Статья Использование игры в духовно-нравственном воспитании младших школьников во внеурочной деятельности по новому образовательному стандарту

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование игры в духовно-нравственном воспитании младших школьников во внеурочной деятельности по новому образовательному стандарту

А.А. Чиркина,

учитель начальных классов,

МБ НОУ «Гимназия №70»,

г. Новокузнецк

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся первостепенной задачей современной образовательной системы, поэтому разработка личностно ориентированных методов воздействия является актуальной.

Игра относится к косвенным методам воздействия, при использовании ее в педагогическом процессе ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а чувствует себя полноправным субъектом деятельности. Кроме того, игра существенным образом влияет на произвольность поведения, активизируя такие рефлективные процессы, как самонаблюдение и самооценку, и тем самым создает предпосылки для превращения ребенка в субъекта деятельности, направленной на изменение самого себя, то есть субъекта самоизменения, саморазвития.

Традиционно в структуру нравственного воспитания, прежде всего, включаются нравственные знания. Понимание сущности морали приводит к образованию нравственных суждений, с помощью которых происходит оценка собственных поступков и поступков окружающих. Нравственные знания и суждения являются фундаментом нравственных убеждений, которые, в свою очередь, определяют поступки и поведение человека, его нравственные привычки. Таким образом, нравственность личности проявляется в ее деятельности и в мотивирующих эту деятельность отношениях. Соответственно и нравственное воспитание как педагогический процесс должно включать в себя формирование моральных отношений и организацию практической деятельности детей.

Целенаправленное сообщение нравственных знаний происходит главным образом на уроках литературного чтения. Учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Капельки солнца» (1класс) предоставляет для этого множество возможностей.

Например, работая на уроке с текстом стихотворения А. Шибаева «Без ужина», необходимо обсудить с детьми проблему ответственности за тех, кто живет с нами рядом. Детям предлагаются вопросы: «Почему такой жизнерадостный, веселый щенок стал несчастным? Кто в этом виноват? Как бы поступили вы в такой ситуации? Почему хороший человек не пройдет мимо несчастного существа? Что вы знаете о том, как люди помогают животным в нашем обществе?»

Стихотворение Э. Мошковской «Трудный путь» дает возможность поставить перед учениками проблему выбора нравственного поступка. Дети высказывают предположения, почему герою произведения так тяжело сказать одно лишь слово, насколько необходимо это в жизни, и почему выбор нравственного поступка чаще всего так нелегко дается человеку.

Постепенно круг нравственных понятий необходимо расширять и дополнять - от любви к животным, близким людям до уважения каждой личности, от любви к родной природе до гордости за Отечество, его культуру, историю и народ.

От продуманной системы выработки нравственных понятий зависит устойчивость формирования нравственного сознания и его элемента - нравственного убеждения.

Важным этапом воспитательной работы педагога является организация игровой деятельности детей, которая включает их в моральные отношения. Управляя содержанием игры, включая в сюжет определенные роли, а в правила - особенные закономерности, педагог может тем самым программировать с достаточной точностью определенные положительные чувства участников игры. Ситуации, возникающие в игре, могут моделировать воображаемые ситуации и действия, но чувства, переживаемые играющим, реальны. Важно то, что возникает опыт положительных чувств, но не менее важно и то, что положительное отношение к деятельности воспитывается через переживания, то есть эмоциональную сферу личности. Таким образом, игра имеет большие возможности формировать положительное отношение, а, следовательно, и мотивы, причем также и к неигровой деятельности.

Рассмотрим на одном из примеров возможность формирования моральных отношений в ситуации нравственного выбора методом игры. Методика разработана на основе модели из теории рационального выбора Э.Даунса.

Некий злой волшебник похитил и заточил в замке прекрасную принцессу. Рыцари (участники игры) парами выезжают на разведку. Волшебник берет их в плен, сажает в отдельные темницы и допрашивает, зачем приехали. Каждый рыцарь не знает, что скажет товарищ. По правилам игры волшебник забирает у рыцарей «чешуйки» с доспехов таким образом:

Признание

Отобранные «чешуйки»


1-ый рыцарь

2-ой рыцарь

у 1-го рыцаря

у 2-го рыцаря

в сумме


_

_



1



1



2

положительный эквилибриум

+

+

2

2

4

отрицательный эквилибриум

_

+

4

0

4

+

_

0

4

4

Затем волшебник рыцарей отпускает. Каждая пара совершает по три поездки. Выигрывают те, кто к финальной битве сохранит большее количество «чешуек». (Однако то, что результат будет подсчитываться в парах, участники игры не знают).

Проследим за рассуждениями игрока. Если его товарищ признается, то сам он теряет либо 4, либо 2 очка. Выгоднее признаться. Если товарищ не признается, то опять-таки выгоднее признаться и не потерять ни одного очка. Но результат в паре соответственно минус 4 очка при одном признании и минус 6 очков при двух. Совместно предпочтительная стратегия противоречит индивидуально предпочтительной.

Изменить ситуацию в сторону выбора совместно предпочтительной стратегии может лишь осознание нравственной стороны поступка. Кроме того, задача осложняется вопросом доверия к партнеру, так как противоположный его выбор резко ухудшает положение игрока.

После окончания игры при подведении итогов обращается внимание детей на то, что в выигрыше оказались пары, выбиравшие совместно предпочтительную стратегию. Кроме того, для достижения воспитательного эффекта необходимо провести не одну, а серию игр данного типа.

Проведение ряда подобных игр показывает, что они могут быть использованы не только в качестве деятельности, формирующей моральные отношения, но и в качестве диагностического метода определения уровня сформированности нравственного поведения младших школьников, что важно в условиях реализации образовательного стандарта.

© 2010-2022