Классный час Край родной

Цель: формирование личности учащихся, ее духовности и нравственности на примере изучения родного края, его природы. Достижению цели служат задачи: воспитать в детях чувство любви к родному краю; привить детям любовь к природе родного края, бережное отношение к родной земле, ее растительному миру; развить у детей индивидуальные задатки и способности к творческой деятельности. Тип кл. часа: информационно-познавательный.   Форма: путешествие по родному краю.   Вид деятельности: Эта работа является...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Край родной

Цель: формирование личности учащихся, ее духовности и нравственности на примере изучения родного края, его природы.

Достижению цели служат задачи: воспитать в детях чувство любви к родному краю; привить детям любовь к природе родного края, бережное отношение к родной земле, ее растительному миру; развить у детей индивидуальные задатки и способности к творческой деятельности. Оснащение: мультимедиа, рисунки, сочинения ребят, красиво оформленный стол, лекарственные травы , сушеные плоды и др.заготовки.



Ход классного часа

I. Вводная часть.

Учитель (читает отрывок на фоне тихой музыки).

Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу ее необъятные поля. Теплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, высоки горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Широки знойные степи, непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в стране нашей. На многих языках говорят люди, населившие величественную эту страну. Просторны синие дали, звóнки и чудесны песни живущего в ней народа (И. Соколов-Микитов).

Сегодня на классном часе мы продолжим знакомство со своим родным краем. Мы послушаем сочинения ребят, стихи, легенды, песни о родном крае. Итак, начинаем!

(Просмотр клипа Родина моя, эпизод 1)

II. Слово о Родине. Выступления учащихся.

Учитель. Родина! Слово-то какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Дорогое, как Мама!

Ребята, а что для вас значит слово Родина?

ассуждения детей)

Ученик 1: Родина -это прежде всего великая и любимая моя страна Россия и мой родной край, где я родился и живу.

Ученик 2: Родина - это моя семья, мои друзья.

Ученик3: Родина - это мой дом, моя школа.

Ученик 4: Родина- это все то,что дорого и любимо каждым человеком, и куда бы не забросила его судьба, он всегда будет помнить свою Родину и любить её.

Кто-нибудь из вас уезжал из дома далеко и надолго?

Учитель: Для каждого человека существует своя Родина, т.е. его родной край. Край, который ему дорог, без которого ему плохо, а расставание с краем на долгое время заставляет душу, сердце человека «излеваться слезами».

Однажды в детстве я услышала песню:

Собирались пташечки,

Мелкие пташечки-ласточки;

Щебетали-чиликали,

Несобравшихся кликали:

«Вы слетайтесь - не медлите,

В путь-дороженьку пустимся!..»

И я предлагаю вам сейчас, подобно ласточкам, пуститься в путь-дороженьку по родному краю.

Презентация сочинений «Мой родной край».

(Учащиеся читают свои мини-сочинения или свои стихи на фоне кадров фильма «Край родной»).

Ученик1: В родном краю, где ты родился, живешь много лет, ты привыкаешь к нему, и тебе уже трудно покидать его. А иной раз посмотришь на него со стороны. И видишь горы, которые тянутся на несколько километров. И реку Куленгу, которая с каждым годом становиться все мельче и мельче, но все-таки мне нравится летом купаться в ней. Но я верю, что наша речка когда-нибудь станет глубокой и люди не станут сбрасывать в нее всякий мусор, и не будут рубить деревья по ее берегам.

Мне нравиться наш край, и я очень дорожу им. Мне нравятся наши горы, потому что зимой с них можно кататься на санках и лыжах так, что захватывает дух, когда ты быстро несешься вниз. Мне нравятся наши луга, особенно когда их заливает весной вода. Мне нравится школа, в которой я учусь.

В разлуке с родным краем понимаешь, как он дорог тебе и как дорого то, что рядом с тобой: каждый кустик, каждая кочка, каждый бугорок. Я очень люблю свой край. И хочу, чтобы он стал еще краше и богаче.

