практика воспитательных систем. - М., 1999.

  9. Классные классные дела: Методические разработки воспитательных дел в классе / Составитель Е.Н.Степанова - М., 2006.

  10. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под редакцией Е.Н.Степанова. - М., 2002.

  11. Рожков М.И., Байбородова Л.В.,Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг:, 2003.

  12. Толерантность: учимся жить вместе. Из опыта работы Ресурсного центра развития толерантности и правовой культуры региона «Урал» - Нижний Тагил: 2004.

  13. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М., 1999.

  14. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для школьного педагога. - Владимир, 1993.

33


© 2010-2022