Классный час «Я сделаю мир толерантным»

"Описание материала: На данном уроке рассматривается очень важная проблема нашего времени. Это толерантность. Наш мир становится равнодушным, жестоким. В средствах массовой информации часто освещаются события, в которых рассматривают расовую дискриминацию, нетерпимость к иному мнению, презрение к людям другой религии. Это недопустимо. Главной целью урока является воспитание принципов толерантности; выработка у учащихся признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час. 8 класс.

Классный час "Я сделаю мир толерантным"

Цели:

познакомить учащихся с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Воспитывать нравственные качества школьников: уважение к личности человека, с которым ты проводишь досуг, учишься, живёшь рядом и просто видишь и встречаешь в жизни.

Задачи:

дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: "круглый стол" с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара).

Ход классного часа.

Эпиграф:

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.


  1. Послушайте сказку о любви.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвёртую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

  1. Игра «Подойдите, у кого….».

Но в чём же мы похожи?

- русый цвет волос;

- родился зимой;

- в имени есть буква А;

- любит мороженое (и т.д.).

Что нас объединяет?

Земля -Украина -Авдеевка-школа № 7 - 8-а класс.

  1. Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты

сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

4. Упражнение "Толерантная и интолерантная личности"

- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между "своими" и "чужими".

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

- А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I - колонке - черты, присущие толерантной личности, во II - черты, присущие интолерантной личности:

5. Сказка «Мудрецы и слон»

«Давным-давно в маленьком городке жили-были 6 слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. И захотели они его увидеть. Но как?

- Я знаю, - сказал одни мудрец, - мы ощупаем его.

- Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он.

Итак, 6 человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед и назад.

- Слон похож на веер, - закричал первый мудрец.

Второй потрогал ноги слова.

- Он похож на дерево, - воскликнул он.

- Вы оба неправы, - сказал третий, он похож на верёвку. Он ощупывал хвост.

- Слон похож на копьё! - закричал четвёртый.

- Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!

Он говорил так, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец дёргал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею!»

- Нет, на верёвку.

- На змею!

- Стена!

- Вы ошибаетесь!

- Нет, я прав!

Шестеро слепых мудрецов кричали друг на друга целый час. Но они так и не узнали, как выглядит слон.

О чём эта сказка? Почему они так и не узнали, какой слон?

У каждого человека есть свое мнение на происходящее вокруг. Одну и ту же вещь или ситуацию все видят по-разному.

6. Упражнение "Волшебная лавка"

Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные "вещи":

Терпение

Снисходительность

Расположенность к другим

Чувство юмора

Доверие

Альтруизм

Умение владеть собой

Гуманизм

Доброжелатель-ность

Умение слушать

Любознательность

Дух партнерства

Милосердие

Прощение

Уважение

Сострадание

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько "вещей", которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

7. Послушайте очень познавательную историю.

Дикие гуси.

Много ли знаем про диких гусей? Они громко кричат и больно щиплются. А еще они клином летят на юг. А вы знаете, что гусь выбирает себе пару на всю жизнь? И если одна половинка погибает, другая никогда не создаст себе новую пару и в скором времени тоже умирает. Летя клином, они способны преодолевать расстояние в 1,7 раза больше, чем поодиночке, т.к. уменьшается сопротивление воздуха, и сложнее всего тому, кто летит впереди. Если первый устал, он отправляется в конец стаи, и его незамедлительно подменяют. И каждый из гусей бывает в этой роли. Если один из гусей заболевает или устает и опускается ниже, еще двое опускаются с ним и остаются до тех пор, пока тот не наберется достаточно сил.

Вы слышали, как кричат гуси, когда клин плывет к горизонту? Это они подбадривают того, кто летит впереди, и точно знают, что их будут также подбадривать, когда они окажутся на его месте.

Учитель подводит детей к мысли-обобщению: жизнь диких гусей - это метафора отношений в семье, коллективе: (вопросы детям)

• Часто ли нас "летящих впереди" поддерживают?