Ученик 2: У меня есть Родина - это моя страна Россия. А живу я в деревне Шеметово - это мой родной край. В этой деревне мне привольно и хорошо. Леса полны ягод и грибов, а так же много разных зверей и птиц. А какая у нас красивая речка Куленга, в которой много разной рыбы, вода чистая и прозрачная. Зимой на нашей речке можно кататься на коньках и играть в хоккей, а летом можно купаться в этой чудной реке.

Я рад, что есть такая деревня и я думаю, что она будет существовать еще долго и радовать своей красотой.

Ученик 3: Своей родиной я считаю, то место где я родился. А родился я в прекрасной стране под названием Россия. Живу я в деревне Шеметово - это моя малая Родина. Люблю я ее за то, что она есть. За ее богатые леса, реки. В любое время года она неповторима. Зимой можно кататься на лыжах и санках. А летом купаться в жемчужной реке, ходить за грибами и ягодами. Я очень люблю свою родину. Я всегда буду любить и беречь ее и думаю, она будет такой неповторимой всегда.

Ученик 4: Мой родной край в моем понимании означает, где человек родился, вырос и продолжил свое дело.

Живу я в деревне Магдан,которая обосновалась в 14 веке. До этого в наших местах жили тунгусы (эвенки). Природа нашего края очень богата. Люди с любовью охраняют ее. В наших лесах водятся разные животные: рысь, волк,лиса,медведь и другие. На полях и лугах растут красивые травы и цветы. Рядом протекает речушка Магдан. В реке водится разная рыба. 20 июня приезжают к нам люди из Бурятии, Иркутска и других мест молится на «Священную гору». Там проводят обряды. Чтобы люди жили дружно, были здоровы, чтобы всегда был урожай.

Я очень любля свою деревню.

Ученик 5 Родина для меня начинается с моей прекрасной деревушки под названием Усть-Тальма. Вдоль деревни извилистой лентой протекает речка Тальма. До чего же красиво в наших краях!

Могучие леса,горы,поля окружают мою деревню. Летом у нас много разных ягод, грибов, цветов. А когда наступает осень - не налюбуешься! Леса одеваются в золото, только осинки горят огнем. Зимой же дух захватывает! Вокруг все белым бело, чистота, тишина. А когда приходит весна, то можно вдоволь напится Березового сока.

Родина моя маленькая, но я ее никогда не променяю на большие города!

Ученик 6: Родина моя начинается с деревушки. Деревушка у нас маленькая, но очень красивая.

Летом много цветов ромашек, одуванчиков, жарков. От жарков светло кругом, поляны так и горят. Зимой глубокий снег, чистый-чистый. Можно кататься на лыжах и на санках. Осенью все в золоте. Весной снег тает, бегут ручьи, просыпается речка.

Красиво у нас, но жизнь суровая. Я сибирячка и очень горжусь этим.

Ученик 7: Моя Родина.

Люблю я сидеть под березою.

Люблю я цветы красивые

Вот синий подснежник нежный

Как король стоит.

Вот клевер душистый, розовый

Рядом с прекрасной кувшинкой,

А это ромашка аптечная

С сиреневой мятой перечной.

Красиво цветет смородина

Все это - любимая Родина!

Ученик 8:. Родина

С чего начинается Родина?

С роденья, конечно, она.

Со школьной тропинки,

С веселой картинки

В моем букваре.

Сижу на дворе:

Вот пес мой Пират

Он есть акробат.

Марс - котенок,

Совсем медвежонок.

Мурзик - мой котик,

Совсем бегемотик.

Буска - щенок

Вертится у ног.

И все это Родина

Любимая, одна!

Ученик 9 : Родина

Я здесь живу,

Ведь родилась я в этом крае.

И чистым воздухом дышу

И тем горжусь я ведь по праву

Здесь рядом лес,

Кругом поля.

Растут цветы и так красиво!

Ведь это Родина моя

Здесь просто всё и сердцу мило.

Речушка Куленга течёт

Ей много лет, а мне ведь мало

Журчит в жару нам и поёт:

-« Ты утали здесь путник жажду».

