Опыт работы Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт работы «Личностное развитие школьника через взаимодействие

семьи и школы»

Выступление классного руководителя 2 «В» класса

Пархоменко Алены Константиновны

Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 2 Эпиграфом к своему выступлению я выбрала высказывание Льва Абрамовича Кассиля: «Семья и школа - это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»

В этом году я пришла работать в школу и получила второй класс, но для меня это первый класс. Всё новое - новые дети, новые родители. Я переживала: как сложатся отношения с детьми? Как сложатся отношения с родителями? Но успокаивала себя тем, что у нас с родителями общая цель - воспитать достойного человека, человека который будет себя комфортно чувствовать в окружающем его мире; что в этой трудной жизни он найдёт себя, самоопределится и использует весь свой потенциал, чтобы стать успешным. И на сегодняшний день я могу сказать, что все - таки большая часть родителей являются в этом вопросе моими союзниками.

Слайд 3 С чего я начала свою работу с родителями? С наблюдения за детьми. Ведь известно, что первый социальный опыт ребенок приобретает в семье. И мы, педагоги, не можем игнорировать глубокое влияние семьи на ребенка, нельзя сердиться на детей, воспроизводящих семейный стиль речи, поведения,отношения.
Когда малыш приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни. Привычки поведения, уровень интеллекта - все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов.

Поэтому наблюдая за своими учащимися, и конечно же изучая их личные дела, я делала для себя предположения о степени взаимодействия родителей с детьми, о стилях воспитания в семье. На первом же родительском собрании мною было проведено анкетирование «Взаимодействие родителя с ребенком», при обработке которого я смогла подтвердить, либо опровергнуть свои предположения и составить план работы с каждой семьей.

Я считаю, что развитию личности каждого школьника способствуют, прежде всего, индивидуальные формы работы с родителями. Наиболее эффективными в моем пока еще небогатом опыте являются индивидуальные консультации, беседы и посещения учащихся на дому. На сегодняшний день я провела индивидуальные беседы с каждым из родителей, в результате которых мы вместе выработали индивидуальный план и путь развития их ребёнка.

Посещения на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но, считаю, что можно прийти и проверить на наличие уголка школьника. Только один раз, другие же посещения должны быть только по причине и если они связаны с определёнными обстоятельствами в жизни ученика.

Так же невозможно обойтись без групповых форм взаимодействия с родителями. Прежде всего это родительские собрания. Начиная с первого собрания, я стараюсь добиться максимальной посещаемости. Конечно, добиться 100 % посещаемости собраний невозможно. Я понимаю, что родители - люди занятые, у них есть работа, семья. Однако я убеждаю родителей в том, что встречи до или после собрания не так эффективны, как наш совместный разговор во время назначенной встречи.

На первом же собрании я старалась убедить родителей в том, что их дети теперь для меня - не чужие. И я готова принять их всем сердцем, каждого таким, какой он есть на данный момент, и работать над тем, чтобы им в классе было комфортно, чтобы в школе им было интересно. На каждом родительском собрании я провожу небольшую лекцию по наиболее актуальным проблемам своих учащихся и предлагаю родителям памятки, например, «Как помочь ребёнку при подготовке домашних заданий», «Как выйти из конфликтной ситуации со своим ребёнком», «Создание благоприятной семейной атмосферы». Так же сообщаю родителям о психологических особенностях возраста детей и данного классного коллектива, знакомлю их с динамикой обучения, воспитания и развития их детей. Чтобы собрания были полезными родителям, и им хотелось в нём участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. И я убеждаю их, что только совместными усилиями, мы можем добиться успеха в обучении и личностном развитии их детей. Конечно же, на родительских собраниях я больше рассказываю о положительных сдвигах в коллективе и об индивидуальных успехах каждого ученика. Не забываю сказать родителям спасибо за помощь мне и своим детям в их успехах.

Слайд 4,5,6 Помимо таблиц и диаграмм мониторинга успешности обучения учащихся, я предоставляю возможность родителям не только услышать на словах, но и увидеть на фотографиях воспитательные мероприятия с участием их детей. Что способствует повышению интереса родителей к данным мероприятиям, а главное возникают вопросы: нужна ли какая-либо помощь мне с их стороны в проведении дальнейших мероприятий? Таким образом, многие родители стали интересоваться не только обучением своего ребенка, но и его воспитанием.

Слайд 7 На последнем собрании мною был проведен опросник всего из двух вопросов: 1) Принимаете ли вы активное участие в общественных делах школы? 2) Хотели бы вы больше участвовать в общественных делах школы? И оказалось, что активно принимают участие только 15 % родителей, но хотели бы 45%. Поэтому в ближайшее время я запланировала вовлекать их во все мероприятия (на данный момент они занимаются вместе со своими детьми подготовкой к украшению класса к новогодним праздникам, и делают это с удовольствием).

Практически со всеми родителями у меня установились добрые отношения. Но есть и проблемы с некоторыми из них. Конечно, это трудные дети, часто - трудные семьи, где родители не уделяют достаточно внимания своим детям. Однако, понимая это, стараюсь уделить этим ребятам больше внимания здесь, в школе.

В будущем от взаимодействия с родителями я жду и постараюсь добиться взаимопомощи и взаимопонимания в вопросах воспитания и обучения детей, добросовестного выполнения родительских обязанностей (поддержание здоровья, внешнего вида, забота о школьных принадлежностях), помощи в организации внеклассных мероприятий, активного участия в общешкольной жизни.

Слайд 8 Для себя в работе с детьми и их родителями я выработала несколько правил, которыми хочу с вами поделиться:

-умей слушать и понимать;

-заботься о каждом воспитаннике своего класса: о его интеллектуальном, психическом, физическом и нравственном состоянии;

-войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребёнок и родитель. Только тогда реши, что делать дальше.

-сам совершай добрые и хорошие поступки. Не только дети, но и родители учатся у нас.

-доставь ребёнку радость общения с тобой! Похвали! Укажи на успехи! Воодушеви!

-избегай обвинений.

-развивай в себе незаурядность! Тогда и твои воспитанники станут незаурядными личностями. Импровизируй!

Слайд 9 Спасибо за внимание!


© 2010-2022