• Не забывают ли о нас, когда мы устали и "отстаем"? Для того, чтобы была возможность "лететь" вперед, важно иметь надежный "тыл".

• Как мы ведем себя, когда кто-то ошибается?

• "Спускаемся ли с ним вниз", чтобы поддержать? Или нам легче выгнать его из "стаи"?!

8. "Дерево толерантности"

- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.

Классный час «Я сделаю мир толерантным»

(Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала "Пространством толерантности", листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

- В конце мне хочется сказать, что класс - это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

9. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

а) соотнесение высказывания с заповедью;

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)

  • «Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе». (золотое правило)

  • «Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)

  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)

  • Воровство порождает лень и жадность. (не кради)

Итак, быть толерантным, значит:

  • Уважать другого.

  • Любить ближнего своего.

  • Не злиться.

  • Быть добрым, терпимым.

  • Сострадать.

б) определение качеств толерантной личности;

Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.

Качества:

  • Терпимость

  • Бессердечность

  • Конфликт

  • Сострадание

  • Прощение

  • Вспыльчивость

  • Желание что-либо делать вместе

  • Милосердие

  • Злорадство

  • Ложь

  • Сотрудничество

  • Уважение прав других

  • Раздражение

  • Принятие другого таким, какой он есть

  • Зависть

10. Игра «Человек с планеты Земля»

У вас на столе лежат листы с изображением контура человека.

Классный час «Я сделаю мир толерантным»

Не важно, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.

Подумайте и выберите, какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля.

Если люди будут обладать такими качествами, как доброта, милосердие, отзывчивость, чуткость, сострадание, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга.

Ради чего людям, живущим на одной планете, ненавидеть друг друга, воевать и ссориться? Все люди хотят быть счастливы, иметь детей, спокойно работать, весело отдыхать, иметь друзей.

Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что - то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя. И очень важно, чтобы рядом были ваши друзья.

Нужно уметь дружить и соблюдать законы дружбы.

Все мы разные, у каждого есть свои особенности. Не говоря о внутреннем мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы ЛЮДИ. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным.

Прикрепите своих человечков на НИТЬ ДРУЖБЫ.

(На нить прикрепляются все фигурки, нить прикрепляется на доске на уровне рисунка. Получается картинка - земной шар, опоясанный человечками.)

Вот и подошел к концу наш урок. Все знания, которые мы получили - необходимо использовать в повседневной жизни. Для этого давайте соберем их в наш чемодан знаний и отправимся в путь под названием «Жизнь» уже толерантными людьми.

Мы будем собирать чемодан в 3 этапа.

Этап первый. Каждый на своем листе должен будет закончить предложение: "мы узнали …" и назвать то самое важное, что вы узнали на занятии (то, что запомнилось). А заканчиваем мы предложение так: Эту информацию я беру с собой".

Этап второй. Теперь необходимо закончить другое предложение: "я впервые почувствовал…. Например: "я впервые почувствовал, что испытывают люди, которых все отвергают. И эти ощущения я беру с собой". Все понятно? Давайте сосредоточимся. Начали.

Итак, этап третий. Сейчас мы будем говорить о том, чему научились. Например: "я научился принимать людей с иными религиозными взглядами. Это умение я беру с собой". Начали.

Итог.

Спасибо за ваши слова! Конечно, само по себе приятно - общаться в такой интересной компании. Но ведь важно еще и научиться чему-то! И, по-моему, все мы многому научились.

Главное - чтобы мы сохранили все то, что получили и получим на наших занятиях, чтобы всегда принимали правильные решения и никогда не жалели о своем выборе, чтобы у нас всегда был рядом друг, которому можно довериться. Чтобы новые знания, ощущения и навыки помогли нам достичь успеха.

Ну что, чемоданы собраны? Присядем на дорожку? Впрочем, мы и так сидим! Успехов вам, ребята! Всем спасибо! До следующей встречи!

"Собирая чемодан в дорогу"

Классный час «Я сделаю мир толерантным»

• новые знания (я узнал)

______________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

• новые ощущения и эмоции (я почувствовал)

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

• новые навыки (я научился)

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________


© 2010-2022