А разнотравье на полях

Даёт здоровье нам и силу

Живи же, Родина моя

И процветай страна Россия!

Учитель: Ребята, каждый из вас выразил свое отношение к своей Родине. Как замечательно, что ваши высказывания проникнуты такой любовью. Вы все не забыли о природе нашего края. Действительно, когда мы говорим о природе, мы говорим о своей земле, о своей Родине.

Необозримые просторы, могучая, богатая, первозданная природа нашего края вселяли радость, бодрость и силы в человека, живущего здесь.

Будь в мире и в любви к природе,

Живи по совести, без лжи,

Черпай свет мудрости в народе,

Другим путь к сердцу укажи.

Для царства каждого Бог начертал границы:

Там высится гора, а здесь река струится.

Но был Всевышний к нам исполнен доброты:

Степь он бескрайнюю нам дал, где в изобилии

И трав, и воздуха -

Мы Царство получили,

Достойное и Вас и Вашей красоты!

Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях нашего края.

Какие лекарственные растения нашего края вы знаете?

(чабрец, шиповник, кедр, сосна, одуванчик, боярышник, тысячелистник, подорожник, перелойка, осина и т.д.)

К сегодняшнему классному часу вы должны были подготовить информацию о лекарственных травах.

(на экране слайды с фотографиями растений).

(Учащиеся в группах по 2 чел. показывают растение и рассказывают о нем. Учитель дополняет информацию ребят).

Чабрец

Мы хотим рассказать о траве чабрец, которая растет в нашей местности и носит название богородская трава. Эта трава до 10см высотой, которую заготавливают в период полного цветения. Настоем богородсой травы лечат многие заболевания дыхательных путей, применяют при спазмах желудка, заболеваниях нервной системы и др. Раньше из сухой травы делали маленькие подушечки, которые ложили в кроватки младенцев, которые плохо спали. О чудесах богородской травы изветсно с давних времен:



Легенда о чабреце (И. Смоголь)

Хан монгольский срочно повелел

Знахарей собрать со всей округи,

Сын у хана ликом потемнел -

Надо излечить его недуги.

Знахари пришли со всей Земли

Услужить всесильному владыке,

Бились-бились, но не помогли

Мальчугану с потемневшим ликом.

Злится хан, бьет в землю батогом

И сурово пленниц вопрошает:

- Кто излечит сына моего,

Той отдам, чего ни пожелает!

Все отдам!..

«Кто ж вылечит мальца», -

Ропот побежал по полонянкам.

И тогда из тесного кольца

Вышла белорусская крестьянка,

Сорвала три ветки чабреца

И сказала хану с чувством чести:

- Так и быть, я вылечу мальца,

Но забудь дорогу на Полесье!

Боярышник

А нам хочется рассказать о боярышнике, растущем в нашем краю. Боярышник кроваво-красный - довольно крупный колючий кустарник. Боярышник выглядит очень эффектно - высокий пышный куст с густой листвой, цветисто убранный яркими красивыми плодами, да еще в колючих шипах - ну прямо боярин, откуда и пошло русское название растения - боярка, боярышник.

Когда и где это конкретно было, трудно сказать, но вот что донесла до нас легенда.

Легенда о боярышнике

Жила-была молодая красивая девушка, и все ею любовались. А потом встретила она голубоглазого русича, полюбили они друг друга и обручились.

Но однажды увидел девушку хан, удивился ее красоте и приказал забрать девушку в свой дворец. Бился с ханом русич и погиб, защищая любимую.

Взяли девушку в полон и стали готовить к встрече с ханом. Несчастная попросила помочь одну девушку, наряжавшую ее, - та отказалась. Попросила другую, третью... - все отказались помочь, страшась хана. И когда ее все же привели к нему, девушка убила себя ножом.

А на небесах встретились верные души девушки и русича, и в момент их встречи на месте, где они впервые увидели друг друга, вырос прекрасный боярышник.

Боярышник используется человеком в качестве продукта. Из его ягод варят варенье, кисель, компот, джем, повидло. В качестве лекарственного сырья используют плоды, цветки и ветки. Применяется в основном для лечения сердечных заболеваний.

