Профилактика суицидального поведения среди учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная работа



ПАМЯТКА

КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

Если человек серьёзно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые условно можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие, ситуационные.

Словесные признаки

  1. Прямо и явно говорить о смерти: «Я не могу так дальше жить», «Я собираюсь покончить с собой».

  2. Косвенно намекать о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе не придется больше обо мне волноваться».

  3. Много шутить на тему самоубийства.

  4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросам смерти.

Поведенческие признаки

  1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

  2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении (проявлять чрезмерность в еде, во сне или себя ограничивать; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным, или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния).

  3. Проявлять признаки беспомощности, безнадёжности, отчаяния.

Ситуационные признаки


  1. Социальная изоляция (чувствует себя отверженным, не имеет друзей).

  2. Нестабильное окружение (кризис в семье, алкоголизм родителей).

  3. Жертва насилия - физического, сексуального, эмоционального.

  4. Тяжёлая потеря (смерть близких, развод родителей).

  5. Сильная критика по отношению к себе.

  6. Предпринятые ранее попытки суицида.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, то:



  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

  2. Оцените серьёзность намерений и чувств ребенка. Ситуация более острая, если имеется конкретный план, чем если план расплывчатый.

  3. Внимательно отнеситесь ко всем, даже незначительным обидам и жалобам. Дети могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

  4. Утверждения о том, что кризис давно миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребёнок может почувствовать облегчение после разговора, а потом опять вернётся к тем же мыслям. Не оставляйте его в одиночестве даже после успешного разговора.

  5. Поддерживайте ребёнка и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.

  6. Убедите его в том, что он сделал правильный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут эмоциональную опору.

  7. Оцените его внутренние резервы. Если подросток сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность.

  8. Следует принять во внимание и другие источники помощи: друзья, семья, врачи, священники.

  9. Попытайтесь убедить подростка обратиться к психологу, психотерапевту, психиатру. В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.


Профилактика суицида в образовательной среде включает в себя:


1.Работа с родителями (родительские собрания, индивидуальное консультирование, консультация врача - психиатра, помощь в трудоустройстве, помощь в организации досуга).

2. Работа с учащимися (формирование жизненных ценностей, тренинги уверенного поведения, формирование толерантной личности, пропаганда ЗОЖ, ценности личности, её уникальности, повышение самооценки обучающихся, создание ситуации успеха, занятия по формированию эмоциональной устойчивости, по снижению агрессии).


© 2010-2022