Доклад на тему Формирование толерантности

Данная разработка должна помочь в работе классному руководителю и воспитателю.Во введении повествуется  о социальных предпосылках толерантности в современном обществе. Затем дано определение толерантности.В основной части даны понятия о видах толерантности по сферам проявления и сделан вывод о том,что эффективным способом формирования толерантности является воспитание. Рассказано о том, какие новейшие педагогические технологии помогают воспитателю в его работе по воспитанию толерантной личности,...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ для детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, Егорьевский детский дом Московской области



Доклад на тему:

«Формирование толерантности»



Воспитатель: Ермилова В.Б.



Прогресс, экономика, новые компьютерные системы - все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть спокойнее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к господству, уничтожению независимости. Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают разные формы конфликтов на этнической почве.

Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем .Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер.

Мне хочется показать различные суждения по поводу толерантности. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Толерантности отводится главное место при решении проблемы развития культуры межнациональных отношений.

Так что же такое толерантность?

В краткой философской энциклопедии это слово латинского означает терпение , терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Слово "толерантность" имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском - готовность быть терпимым; во французиком - отношение , когда человек думает и действует иначе, чем ты сам ; в китайском - быть по отношению к другим великолепным; в арабском - милосердие, терпение, сострадание; в русском - умение принять другого таким, какой он есть. Недаром была принята Декларация принципов толерантности , утвержденная ЮНЕСКО.

Конфликт - это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно. Для демократии очень важна социальная ответственность каждого человека осмысленно следовать моральным нормам при принятии решений.

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.

Политическая толерантность - терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.

Научная толерантность - терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогическая толерантность - терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная толерантность - умение руководить без нажима и агрессии.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО -толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

I. Обучение толерантности.

Развитие у воспитателя, воспитанника терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

II. Изучение и поддержка другой культуры.

Путем понимания больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть воспитанник и воспитатель переходят к следующему уровню многокультурности.

III. Уважение культурных различий.

Cтановление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

IV. Утверждение культурных различий.

Уровень культурного образования и становления. Это утверждение воспитателя и воспитанника

в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления , независимого мышления.

Поговорим о личности толерантной и интолерантной . Это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой. В психологии рассмотрели основные четры и отличия:

1. Знание самого себя.

Толерантные люди

Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.

Интолерантные люди.

Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность.

Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем .

Интолерантный человек опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность.

Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении.

Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях).

Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.

Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

6. Чувство юмора.

Толерантный человек способен посмеяться над собой.

Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм .

Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь - это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь,

с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А инвариантный путь - это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Роль воспитателя при этом очень высока. Он может и должен:

воспитывать в духе мира;

признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;

быть примером для детей;

уметь слушать;

поддерживать эмоциональные привязанности;

развивать чувство взаимного расположения;

давать возможность самостоятельно решать проблемы;

избегать жестких отношений;

не допускать проявлений авторитаризма;

поощрять совместную деятельность.

После беседы можно дать разные задания детям с целью сравнить представление о себе с портретом толерантной личности . Примеров множество: в школе я пассивен, а на улице активен, люблю один предмет, не понимаю другой. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества. Ведь не бывает в жизни идеального человека. Педагог должен

помочь ребенку отыскать то, что является его наивысшим достижением ,и эти наивысшие достижения помогут ему выстоять в любых ситуациях.

Наша задача донести до наших воспитанников, что мир, окружающий нас

разнообразен, а человек, как его частичка, многообразен. И чем богаче

внутренний мир человека, тем интереснее жить.

Можно проводить занятия с детьми при помощи известных педагогических технологий:

Тренинг общения. Это вид групповой работы, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии. Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые воспроизводятся в группе, воспитанник лучше видит свои ошибки. Он помогает детям :

а) овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений;

б) обучает индивидуализированным приемам взаимодействия с людьми различных национальностей;

в) способствует правильной оценке себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей;

г) через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, которые мешают реальному межэтническому общению.

Индивидуальный тренинг - как одна из форм представляет собой самоподготовку, которая дает эффективный результат, так как вызывает интерес у ребят.

Но групповой тренинг представляет более высокий уровень . Эта технология применяется с целью снять напряжение, раскрепощение выявление лидера . Самым известным тренингом является ролевая игра, воспитанники усваивают общественный опыт самоуправления поведения.

Игра . В игре дети воспроизводят образ другого, возвращаются в свою роль, усиливают конкретизируют некоторые характеристики другого и главное - допускается «проигрывание конфликтных ситуаций».

Использование "национального" решения, национальных мотивов, традиционных национальных иллюстраций ,посещение этнического музея, выставок декоративно-прикладного творчества вносит разнообразие в воспитательную деятельность и оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение воспитанников к культуре других народов.

Толерантность - это уважение, принятие и понимание многообразия мировых культур . Толерантность формирует отношение к ней ,как к важнейшей ценности общества, так как развивает у детей черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.



© 2010-2022