ШИПОВНИК

Во дни роскошного расцвета

Когда приходит жар и зной,

Пленяет нас своей красой.

По преданию, Сатана, будучи свергнут Богом с неба, задумал вновь подняться туда. Для этого он избрал шиповник, чьи прямые стволы с шипами могли служить ему как бы лестницей. Но господь угадал его мысли и согнул стволы шиповника. И вот с тех пор шипы стали не прямыми, а изогнутыми книзу и цепляются за все, что до них дотрагивается. Так что цену шиповнику знали еще в библейские времена.

Давным-давно, когда человек еще не называл себя царем природы, он посвящал дикой розе стихи и легенды. Одна такая легенда о цветущем шиповнике дошла и до нас: богиня любви Афродита, узнав о гибели на охоте своего возлюбленного Адониса, бросилась вслед за гонцом. Колючие кустарники царапали ее кожу. Капельки крови капали на ветки и превращались в алые бутоны. Так появился шиповник, куст которого в период цветения похож на огромный букет роз. Может вы удивлены, но это и есть роза, только дикая.

Со времен Гиппократа, а может быть и раньше, шиповник был зачислен в разряд ценнейших лекарственных средств.

« Шиповник стоит семи докторов» - так говорится в преданиях. Еще в 16 веке, во времена царя Ивана Грозного,за урожаем ягод этого растения снаряжали целые экспедиции, его хранили для военных походов, а платили за лекарство самым дорогим - бархатом, парчой, шкурками соболя. В старину, чтобы остановить кровотечение и уберечься от гангрены, раны промывали ягодным настоем шиповника. Моряки, отправляясь в дальнее плавание запасались плодами этого чудесного растения, чтобы во время путешествия не было цинги.

Лекарственным сырьем являются плоды шиповника. По содержанию витамина С они превосходят почти все растительные продукты. Из плодов шиповника можно приготовить вкусные и полезные кулинарные блюда, используя свежие или сушеные ягоды. (Сироп, кисель, морс, Компот)

Тысячелистник

Сегодня мы расскажем о тысячелистнике. В нашей местности его называют парез-травой.

Тысячелистник обыкновенный имеет богатую и интересную историю. Греческое слово Ахилиос, от которого произошло научное название, соответствует имени древнегреческого героя Ахилла. Дело в том, что Ахилл, согласно сообщения Плиния, первый применил его для остановки кровотечения и лечения ран.

Из-за способности тысячелистника останавливать кровь в средние века его называли «солдатской травой». Солдаты армий от Александра Македонского до Александра Суворова носили при себе порошок из травы тысячелистника.

В русском языке у тысячелистника имен не меньше, чем листьев. Его называют и порезная, и плотничья трава, и кровавник (за способность останавливать кровотечения); и белая кашка, белоголов ( за самую распространенную окраску цветков); и носочистка(за использование чихательной травы вместо табака) и другими названиями.

Другие народы увидели в тысячелистнике сходство с гусинными и овечьими языками и даже с ресницами венеры. Его именуют, то сверчковой, то еврейской, то кафельной травой. Однако без «солдатской травы» не обходится не один язык.

На Руси тысячелистник успешно применяли для лечения разных недугов. Память об этом хранят предания и легенды.

Например, в летописях упоминается, что соком тысячелистника вылечили носовое кровотечения внука Дмитрия Донского- князя Дмитрия Юрьевича. А девица Февронья мазью из этой травы исцелила Муромского князя Петра.

Авиценна в «Каноне врачебной науки»пишет, что отвар его рассасывает опухоли, дробит камни в почках и мочевом пузыре».

Тысячелистник в фитотерапии описывается к применению при 70 различных болезнях.

Одуванчик

Мы хотим рассказать о лекарственном цветке который тоже растет в нашем краю и на нашем школьном дворе и участке. Этот красивый цветок называется одуванчик.

Однажды цветочная богиня спустилась на землю. Она долго бродила по полям и опушкам, по садам и лесам, желая найти свой самый любимый цветок.
Первым ей встретился тюльпан. Богиня решила поговорить с ним:
- О чём ты мечтаешь, Тюльпан? - спросила она.
Тюльпан, не задумываясь, ответил:
- Я хотел бы расти на клумбе у древнего замка, покрытой изумрудной травой. Садовники ухаживали бы за мной. Меня бы обожала какая-нибудь принцесса. Каждый день она подходила бы ко мне и восхищалась моей красотой.

От самонадеянности тюльпана богиня погрустнела. Она повернулась и побрела дальше. Вскоре на пути ей попалась роза.
- Могла бы ты стать моим любимым цветком, Роза? - поинтересовалась богиня.
- Если ты посадишь меня у стен своего замка, чтобы я могла оплести их. Я очень хрупкая и нежная, я не могу расти где попало. Мне нужны опоры и очень хороший уход.

Ответ розы не понравился богине . В отчаянии богиня побежала, куда глаза глядят и чуть не наступила на ярко-желтый одуванчик.
- Тебе нравится жить здесь, Одуванчик? - спросила она.
- Мне нравится жить везде, где есть дети. Я люблю слышать их шумные игры, люблю смотреть, как они бегут в школу. Я мог бы прижиться где угодно: по обочинам дорог, во дворах и городских парках. Лишь бы приносить радость людям.
Богиня улыбнулась:
-Вот цветок, который будет моим самым любимым. И теперь ты будешь цвести везде с ранней весны и до поздней осени. И будешь любимым цветком детей.
С тех пор одуванчики цветут долго и практически в любых условиях. С лечебной целью используют листья и корни, А из красивых цветков варят очень вкусное варенье или мед. Препараты одуванчика обладают желчегонным, противоспалительным, жаропонижающим, успокоительным действием, улучшают аппетит и нормализуют обмен веществ.

ОДУВАНЧИК

На опушке леса раннею весной
Вырос одуванчик жёлто-золотой!
Словно капля солнца на траве блестит,
Согревает землю, душу веселит.

Как живой фонарик светит ярким днём,
По ночам, закрывшись, спит под старым пнём.
День, другой - и взрослым станет солнца друг…
Жёлтые кудряшки превратятся в пух.

Ветерок пушинки разнесёт окрест,
Парашютик белый вскружит до небес.
Солнышки-малышки вырастут весной,
И тогда поляна станет золотой.

III. Выступление приглашенных.

Сегодня, узнав тему нашего классного часа, пришла к нам учитель ОБЖ и физкультуры Петрова Евгения Георгиевна, которая всегда ратует за ЗОЖ и очень много знает о травах. Она решила поделиться с нами своими рецептами.

(Евгения Георгиевна делится своей информацией о растениях, рецептами и угощает ребят и гостей приготовленным морсом из шиповника, компотом из сибирских ягод, медом из одуванчиков).

Учитель (читает стихотворение,выведенное на экран).

родина моя

- Что значит: Родина моя? - Потом красивые поля

Ты спросишь. Я отвечу: От края и до края.

- Сначала тропочкой земля Все это - Родина твоя,

Бежит тебе навстречу. Земля твоя родная.

Потом тебя поманит сад Чем старше станешь и сильней,

Душистой веткой каждой. Тем больше пред тобою

Потом увидишь стройный ряд Она заманчивых путей

Домов одноэтажных. Доверчиво раскроет.

III. Заключительная часть.

А сейчас мы послушаем песню «Родина моя» в исполнении Ольги Дубовой. У вас на столах лежат листочки со словами этой песни и я предлагаю ее подпеть всем вместе.

( Клип песни «Родина моя»)

Этой песней мне хочется закончить нашу встречу с родным краем, с замечательными легендами о его сказочном природном богатстве.

Я думаю каждый человек должен помнить и любить свой родной край, свою родину, будь она большая или маленькая, уважать ее, защищать если потребуется. Непременно знать и помнить свои корни, своих предков. И, конечно же, безгранично любить - до замирания сердца.











© 2010-2022